Файл: Введение Проблема реализации прав ребенка существовала в России во все времена, к сожалению, она не решена и сегодня. Актуальность исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сосредоточив свое внимание на признании брака, зарегистрированного в государственных органах, на равенстве всех детей, семейный кодекс 1918 г. уделял минимум внимания регулированию иных семейных отношений, а то и вовсе их игнорировал. Однако семья продолжала существовать вопреки господствовавшим на этот счет политическим и идеологическим прогнозам. Поэтому ВЦИК своим постановлением от 19 ноября 1926 г. утвердил и ввел в действие с 1 января 1927 г. новый - второй по счету Кодекс законов о браке, семье и опеке».

Семейный кодекс 1927 г. сохранял в принципе прежними правила относительно осуществления родительских прав и обязанностей. Но о лишении родительских прав по суду упоминалось как бы вскользь, тогда как отобранию ребенка у родителей (как по суду, так и органами опеки и попечительства) уделялось значительно больше внимания. Видимо, действительность больше нуждалась в менее сложных способах защиты нарушенных прав ребенка. Примечательно также, что этот кодекс оставлял мало места для правил, регулирующих алиментные отношения. Да и те правила, которые существовали, кажутся теперь крайне скупыми. Следующая модернизация семейного законодательства произошла с введением Кодекса о браке и семье РСФСР с 1 ноября 1969 г.

Четкое и недвусмысленное положение о том, что «взаимные права и обязанности родителей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке», теперь сочеталось с допустимостью установления отцовства в добровольном - по совместному заявлению женщины-матери предполагаемого отца в органы записи актов гражданского состояния - либо в судебном порядке. Примечательно, что кодекс 1969 г. выделял права и обязанности родителей в специальную главу. Но речь здесь шла главным образом о родительских обязанностях, содержание которых расширилось. При этом специально подчеркивалось равенство прав и обязанностей обоих родителей, даже если они расторгли свой брак. «Подобного рода уточнение было полно большого смысла, поскольку все чаще и чаще приходилось встречаться с нарушением прав родителя, который после расторжения брака жил отдельно от своих детей. Помочь ему были призваны нормы, регламентирующие его участие в жизни ребенка путем регулярного с ним общения. Обеспечивать же право на это общение призваны были органы опеки и попечительства, а при неподчинении их решению – суд» - отмечает Е.А. Татаринцева.

Теперь давался более широкий и исчерпывающий, чем раньше, перечень оснований лишения родительских прав и определялись в общих чертах последствия применения столь суровой меры семейно-правовой ответственности. Одновременно допускалось восстановление судом родительских прав. Был введен также институт отобрания детей у родителей в судебном порядке независимо от лишения родительских прав: оно применялось, если оставление ребенка у лиц, у которых он находился, представляло для него опасность.  Соответственно обязанностям родителей корреспондируют права детей в семье.


Изменения общественно-политической и экономической ситуации в России, ее правовой системы обусловили новую кодификацию семейного законодательства. Она была осуществлена в форме Семейного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 1996 г. Восприняв многие проверенные жизнью положения Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г., СК РФ существенно обновил правовое регулирование семейных отношений.

Важнейшим достижением Семейного кодекса стал учет положений Конвенции ООН о правах ребенка, в том числе при регулировании так называемого международного усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации. Однако усыновление российских детей иностранными гражданами и лицами без гражданства в настоящее время стало предметом острой критики.

В настоящее время продолжается законодательная работа по непосредственному обеспечению прав и интересов детей, направленная на поэтапное решение наиболее важных задач жизнеобеспечения этих категорий населения, совершенствование механизмов их обеспечения, выработку и реализацию единых приоритетов социальной политики.

Итак, изучение исторических аспектов развития содержания прав и обязанностей детей показало, что с учетом сложившейся на сегодняшний день социально-экономической обстановки в России и предшествующего опыта, приоритетными направлениями деятельности законодательной властей были и остаются: обеспечение охраны здоровья и повышения качества медицинского обслуживания детей; развитие образования и воспитания детей; улучшение экономических условий жизнедеятельности семей с детьми; повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.

2. Понятие и характеристика прав ребенка в семье на современном этапе развития семейного законодательства в РФ


2.1. Понятие и классификация прав ребенка в семье

Высшими ценностями современного общества и государства являются человек любого возраста и его права.

При этом если о правах человека на государственном уровне заговорили еще в XVIII в., то для выделения среди них прав ребенка потребовалось еще два столетия.



На протяжении тысячелетий дети рассматривались как будущие члены общества. И лишь по мере становления представлений о самоценности человеческой личности в них стали видеть не только объект воспитательного воздействия, но и равноправного партнера в общественных отношениях.

В основе такого понимания лежит признание ребенка личностью, обладающей таким же достоинством, как и взрослый. Различие состоит главным образом в том, что совершеннолетние могут защищать свои интересы самостоятельно, а дети вынуждены обращаться за помощью к тем, кто должен обеспечивать их права.

Права несовершеннолетних признаны международным правом и законодательством государств, в первую очередь их конституциями.

