Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 277
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
РЕФЕРАТ
Тема «Юридическая наука в Древнем Риме
Выполнила студентка 1 курса
очной формы обучения,
группы 1119МЗ1
Боровикова Анна Александровна
Научный руководитель кандидат юридических наук, доцент
Евдеева Наталия Владимировна
г. Нижний Новгород
2020 год
Юридическая наука в Древнем Риме
Введение
Римское право есть величайшее достижение античного мира (в частности, римской культуры).
Безусловно, оно берет свое начало от взглядов таких античных мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур и др. Но при этом теоретические концепции римских авторов отличаются своеобразием и новизной в связи с изменившимися социально-экономическими условиями жизни.
Так, например, взгляды греческих мыслителей на свободного индивида использованы римскими авторами (в частности, Цицероном) для создания относительно новой концепции – понятия юридического лица (правового лица, персоны). Кроме того, значительным достижением древнеримской мысли стала разработка самостоятельной науки – юриспруденции (в том числе комплекса политико-правовых вопросов общей теории государства и права, отдельных юридических наук – гражданского, государственного, административного, уголовного, международного права). В «римских» конструкциях отражена новая, отличная от древнегреческой, историческая и социально-политическая реальность, в условиях которой жили и созидали римляне: это и кризис полисной формы государства и старой полисной идеологии, и превращение Рима в империю, и др.
В то же время мы можем говорить о том, что разработанные древнеримскими мыслителями теоретические положения юридической науки (принципы и нормы частного права) являются основой частного права, используемой и в современном гражданском праве. И, по словам К. Маркса, римляне «собственно, впервые разработали право частной собственности, абстрактное право, частное право, право абстрактной личности. Римское частное право есть частное право в его классическом выражении»1.
-
Учение римских мыслителей о государстве и праве
В Древнем Риме не было юристов в современном значении этого слова, как и самого слова в целом. В связи с этим изначально правом (комментированием закона) занимались римские жрецы – понтифики.
Понтификами признавались члены высшей коллегии жрецов, которая управляла всеми делами религии (роль в данной сфере усилилась после утраты их главенства в судопроизводстве). Коллегия являлась хранителем знаний о сакральном праве и регламентировала способы его толкования, осуществляла запись юридических прецедентов и давала юридические советы; один из членов коллегии назначался специально для изучения частного права2.
Особенно нуждались в помощи по судебным делам непатрицианские слои Рима, которые на протяжении долгих лет были лишены возможности занимать жреческие должности и, следовательно, не имели доступа к юридическим записям и традициям.
Тиберий Корункарий (около 254 г. до н.э.) был первым великим понтификом, вышедшим из плебеев, который начал публично консультировать по вопросам обращений в суд и толкования права. Это и считается отправной точкой римской юриспруденции3. И уже с I в. н.э. римская система образования существенное внимание уделяла юридической науке.
Так, римский юрист Мазурий Сабин (пер. пол. I в. н.э.) открыл первую частную юридическую школу, в которой читали лекции по праву, проводили диспуты и давали ответы на вопросы учеников. Последователи юриста образовали школу римского права – сабинианскую школу, а сам Мазурий Сабин и другие юристы получили право официально разъяснять законы, причем эти разъяснения имели обязательную силу для суда. Такие изменения имели положительный эффект: повысился уровень правовой культуры; а чиновники и судьи, которые в большей мере не обладали навыками профессиональных юристов, отныне должны были учитывать в своей деятельности и достижения юридической науки.
Поначалу римская юриспруденция имела чисто прикладной характер и отличалась тем, что правоведы не имели возможности выступать в судах: они лишь оказывали помощь обращающимся к ним. К I в. до н.э. сложились официально признанные формы такой помощи (юридической практики):
-
respondere (ответы) – ответы на вопросы частных лиц, а также судей и магистратов (о юридических случаях, судебных делах, спорных мнениях, постановленных решениях); -
cavere (предписания) – положения о составлении форм различных сделок и реализации наследственного права, т.е. помощь частным лицам при заключении сделок; -
agere (иски) – «процессуальные» советы (относительно ведения дела в суде, в том числе постановки исков и способов доказывания)4; -
scribere (письма) – письма, в которых правоведы сами излагали какой-либо вопрос5.
При этом свою позицию по делу римские юристы оформляли в виде письменного обращения к судьям или в виде протокола, который содержал запись устной консультации и составлялся при свидетелях. На основании источников действовавшего права (обычное право, Законы XII Таблиц, законодательство народных собраний, эдикты магистратов, сенатусконсульты и конституции императоров) юристы при разборе тех или иных вопросов толковали правовые нормы в соответствии с требованиями справедливости (aequitas), а при возникновении коллизий изменяли старую норму с учетом новых представлений о справедливости и справедливом праве (aequum jus).
Римская юридическая наука достигает своего расцвета в последний период республики. Изначально императоры стремились заручиться поддержкой влиятельной юриспруденции и по возможности подчинить ее своим интересам. В связи с этим выдающиеся юристы уже со времен правления Августа (31 г. до н.э. – 14 г. н.э.) получили специальное право давать ответы от имени императора (jus respondendi). Постепенно такие ответы стали обязательными для судей, а в III в. на некоторые положения юристов-классиков ссылались как на текст самого закона. Тем самым юриспруденция стала одним из источников римского права, что является едва ли не самой оригинальной и исторически важной его особенностью.
