Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (в области физкультурнооздоровительной деятельности) Дисциплина Родной язык Практическое занятие 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области физкультурно-оздоровительной деятельности)

Дисциплина: Родной язык

Практическое занятие 2.


Выполнил:

Обучающийся Дементьева Анастасия Сергеевна

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна

Практическое занятие 2.

 Практическое занятие № 2 (2 часа)

 

Цель занятия: формирование видов речевой деятельности и основ культуры в письменной речи; умений работать со словом, предложением и текстом; знаний о языке как системе разных языковых единиц, языковых нормах, функционально-стилистической системе языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.

 Задание 1

Спишите слова, расставьте в них ударение. Выберите из списка предложенных слов такие, которые могут быть объединены общим лексическим значением; составьте с этими словами предложения так, чтобы у вас получился текст, запишите его.

Зна́мение, зимо́вщик, за́светло, заи́ндеветь, ве́роиспове́дание, кладова́я, до́низу, ненадо́лго, о́бнял, христиани́н, и́конопись, ве́черя

 

Произведите фонетический и морфемный разборы слов знамение, кладовая, донизу.

Ответ.

Зна́мение, зимо́вщик, за́светло, заи́ндеветь, ве́роиспове́дание, кладова́я, до́низу, ненадо́лго, о́бнял, христиани́н, и́конопись, ве́черя

Путник встал засветло и быстро собрался в дорогу. Выйдя на улицу, он увидел в небе-небесное знамение, которое предвещало положительный исход его путешествия. По вероисповеданию, он был христианин, поэтому прежде чем выдвинуться в путь, он помолился. Путника звали Иван, он изучал иконопись и поэтому путешествовал по святыням родной земли. Когда то в детстве, он увидел в книге, изображение фрески "Тайная вечеря" и был поражён её красотой; тогда он и решил, что посвятит всю свою жизнь иконописи. Ненадолго он окунулся в свои мысли, вспоминая прекрасные храмы, соборы, монастыри, он вернулся в реальность и выдвинулся в путь. По его расчётам, через два часа, он должен прибыть в Сергиев-Посад, чтобы посетить главную достопримечательность города-Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.


Фонетический и морфемный разборы слов.

зна́мение [знам’ин’ий’э]
з — [з] — согласный, звонкий парный, твёрдый парный
н — [н] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый парный
а — [а] — гласный, ударный
м — [м’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий парный
е — [и] — гласный, безударный
н — [н’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий парный
и — [и] — гласный, безударный
е — [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий непарный
[э] — гласный, безударный
В слове 8 букв и 9 звуков.

зна́мение

знамени — корень,
е — окончание,
знамени — основа слова.

кладова́я [кладавай’а]
к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый парный
л — [л] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый парный
а — [а] — гласный, безударный
д — [д] — согласный, звонкий парный, твёрдый парный
о — [а] — гласный, безударный
в — [в] — согласный, звонкий парный, твёрдый парный
а — [а] — гласный, ударный
я — [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий непарный
[а] — гласный, безударный
В слове 8 букв и 9 звуков.

кладова́я

клад — корень,
ов — суффикс,
ая — окончание,
кладов — основа слова.

до́низу [дон’изу]
д — [д] — согласный, звонкий парный, твёрдый парный
о — [о] — гласный, ударный
н — [н’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий парный
и — [и] — гласный, безударный
з — [з] — согласный, звонкий парный, твёрдый парный
у — [у] — гласный, безударный
В слове 6 букв и 6 звуков.

до́низу

до — приставка,
низ — корень,
у — суффикс,
окончания нет,
донизу — основа слова.

 Задание 2. 

Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонки, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.

1. Античный, классический, врожденный, прирожденный, гостеприимный, радушный, хлебосольный, губительный, пагубный, единый, один, длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный

мифология, языки, талант, ум, прием, хозяин, человек, влияние, действие, миг, момент, воздействие, период, путь, сборы, кредит.

2. Выдвинуть, высказать, исправить, найти, устранить, обрести, найти, наложить, оставить, обнаружить, открыть, доказать, обосновать, предвещать, предсказать, расширить, увеличить, повысить.

гипотеза, догадка, недостатки, ошибки, опора, поддержка, отпечаток, след, закон, закономерность, теорема, теория, поражение, успех, возможности, потенциал.


