ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рецензия на произведение
Преображенского А.А. "Веков связующая нить...". Преемственность военно-патриотических традиций русского народа (XIII - начало XVI в.)
Александр Александрович Преображенский был одним из наиболее ярких представителей в отечественной исторической науке.
За годы жизни Александр Преображенский издал более 500 работ, получивших широкую известность и признание, как у нас в стране, так и за ее пределами.
Автора отличает постановка крупных теоретических проблем, а также широта и доказательность выводов и обобщений, основанных на тщательном анализе множества архивных источников, и практически всюду имеет место патриотическая направленность.
В 2002 году издательством «Русское слово» была переиздана книга известного историка, доктора исторических наук, профессора А.А. Преображенского «Веков связующая нить…». Книга посвящена исследованию патриотических традиций русского народа XIII – начала XIX века и их преемственности.
Уникальность в этой книге заключается в первую очередь в том, что автором проявляется живой интерес к человеческим судьбам, обращаясь в своем историческом экскурсе к людям разного социального положения, разных исторических эпох.
Отличается также работа своей выразительностью и ясностью стиля работы, чуждая штампам, нарочитому наукообразию и усложненности, где раскрывается ощутимая патриотическая направленность.
Книга состоит из 6 глав.
В первой главе идет повествование от Невской битвы до Куликова поля, где автор акцентирует внимание на продолжение традиций прошлых веков, в частности 15 века. Автор рассматривает Невскую битву как важное историческое событие, которое является настолько важным и настолько и противоречивым в плане битвы, но бесспорным в отношении патриотического духа воинов. То же самое касается и Куликовской битвы – легендарного сражения между войсками князя московского Дмитрия Донского и Золотой Орды.
Во второй главе Преображенский уже обращается к Смутному времени в контексте формирования патриотических традиций.
Автором проводится поведение различных социальных групп во время Смуты и их вклад в борьбу с захватчиками. Преображенский тонко подмечает грань подъема народного патриотизма во время Смутного времени, только благодаря которому можно было отстоять независимость России и, который определил выбор новой династии Романовых.
Также сделан вывод о доминирующей роли духовенства в преодолении Смутного времени, о том, что Смута объединила интересы всех сословий, способствуя консолидации русского общества и переосмыслению духовно-нравственных ценностей народа:
«Вне всякого сомнения в средневековом русском обществе особое место занимала православная церковь. В сложных перипетиях внутренних и внешних конфликтов многое зависело от церковных иерархов…. Церковь была призвана нести умиротворение людям.»1
В третьей главе автором охватывается время правления Романовых.
Четвертая глава посвящена патриотическому духу людей при Петре I. В годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей и добродетелей, а главный девиз россиян того времени «Бог, Царь и Отечество».2
Александр Преображенский отмечает, что с тех пор воспитание в армии основано на положении: русский солдат служит не ради чести и славы своей или императора, а в интересах государства Российского.
И шестая глава посвящена историческому периоду «После Петра и до «Грозы двенадцатого года».
Александр Александрович, здесь проводит параллель с прошлым, отмечая, что, несмотря, на то, что Петром I была возведена Россия на совершенно новую историческую ступень, царь с большим вниманием и уважением относился к героическим делам предков, ценил подвиги в борьбе за независимость страны, против внешних врагов.
Отечественная война 1812 года отодвинула осуществление этого замысла. Разразилась «гроза двенадцатого года» - нашествие Наполеона на Россию, которое согласно историческим данным было неудачным для французов. Преображенский отмечает в своей книге, что именно тогда русское общество не раз мысленно обращалось к героическим страницам отечественной истории, укрепляя моральный дух для борьбы с наполеоновской армией.
В книге Александр Александрович делает акцент на понятии «патриотизм», в частности, на защите народом своего отечества, территории от внешних вторжений:
«Когда мы говорим о преемственности патриотических традиций невольно происходит некое «выпрямление» этого исторически обусловленного процесса….»3
Автором прослеживается цепь таких эпохальных событий, как война с немецкими и шведскими крестоносцами, борьба с Золотой Ордой, польско-литовскими захватчиками.
Много внимание уделено военным действиям с Наполеоном в ходе Отечественной войны 1812 года – все это, по мнению Преображенского, и составляет стержень истории России, имеет ключевое значение для ее восприятия.
Автор задается вопросом, была ли между этими событиями и их героями связь в памяти потомков.
На самом деле, в книге раскрывается немало и других исторических вопросов, начиная от Куликовской битвы, подвигах русских воинов в Невской битве и на льду Чудского озера.
Автор спрашивает, о чем думали люди при сражении с Золотой Ордой, вспоминали ли они своих предков, вдохновлял ли их пример воинов Куликовской битвы? Кто еще и почему стал образцом для подражания в русской истории? Ответы на эти вопросы можно найти в книге Александра Александровича Преображенского.
