Файл: Министерство образования науки Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 234

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Что такое цикл?
2. Какие виды циклов существуют?

3. Что такое табуляция?
4. Как в среде Python реализовать цикл «пока»?

5. Как в среде Python реализовать цикл «до тех пор»?
6. Как в среде Python реализовать цикл «для»?

15 4.7. Правила оформления отчета
Отчет должен содержать:
1. Номер, название и цель лабораторной работы.
2. Описание процесса выполнения примеров (коды, схемы и результаты работы программ).
3. Вывод по работе.

16
Практическая работа №5
Основы алгоритмизации и программирования.
Вычисление значений функций при различных переменных, введенных с клавиатуры, в интегрированной среде программирования Python
(изучение структуры «цикл»)
5.1. Цель работы
Получение навыков вычисления значений функций при различных переменных на языке Python, введенных с клавиатуры, (изучение циклов).
5.2. Теоретические положения
Необходимо смотреть вышеизложенную теорию. При табуляции функции, т.е. при вычислении значений функций при различных переменных, введенных с клавиатуры, необходимо, чтобы введенные переменные записывались в некоторые переменные. Иными словами, необходимо организовать процесс записи введенных с клавиатуры значений в переменные.
5.3. Примеры для составления схем и программ
Пример 5: Составить программу табуляции функции






0
,
0
,
)
(
3 2
x
x
x
x
x
y
, при
]
b
,
a
[
x


с шагом h. Значения a, b, h ввести с клавиатуры.
Схема работы программы для примера 5 представлена на рисунке 13.
Рисунок 13 – Схема работы программы для примера 5

17
Текст программы для примера 5 представлен на рисунке 14.
Рисунок 14 – Текст программы для примера 5 5.4. Оборудование и программное обеспечение
1. Персональная ЭВМ.
2. Операционная система Windows/Linux.
3. Среда программирования IDLE или другая среда, содержащая язык программирования Python.
5.5 Задание на работу
1. Изучить теоретические положения лабораторной работы.
2. Набрать и отладить вариант программы в соответствии с примером 5.
3. Получить результаты работы программы.
4. Показать результаты работы программы преподавателю.
5. Ответить на контрольные вопросы.
6. Оформить отчет.
5.6. Контрольные вопросы

1. Как организовать ввод переменных с клавиатуры?
2. Чем отличаются программы, работающие с переменными, значения которых прописаны в программе от программ, где значения переменных вводятся с клавиатуры?
5.7. Правила оформления отчета
Отчет должен содержать:
1. Номер, название и цель лабораторной работы.
2. Описание процесса выполнения примеров (коды, схемы и результаты работы программ).
3. Вывод по работе.


18
Практическая работа №6
Организация массивов на языке Python
6.1. Цель лабораторной работы
Научиться организовывать массивы на языке Python
6.2 Теоретические положения
Служебное слово row на языке Python необходимо для осуществления манипуляций со строками матриц.
Пример 6
Сформировать массив, имеющий шесть строк и пять столбцов, причем, чтобы каждый элемент массива, записывающийся при движении по строке этого массива, был равен произведению текущего номера строки на текущий номер столбца.
Выполнение примера 6
На рисунке 15 показан код программы к примеру 6.
Рисунок 15 – Код программы к примеру 7
Пример 7
Сформировать массив, имеющий шесть строк и пять столбцов, причем, чтобы каждый элемент массива, записывающийся при движении по строке этого массива, был равен произведению текущего номера строки на текущий номер столбца и, кроме того, если значение элемента массива больше 5, заменить этот элемент на элемент 44.
Выполнение примера 7
На рисунке 16 показан код программы к примеру 7.
Рисунок 16 – Код программы к примеру 8 6.3. Оборудование и программное обеспечение
1. Персональная ЭВМ.
2. Операционная система Windows/Linux.