Ответ.

  1. Античная мифология, античный язык, античныйчеловек, античное влияние, античный период, классический язык, врождённый талант, прирождённый ум, гостеприимный хозяин, гостеприимный человек, радушный приём, радушный хозяин, радушный человек, хлебосольный приём, хлебосольный хозяин, губительное влияние, губительное действие, пагубное воздействие, единый мир, единый путь, один человек, один момент, один путь, длинный путь, длительный период, длительные сборы, долгий приём, долгий путь, долговременный кредит, продолжительный период.

  2. Выдвинуть гипотезу, высказать догадку, исправить ошибки, исправить опечаток, найти ошибки, найти поддержку, найти отпечаток, устранить недостатки, устранить ошибки, обрести поддержку, наложить закон, оставить след, обнаружить закономерность, открыть закон, доказать гипотезу, доказать теорему, обосновать догадки, обосновать теорию, предвещать успех, предсказать поражение, предсказать успех, расширить возможности, увеличить поддержку, увеличить потенциал, повысить авторитет.

Задание 3. 

Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка.

Добрый - добротный, дружеский - дружественный, дефектный - дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный - эффективный; блудить - блуждать, отражать - отображать, проводить - производить, представить - предоставить, опробовать - апробировать, укрывать - скрывать, осудить - обсудить; новшество - новинка, урожай - урожайность, существо - сущность.

Ответ.

Добрый дедушка-добротный стол, дружеский жест-дружественный приём, дефектный прибор-дефективный человек, конструкторский отдел-конструктивный диалог, эффектный разрез-эффективный способ, тайно блудить-блуждать по лесу, отражать лицо-отображать доходы, проводить линию-производить продукт, представить к награде-предоставить работу, опробовать прибор-апробировать документ, укрывать одеялом-скрывать факты, осудить преступника-обсудить новость, новшество в сфере деятельности-новинка кино, урожай кукурузы-урожайность растений, странное существо-сущность проблемы.

Задание 4.

Прочитайте тексты. Расскажите, какую информацию вы получили из содержания данных текстов.

А. Большинство (приблизительно 75%) слов русского литературного языка может употребляться в любом стиле речи. Такие слова, как я, ходить, лес, и многие другие мы употребляем и тогда, когда говорим, и тогда, когда пишем, независимо от цели и обстоятельств, при которых мы говорим и пишем 
(Из учебника «Русский язык. Теория».)

Б. Прилагательное синий в момент своего рождения значило «блестящий, сияющий». Это общеславянское слово образовано было с помощью суффикса –н- от той же основы си-, что и глагол сиять. (Н. Шанский. «В мире слов».)

В. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. ( Из словаря.)

Г. Слово «витамин» - международный научный термин, образованный от латинского «вита» (жизнь) и обозначающий вещество, необходимое для жизни. (Л. Успенский.)

·       К какому стилю речи относятся данные тексты? Обоснуйте свой ответ.

·       Вспомните, что такое термины. Выпишите из второго текста слова-термины.

·       Понаблюдайте, в каком значении (прямом или переносном) употребляются слова в текстах, какая лексика преобладает? Сделайте вывод.

·       Понаблюдайте, какие предложения характерны для научного стиля (простые или сложные). Сделайте вывод.

·       Подберите отрывки из родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа (сказки, пословицы, поговорки, афоризмы, рассказы и других выдающихся произведений культуры своего народа), в которых говорится о явлениях, представленных в отрывках упражнения.

Ответ.

Из текста (А) я получила инфоомацию, что большинство слов русского языка, а именно 75% можно употреблять в любом стиле речи. Из текста (Б) я поняла, что слово синий, произошло от слова сиять, а также оно является общесловянским словом. Из текста (В) я поняла, что птица снегирь называется так, потому что прилетает к нам с севера, с первым снегом. Из текста (Г) я получила информацию о происхождении слова витамин, образованного от латинского «вита» (жизнь), т.е. вещество необходимое для жизни.

  1. Данные тексты относятся к научному стилю. Эти тексты передают научную информацию об языке и этимологии слов. В текстах даётся разъяснение научной информации. Тексты обладают логичностью, смысловой точностью.

