Файл: Курсовая работа районная пресса мордовии на примере газеты призыв лямбирского муниципального района рм.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н. П. ОГАРЁВА»

Факультет филологический

Кафедра журналистики
КУРСОВАЯ РАБОТА
РАЙОННАЯ ПРЕССА МОРДОВИИ НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «ПРИЗЫВ» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РМ


Автор курсовой работы Л.А.Танеева,студентка 405-й группы

Специальность «Журналистика»

Обозначение курсовой работы

__________________________________________

Руководитель работы Е.М.Пыреськина , кандидат

филологических наук, доцент
оценка ___________________

Саранск 2013
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н. П. ОГАРЁВА»

Факультет филологический

Кафедра журналистики


ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ


Студентка Л.А.Танеева,группа 405 (З/О)

1 Тема: Районная пресса Мордовии на примере газеты «Призыв» Лямбирского муниципального района РМ

2 Срок представления работы к защите

3 Исходные данные для научного исследования: учебная

литература, материалы периодической печати, работы отечественных

и зарубежных авторов по исследуемой теме, нормативно- правовые

акты Российской Федерации и Республики Мордовия

4 Содержание курсовой работы

4.1 Теоретические основы развития районной прессы

4.2 Тематика статьей на примере газеты «Призыв» Лямбирского муниципального района РМ

4.3 Совершенствование развития газеты «Призыв»
Руководитель работы____________________________Е.М.Пыреськина

Кандидат филологических наук,доцент

Задание принял к исполнению

Саранск 2013


Реферат
Курсовая работа содержит 61 страницы, 36 использованных источников.

РАЙОННАЯ ГАЗЕТА, РАЗВИТИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, СТАТЬИ, МОДЕЛЬ ГАЗЕТЫ, АВТОРСКОЕ ИЗДАНИЕ.

Объект исследования: современная районная газета как тип издания

Предмет исследования: условия и факторы, влияющие на реализацию творческого потенциала современной районной газеты.

Цель работы: исследовать проблемы и перспективы развития районной газеты, изучить феномен районной прессы.

Методы исследования: аналитический, факторный, метод контент-анализа
, изучения документов,сравнительно-сопоставительный,конкретно-исторический методы

Полученные результаты: исследованы проблемы и перспективы развития районной газеты, изучить феномен районной прессы.

Степень внедрения: частичная

Область применения - в учебном процессе

Эффективность – повышение качества знаний учащихся по данной теме

Содержание
Введение 5

1. Теоретические основы развития районной прессы 8

1.1 Исторический аспект районной прессы 8

1.2 Проблемы развития районной газеты 10

1.3 Условия, необходимые для существования свободной прессы 14

1.4 Специфика статей на сельские темы в современной районной прессе 22

2. Тематика статьей на примере газеты «Призыв»

Лямбирского муниципального района РМ 25

2.1 История развития и характеристика современного состояния

газеты «Призыв» 25

2.2 Анализ статей в газете «Призыв» 29

3.Совершенствование развития газеты «Призыв» 41

3. 1Проблемы и перспективы развития районной газеты «Призыв» 41

3. 2 Экспериментальная художественно-графическая модель газеты

«Призыв» как необходимость повышения авторитета издания 48

Заключение 55

Список использованных источников 59


Введение
Период рыночных реформ в системе средств массовой информации обострил многие проблемы, традиционно определявшие эффективность деятельности местной печати.

Одна из них - конкуренция в раскрытии творческих возможностей - оказалась среди самых противоречивых в толковании и реализации. Для элементарного выживания многие редакционные коллективы обратились к технологиям информационной работы, задействованным в изданиях, предназначенных для специфической аудитории, нередко имеющим системные характеристики, противоречащие традиционным установкам и представлениям аудитории районных газет. Другие коллективы продолжают работать, следуя доморощенным навыкам и методам, накопленным за всю историю существования районной газеты. Вопрос: «Какой из обозначенных подходов является адекватным периоду рыночных реформ?» и актуализирует научный интерес к теме исследования.

Районная газета - неизменный атрибут сельской жизни. Ее близость к аудитории порождает традиционно высокую востребованность. Вместе с тем становление информационного рынка усложнило взаимоотношения читателей и местной газеты. Творческий поиск и эксперимент, характерные сегодня для многих типологических разновидностей печати, в районной газете встречаются крайне редко. Без журналистского поиска, реализации творческого потенциала прямой путь газеты - к деградации, застою и исчезновению.



Творческая деятельность местных газет связана с нерыночными факторами развития. Субъектом рыночных взаимоотношений районная газета является, прежде всего, в силу осуществления ею ряда разнообразных функций, характерных для многих СМИ. Редакционные коллективы вынуждены изыскивать творческие ресурсы, чтобы оставаться востребованными и быть интересными: по-новому определить свою роль, пересмотреть систему функций, найти формы реализации рыночных механизмов выживания и творческих методов использования информационных технологий сбора, интерпретации и представления информации в малоформатной местной печати. Исследование методов использования данных ресурсов деятельности районной газеты, позволит предложить концепцию оптимального раскрытия творческого потенциала местного издания в условиях становления информационного рынка.

Степень разработанности темы. Общественная мысль России впервые обращается к анализу творческой деятельности журналистики в XVIII веке. Ее стимулирует активное развитие отечественной журналистики, открытое петровскими «Ведомостями» и продолженное разносторонней журналистской деятельностью М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева. Основы творческого понимания деятельности прессы были продолжены А.И. Герценым, Н.Г. Чернышевским, H.A. Добролюбовым, Д.И. Писаревым. Традиция русских классиков в осмыслении журналистского творчества была продолжена К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным.

