Файл: Министерство образования науки Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 233

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

39
Практическая работа №12
Основы алгоритмизации и программирования.
Разработка программы на языке Python
(в среде IDLE Python)
12.1. Цель работы
Освоить основные приемы алгоритмизации и самостоятельного составления программ на языке Python.
12.2. Теоретические положения
Необходимо изучить вышеизложенную теорию и проделать вышеизложенные работы.
Примечание: задания сформулированы таким образом, что схема работы составляемой программы будет содержать только ветвление (выбор).
12.3. Задания для составления схем и программ
Вариант 1
Задана цена товара C, количество проданного товара K в день, номинал заработной платы продавца в день N. Рассчитать заработную плату продавца в день Z. Если K≤10, то заработная плата равна номиналу Z=N. Если 1050, то к номиналу заработной платы прибавляется тридцать процентов от суммы дневной выручки.
Вариант 2
Заданы длины четырех сторон а основания правильной четырехугольной пирамиды, апофема f, высота пирамиды h. Вычислить боковую поверхность пирамиды S
бок и ее объем V. Если S
бок
>40, то вычислить площадь одной боковой грани пирамиды S
бок гр
Вариант 3
Заданы значения расстояния S и времени t скорости движения транспортного средства. Вычислить значения скорости движения транспортного средства V и расход бензина R. Если V≤90 и V≥120 км/ч, то
100
*
8
S
R
. Если
90100
*
6
S
R
Вариант 4
Заданы размеры сторон большего a и меньшего b оснований правильной усеченной пирамиды, ее апофема f и высота h. Вычислить боковую поверхность
S
бок правильной усеченной пирамиды и е объем V. Если V<40, то вычислить сумму площадей оснований пирамиды S осн.
Вариант 5
Заданы размеры сторон a, b, c некоторой детали в виде параллелепипеда, количество штук деталей K, размеры сторон тары для упаковки деталей, имеющей также форму параллелепипеда A, B, C. Вычислить объем детали v, объем тары V, необходимое количество тары N для упаковки деталей количеством K штук. Если
N>10, то вычислить отношение объема детали к объему тары
V
v

40
Вариант 6
Заданы радиус основания круглого конуса r, и длина ее образующей l и высота конуса h. Вычислить боковую поверхность круглого конуса S
бок и его объем V. Если V<20, то вычислить длину окружности основания конуса C
осн
Вариант 7
Вычислить значение функции y=f(x). Если х≤5, то у=х
2
+3х-4. Если 5<х≤
10, то у=ln х. Если х> 10, то у=
3 3
х
Вариант 8
Заданы радиус шара R и высота шарового сегмента n. Вычислить кривую поверхность шарового сегмента S
шар сег и его объем V. Если V<20, то вычислить отношение радиуса шара к высоте шарового сегмента
n
R
Вариант 9
Заданы массы некоторых двух тела m
1
, m
2
. Тела движутся и проходят за время t следующие расстояния S
1
и S
2
соответственно. Вычислить импульсы тел Р
1
и Р
2
. Если Р
1
< Р
2
, вычислить разность этих импульсов. Если Р
1
> Р
2
, вычислить сумму этих импульсов. Если Р
1
= Р
2
, вычислить произведение импульсов.
Вариант 10
Заданы поверхность шарового сегмента S
шар сег и поверхность конуса S
кон, вместе образующие шаровый сектор. Заданы радиус шара R и высота шарового сегмента n, принадлежащая шаровому сектору. Вычислить поверхность шарового сектора S
шар сект и его объем V. Если V<50, то вычислить отношение поверхностей шарового сегмента к поверхности конуса
кон
сег
шар
S
S
Вариант 11
Заданы первый член арифметической прогрессии а, разность прогрессии d и количество членов прогрессии k. Вычислить k-1 и к-ые члены арифметической прогрессии и сумму первых n членов S
n
. Если S
n
≤25, то вычислить процентное отношение первого и последнего членов арифметической прогрессии
%
100
к
а
Вариант 12
Заданы радиусы внутренней и наружной поверхностей полого шара R
вн,
R
нар
. Вычислить объем полого шара V и его полную поверхность S
полн пов
. Если
S
полн пов
<40, то вычислить толщину стенки шара t.
Вариант 13
Задан ежедневный доход индивидуального предпринимателя в течение месяца (двадцать шесть рабочих дней) d
1
,d
2
,d
3
…d
25
,d
26
. Рассчитать месячный доход индивидуального предпринимателя




