Файл: Курсовая работа районная пресса мордовии на примере газеты призыв лямбирского муниципального района рм.doc
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Районная газета, которую условно можно назвать «сельской районкой», характерна для регионов сельскохозяйственного профиля. Сельская районка самая нищая, а значит, бесправная. Нет рекламодателя, местные бюджеты не всегда выполняются, газеты зависят от дотаций, их аудитория неплатежеспособна, да к тому же высоковозрастна.
Очевидно, что необходим прорыв из состояния выживания. Одним из наиболее эффективных способов могло бы стать увеличение тиражей. Но для этого необходимо дать аудитории такой информационный продукт, который будет интересен широкому читателю и этот информационный продукт должен быть достаточно высокого качества.
1.2 Проблемы развития районной газеты
Районная газета - это зеркало района. С первых же своих номеров газета рассказывает о жизни населения района, труде, быте, его жителей, дружбе районов, с честью справляется с поставленными перед ней задачами. Газета - народная трибуна. На страницах газеты наряду с подготовленными журналистами материалами постоянно печатаются статьи читателей, в которых чувствуется повседневная жизнь района. В наше сложное время газета выработала свою твердую позицию. Как учредитель районный Совет народных депутатов тоже поддерживает направление работы газеты [23, c.56]
В редакции работали и работают многие талантливые журналисты. Будучи верными традициям, коллектив защищает интересы многонационального населения района, вносит достойный вклад в укрепление суверенитета Мордовии.
Районная газета - газета, издающаяся и распространяющаяся на территории района, за исключением районных и городских газет, издающихся в административных центрах субъектов Российской Федерации, в том числе городах федерального значения Федеральный закон от 241195 N 177-ФЗ, ст. 1.
Наше время - это время информации и технологий. Поэтому роль средств массовой информации невероятно велика. СМИ - один из важнейших институтов современного общества, он оказывает влияние почти на все сферы его деятельности, включая политику, образование, здравоохранение, религию и т.д. СМИ призваны информировать общественность о насущном состоянии дел. Без средств массовой информации невозможно знать, что происходит в мире, в стране, в городе, в районе и даже в соседнем доме.
Районная пресса - это особый вид печатных СМИ, который распространяется в российских глубинках. Внимание районного издания сконцентрировано на тех аспектах жизни общества, которые не освещаются другими СМИ. Нигде, кроме местного
издания невозможно найти информацию о том, что делается в районной или поселенческой администрации, что новенького вообще в станице, кто умер, кто, наоборот, женился. Незаменимость этого средства массовой информации очевидна как для обычного сельского обывателя, так и для желающего узнать, что происходит в российских провинциях. Районная пресса, как тип издания, сегодня находится не в самом лучшем состоянии. Это связано с тем, что перед районной печатью стоит целый ряд проблем. Прежде всего, это сложная экономическая ситуация. Большинство «районок» просто вынуждены искать средства к существованию. Это связано с тем, что были отменены экономические льготы, установленные для прессы в середине 1990-х годов. С началом реформы местного самоуправления и перераспределением части финансовых обязательств с центра на регионы в федеральный бюджет перестали закладываться средства на помощь местным СМИ, а с 1 января 2006 года районные и городские администрации лишились права финансирования печатных изданий.
Еще одна проблема, которая дополняет экономическую нестабильность - это зависимость «районок» от местных властей. Ко всему прочему, сюда еще можно добавить отсталую полиграфическую базу и нехватку профессиональных кадров. Но это далеко не все проблемы, которые стоят перед районной печатью, остальные предстоит еще выяснить.
Районная пресса представляет собой сегодня малоизученный феномен российского информационного пространства. Это связано с тем, что зачастую районную печать рассматривают в контексте региональной прессы. А между тем это определенное звено в цепочке печатных СМИ России со своими особенностями и спецификой. Главная отличительная особенность районной печати от региональной это консерватизм ее политики, который отражается на формате газеты. Зачастую, это зависит от того, что руководство, административная верхушка редакции опасается следовать новым тенденциям из-за нежелания ссориться с учредителем. Этот факт, также является проблемой районной печати, который требует отдельного рассмотрения.
Следует отметить, что на практике очень широко разбирается конкретика в виде различных публикаций, посвященных различным районным изданиям. Например, в журнале «Журналист» существует целая рубрика «Районка: диалог со временем», которая отведена проблемам районных газет [25, c.113]
В последнее время именно региональные издания развиваются более интенсивно и оказывают максимальное влияние на аудиторию. Укрепление позиций региональной прессы на информационном рынке, усиление ее влияния на общественные отношения обусловлено целым рядом причин [14, c.89]:
1. Экономическое и политическое укрепление самостоятельности регионов упрочило позиции местной прессы.
2. Снизилась покупательная способность населения: потенциальный читатель вынужден делать выбор в пользу лишь одного издания, причем сравнительно недорогого, из выписываемого ранее набора. Таким изданием оказывается чаще всего местная газета (районная, городская, областная, краевая, республиканская).
3. Монополизм связистов, взвинтивших стоимость услуг по доставке прессы, сделал невыгодным распространение больших тиражей на большой территории.
4. Активность региональных властных и деловых элит привела к появлению и укреплению местной прессы, которая способна обеспечить информационную поддержку в реализации, как политических, так и коммерческих проектов.
5. Крушение идеалов сильного централизованного государства повлекло за собой переключение интересов аудитории с общефедеральных на региональные.
