Файл: Курсовая работа районная пресса мордовии на примере газеты призыв лямбирского муниципального района рм.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
слова благодарности той или иной организации, адресованы руководителям.

Анализ писем за 2011 год показал, что количество писем сократилось на 25 %, по сравнению с 2010 годом. Читателей волновали насущные проблемы (впрочем, по-прежнему), актуальные на сегодняшний день вопросы здравоохранения, повышения тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги в целом. Причем читатели обращались за ответами на конкретные вопросы, надеясь на то, что редакция переадресует их компетентным лицам.

В ответ журналисты просто информировали своих читателей, сообщали о результатах деятельности в той, или иной области, в некоторых публикациях проблема была просто обозначена. А только в единичных случаях журналисты попытались разобраться в причинах произошедшего и предложили пути выхода из создавшейся ситуации. Впрочем, ответы были несколько однобокими в плане решения, так как не могли содержать полной и объективной оценки деятельности той или иной подструктуры муниципалитета. Вероятно и это обстоятельство повлияло на спад читательской активности. Не получая ожидаемого ответа, а тем более практического результата, читатели переставали обращаться в газету за помощью в разрешении ситуации.

Снижение доверия аудитории играет не последнюю роль в таком понятии, как конкурентоспособность издания, а значит, и хорошее финансовое положение редакции. В этом случае она дала комментарии и ответы, которые больше похожи на отписку, на 23 письма из 62. В нынешнее время за неделю на страницах газеты публикуется одно или два письма читателей, что также не свидетельствует о стремлении наладить активный диалог с читательской аудиторией. О тематических полосах типа «Ваше письмо» или «Диалог с читателем» не вспоминается несколько лет. О качественном составе аудитории можно было судить по тому, кто является авторами писем, что приходят в редакцию. Это в основном все те же пенсионеры.

Например, в 2012 году ежемесячно публиковалась полоса с наиболее интересными читательскими письмами. В них люди высказывали возмущение, иногда даже негодование, например, в адрес работников сферы обслуживания, торговли, здравоохранения и так далее.

Несмотря на то, что подобный стиль работы не предполагал ответов со стороны противной стороны, рубрика воспринималась читателями хорошо. Однако озвучивание проблем, что насущны массовому читателю, было воспринято администрацией как угроза подрыва собственного авторитета, и со временем рубрика была упразднена. Остался лишь формальный подход, который недопустим в отношениях «газета-читатель».


Практически еженедельно в ней появляются публикации депутатов, материалы по сообщениям пресс-службы краевой администрации, несколько реже газета публикует выступления работников местных администраций, руководителей различных учреждений, работников культуры и здравоохранения, образования.

Поразительно, но факт: в недельном комплекте газеты отсутствуют выступления рядовых работников промышленных предприятий. События и факты в остальных материалах обезличены. В тех случаях, когда газета пишет о людях, чаще всего главным действующим лицом становится работник образования, культуры, рабочие, специалисты.

Говоря о тоне публикаций можно сказать, что в большинстве случаев он нейтральный. Ирония практически не прослеживается. По-настоящему острых, дискуссионных материалов, к сожалению не отмечено, однако есть статьи, поднимающие определенные проблемы и призывающие читателей к обсуждению. В большинстве случаев журналисты изъяснялись сухим, канцелярским языком. Так же отмечен литературный язык.

Газета «Призыв», в смысле жанрового разнообразия, пестрит от объемных отчетов по бюджету, она сентиментальна. Неохотно она обращается к обстоятельному анализу социальных проблем (отсюда и дефицит статей), не любит ссориться, конфликтовать, выяснять отношения. Но зато почти в каждом номере она печатает одну-две зарисовки, интервью, в которых рассказывает о людях труда, анализирует положение дел, которыми они занимаются. Она не привыкла бегать за новостями, чаще просто делает их по телефону или «кроит» из той информации, которая поступает в редакцию как бы самотеком. Каждую неделю во вторничном номере публикуется сводка происшествий, сообщающая читателей о криминализации в городе и районе. Новостным поводом случит, как правило, очередное убийство или кража в особо крупных.