26 1
i
i
i
d
D
. Если D≥15 000 000, то выдать сообщение о том, что «необходимо перейти к полной системе налогообложения».
Если
D<15 000 000, то заданы базовая доходность индивидуального предпринимателя БД=1800, арендуемая индивидуальным предпринимателем площадь помещения F, корректирующий коэффициент К
1
=1,096, поправочные коэффициенты
К
2
=1;
К
3
=0,7;
К
4
=0,97, процент налогообложения для


41 индивидуального предпринимателя n=15%. Рассчитать сумму S, с которой будет заплачен налог
3
*
*
*
*
*
*
4 3
2 1
К
К
К
К
F
БД
S
Рассчитать сумму единого вмененного налога
100
* n
S
N
Вариант 14
Задано значение синуса угла альфа sin

. Вычислить значение косинуса cos

, тангенса tg

и котангенса ctg

, значение sin2

. Если угол

острый, то вычислить cos 2

Вариант 15
Заданы при производстве некоторого изделия затраты на материалы M, электроэнергию Э, инструмент I, заработную плату рабочих Z. Вычислить себестоимость изделия Ц
с
. Заданы затраты на транспортировку изделия T.
Вычислить стоимость изделия в магазине Ц
м
. Если T≤1000, то цена изделия в магазине возрастает на 30% по сравнению с себестоимостью. Если 1000T>1500, то цена в магазине возрастает на 50% по сравнению с себестоимостью изделия.
Вариант 16
Задан тангенс половины угла альфа
2

tg
. Если


0,5 рад, то вычислить значения синуса и косинуса полного угла

. Если

>0,5 рад, то вычислить значение тангенса полного угла

Вариант 17
Заданы значения расстояния S и времени t скорости движения транспортного средства. Вычислить значения скорости движения транспортного средства V и расход бензина R. Если V≤90 и V≥120 км/ч, то
100
*
8
S
R
. Если
90100
*
6
S
R
Вариант 18
Заданы поверхность S
пов цил и объем V
цил цилиндра, описанного вокруг шара. Вычислить поверхность S
пов шара и объем шара V
шара
. Если S
пов шара
≥120, то вычислить отношение объема шара к его поверхности
шара
пов
шара
S
V
Вариант 19
Заданы размеры сторон a, b, c некоторой детали в виде параллелепипеда, количество штук деталей K, размеры сторон тары для упаковки деталей, имеющей также форму параллелепипеда A, B, C. Вычислить объем детали v, объем тары V, необходимое количество тары N для упаковки деталей количеством K штук. Если
N>10, то вычислить отношение объема детали к объему тары
V
v
Вариант 20
Задано значение тангенса угла бета tg

. Вычислить значение котангенса ctg

, косинуса cos

и синуса sin

, значение cos2

. Если угол

тупой, то вычислить sin2


42
Вариант 21
Задан объем партии изделий N, количество бракованных изделий в этой партии B, допустимое количество бракованных изделий в партии, выраженное в процентах D
пр
. Вычислить проценты бракованных B
пр и годных G
пр изделий в партии. Если B
пр
≤ D
пр
, то вычислить количество годных изделий в партии G.
Вариант 22
Заданы длины трех сторон треугольника a, b, c. Вычислить периметр p и площадь треугольника S. Если 10≤S≤100, вычислить отношение квадрата площади треугольника к его периметру
p
S
Вариант 23
Задана масса m груза, лежащего на плоскости. Сечение груза, параллельное плоскости, имеет форму прямоугольника. Заданы размеры сечения a, b.
Определить давление груза на плоскость P. Задано допустимое давление на плоскость P
доп
. Если P≤P
доп
, выдать сообщение о том, что «плоскость выдержит груз». Если P>P
доп
, выдать сообщение о том, что «плоскость груза не выдержит».
Если P>P
доп
, определить разницу между фактическим P и допустимым P
доп давлениями.
Вариант 24
Заданы длины двух катетов прямоугольного треугольника a, b. Вычислить длину гипотенузы c и величины двух углов треугольника