Однако со второй половины III в. римская юридическая наука переживает упадок, что связано в большей степени с приобретением императорами законодательной власти и прекращением правотворческой деятельности юристов. А во времена правления Диоклетиана (284 г. – 305 г.) юристы и вовсе потеряли право давать ответы от имени императора (jus respondendi), поскольку императоры получили неограниченную законодательную власть. Но в то же время разработки юристов классического периода сохранили свой авторитет и в новых условиях.
Среди наиболее известных и авторитетных юристов того времени выделяют Гая (II в.), Папиниана (II – III вв.), Павла (II – III вв.), Ульпиана (II – III вв.) и Модестина (II – III вв.), разработкам которых была придана законная сила (в соответствии со специальным законом Валентиниана III о цитировании юристов, 426 г.). В случае возникновения расхождений в их мнениях спор решался большинством, а если это было невозможно – по мнению Папиниана. Кроме перечисленных юристов, названный закон признавал значение положений и других юристов, в том числе Сцевола, Юлиана и Марцелла.
В целом деятельность древнеримских юристов была преимущественно направлена на развитие правовой практики и приспособление действующих норм права к изменяющимся потребностям правового общения.
На раннем этапе становления древнеримской правовой мысли право в соответствии с господствовавшими религиозными представлениями воспринималось как нечто богоданное (теономное) – fas. А светское право (jus) в дальнейшем стало пониматься как право в целом, т.е. это все то, что с развитием правовых учений стали называть позитивным правом (при этом непосредственно в римской юридической науке понятие позитивного права отсутствовало). В свою очередь, действующее право римские юристы рассматривали как право естественное.
Признание существования естественного права как составляющей части права в целом и в то же время отсутствие в римском правопонимании понятия позитивного права (как отрицания естественного права, его противоположности) означало, что в понимании римских юристов естественное право (как и иное признаваемое ими право) относится к действующему праву, является его специфическим компонентом, а не только теоретической правовой конструкцией. Это отчетливо прослеживается в различных классификациях и определениях права, разработанных римскими юристами. Например, Ульпиан (170 – 223 гг.) разделил право на публичное (которое относится к положению Римского государства) и частное (которое относится к пользе отдельных лиц). А частное право – на три составных части: jus naturale (естественное право, которое обнимает все живые существа), jus gentium (право народов, которое касается лишь людей), jus civile (гражданское право, которое относится только к известному политическому целому). При этом данные части нельзя назвать автономными разделами права, а, наоборот, они скорее взаимодействующие и взаимовлияющие компоненты и свойства, теоретически выделяемые в структуре действующего права в целом. О невозможности выделения данных частей из права в целом, их взаимопроникновении говорил и сам Ульпиан: «Цивильное право не отделяется всецело от естественного права или права народов. Итак, если мы добавляем что-либо к общему праву или сокращаем из него, то мы создаем наше собственное право, то есть цивильное. Таким образом, наше
право является или писанным или неписанным, как у греков»6.
Юрист Гай (II в.) отмечал: «Все народы, управляемые законами и обычаями, пользуются частью своим собственным, частью правом, общим всем людям». Причем общее право (т.н. право народов) в основе и по существу является естественным (правом, которое естественный разум установил между всеми людьми)7.
Характерным для правопонимания древнеримских юристов является постоянное стремление подчеркнуть не только аксиологические (ценностные) черты права, но и присущие понятию права качества необходимости и долженствования. Причем оба эти качества связаны в т.н. единство справедливого права. Эти требования согласно воззрениям римских юристов распространяются на все источники права, в том числе закон (lex). Соответственно, в тех определениях закона, которые разработаны римскими юристами, подчеркивались ценностно-содержательное, идеально-должное, необходимо-разумное и общезначимое свойство закона (а не просто формально-процедурная дефиниция в качестве принудительного акта определенного органа). Можно сказать, в приведенном определении закона отмечены такие черты, как общеимперативность, разумность, социальность (антикриминальность), общегосударственный характер (т.е. государственная защита закона, обязанность соблюдения закона и его святость для самого государства).
Присущее понятию закона свойство долженствования (т.е. закон как критерий разграничения должного и недолжного) римские юристы освещали и развивали под влиянием стоиков, в понимании которых долг (должное, долженствование) играет существенную роль.
В переходный период (от республики к монархии) римские юристы приложили немало усилий для обоснования претензий императоров на законодательную власть. Так, законную силу императорских решений отстаивал Гай (II в.). Многие из римских юристов были доверенными советниками при императорах и занимали высокие должности в государстве. Правда некоторые из них впоследствии сами стали жертвами произвола властей.
Важным достижением римских мыслителей является деление права на частное и публичное.
В сфере публичного права римские юристы освещали правовое положение святынь и жрецов, полномочия государственных органов (магистратур) и должностных лиц, понятие власти (imperium), гражданства и другие институты государственного и административного права.
Но большее внимание римские юристы уделяли изучению проблем частного, прежде всего цивильного, права. Гай под цивильным правом понимал право, установленное письменно или устно у того или иного народа (например, у римлян, греков и т.д.). Папиниан дополнил данное определение указанием источников цивильного права (законы, плебисциты, сенатусконсульты, декреты принцепсов, положения ученых юристов).