Файл: 1. С чем связано возникновение школы человеческих отношений в менеджменте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 4. Школа человеческих отношений и поведенческих наук
Ответьте на вопросы
1.
С чем связано возникновение школы человеческих отношений в менеджменте?
Ответ: Теория человеческих отношений возникла на основе обобщения результатов экспериментов с группами рабочих на заводах фирмы
«Вестерн
Электрик» в г. Хоторне, которые продолжались 12 лет (1927 – 1939).
В программу исследований Мэйо входило изучение широкого спектра проблем: анализ влияния группы на поведение, мотивация и ценности индивида, средства общения и способы передачи информации рабочим в процессе трудовой деятельности, специфика их речи.
Э. Мэйо пришел к выводу, что производительность труда рабочих зависит не только от условий труда, материального поощрения и действий администрации, но и от социального и психологического климата в среде.
2.
Какой смысл в управлении имеет выражение «эффект Хоторна»?
Ответ: Эффект Хоторна относится к тенденции людей, участвующих в эксперименте, изменять свое поведение, когда они узнают, что исследователи наблюдают за ними. Этот термин предполагает, что сотрудники предприятия могут стать более продуктивными, если их руководители будут уделять им внимание.
Решите кейс
3.
СИТУАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА
Генри Форд в сравнении с Альфредом Слоуном
Г. Форд и А. Слоун-младший были великими руководителями. В 1920-х годах, когда управление впервые стало профессией и научной дисциплиной, они противостояли друг другу. Г. Форд представлял тип авторитарного предпринимателя: склонный к одиночеству, в высшей мере своевольный, всегда настаивающий на собственном мнении, презирающий теории и «бессмысленное» чтение книг. Форд считал своих служащих «помощниками».
«Помощник», осмеливавшийся перечить Форду или самостоятельно принимавший решение, обычно лишался работы. У Форда было достаточно оснований гордиться своими успехами. Он сделал свою модель «Ти» настолько дешевой, что ее мог купить практически любой работающий человек. Автомобиль продавался всего за 290 долл., а на заводах Форда была одна из самых высоких для того времени ставок заработной платы рабочим – 5 долл. в неделю. Примерно за 12 лет Форд превратил крошечную компанию в гигантскую отрасль, изменив американское общество. К 1921 г. «Форд Мотор» контролировала 56% рынка легковых автомобилей в США и заодно почти весь мировой рынок.
Фирма «Дженерал Моторс», которая в то время была конгломератом из нескольких полунезависимых компаний, располагала 13% национального рынка и дрейфовала к банкротству. К счастью, семья Дюпонов ради спасения огромных капиталовложений в акции «Дженерал Моторс» (ДМ) приняла на себя ведение ее дел, пока крах не разразился.
Пьер Дюпон, сторонник современного управления, назначил президентом фирмы А.
Слоуна. Слоун быстро превратил в реальность планы реорганизации компании, введя в практику то, что остается до сих пор главным принципом управления крупными компаниями. Реорганизованная ДМ располагала крупной и сильной группой управления, а множество людей получило право самостоятельно принимать важные решения.
А. Слоун как личность был полной противоположностью Г. Форду. Последний был жестким, своевольным и интуитивным человеком, а любимыми словами Слоуна стали: концепция, методология, рациональность. На каждого руководителя им были возложены определенные обязанности и даны права делать все, что необходимо для их выполнения.
Исключительно важное значение он придавал психологии внутрифирменных отношений, считал умение менеджеров сотрудничать с подчиненными и друг с другом решающим условием успеха. Слоун разработал хитроумную систему контроля, позволявшую ему и

другим руководителям высшего уровня быть в курсе происходящего в гигантской организации.
В то время как «Форд Мотор» сохраняла верность черной модели «Ти» и традиции, согласно которым босс командует, а остальные выполняют, управленческая команда
Слоуна воплотила в жизнь новые концепции в соответствии с изменяющимися потребностями американцев. Фирма ввела в практику частые замены моделей, предоставляя потребителям выбор стилевых и цветовых оформлений и доступный кредит.
Доля «Форд Мотор» на внутреннем рынке стала резко сокращаться. В 1927 г. эта фирма была вынуждена остановить конвейер, чтобы переоснастить его под выпуск запоздавшей модели «А». В результате ДМ захватила 43,5% рынка автомобилей, оставив «Форду» менее
10%.
Несмотря на жестокий урок, Г. Форд так и не смог прозреть. Вместо того чтобы учиться на опыте ДМ, он продолжал действовать по старинке. В следующие 20 лет фирма «Форд
Мотор» едва удерживалась на третьем месте в автомобильной промышленности и почти каждый год теряла прибыли. От банкротства ее спас резерв наличных, который Форд скопил в лучшие времена.
ВОПРОСЫ
1.