,

. Если

>50 0
, то вычислить площадь треугольника. Если

<50 0
, то вычислить сумму длин его сторон.
Вариант 25
Задан вид квадратного уравнения
0 2



c
bx
ах
, коэффициенты a,b,c.
Найти корни уравнения x
1
,x
2
Вариант 26
Задана масса груза, подвешенного на канате m и предельная сила натяжения каната F
пр
. Определить силу тяжести груза, подвешенного на канате F.
Если F≤ F
пр
, то выдать сообщение о том, что «канат выдержит груз». Если F> F
пр
, выдть сообщение, что «канат оборвется». Подсчитать запас прочности каната как отношение предельной силы каната к силе его натяжения
F
F
пр
Вариант 27
Задан диаметр шара D. Вычислить объем V, площадь основания S
осн
, боковую поверхность S
бок и полную поверхность полушария S
полн пов
. Если
20осн
<100, то вычислить радиус шара R.
Вариант 28
Заданы масса тела m, имеющего форму шара, и его диаметр D. Вычислить плотность материала тела P
т
. Задана плотность жидкости P
ж
, куда будет опущено тело. Если P
т ж
, вывести сообщение «тело будет плавать». Если P
т
>
P
ж
, вывести сообщение «тело утонет». Если P
т ж
, вычислить процентное отношение плотностей тела и жидкости
%
100
ж
Т
Р
Р


43
Вариант 29
Заданы радиус шара R и высота шарового слоя m, радиусы оснований шарового слоя r
1
, r
2
. Вычислить кривую поверхность шарового слоя S
шар сл и его объем V. Если S
шар сл
>60, то вычислить разность между радиусами оснований шарового слоя r
1
- r
2
Вариант 30
Заданы первый член а, знаменатель q, количество членов к геометрической прогрессии. Вычислить k-1 и k-ые члены геометрической прогрессии и сумму первых n членов S
n
. Если S
n
≥10, то вычислить процентное отношение первого и последнего членов геометрической прогрессии
%
100
к
а
12.4. Оборудование и программное обеспечение
1. ПЭВМ IBM PC.
2. Операционная система Windows.
3. Интегрированная среда IDLE Python.
12.5 Задание на работу
1. Изучить теоретические положения лабораторной работы.
2. Получить вариант примера у преподавателя.
3. Составить схему работы программы в соответствии с полученным вариантом (по ГОСТ 19.701-90).
4. Составить на языке Python и отладить программу в соответствии с полученным вариантом.
5. Получить результаты работы программы.
6. Показать результаты работы программы преподавателю.
7. Ответить на контрольные вопросы.
8. Оформить отчет.
12.6. Контрольные вопросы

50>15>
1   2   3   4

1. Какие структуры вы использовали для составления схемы работы программы в соответствии с полученным вариантом?
2. Какие операторы Вы использовали для составления программы на языке Python в среде IDLE Python?
12.7. Правила оформления отчета
Отчет должен содержать:
1. Номер работы, цель и название.
2. Сформулированные примеры, для которых составляются программы.
3. Схемы работы программ, изображенные в соответствии с ГОСТ
19.701-90.
4. Тексты введенных и отлаженных программ (фото текстов программ).
5. Результаты работы программ (фото результатов работы программ).
6. Описание выполненных в лабораторной работе действий (коротко как набирались и отлаживались программы).
7. Вывод по работе.

