Файл: 1. Предмет философии науки. Философия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Предмет философии науки.

Философия – учение о мире, об общих принципах и законах его бытия и познания. Это особое мировоззрение, представ собой систему наиболее общих идей и взглядов на мир в целом, на место и роль в нем человека. Наука - деятельность по приобретению новых знаний, вид познавательной деятельности, направленная на выработку объективных и обоснованных знаний о мире.

Философия науки:

  1. направление философии, состоящее из отдельных концепций, предлагающих различные модели развития науки;

  2. дисциплина, исследующая отношение мышления к бытию науки.

Предметом философии науки являются общие закономерности, тенденции научного познания в рамках рассмотрения науки как деятельности по производству новых знаний, взятых в историческом развитии и социокультурном аспекте.

Философия науки занимается преимущественно изучением методов и принципов, на основе которых ученые истолковывают факты и выдвигают гипотезы, а также исследует процесс развития самой науки.

Философия науки — это область общей философии, изучающая научные методы, которые используют ученые для выдвижения гипотез и формулирования законов на основе собранных фактов, а также посылки (отправные точки исследований), отталкиваясь от которых они строят доказательства верности своих взглядов на мир.

2. Место науки в системе культуры

Культура – это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая деятельность как способность эти ценности производить и использовать в процессе труда.

Материальная культура – это сфера человеческой деятельности, связанная с производством предметов, вещей, которые служат для обеспечения существования самого человека, его жизнедеятельности и удовлетворения материальных потребностей.

Духовная культура – воплощается в деятельности по производству и удовлетворению духовных потребностей, связанных с внутренним миром человека, его сознанием, мышлением, переживаниями и т.п. Продуктами духовного производства являются представления, понятия, идеи, теории, художественные образы, моральные нормы, правовые законы и т.д.

Наука как феномен человеческой культуры представляет собой систему, включающую:


  1. специфический вид духовной деятельности общества по производству новых (истинных) знаний с помощью научных методов, а также продуцирующий новые научные проблемы и задачи;

  2. социальный институт, обеспечивающий производство, воспроизводство, распределение научных знаний с помощью научных обществ, образовательных учреждений, научных организаций при непосредственной поддержке общества и государства;

  3. особую субкультуру, образуемую на базе идеалов и норм научного мышления, правил, ритуалов и традиций поведения ученых, складывающихся в особую профессиональную культуру и этику ученого;

  4. фактор, обеспечивающий функционирование и развитие материальных производительных сил общества.

3. Соотношение философии и науки.

познания. Это особое мировоззрение, представляющее собой систему наиболее общих идей и взглядов на мир в целом, на место и роль в нем человека.

Наука - деятельность по приобретению новых знаний, вид познавательной деятельности, направленная на выработку объективных и обоснованных знаний о мире.

Общие свойства философии и науки:

  1. Философия и наука рисуют картину мира на абстрактно-теоретическом языке.

  2. Познание ради истины.

Различия философии и науки:

  1. Наука - это знание о сущем (то что существует). Наука не трактует несуществующие вещи.

  2. Философия – это знание о должном. Наука движется по прогрессивной линии

  3. Философия рассматривает одни и те же вопросы (решенных вопросов нет). Наука развивается парадигмально

  4. Философия не имеет единых точек зрения по определенным вопросам. Наука изучается по авторским интерпретациям.

4. Наука и искусство.

Наука - деятельность по приобретению новых знаний, вид познавательной деятельности, направленная на выработку объективных и обоснованных знаний о мире.

Наука и искусство - это формы общественного сознания и специфические способы отражения универсума.

Будучи разными формами духовного творчества, тем не менее, частично пересекаются друг с другом:

Эстетическое (гармония) может претендовать на роль некоторой установки, в том числе и научной. В науке эстетическое отражается в том, что в числе критериев научного исследования появляется и критерий красоты (например, красота уравнений, формул, теорий, доказательств).



Отличия науки и искусства:

  1. Наука направлена на объективное отражение мира в понятийных формах. Искусство - это такая форма общественного сознания, которая при помощи художественных образов обеспечивает трансляцию человеческого опыта.

  2. Наука - область теоретического мышления. Ученый мыслит абстракциями, доказывает и объясняет, стремится увлечь читателя с помощью логики. Искусство – область художественного мышления. Поэт мыслит художественными образами, показывает и описывает, обеспечивает эмоциональный контакт автора с читателем.