  2. Термин (от лат. terminus граница, предел)-это слово или словосочетание, являющееся названием строго определённого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и так далее. Слова термины: прилагательное, суффикс, основа, глагол.

  3. В текстах слова употребляются в прямом значении. В текстах используются термины из области языкознания, значит преобладает терминологическая лексика.

  4. Для научного стиля характерны сложные (сложносочинённые или сложноподчинённые), повествовательные предложения. Все тексты состоят из сложноподчинённых союзных предложений.

  5.  «Там хлеб не родится, где кто в поле не трудится», «Тайное слово в своих устах держи», «Родина – мать, умей за неё постоять», «Любовь к родине на огне не горит и на воде не тонет», «В семье дружат — живут не тужат», «Семейное согласие всего дороже», «Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно», «Встанешь пораньше — шагнешь подальше», « Не жди от природы милости: сам садочек сади, сам и вырасти», «Мороз не велик, да стоять не велит», «Поспешишь — людей насмешишь», «Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь», «Волос долог, да ум короток», «Дуракам закон не писан» и многие другие.


Задание 5.

Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения. За справками обращайтесь к словарям.

Вульгарн... арго, рискован... антраша, звучащ... банджо, выдержан... бри, опасн... динго, красив... драпри, ярк... индиго, юн... кабальеро, больш... гну, забавн... гризли, крошечн... колибри, бескрыл... киви-киви, остроумн... конферансье, маленьк... кули, прохладн... мацони, уважаем... кюре, сочн... манго, молод... марабу, сед... маэстро, прекрасн... пери, стар... рантье, заброшен... ранчо, матов... габбро, справедлив... рефери, маленьк... цеце, увлекательн... шоу, установлен... эмбарго.

Ответ.

Вульгарное арго (ср.р.), рискованный антраша (м.р.), звучащее банджо (ср.р.), выдержанный бри (м.р.), опасный динго (м.р.), красивое драпри (ср.р.), яркое индиго (ср.р.), юный кабальеро (м.р.), большой гну (м.р.), забавный гризли (м.р.), крошечный (ая) колибри (м.р. и ж.р.), бескрылая киви-киви (ж.р.), остроумный конферансье (м.р.), маленький кули (м.р.), прохладное мацони (ср.р.), уважаемый кюре (м.р.), сочное манго (ср.р.), молодой марабу (м.р.), седой маэстро (м.р.), прекрасная пери (ж.р.), старый рантье (м.р.), заброшенное ранчо (ср.р.), матовое габбро (ср.р.), справедливый рефери (м.р.), маленькая цеце (ж.р.), увлекательное шоу (ср.р.), установленное эмбарго (ср.р.).

Задание 6. 

Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите стиль текста и тип текста, докажите свою точку зрения. Укажите известные вам орфограммы и пунктограммы. Напишите рецензию на данный отрывок.

Про то, что в Мёртвом море можно читать газету, написано во всех справочниках, всех путеводителях, всех брошюрах всех стран мира, на всех мыслимых языках. Для наглядности часто печатают и фотографию: некто толстый, в очках, улыбаясь, покачиваясь на воде, как если бы он сидел дома в кресле, действительно, читает. Мёртвая вода - самое действенное в мире средство от кожных болезней, и едва ли не половина страдальцев навсегда вылечивается после месячного курса на здешних курортах. Курорты недёшевы, но каменистые берега обширны, пустынны и бесплатны для всех, а езды сюда от Иерусалима - сорок минут.

С детства помню вопрос из «Занимательной географии»- «В каком море нельзя утонуть?» Утонуть в Мёртвом море правда так же затруднительно, как нырнуть с надувным кругом: вода, в десять раз солоннее средиземноморской выталкивает наверх. Зато если капля её попадёт в глаз, человек потом годы рассказывает об этом приятелям, наглядно изображая перенесённые им ужасы и муки. На вкус она горька и солона так, что этого тоже не забудешь. Купальщики не брызгаются, а торжественно и странно плавают в сидячем положении, как если-бы под ними были невидимые стулья. На берегу - карусели с пресной водой, после моря и душа ощущение полного перерождения: как будто вам дали новое, легкое, неношеное тело с шёлковой кожей. И невозможно не вспомнить, не задуматься о тёмном