Вторая полоса одного из номеров за неделю непременно повествует об очередном опять же судебном заседании. А так как процессами по гражданскому законодательству никого не удивишь, то на суд «зрительский» выставляется кровавая история для развлечения. Как уже было сказано, читатели относятся к таким «новостям» неоднозначно. Одни начинают прочтение газеты именно с рубрики «Криминальные новости». Примерно половина читателей считают, что публикуя подобную информацию, сопровождая ее подробностями, муниципальная газета «теряет лицо», становится в один ряд с «желтой прессой», удел которой развлекать читающих всяческими доступными способами.



Есть все основания полагать, что муниципальная газета «Призыв» может быть серьезным, читаемым, конкурентоспособным и, значит, финансово независимым изданием. Для этого необходимо:

Разнообразить палитру жанров (чаще будут появляться статьи, журналистские расследования, очерки, фельетоны;

Разработать четкую концепцию, что касается содержательной направленности;

Прогнозировать ситуацию и предполагать возможные варианты ее решения.

Вероятно, это будет способствовать завоеванию изданием авторитета. Будут обсуждаться острые, злободневные проблемы, а корреспонденты должны будут не просто обозначать вопрос, но и анализировать причины создавшейся ситуации, освещать различные точки зрения на проблему авторитетных людей, специалистов.

3.2 Экспериментальная художественно-графическая модель газеты «Призыв» как необходимость повышения авторитета издания
Считаю нужным сказать о таком важном моменте редакционной работы, как составление сетевого графика. Четкое планирование материалов на газетных полосах – реальная необходимость, которая весьма организующее действует на весь творческий процесс, дисциплинирует коллектив, упорядочивает его деятельность, делая ее предсказуемой, а значит, стабильной.

Хороший редакционный план является важным элементом в организационной работе редакции. Отсутствие его часто приводит к непоследовательности в ее работе. Часто проблемный материал или новая рубрика не получают продолжения. Такая непоследовательность напрямую сказывается на действенности и эффективности как издания в целом, так и каждой отдельной публикации. Отсутствие логики и последовательности также влияют на выполнение газетной специфической функции – на формировании общественно-политических взглядов, убеждений и идей у читателя.

За существование газеты хорошо зарекомендовал себя такой вид планирования, как сетевой график. Давно его научились применять в редакции муниципальной газеты «Призыв». Он позволяет рационализировать труд журналистов, постоянно поддерживать интерес читателя к газете. Система хорошо подобранных тем позволит газете выявить и сохранить свою индивидуальность, разнообразную тематику и жанровую палитру.

С другой стороны, как бы ни был хорош редакционный план, все-таки не стоит им увлекаться, занимая все место в газете. Сетевой график эффективен, если он охватывает примерно три четверти объема номера, а почти одна четвертая остается для тематического маневра. Полагаю, печатное издание просто обязано быть оперативным, а это не может быть достигнуто при планировании всей газетной площади. Обязательно нужно оставлять место для «жареной», то есть самой свежей информации, которую, разумеется, невозможно распланировать и предугадать.


Однако, говоря о сетевом графике, следует отметить немаловажную деталь: мало иметь хороший сетевой график, его еще надо соблюдать.

Все полосы муниципальной газеты «Знамя» различаются не только по тематике, содержанию, но и степени восприятия. Такое постоянство вполне реально удержать благодаря плановому ведению "редакционного хозяйства", что в большой мере воспитывает читателя, который хорошо ориентируется во время поиска той или иной рубрики, того или иного материала.

Разрабатывая графическую модель, редакция газеты «Призыв» в первую очередь ставит перед собой задачу сделать модель не просто интересной, а индивидуальной, непохожей на другие, что уже хорошо знакомы читателям. Приступая к анализу районной газеты, прежде всего, стоит сказать, о формальных характеристиках издания. Они таковы: объем газеты составляет четыре полосы формата А3, выходит раз в неделю. Макет каждой полосы имеет шесть колонок (такая верстка признана наиболее удачной). При макетировании каждой полосы применяется макетный лист. на полосе чаще размещается не более 500 строк текста (из расчета необходимого "воздуха", заголовков, разбивок и тому подобное.). При условии, что полоса без иллюстраций, следовательно, с использованием фотографий количество строк только текстового материала уменьшается.