Уникальность книги в том, что один из немногих в данном жанре Преображенский ставит перед собой задачу проследить формирование и преемственность патриотических традиций в том или ином историческом периоде развития нашей страны, выявляя особенности каждого этапа с учетом социально-политической обстановки в государстве.
Автор делает акцент не только исключительно на патриотизме, но и определяет соотношение изучаемых проблем с представлениями в обществе того времени о верховной власти, государстве и Отечестве, в то же время рассматривая связь патриотических традиций с уровнем осведомленности различных слоев общества, прежде всего простого народа, выясняя выявление развивающейся культуры на содержание понятия «патриотизм»:
«Известно, что выступлениям народа предшествовали вечевые собрания…»4
В книге проводится связь между историческими и географическими условиями, в которых рождался и креп «русский дух», вынуждая народ постоянно вести борьбу за свою государственную и национальную независимость. Все это не могло не сказаться, как отмечает автор, на формировании особого отношения русского народа к военной службе.
С другой стороны помимо плюсов, есть и некоторые недочеты, на мой взгляд, в книге.
Так, автором мало уделяется народному эпосу, песням, былинам, где воспевается героизм, мужество и отвага тех, кто не щадил ни сил, ни самой жизни, защищая родную землю, хотя, именно через народный фольклор можно проследить «веков связующую нить…».
Но в то же время у автора свой взгляд на развитие темы патриотизма сквозь «летопись временных лет».
Преображенским раскрывается сама суть русской души, то, главное, что у русских воинов формировало еще с детства качества, которые всегда отмечали как союзники, так и противники: решительность в наступлении, стойкость в обороне, храбрость, взаимовыручка и презрение к смерти в критические моменты боя.
Дух патриотизма - универсальный нравственный идеал. Он лежит в основе всякой национальной военной системы, в противном случае она не имеет никакой ценности. Проявление патриотизма русского воина уникально, ибо имеет глубокие исторические и социальные корни.
Многовековая история нашего народа, его славные боевые традиции, рожденные в жестоких боях с многочисленными иноземными захватчиками, являются неиссякаемым источником формирования патриотических чувств, идей и действий для многих поколений россиян.
Яркое представление о патриотизме как источнике служения общенациональным интересам русского народа дает книга Преображенского.
Несгибаемую силу русского народа, его непреодолимое стремление к свободе и независимости продемонстрировали победы русского оружия над многочисленными кочевниками, рыцарями-крестоносцами, монголо-татарскими ордами – все это можно найти в книге.
В способности к быстрой мобилизации всех своих физических и духовных сил в случае угрозы Отечеству. Россияне неоднократно доказывали, что в критические моменты для страны они готовы сделать все - переносить неслыханные жизненные тяготы, терпеть невзгоды, передавать на нужды страны личные сбережения и ценности, вступать добровольцами в народное ополчение и в армейский строй, лишь бы спасти от серьезной опасности свою страну, ее народ.
Патриотизм россиян интернационален. В многонациональной стране, где многие народы имеют относительную самостоятельность, в случае опасности все выступают единым фронтом против завоевателей, а в мирное время - против стихийных бедствий и природных катаклизмов. Патриотизм россиян сочетается с их гордостью и достоинством.
Это обусловлено авторитетом страны на международной арене, ее геополитическим положением, достижениями в науке, культуре, образовании и в военной области.
Хотя Россия переживает сейчас далеко не лучшие времена, но ее потенциальные возможности, а главное настрой, и высокая ответственность граждан за судьбы Родины позволят им преодолеть временные трудности и вывести страну на передовые рубежи мирового прогресса.
В заключение, следует отметить, новаторское по замыслу и его осуществлению исследование патриотической тематики. Преображенский прослеживает подлинно историческую внутреннюю связь патриотических дел давних времен.
Таким образом, книга с посвящением «Патриотам всех поколений России» будет интересна широкому кругу читателей, глубоко интересующихся отечественной историей и военно-патриотической проблематикой.
Библиографический список
-
Преображенский, А. А. «Веков связующая нить…» : Преемственность военно-патриотических традиций русского народа (XIII – начало XIX в.) / А. А. Преображенский. – Москва : Русское слово : Русское слово – учебник, 2020. – 173 с
1 Преображенский, А. А. «Веков связующая нить…» : Преемственность военно-патриотических традиций русского народа (XIII – начало XIX в.) / А. А. Преображенский. – Москва : Русское слово : Русское слово – учебник, 2020.- С.13.
2 Там же – С.112.
3 Преображенский, А. А. «Веков связующая нить…» : Преемственность военно-патриотических традиций русского народа (XIII – начало XIX в.) / А. А. Преображенский. – Москва : Русское слово : Русское слово – учебник, 2020. – С.10.
4 Преображенский, А. А. «Веков связующая нить…» : Преемственность военно-патриотических традиций русского народа (XIII – начало XIX в.) / А. А. Преображенский. – Москва : Русское слово : Русское слово – учебник, 2020. – С.11.