19 3. Среда программирования IDLE или другая среда, содержащая язык программирования Python.
6.4. Задание на работу
1. Изучить теоретические положения лабораторной работы.
2. Получить результаты работы программ в соответствии с примерами 7-
9 3. Для примера 7: а) произвольно изменить количество записей по строке и столбцу и проверить правильность работы программы путем расчетов; б) организовать заполнение массива элементами при условии, что подсчет индекса строки и столбца начинается с 1 (проверить правильность работы программы путем расчетов); в) организовать заполнение массива элементами при условии, что подсчет индекса строки и столбца начинается с 2 (проверить правильность работы программы путем расчетов).
4. Для примера 8: а) произвольно изменить количество записей по строке и столбцу и проверить правильность работы программы путем расчетов. б) осуществить замену элемента, значение которого равно 0, на любой произвольный элемент; в) осуществить замену элемента, значение которого меньше b, на элемент, (i, j), если b, i, j – произвольные параметры (отсчет индекса строки и столбцов начинается с 0).
6. Разработать программу для формирования элементов матрицы путем сложения индексов строк и столбцов, выполнить в программе произвольные замены элементов.
7. Изобразить схемы работы программ в соответствии с ГОСТ 19.701-90
(использовать графический редактор).
8. Показать результаты работы преподавателю.
9. Ответить на контрольные вопросы.
10. Оформить отчет.
6.5. Контрольные вопросы

1. Что означает запись row на языке Python?
2. Что означает запись join на языке Python?
3. Что означает запись [str(elem) for elem in row] на языке Python?

3. Как сформировать двумерный массив (матрицу) на языке Python?
4. Какими способами можно заполнить матрицу элементами?

5. Как реализовать замены элементов?
6. Как осуществляется подсчет индексов строк и столбцов матриц в языке Python?

7. Что необходимо сделать, чтобы подсчет индексов строк и столбцов матриц в языке Python начинался не с 0?
8. Какие операторы были использованы для решения примеров в текущей лабораторной работе?



20 9. Какие циклы были использованы для решения примеров в текущей лабораторной работе?
10. Как оформляется комментарий в программах, написанных на языке

Python?
6.6. Правила оформления отчета
Отчет должен содержать:
1. Номер, название и цель лабораторной работы.
2. Описание процесса выполнения примеров (коды, схемы и результаты работы программ).
3. Вывод по работе.

21
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
Основы алгоритмизации и программирования.
Суммирование значений в интегрированной среде программирования IDLE Python
(изучение структуры «цикл»)
7.1. Цель работы
Получение навыков по суммированию значений в программе, составленной на языке Python (составление сложных программ).
7.2. Теоретические положения
В языке Python существуют различные способы суммирования значений.
Первый и самый простой это функция sum().Встроенная функция
sum()
– это эффективный и питонический способ суммирования списка числовых значений. Еще с помощью
sum()
можно объединять списки и кортежи. Функция
sum() используется и с другими числовыми типами Python, такими как float, complex и т.д.
Следующий способ с помощью применения циклов for и while.
Цикл for используется в том случае, когда необходимо выполнить некоторую часть кода до тех пор, пока не будет выполнено заданное условие.
Цикл for также называют циклом c предусловием. Лучше использовать цикл for, если количество итераций известно заранее.
Цикл while используется в сценарии, когда мы не знаем заранее количество итераций. Блок операторов в цикле while выполняется до тех пор, пока не будет выполнено условие, указанное в цикле while. Его также называют циклом с предварительной проверкой условия.
При использовании циклов в Python вводится переменная, значение которой в самом начале обнуляется (переменная содержит значение, равное 0).
Если в дальнейшем к нулю прибавить требуемое значение, а потом к полученной сумме еще раз прибавить требуемое значение и так в цикле некоторое количество раз, то будет определена необходимая сумма.
Примечание: При необходимости вычисления произведения, вводится переменная, значение которой равно 1. Если 1 умножить на значение в цикле некоторое количество раз, то будет определено требуемое произведение.
7.3. Примеры для составления схем и программ
Пример 6: Несколько примеров использования sum() со значениями разных числовых типов.
Текст программы для примера 6 представлен на рисунке 18.
Рисунок 18 – Текст программы для примера 6


22
Результат выполнения программы для примера 6 представлена на рисунке 19.
Рисунок 19 – Результат работы программы для примера 6
Пример 7: Известны оценки абитуриента на четырех экзаменах.
Определить сумму набранных им баллов. Оценки вводятся в цикле.
Текст программы для примера 7 представлен на рисунке 20.
Рисунок 20 – Текст программы для примера 7
Примечание 1: Строка суммирования оценок может быть представлена и в таком виде: summa+=ocenka, смысл суммирования от этого не меняется. Для умножения также есть два варианта: summa*=ocenka и summa= summa*ocenka.
Примечание 2: Текст после знака # - это комментарий к программе.
Схема работы программы для примера 7 представлена на рисунке 21.
Рисунок 21 – Схема работы программы для примера 7
Здесь переменная, которая накапливает сумму, обозначена summa.
Значение, содержащееся в этой переменной, подается на вывод после окончания работы программы.
Пример 8: Дано натуральное число. Определить сумму цифр в нем.
Текст программы для примера 8 представлен на рисунке 22.