Творческую деятельность журналистики стали обсуждать в первых научных сборниках: сборнике КИЖа «Современник», центральном органе профессионального объединения работников печати журнале «Журналист», органе отдела печати ЦК ВКП(б) журнале «Красная печать».

Обстоятельный анализ особенностей творческой деятельности журналиста дается в работах Г.В. Лазутиной, В.Ф. Олешко, С.Г. Корконосенко, Е.В. Черниковой, Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшиной и др.

В целом на страницах журналов «Формат», «Репортер», «Журналист», «Журналистика и медиарынок» представлены публикации сотрудников местных редакций с их наблюдениями за разными аспектами творческой деятельности районной газеты. Но комплексного исследования творческих ресурсов районной газеты на этапе перехода к рыночным условиям существования сегодня нет.

Актуальность исследования. Впервые поднимается тема творческого потенциала местной печати, ранее не привлекавшая внимание ученых.


Объект исследования - современная районная газета как тип издания.

Предмет исследования - условия и факторы, влияющие на реализацию творческого потенциала современной районной газеты.

Цель исследования: исследовать проблемы и перспективы развития районной газеты. Таким образом, цель данной курсовой работы: изучить феномен районной прессы.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

Проследить историю возникновение районной печати.

Проанализировать различные публикации о районной прессе.

Выявить основные проблемы и специфику районной прессы.

Охарактеризовать возможные модели районной прессы.

Проанализировать районную прессу на примере конкретного местного издания «Призыв».

Разработать направления совершенствования развития газеты «Призыв».

В работе использовались следующие методы исследования:

1. Метод контент-анализа - для выявления тенденций формирования функциональных особенностей районных изданий, а также при анализе публикаций практиков СМИ в специализированных изданиях;

2. Метод изучения документов - при анализе Закона РФ «О СМИ», материалов межрайонных летучек, сводок показателей работы редакций газет, отчетов местных СМИ, исследований ученых;

3. Сравнительно-сопоставительный, конкретно-исторический методы - для выявления функционального своеобразия районных газет и особенностей реализации содержательной модели их деятельности.

1. Теоретические основы развития районной прессы


1.1 Исторический аспект районной прессы

Районное издание - это универсальное издание, содержащее преимущественно местные новости. Как тип периодики имеет в России небольшую, но драматичную историю.

Районная газета возникла из уездной прессы, которая была рассчитана исключительно на сельскую аудиторию, поэтому в ее основе и лежит своеобразный деревенский колорит и провинциальная обстоятельность.
Именно как "районная газета" она действует с 1930 г., когда было принято постановление ЦК ВКП (б) "О реорганизации сети газет в связи с ликвидацией округов", в котором предлагалось на основе ликвидируемых окружных изданий, а также колхозно-совхозных газет развернуть сеть "районок" [13, c.89]

Со временем, сеть районных изданий разрасталась, превращаясь в «могучее средство коммунистического воспитания масс». В 1929 г. в стране выходило 309  районных   газет  с разовым тиражом около 800 тыс. экземпляров.


Имея столь высокие тиражи и массовое распространение среди различных слоев советского общества, районная пресса была непосредственно связана с местной жизнью. Центральный Комитет партии обращал особое внимание на то, чтобы в  районных   газетах  была хорошо поставлена союзная и местная информация. Так, районная пресса имела различные возможности для политического воспитания целых регионов страны.

Главным принципом районной печати, так же, как и прочих изданий советского периода, была партийность. Поэтому, в первую очередь,  районные   газеты  освещали деятельность партийных организаций, руководства этих организаций, помещали материалы о воспитании колхозных кадров, о социалистическом соревновании, об организации и оплате труда, о работе МТС и совхозов. В районах, где имелись промышленные предприятия, в газетах публиковались материалы о производственной, партийной, комсомольской и профсоюзной жизни фабрик и заводов. Кроме того,  районные   газеты  отражали богатую по содержанию жизнь своего района. На их страницах публиковались «Доска почета», рассказы и очерки о лучших людях района, о передовом опыте работы. Основной задачей районной печати считалось идейно-политическое воспитание трудящихся.

Каждая газета была органом партийного комитета. Редактор, как правило, являлся членом партбюро. Его обязанности входило руководство работой редакции в соответствии с текущей политикой партии. Следует отметить, что в экономическом отношении газеты состояли на полной государственной дотации.

Но, несмотря на свою партийность, пропаганду социализма, местная пресса всегда была близка своему читателю и оказывалась самой читаемой в районе [ 22, c.67]

Таким образом, как выделяет О.А. Воронова, «уже в основе самого возникновения районной прессы как типа российской периодики лежали две составляющие: одна идеологическая, задаваемая партийными властями и направленная на внедрение нового порядка в сельское жизнеустройство, другая природная, связанная с близостью этих изданий к своей аудитории. Эти две составляющие, вступая в противоречие, но и дополняя друг друга, определяли основные коллизии развития районной прессы на протяжении всего советского периода и продолжают влиять на судьбу  районных   газет  в новых экономических реалиях».

Сегодня этот тип издания, как «нерентабельное дитя идеологии», с одной стороны, оказался на краю пропасти, с другой - вполне способен существовать даже в таких кризисных условиях. Это все происходит потому, что «районка» все-таки является незаменимым источником местной информации для населения и ближайшим пропагандистским каналом для местной власти.