Чтобы материалы читались более удобно, они могут верстаться и на две, и на три колонки. Кроме того, материалы иногда размещаются на так называемых "нестандартных" колонках. Этот прием применяется редко и используется только для того, чтобы не сокращать текст, не рушить его логические связи.

Логотипом издания является его название, то есть газеты «Призыв». Здесь содержится сообщение о дате основания газеты (октябрь 1931г.), кроме того сведения о том, что она является газетой муниципального образования с.Лямбирь Лямбирского района РМ. Здесь же размещаются дата и номер настоящего выпуска. Шрифтовое оформление текста и заголовков производится в соответствии с требованиями Полиграфии. Для набора основного текста применяется шрифт прямого светлого начертания. Преследуется единственная цель, чтобы он был удобочитаем.Оптимальный кегель девять пунктов. Для оформления дополнительной информации используется кегли от семи до десяти пунктов. Кегель основного газетного текста, как правило, один в пределах одного газетного номера.


Необходимо сказать и о шрифтах, используемых в газете «Знамя», которые являются графической формой знаков алфавитного письма. Они формируют графическое лицо издания, руководят вниманием читателя.

Для оформления текстовых материалов в муниципальной газете всегда используется рубленый шрифт "Arial". Этот вид шрифта взят из экономических соображений, так как именно применение этого шрифта позволяет разместить на полосе большое количество материалов. Этот шрифт строг в исполнении. По плотности относится к нормальным. Толщина его равномерная. Зачастую в газете применяется шрифт кегля № 9 и интерлиньяж № 9. Но в некоторых случаях кегль меняется в сторону либо увеличения, либо уменьшения. Использование петита происходит крайне редко. Данный шрифт применяется только в официальных материалах, при публикации решений сессий народных депутатов муниципального образования Лямбирского района. Пробелы не позволяют слиться тексту воедино и делают его вполне понятным и удобным для восприятия. Это делается для удобочитаемости таких текстов. Еще для этого используются маркеры, а также прописной жирный шрифт.

Очень важным и можно сказать неотъемлемым элементом любого печатного издания является фотография (иллюстрация). Дабы сократить в газете "слепоту", связанную с публикациями фотографий на полосах, работники редакции решили печатать в каждом номере меньшее число материалов, больше фотографий. От этого издание только выигрывает. Но требования к снимкам зачастую не соблюдаются. Поэтому фотографии не дополняют материал, а демонстрируют непрофессионализм фотокорреспондента.

Фоторепортажи не редко встречаются в газете, а фото выступает в структуре "текст - снимок" и он хоть и является своеобразным дополнением, но и играет подчиненную роль.

При верстке используются линейки, которые играют тоже немаловажную роль в формировании "лица" газеты. Чтобы не сильно "утяжелять" полосу, в подавляющем большинстве применяются линейки, когда нужно подчеркнуть подборку материалов, отделить публикации друг от друга.

В газете «Призыв» двойные и толстые линейки не практикуются, потому, как это может способствовать значительному утяжелению полосы. Еще поэтому не отбиваются и колонки. Однако такой подход нельзя отнести к ошибкам верстки.

Говоря о графической модели муниципальной газеты газеты «Призыв» следует отметить, что в целом ее можно назвать содержательной, идеальной и совершенной. Но работа над внешним видом издания должна быть и будет продолжена. Однозначно, в ближайшее время не станут подвергаться изменению логотип, колонтитул, адресный блок издания. Скорее всего, их нынешнее изображение не вызывает больших нареканий. А главное, читатель получит новый информации более чем достаточно, увидев свою газету в кардинально измененном виде. Перегружать людей еще больше еже будет, скорее во вред. В их памяти закрепился существующий графический вариант издания, тем более что сейчас, судя по откликам, многих читателей он вполне устраивает.