Файл: Эвакуация населения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЧС РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский институт Государственной противопожарной службы
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»
ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ
ПРИ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ
И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
МИРНОГО ВРЕМЕНИ
Учебное пособие
Специальность 20.05.01 Пожарная безопасность
Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность
Направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
Екатеринбург
2018

2
Эвакуация населения при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях мирного времени [Текст] : учебное пособие. Специальность 20.05.01
Пожарная безопасность. Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность. Направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление / авт.-сост. Н. П. Мураев [и др.]. – Екатеринбург :
Уральский институт ГПС МЧС России, 2018. – 124 с.
Авторы составители:
Мураев Н. П., доцент кафедры управления в кризисных ситуациях
Уральского инситута ГПС МЧС России, канд. пед. наук;
Самойленко С. В., начальник государственного казённого учреждения дополнительного профессионального образования специалистов
Свердловской области «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Свердловской области»;
Шишкин П. Л., преподаватель кафедры управления в кризисных ситуациях Уральского инситута ГПС МЧС России;
Субачев С. В., доцент кафедры управления в кризисных ситуациях
Уральского инситута ГПС МЧС России, канд. техн. наук, доцент;
Вишняков А. В., старший преподаватель государственного казённого учреждения дополнительного профессионального образования специалистов
Свердловской области «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Свердловской области», канд. биол. наук, доцент.
Рецензенты:
Зацепин А. В., заместитель начальника ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по
Свердловской области» по оперативному обеспечению;
Зубарев И. А., заместитель начальника кафедры пожарной техники
Уральского инстиута ГПС МЧС России, кандидат педагогических наук, доцент.
Учебное пособие разработано в Уральском институте ГПС МЧС России при участии Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Свердловской области.
Пособие предназначено для обучающихся образовательных учреждений
ГПС МЧС России по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность, направлениям подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность и 38.03.04
Государственное и муниципальное управление (профиль – Управление в кризисных ситуациях) при изучении дисциплин «Специальная подготовка»,
«Управление в кризисных ситуациях», «Тактика сил РСЧС и ГО», а также лиц, проходящих обучение (повышение квалификации) в специализированных организациях (учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, курсах гражданской обороны муниципальных образований).
© ФГБОУ ВО «Уральский институт ГПС МЧС России», 2018


3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………........................................................... 5
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ……………………………… 8
СОКРАЩЕНИЯ………………………………………………………………. 11 1. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ,
ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ,
МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В БЕЗОПАСНЫЕ
РАЙОНЫ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО И
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА………………………………………….... 12 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………….
19 3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ЭВАКУАЦИИ
НАСЕЛЕНИЯ………………………………………….................................... 25 4. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ... 34 4.1. Транспортное обеспечение эвакуации населения……………………… 34 4.1.1. Общие положения……………………………………………………… 34 4.1.2. Обеспечение эвакоперевозок автомобильным транспортом…......... 36 4.1.3. Обеспечение эвакоперевозок железнодорожным транспортом и метрополитеном………………………………………………………………. 43 4.1.4. Обеспечение эвакоперевозок наземным городским электрическим транспортом…………………………………………………………………… 47 4.2. Медицинское обеспечение эвакуации населения………..…………..... 49 4.2.1. Общие положения……………………………………………………… 49 4.2.2. Планирование медицинского обеспечения эвакуации населения..... 51 4.2.3. Организация медицинского обеспечения населения в ходе эвакуации……………………………………………………………………… 52 4.2.4. Организация медицинского обеспечения эваконаселения в местах его размещения…………………………………………………….................. 55 4.2.5. Санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение при эвакуации населения…………………………………………………..... 55 4.3. Инженерное обеспечение эвакуации населения……………………..... 61 4.3.1. Общие положения……………………………………………………… 61 4.3.2. Инженерное оборудование сборных эвакуационных пунктов…….. 62 4.3.3. Инженерное оборудование пунктов посадки и пунктов высадки эвакуируемого населения……………………………………........................ 63 4.3.4. Подготовка и содержание маршрутов эвакуации……………………. 64 4.3.5. Инженерное оборудование районов размещения……………………. 67 4.4. Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения…………………………………………………………. 68 4.4.1. Общие положения……………………………………………………… 68 4.4.2. Охрана объектов на период эвакуации……………………………..... 69 4.4.3. Особенности организации охраны общественного порядка и