23
Рисунок 22 – Текст программы для примера 8
Схема работы программы для примера 8 представлена на рисунке 23.
Рисунок 23 – Схема работы программы для примера 8
Здесь переменная, которая накапливает сумму, обозначена summa.
Значение, содержащееся в этой переменной, подается на вывод после окончания работы программы.
Примечание: Необходимо изучить вышеизложенную теорию и проделать вышеизложенные работы.
7.4. Оборудование и программное обеспечение
1. ПЭВМ IBM PC.
2. Операционная система Windows.
3. Интегрированная среда IDLE Python.
7.5 Задание на работу
1. Изучить теоретические положения лабораторной работы.

24 2. Набрать и отладить вариант программы в соответствии с примерами
6,7,8.
3. Получить результаты работы программы.
4. Показать результаты работы программы преподавателю.
5. Ответить на контрольные вопросы.
6. Оформить отчет.
7.6. Контрольные вопросы

1. Как в программе получить сумму некоторых значений?
2. Как в программе получить произведение некоторых значений?
7.7. Правила оформления отчета
Отчет должен содержать:
1. Номер работы, цель и название.
2. Сформулированные примеры, для которых составляются программы.
3. Схемы работы программ, изображенные в соответствии с ГОСТ
19.701-90.
4. Тексты введенных и отлаженных программ (фото текстов программ).
5. Результаты работы программ (фото результатов работы программ).
6. Описание выполненных в лабораторной работе действий (коротко как набирались и отлаживались программы).
7. Вывод по работе.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8
Основы алгоритмизации и программирования.
Вычисление значений факториалов и степеней в интегрированной среде программирования IDLE Python
8.1. Цель работы
Получение навыков по вычислению значений факториалов и степеней в программе, составленной на языке Python.
8.2. Теоретические положения
В языке Python ранее изученные циклы также могут применятся для нахождения факториала и степеней числа. Однако, в данном языке программирования существуют рекурсия и встроенные математические модули.
Математическая модуль существенно сокращает код и обеспечивает простой способ вычисления факториала любого положительного целого числа.
Конечно, в модуле есть предопределенный метод factorial(), который принимает целое число в качестве аргумента и возвращает факториал числа.
Для того, чтобы использовать различные математические модули необходима библиотека math.
Библиотека Math в Python обеспечивает доступ к некоторым популярным математическим функциям и константам, которые можно использовать в коде для более сложных математических вычислений.
Библиотека является встроенным модулем Python.
Чтобы подключить модуль, необходимо в начале программы прописать следующую инструкцию:
Рекурсия — это когда функция вызывает сама себя. Рекурсивные решения лучше всего подходят, когда проблема имеет чёткие подзадачи, которые необходимо повторить, и, если вы не уверены, сколько раз вам нужно будет выполнить цикл с итеративным решением.
8.3. Примеры для составления схем и программ
Пример 9: Вычислить факториал числа n (n!=1*2*3*…*n).
1) Текст программы через рекурсию для примера 9 представлен на рисунке 24.
Рисунок 24 – Текст программы для примера 9 2) Текст программы через factorial() для примера 9 представлен на рисунке 25.
Рисунок 25 – Текст программы для примера 9

26
Схема работы программы для примера 9 представлена на рисунке 26.
1) 2)
Рисунок 26 – Схема работы программы для примера 9 1) Входные данные для работы программы – n – целое число, факториал которого необходимо вычислить. Выходные данные – переменная fact, содержащая значение факториала для ранее введенного числа n.
Промежуточные данные – функция def fact(n), содержащая цикл if определяющий, если n равно 1 или 0, то вернется значение 1.Если введено любое, отличное от 1 и 0, натуральное число, то функция fact будет содержать значение, равное накопленному произведению с шагом n-1, когда функция становится больше n, функция закрывается и последнее значение, записанное в переменную fact выводится на экран.
2) Входные данные для работы программы – n – целое число, факториал которого необходимо вычислить. Выходные данные – переменная n, вычисленная с помощью математического модуля math.factorial().
Пример 10: Вычислить аn (n>0).
Текст программы для примера 10 представлен на рисунке 27.
Рисунок 27 – Текст программы для примера 10
Схема работы программы для примера 10 представлена на рисунке 28.