Кто был лучшим менеджером – Форд или Слоун и почему?
Ответ: Я считаю, что лучшим был Слоун. Он оказался менеджером, который сумел приспособиться к изменяющейся конъюнктуре рынка, к изменящимся потребностям людей.
Ошибки Форда:
1) Основная ошибка Форда состоит в том, что он, руководствуясь диктаторским стилем управления, не желал прислушиваться к мнению своих помощников, считая свое слово единственно верным. Это авторитарный стиль управления. Подчиненные не участвуют в принятии решений, а лишь выполняют приказы.
2) Коммуникациям внутри организации абсолютно не предавалось никакого значения.
3) Не принимал в серьез маркетинговые исследования.
4)
В основном опирался лишь на личный производственный опыт
5)
Отказывался от помощи специалистов стратегического планирования.
Слоун стал успешным потому, что использовал правильный подход именно в системе управления компанией.
Особенности управления
А.
Слоуна заключаются в том, что он умело выбирал наиболее способных руководителей, активно и эффективно отстаивал идею о необходимости исследовательских работ, и был в некоторых отношениях «гением маркетинга». Кроме того, он был пропагандистом и практиком применения групповых методов работы, а также обладал широтой взглядов и дипломатическими способностями, выделявшими его среди прочих топ- менеджеров еще на ранних этапах его карьеры.
2.
Какие внутренние и внешние факторы содействовали успеху фирм?
Ответ:
Факторы, которые содействовали успеху
Форда следующие:
1) Высокое качество изготавливаемых машин. А качество – это надежность и безопасность жизни. Также – это снижение себестоимости, до такой степени, что Форд мог продавать автомобиль всего за 290 долл., и платить своим рабочим одну из самых высоких ставок того времени – 5 долл. в неделю. В 1921 г. Ford Motor контролировал 56 % рынка легковых автомобилей и заодно почти весь мировой рынок. 2) Форд построил систему организации производства, основанную на сверхспециализации рабочих, максимальном дроблении операций технологического процесса и расположении технологического оборудования и рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью выполняемых операций.


Им введена невиданная ранее форма организации производственного процесса - поточная линия.
Использованная им впервые в
1913 г. в виде ленточного конвейера такая линия оказалась чрезвычайно эффективной для условий массового производства. Она позволила резко сократить цикл изготовления автомобилей, снизить затраты на их производство.
3) Г. Форд считал, что под его руководством организовано такое массовое производство, которое делает управление излишним. Он разработал теорию управления качеством.
4) Форд применил стандартизацию и унификацию - важнейшие элементы в управлении качеством, организовал конвейерное производство, что дало возможность перейти к массовому производству автомобилей. При этом он уделял большое внимание охране труда и созданию нормальных условий труда, установил 8-ми часовой рабочий день и минимальный уровень оплаты труда. Он больше тяготел к практике и не разделял некоторые взгляды Тейлора, Эмерсона и Файоля. Он требовал строгого соблюдения дисциплины без личного общения работников на предприятии, внедрял абсолютное разделение труда на конвейере.
3.
Какие факторы оказали влияние на упадок фирмы «Форд Моторс»?
Ответ: Факторы, приведшие Форда к упадку, можно разделить на внутренние и внешние.
К внутренним факторам причинам можно отнести то, что Форд в силу своего характера насмехался и презирал все новшества, действовал по старинке, не учитывая потребностей покупателей, а также не прислушивался ни к чьему мнению, считая свое решение единственно верным и не подлежащим обсуждению.
В внешним факторам, которые привели Форда к упадку, можно отнести фактор конкурента.
Фирма General Motors смогла настолько разнообразить ассортимен стилевыми и цветовыми решениями, а также доступным кредитом, что Ford Motor на рынке резко сократилась.
3.
Какова важнейшая причина поражения Форда?
Ответ: Важнейшая причина поражения Форда состоит в том, что он не желал приспосабливаться к изменяющимся условиям рынка. Форд отказался признать, что менеджеры и менеджмент необходимы, потому что опираются на задачи и функции, а не на указания начальника.
Форд идеализировал модель Т, считал его наивысшим этапом в развитии.
5.
Какие навыки и качества менеджера наиболее ярко демонстрируют оба руководителя? Менеджерам какого уровня они соответствуют в большей мере?
Ответ: Форд обладал инновационными компетенциями лидеров, необходимыми для успешного ведения бизнеса на основе использования базисных технологических инноваций и накопленного человеческого капитала.
Слоун демонстрировал умение создать рабочую группу, способную принимать взвешенные решения, потребность советоваться со специалистами, а также умение концентрироваться на существе дела. Он придавал решающее значение системе и организации, но никогда не утверждал, что при хорошей системе можно достичь результатов даже с посредственными сотрудниками.
Оба представителя соответствуют менеджменту высшего звена.