Так, согласно Декларации прав ребенка, принятой 20 ноября 1959 г. на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, ребенком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия). Отмечено также, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. В названном международно-правовом акте содержится призыв к национальным правительствам и местным властям признавать права детей и соблюдать их путем принятия законодательных и иных мер. Особенно важным является положение Декларации о том, что человек имеет права с момента своего рождения.

Конституционные акты закрепляют основные, общие, наиболее важные права, определяющие правоотношения между человеком любого возраста и государством. Поэтому исключительное значение имеет положение Конституции РФ о том, что признание, соблюдение и защита в том числе прав ребенка являются обязанностью государства (ст. 2).

В юридической науке понятие прав несовершеннолетних включает:

  1. неотъемлемые свойства и возможности детей, обусловливающие меру их свободы;

  2. возможности использования ребенком наиболее существенных благ, защиты его жизненных интересов;

  3. пределы осуществления государственной власти, способ свободного развития личностью ее способностей и талантов;

  4. формы защиты человека от глобальных угроз его существованию.

Права ребенка представляют собой социально значимые притязания на некую меру свободы, которые совместимы с принципом формального равенства и могут быть всеобщими требованиями свободы.

В то же время права ребенка представляют собой субъективные права - гарантированную государством меру возможного поведения личности. Юридическая характеристика всех
субъективных прав состоит еще и в том, что они связаны с функционированием правовых норм и не могут существовать вне правовых отношений.

Правам ребенка присущи определенные особенности, которые сводятся к следующему:

  • они имеют естественный характер и возникают в результате самого факта рождения человека, они неотчуждаемы, неотъемлемы - являются непосредственно действующими и признаются высшей социальной ценностью; их содержание детерминируется условиями социально-экономического, политического и культурного развития общества;

  • права детей опосредуют отношения личности с государством и международным сообществом;

  • такие правомочия выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

  • они складываются объективно и не зависят от государственного признания;

  • права ребенка зафиксированы в нормах не только внутригосударственного (конституционного, административного, гражданского и др.), но и международного публичного права;

  • механизм защиты прав ребенка охватывает средства не только внутригосударственной, но и международной защиты.

Содержание понятия прав ребенка неразрывно связано с развитием категории прав человека.

Так, к первому поколению прав личности относятся политические и гражданские права: на жизнь, свободу мысли, совести и религии, равенство перед законом и т.д.

Второе поколение прав человека сформировалось в XIX столетии в ходе борьбы за улучшение экономического положения людей. Его связывают с провозглашением государствами социальных и экономических прав: на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, охрану здоровья и т.д. Теория «негативной свободы» была существенным образом пересмотрена. Социально-экономические права получили отражение в соответствующих документах ООН и отдельно взятых стран. В основе изменений лежало позитивное понимание свободы как реальной возможности осуществления своей воли наравне с другими людьми. Обладание свободой предполагает не просто отсутствие принуждения со стороны других людей, но и наличие определенных возможностей, в частности материальных ресурсов, в противном случае человек зачастую не может воспользоваться своим правом.

После Второй мировой войны формировалось третье поколение прав человека: на мир, здоровую окружающую среду, социальное и экономическое развитие, которое принадлежит каждому человеку, народу и человечеству в целом.


При этом высказано мнение, что такие права являются коллективными. Потому, к примеру, право на здоровую окружающую среду является правом индивида, а осуществление права народов на развитие и самоопределение зависит от общности. Влияние на подобный подход к правам человека оказали национально-освободительные движения, сформулировавшие право солидарности, включающее правомочия народов на развитие, мир, независимость, самоопределение, достойную жизнь, здоровую окружающую среду. Основные из этих прав закреплены в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Международных пактах о гражданских и политических, об экономических, социальных и культурных правах, в других международно-правовых документах.

Четвертое поколение прав человека начало формироваться в 90-е годы XX в. Эти правомочия призваны защищать человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетики человека, открытиями в области биологии. Иногда их называют правами человечества на мир, ядерную безопасность, космос, экологическими, на информацию. Речь в них идет о выживании человечества как биологического вида. Светский гуманизм становится одной из вех в нравственном развитии общества.

Приведенные этапы развития прав человека служат основанием классификации и конституционных прав ребенка. Выделение их в значительной мере условно, но оно наглядно показывает эволюцию этого института, историческую связь времен, общий прогресс в этой области.

В теории российского конституционного права принято различать три основные группы, в том числе прав ребенка.

К первой категории относятся личные права и свободы: на жизнь, охрану достоинства, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и др. Соблюдение таких прав несовершеннолетнего имеет большое значение для их государственно-правовой защищенности.

Вторую группу образуют политические права и свободы, включающие право на свободу мысли и слова, совести, на объединение с другими, проведение собраний, митингов и демонстраций.

Третью группу составляют экономические, социальные и культурные права: право частной собственности, свобода предпринимательства, право на труд, отдых, социальное обеспечение в случаях болезни и инвалидности, жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, свободу творчества, участия в культурной жизни и доступ к культурным ценностям.