44
Практическая работа №13
Основы алгоритмизации и программирования.
Разработка программы на языке Python
(в среде IDLE Python) с использованием строгого цикла
13.1. Цель работы
Освоить основные приемы алгоритмизации и самостоятельного составления программ на языке Python с использованием строгого цикла.
13.2. Теоретические положения
Необходимо изучить вышеизложенную теорию и проделать вышеизложенные работы.
Примечание: задания сформулированы таким образом, что схема работы составляемой программы будет содержать цикл с параметром.
13.3. Задания для составления схем и программ
1. Вычислить А=к!*к (к!=1*2*3*…*к, к-номер студента в списке группы).
2. Вычислить В=к!/к (к!=1*2*3*…*к, к-номер студента в списке группы).
3. Вычислить С=к!-к (к!=1*2*3*…*к, к-номер студента в списке группы).
4. Вычислить D=к!+к (к!=1*2*3*…*к, к-номер студента в списке группы).
5. Вычислить E=к!*к (к!=1*2*3*…*к, к-номер студента в списке группы).
6. Вычислить F=а k
(к-номер студента в списке группы, а – номер старосты в списке группы).
7. Вычислить G=а k
-1 (а-номер студента в списке группы старосты, к – номер старосты в списке группы).
8. Вычислить H=а k
+к (к-номер студента в списке группы, а – произвольное число в диапазоне от 1 до 12).
9. Вычислить L=а k
+1 (к-номер студента в списке группы, а – дата рождения студента (число месяца)).
10. Вычислить M=а k
*2 (а-номер студента в списке группы, к – номер дома, в котором проживает студент).
13.4. Оборудование и программное обеспечение
1. ПЭВМ IBM PC.
2. Операционная система Windows.
3. Интегрированная среда IDLE Python.
13.5 Задание на работу
1. Изучить теоретические положения лабораторной работы.
2. Получить вариант примера у преподавателя.
3. Составить схему работы программы в соответствии с полученным вариантом (по ГОСТ 19.701-90).
4. Составить на языке Python и отладить программу в соответствии с полученным вариантом.


45 5. Получить результаты работы программы.
6. Показать результаты работы программы преподавателю.
7. Ответить на контрольные вопросы.
8. Оформить отчет.
13.6. Контрольные вопросы

1. Какие типы данных Вы использовали для составления программы на языке Python в среде IDLE Python?
2. Какие структуры вы использовали для составления схемы работы программы в соответствии с полученным вариантом?

3. Какие операторы Вы использовали для составления программы на языке Python в среде IDLE Python?
4. Что составило тело цикла программы?

5. Какие ошибки были выявлены при компиляции?
13.7. Правила оформления отчета
Отчет должен содержать:
1. Номер работы, цель и название.
2. Сформулированные примеры, для которых составляются программы.
3. Схемы работы программ, изображенные в соответствии с ГОСТ
19.701-90.
4. Тексты введенных и отлаженных программ (фото текстов программ).
5. Результаты работы программ (фото результатов работы программ).
6. Описание выполненных в лабораторной работе действий (коротко как набирались и отлаживались программы).
7. Вывод по работе.

46
Практическая работа №14
Основы алгоритмизации и программирования.
Разработка программы на языке Python
(в среде IDLE Python) с использованием средств обработки массивов
14.1. Цель работы
Освоить основные приемы алгоритмизации и самостоятельного составления программ на языке Python с использованием средств обработки массивов.
14.2. Теоретические положения
Необходимо изучить вышеизложенную теорию и проделать вышеизложенные работы.
Примечание: задания сформулированы таким образом, что схема работы составляемой программы будет содержать различного рода циклы и условия.
14.3. Задания для составления схем и программ
Вариант 1. а) Модернизировать программу для примера 9 так, чтобы в массив В записывались нечетные элементы массива А; б) Модернизировать программу для примера 10 так, чтобы в массив Z из массива Yзаписывались сначала нулевые элементы, затем положительные, а потом отрицательные; в) Модернизировать программу для примера 11 так, чтобы суммировались числа с делителем 3.
Вариант 2. а) Модернизировать программу для примера 9 так, чтобы в массив В записывались элементы массива А, стоящие на нечетных позициях. б) Модернизировать программу для примера 10 так, чтобы в массив Z из массива Yзаписывались сначала отрицательные элементы, затем нулевые, а потом положительные; в) Модернизировать программу для примера 11 так, чтобы суммировались числа с делителем 5.
Вариант 3 а) Модернизировать программу для примера 9 так, чтобы в массив В записывались элементы массива А, стоящие на четных позициях. б) Модернизировать программу для примера 10 так, чтобы в массив Z из массива Yзаписывались только положительные элемента массива. в) Модернизировать программу для примера 11 так, чтобы суммировались числа с делителем 4.