Файл: Задание Определите возможность заимствования юридической психологией результатов исследований И. П. Павлова. Ответ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 356

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа – сложного метода современной статистики, который позволяет свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.

С помощью такого метода И.П. Павлова удалось выявить 16 различных личностных черт, каждая из которых получила двойное название, характеризующее степень её развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт И.П. Павлова построил 16 – факторный личностный опросник. В дальнейшем это количество экспериментально – выделенных факторов – черт значительно увеличилось.

Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение концепция личности, названная теорией социального убеждения. По предложенной классификации она может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно – динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающих человека как личность в поведенческих терминах. Основная психологическая характеристика личности в данной теории – это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его проступков.

Индивидуальные различия в поведении, которые обнаруживаются у детей и взрослых, являются, согласно данной теории, результатом опыта их длительного пребывания в различных жизненных условиях, взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Основные механизмы приобретения человеком новых форм поведения, и, следовательно, его развития как личности – это научение условнорефлекторным путём через наблюдение других (виктарное научение) и подражание.

По широте и масштабности исследований в сфере личности, бесспорно, И.П. Павлова достоин признания как самый выдающийся персонолог нашего времени. Его научная и исследовательская деятельность затронула почти все аспекты, имеющие значение для теории личности, – структуру, развитие, мотивацию, психопатологию, психическое здоровье и изменения. Его усилия по построению теории, основанной на технике точных измерений, поистине впечатляющи.


Однако, к сожалению, теория И.П. Павлова не получила должной оценки у многих персонологов, изучавших личность человека, и осталась по сути мало известной широкой публике. Критики указывают на то, что труды И.П. Павлова написаны сложным языком и трудны для понимания. Имеет место и критика его чрезмерной приверженности факторному анализу, а также субъективности предложенных им формулировок, интерпретаций и названий основных черт, полученных статистическим методом. Несмотря на недостаточное внимание к его работе и некоторые заслуженные упреки в его адрес, И.П. Павлова остается убежденным приверженцем своего подхода, который, по всей вероятности, даст нам возможность понять структуру и функции личности. И.П. Павлова ни в коем случае нельзя считать единственным персонологом, посвятившим себя изучению базисной структуры личностных черт.

Подводя итог, можно сказать, что после почти шестидесяти лет работы И.П. Павлова, ставивший перед собой задачу нарисовать полную карту личности, достиг успеха в создании исчерпывающей квалификации личностных структур, а также разработал метод, позволяющий предсказывать поведение.
Задание 2.
Используя типологию акцентуированных личностей, смоделируйте оптимальный вариант виктимологической профилактики применительно к каждому психотипу. При решении второго задания:

  • раскройте особенности виктимности (анадаптация, дезадаптация и пр.) представителя каждого психотипа;

  • раскройте группу преступлений, к которой тяготеют представители каждого психотипа;

  • раскройте способы коррекции виктимности с учетом типовых особенностей лица.


Ответ:
Виктимность закономерных активных жертв характеризуется другими признаками, прежде всего легкомысленным отношением к последствиям своего поведения, вследствие чего обыденная ситуация адаптируется в ситуацию криминальную, либо отрицательным поведением, создающим ситуацию преступления.

В отношении закономерных активных жертв целесообразно выделять две разновидности виктимности: виктимность в форме легкомыслия и виктимность в форме агрессии.

Виктимность в форме легкомыслия наблюдается в тех случаях, когда лицо, не обладая достаточными способностями по урегулированию криминальной ситуации

, тем не менее, активно стимулирует возникновение и развитие ее, надеясь в любой момент по своему желанию справиться с потенциальными негативными последствиями. Виктимность в форме легкомыслия является следствием переоценки будущей жертвой потенциала собственных способностей. Завышенная самооценка жертвы не позволяет критически проанализировать ситуацию. Однако, если лицо не делает выводов о необходимости пересмотра своей явно завышенной оценки, что является крайне затруднительным для любого человека, ответственность за наступление негативных последствий данное лицо склонно возлагать на внешние обстоятельства.