Доля общероссийских газет среди всей массы возникших за последнее десятилетие изданий составляет 14,7%, а региональных (краевых, республиканских) - 57,8%, городских и районных - 11,3%, межрегиональных (распространяемых в нескольких областях) - 11,4%.
Целый ряд факторов - политических, экономических, социокультурных, идеологических - обусловливает развитие региональных СМИ. Российское государство - большое и неоднородное образование, региональные субъекты, входящие в состав федерации, заметно отличаются друг от друга, а, следовательно, и система СМИ этих регионов во многом зависит от местных особенностей.
Важным для развития региональных СМИ является их географическое положение - удаленность от центра, близость рубежей государства и т.д. Пресса отдаленных территорий может минимально конкурировать с центральной (трудности доставки последней, ее запаздывание), но должна принимать во внимание воздействие зарубежных информационных каналов на свою аудиторию.
Благоприятными условиями для устойчивого развития местной печати являются высокий экономический потенциал; самобытность региона и высокая степень исторически оправданных претензий на лидирующие позиции в рамках своего района; близость к границам и географическая удаленность от центра.
Основные факторы - социально-экономические, политические, географические, культурно-исторические действуют в комплексе даже в рамках одного региона.
Основным параметром, определяющим качественные и количественные характеристики региональной печати, условия ее функционирования, является характер территориальной общности, на которой она распространяется, или ареал ее распространения.
Традиционная районная пресса занимает обычно прочные позиции в городской информационной структуре и в качестве главного поставщика местной информации пользуется неизменным читательским спросом. Однако ее положение, как и в целом сама ситуация на районном информационном рынке, нередко зависит от того, как складываются отношения между местными властями и СМИ. Там, где редакция газеты ведет более или менее независимую политику, неизбежно возникают новые издания, полностью контролируемые городской администрацией и интенсивно ею дотируемые.
Районная печать, несмотря на ряд исторически сложившихся неблагоприятных факторов (трудная экономическая ситуация, зависимость от местных властей, отсталая полиграфическая база, отсутствие квалифицированных журналистских кадров), пользуется неизменным спросом у местных жителей.
Возможно, районные газеты не всегда устраивают своего читателя по качеству исполнения но, ни одна центральная газета с высот своего взгляда на мир спускаться к читателю не будет. Поэтому районкам обеспечена долгая жизнь. Еще одно их немаловажное достоинство - доступная цена. Но, это же обстоятельство делает весьма проблематичным рост их качества [7, c.34]
Другая проблема районных изданий - прямая зависимость от властных структур, которая сегодня еще более сильна, чем от прежних хозяев - райкомов. Фактически это муниципальные предприятия. Ситуация усугубляется тем, что бюджет многих районов находится на нуле, местные предприятия не функционируют: дотации мизерны, рекламы мало.
Не смотря на все эти проблемы и сложности, именно районная газета остается одним из главных источников информации для жителей отдельных регионов и районов.
1.3 Условия, необходимые для существования свободной прессы
Средства массовой информации и коммуникации часто вызывают полемику в обществе. Вопросы массовых коммуникаций важны потому, что прямо или косвенно оказывают влияние на жизни людей. Вопросы собственности на СМИ и контроля над ними также всегда в центре внимания тех, кого интересует эта область. Влияние, которое СМИ оказывают на общество, тоже порождает множественные дискуссии. СМИ уже по определению находятся на виду, что делает их весьма и весьма уязвимыми для всесторонних нападок. Сам процесс журналистского труда, а главное, его результат, так или иначе, затрагивает интересы многих.
Справедливости ради, стоит заметить, что, действительно, основные противоречия наших СМИ лежат не в сфере саморегулирования, экономики или общественных интересов, а в сфере взаимодействия с власть предержащими. А что касается «сучковатости» СМИ, то все, до чего у нас дотрагивается понятие «власть», немедленно обрастает проблемами.
Вообще ситуация в СМИ совершенно отчетливо изменилась. Еще года два назад модно было говорить о четвертой власти – СМИ как о некоем пласте, над которым возвышались в виде таких же пластов три других ветви власти. Все они давили на СМИ [22, c.73]
Сейчас конфигурация иная. Часть власти объединилась с частью прессы. Горизонтальная структура потеряна. Теперь СМИ и власть (особенно если речь идет о федеральных СМИ) – это скорее некая группа вертикально построенных структур.
Теперь практически любой далекий от СМИ человек твердо знает, что журналиста, телерадиокомпанию, газету или журнал можно купить, а более близкий – за сколько, на какой полосе или в какое эфирное время. В погоне за сенсациями за кадром остается вопрос: какой ценой добыта информация?
В борьбу между собой медиа - магнаты втягивают простых журналистов, зачастую прикрывая свободой слова свои корыстные личные интересы. Виллы и квартиры за рубежом, дорогие автомобили, счета в престижных мировых банках не только владельцев СМИ, но и целого ряда главных редакторов, ангажированных журналистов уже не удивляют общественность.
А с другой стороны, массовые увольнения, низкая заработная плата, отсутствие коллективных договоров в редакциях, страховок, общепринятых контрактов у наемных журналистов, а часто и просто приказов о назначении на работу и трудовых книжек – распространенное явление. Экономическая удавка все туже затягивается на, и без того, тонкой шее СМИ. Редакции более двух тысяч региональных и областных изданий стали унитарными предприятиями, на их сотрудников распространяется теперь Закон о госслужащих. При этом профессия журналиста продолжает оставаться одной из самых опасных.