4 обеспечения безопасности дорожного движения при проведении эвакуации населения из зон техногенных аварий и стихийных бедствий…………………………………………………………………….....
71 4.4.4. Учёт и регистрация эвакуированного населения в районах размещения…................................................................................................... 76 4.5. Разведка…………………………………………………………………… 77 4.5.1. Общие положения………………………………...……………………. 77 4.5.2. Радиационная и химическая разведка………………………………… 78 4.5.3. Пожарная разведка…………………………………………………….. 80 4.5.4. Инженерная разведка…………………………………………….......... 80 4.5.5. Медицинская разведка…………………………………………………. 80 4.5.6. Ветеринарная разведка………………………………………………… 81 4.5.7. Фитопатологическая разведка………………………………………… 81 4.6. Коммунально-бытовое обслуживание эваконаселения…………......... 82 4.6.1. Общие положения……………………………………………………… 82 4.6.2. Организация водоснабжения эваконаселения……………………….. 83 4.6.3. Организация работы предприятий коммунальной энергетики в районах размещения эваконаселения…………………………………......... 88 4.6.4. Требования к организации работы бань в районах размещения эваконаселения………………………………………………………….......... 91 4.6.5. Требования к организации работы прачечных в районах размещения эваконаселения……………………………………...……......... 92 4.7. Финансовое обеспечение эвакуационных мероприятий……………… 93 5. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ЭВАКУАЦИОННЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ…………......... 95 6. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ
ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ……………………………………. 101 6.1. Общие положения………………………………………………….......... 101 6.2. Развитие организационно-управленческой составляющей эвакуационных мероприятий ..……………………………………………… 102 6.3. Техническая компонента совершенствования эвакуационных мероприятий..…………………………………………………………………. 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..... 111
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Документы по организации и проведению эвакуационных мероприятий в муниципальных образованиях, территории которых отнесены к группам по гражданской обороне, городских и муниципальных районов……………………………………….
119
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Документы по организации и проведению эвакуационных мероприятий на объекте экономики……………………… 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Список лиц, подлежащих эвакуации (форма 1э)…….. 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Список лиц, подлежащих эвакуации (форма 2э).…….. 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Памятка о поведении граждан при эвакуации……….. 123


5
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время на территории Российской Федерации, несмотря на принимаемые на всех уровнях государственной власти усилия, по мнению специалистов МЧС России, уровень радиационной, химической и биологической защиты населения Российской Федерации не достигает состояния, при котором отсутствуют недопустимые риски причинения вреда в результате воздействия опасных факторов радиационного, химического и иного техносферного характера [1-3], кроме этого сохраняется достаточно высокий уровень возникновения угрозы стихийных бедствий, а также наблюдается тенденция роста их количества и масштабов последствий.
Результаты исследования
Всероссийского
НИИ гидрометеорологической информации – Мирового центра данных и
Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), основанного на данных таких чрезвычайных ситуаций, как наводнения, паводки, сели, говорят о том, что суммарно число опасных гидрологических явлений за первое десятилетие XXI века в
России выросло в 1,5 раза по сравнению с последним десятилетием прошлого века [4].
Рассматривая перечисленные кризисные ситуации, следует учитывать то положение, что одним из способов защиты населения при их возникновении является эвакуация. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.
Эвакуация должна проводиться в максимально сжатые сроки и, как правило, комбинированным способом, т. е. с использованием всех видов транспорта и пешим порядком. Она должна осуществляться через эвакуационные сборные пункты по территориально производственному принципу, когда эвакуация рабочих, служащих и членов их семей осуществляется по производственному принципу, то есть по предприятиям, цехам, отделам, участкам и т. д. Эвакуация населения, не связанного со сферой производства и обслуживания, проводится через органы исполнительной власти.
Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей, например, при наводнениях и лесных пожарах. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями. Эвакуация населения непосредственно возлагается на эвакуационные комиссии органов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций [5 и 6].