Наиболее ярким примером виктимности в форме легкомыслия служит поведение лиц, пострадавших от мошенничества. Как правило, при мошенничестве жертва надеется сама обмануть преступника, возлагая надежду на собственное интеллектуальное превосходство, счастливый случай либо веру в чудеса. В подобных случаях жертва сама форсирует контакт, предложенный преступником, выступая активной стороной криминального события.

В качестве завершающей формы виктимности активных закономерных жертв выступает виктимность в форме агрессии. Ориентация на агрессивное поведение как способ решения конфликтов проистекает из индивидуальных особенностей личности как социальной, так и биологической природы. Агрессивное поведение — самый простой способ для данных лиц в решении жизненных ситуационных конфликтов, слишком часто повторяющийся, со временем трансформируется в индивидуальную особенность личности. Виктимность в форме агрессии детерминирует криминальную ситуацию путем активного (агрессивно-наступательного) воздействия на преступника, осуществляемого без учета возможных последствий. Отличие этой формы виктимности от виктимности в форме легкомыслия заключается именно в природе активности жертвы по созданию криминальной ситуации. Лицо с виктимностью в форме легкомыслия не предполагает возникновения криминальной ситуации, т.к. надеется на свои способности не допустить возникновения данной ситуации. Лицо же с виктимностью в форме агрессии уверено в своих силах в случае возникновения криминальной ситуации и осознанно или неосознанно предполагает или допускает ее возникновение, будучи уверенным в своем превосходстве и способности выйти из криминальной ситуации без потерь.

Таким образом, виктимность в форме агрессии закономерных активных жертв выражается в том, что лицо детерминирует криминальную ситуацию путем активного (агрессивно-наступательного) воздействия на преступника, осуществляемого без учета возможных последствий.


Профилактика виктимности в форме анадаптации может выражаться в объяснениях неправильности описанных моделей воспитания и потенциальных последствий возникновения у ребенка виктимности в форме анадаптации и обучении социально приемлемым формам поведения. Процесс профилактического воздействия на несовершеннолетних с виктимностью в форме анадаптации должен включать работу с родителями или лицами, их заменяющими. Это необходимое условие достижения положительного результата.

Воспитание как средство профилактического воздействия является наиболее востребованным в отношении лиц, обладающих виктимностью в форме дезадаптации.

Из определения этой формы виктимности следует, что виктимологическая профилактика в данном случае должна быть направлена не на получение информации, понижающей степень виктимности лица, а на научение пользования имеющейся информацией.

Страх как следствие пережитых ранее эмоциональных потрясений еще в большей степени, чем особенности характера, способствует развитию виктимности в форме дезадаптации у конкретного лица. Так, лица, подвергающиеся в обычной жизни сильным физическим наказаниям, в стрессовой ситуации (в нашем случае — в виктимной ситуации) редко способны к поиску оптимальной модели реагирования, т.к. для таких лиц «ситуация, которая вызывает боль (угрозу боли), может вызывать страх независимо от наличия ощущения боли».

Для лиц, виктимность которых возникла вследствие рассматриваемой причины, виктимологическая профилактика фактически невозможна без оказания серьезной психологической помощи, которую может предоставить только специалист-психолог. Забегая вперед, отметим, что реабилитация жертв преступлений, которая будет рассмотрена в следующем параграфе, в основном преследует цель понижения виктимности данной формы.

Таким образом, обучение выступает главным способом профилактики виктимности в форме анадаптации, а воспитание — дезадаптации. В тех случаях, когда потенциальная жертва располагает необходимой для урегулирования виктимной ситуации информацией и имеет возможность воспользоваться ею, но не делает подобного в силу ряда причин личностного характера, актуальными являются виктимологические приемы, направленные на коррекцию личности в целях виктимологической профилактики в отношении данного лица. Особую актуальность данные приемы имеют в отношении лиц с виктимностью в форме агрессии или легкомыслия.


Список использованной литературы


  1. Аминов И.И. Психологический практикум. Учебное пособие. - М.: Академия, 2020. - 215 с.

  2. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Юридическая психология: Учебник. - Харьков, 2020. - 368 с.

  3. Еникеев М.И. Юридическая психология. - М.: Юристъ, 2018. - 327 с.

  4. Лабковская Е.Б. Общая психология. - СПб.: СПбГУ, 2017. - 311 с.

  5. Психология// Под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект, 2016. - 584с.