6
Эвакуация может затронуть и несколько десятков или сотен человек, как при лесном пожаре 28 апреля 2017 года, уничтожившем посёлок
Бубновка в Иркутской области, когда было эвакуировано 450 человек [7], так и принять более обширный характер.
В качестве примеров, раскрывающих масштабность эвакуационных мероприятий, проводимых МЧС России и органами государственной власти в субъектах Российской Федерации, за последний период можно привести наводнение в мае 2017 года в Ставропольском крае, когда из-за угрозы переполнения
Отказненского водохранилища количество эвакуированных граждан измерялось тысячами, а также эвакуацию из населённого пункта Пугачёво и Республиканского детского санатория
«Юськи» при взрывах боеприпасов на бывших военных складах в
Удмуртии в мае 2018 года, при которой из зоны чрезвычайной ситуации вывезли более 1400 человек [8 и 9] и т. д.
Во всех случаях не зависимо от количества эвакуированного населения необходимо тщательно продуманное планирование эвакуационных мероприятий и заблаговременная всесторонняя подготовка транспорта, дорог, пунктов временного размещения (эвакуационных пунктов) и т. д.
При этом важно отметить, что процесс эвакуации, как и другие задачи гражданской обороны, чтобы адекватно отвечать возникающим кризисным ситуациям, вызовам безопасности населения Российской
Федерации, должен постоянно совершенствоваться по всем направлениям реализации.
Данное положение определяет актуальность разработки изданий обучающего характера по рассматриваемой проблематике, основывающихся на научной методологии, описывающих и анализирующих последние достижения науки и техники по тематике, связанной с таким способом защиты населения при чрезвычайных ситуациях, как эвакуация в безопасные районы (места).
В этом случае немаловажно, чтобы представляемый материал не только обладал описательными свойствами, а раскрывал проблемные составляющие тематических вопросов и, самое главное, показывал пути их решения, формируя у обучающихся и профессиональные компетенции, и навыки самостоятельного научного мышления.
Цель разработки данного учебного пособия – освещение единых научно-практических подходов к решению такой задачи по защите населения в кризисных ситуациях, как эвакуация.
В пособии систематизирована и обобщена информация о современном состоянии таких организационных составляющих эвакуации населения в безопасные районы, как планирование, подготовка и непосредственное проведение, также в работе приведена информация об актуальных документах нормативной правовой базы, касающейся


7 рассматриваемого способа защиты. Помимо этого, в пособии представлены основные направления работы по совершенствованию эвакуационных мероприятий и зарубежный опыт деятельности государственной власти и иных структур в этой сфере.
Кроме того, коллектив авторов при работе над пособием в качестве одной из задач ставил возможность использования представляемого материала не только курсантами (студентами) Уральского института ГПС
МЧС России, но и иными группами (категориями) населения, включая должностных лиц и специалистов, работающих в составе эвакуационных органов и комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности всех уровней. Причём последние категории могут знакомиться с материалом пособия как в ходе подготовки в учебно-методических центрах по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации или на курсах гражданской обороны муниципальных образований, так и при самостоятельной работе.

8
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем разделе представлены документы нормативного, правового и технического характера, в которых содержатся термины и определения, используемые в пособии [10-13].
Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Защита
населения
от
воздействия
средств
нападения
противника; защита населения комплекс мероприятий гражданской обороны по предотвращению или уменьшению потерь населения от воздействия средств нападения противника.
Зона возможного опасного радиоактивного загрязнения
(заражения) – часть территории зоны возможного радиоактивного загрязнения, в пределах которой возможно превышение установленного законодательством Российской Федерации о радиационной безопасности верхнего критического значения доз облучения населения.
Зона возможного радиоактивного загрязнения (заражения) – территория или акватория, на которой возможно загрязнение объектов защиты радиоактивными веществами, приводящее к превышению установленных законодательством Российской Федерации о радиационной безопасности пределов доз облучения населения.
Зона возможного химического заражения – территория, в пределах которой в результате повреждения или разрушения емкостей
(технологического оборудования) с аварийно-химически опасными веществами возможно распространение этих веществ в концентрациях или количествах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.
Зона заражения – территория или акватория, в пределах которой распространены или куда привнесены опасные химические и биологические вещества в количествах, создающих опасность для людей, сельскохозяйственных животных и растений в течение определенного времени.
Зона катастрофического затопления – территория затопления водой, на которой произошла гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, повреждены или уничтожены материальные ценности, а также нанесен ущерб окружающей среде
Опасное химическое вещество – химическое вещество, прямое или опосредованное воздействие которого может вызывать острые и хронические заболевания людей или их гибель.
Пункт временного размещения – помещение или участок местности, специально подготовленный и оборудованный для временного