  3. Наука, нацелена на поиск общих закономерностей. Искусство уделяет внимание каждому единичному случаю и событию, каждой отдельной человеческой жизни, эстетическому идеалу.

  1. Наука обращено к рассудочно-рациональному строю человеческого восприятия. Искусство к чувственно-ассоциативному и эмоциональному строю человеческого восприятия.

Чарльз Перси Сноу в своей статье «Две культуры и научная революция» сообщает о возникшем разрыве между творческой и научной интеллигенции.

5. Этика науки и ответственность учёного.

Этика - философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль.

Этика науки – область философской и внутринаучной рефлексии о моральных аспектах как собственно научной деятельности, включая взаимоотношения внутри научного сообщества, так и взаимоотношений науки и научного сообщества с обществом в целом.

Ответственность ученого:

  1. ученый не может отвечать за последствия своих исследова- ний, так как в большинстве случаев не он принимает решение о применении его открытий на практике

  2. он не может не осознавать собственный вклад в изготовление средств, опасных для жизни. Поэтому наука должна идти рука об руку с гуманистической нравственностью.

  3. несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама оценка стала достоянием гласности.

  4. ученый, опиравшийся в своей работе на неверные данные, заимствованные из работ его коллег, не освобождается от ответственности,

Наука внеморальна - Сахаров стоял у истоков оружия массового уничтожения. Само научное открытие нейтрально. Все зависит от того к кому в руки оно попадет.

6. Роль науки в современном обществе.


Наука — это сложное многогранное общественное явление: вне общества наука не может ни возникнуть, ни развиваться, но и общество на высокой ступени развития немыслимо без науки. Роль науки в развитии производства возрастала по мере расширения и обобществления производства. Весь ход истории представляет собой неуклонный и все углубляющийся процесс «онаучивания» производства.

Вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни.

Наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества.

Положение науки в обществе является сложным. Научное сообщество, осуществляя свои разработки, постоянно испытывает поддержку или противодействие со стороны широкого социального контекста.

Важное следствие социальной зависимости науки — это опасность - потери наукой ее внутренней свободы. Проявлениями этой опасности являются соблазны коммерциализации, политизации, бюрократизации, идеологизации науки.

Наука - одна из важнейших форм культуры общества, а ее развитие - важнейший фактор обновления всех сфер жизнедеятельности человека. Современная наука формирует мировоззрение человека, тесно связана с техническим прогрессом, помогает создавать прогнозы развития общества и разрабатывать программы, решать проблемы, встающие перед человечеством.

7. Наука как социальный институт.

Наука - деятельность по приобретению новых знаний, вид познавательной деятельности, направленная на выработку объективных и обоснованных знаний о мире.

Социальный институт - ценностно-нормативный комплекс (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также орган и организация, обеспечивающая их реализацию и утверждение в жизни общества.

Социальный институт науки – это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являют­ся особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

Цель – производство и распространение знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.


Институциализация науки- это тип организации исследований и способ воспроизводства субъекта научной деятельности.

Как соц. институт Н. начала оформляться в 17-18 вв, когда в Европе возникли первые научные общества, академии и науч. журналы.

В 20 в Н. превратилась в особый тип производства науч. знаний, включающий многообразные объединения ученых, крупные исследовательские коллективы, целенаправленное финансирование и особую экспертизу исследовательских программ, их соц. поддержку, специальную промышленно-техническую базу, сложное разделение труда и целенаправленную подготовку кадров.

Наука как социальный институт приобретает самостоятельное значение, приобретает роль влиятельного, равноправного партнера в сети социально-экономических взаимодействий, а учреждения науки получают реальный импульс к интенсивной научной работе — залогу успеха в конкурентной среде.

8. Наука как генерация нового знания.

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению. Как и другие способы познания наука возникает из практической деятельности людей. Она является непосредственным продолжением обыденного, стихийно-эмпирического познания, в ходе которого люди постигали свойства и отличия необходимых им в практической жизни вещей.

Наука вместо ранее имевшего место исследования свойств и закономерностей явлений и предметов в процессе стихийно-эмпирической, практической деятельности, строит теоретические модели с использованием абстракций. Истинность теоретической модели проверяется с помощью специально созданного для этого экспериментального метода. Для поиска и проверки новых истин в науке используются специальные теоретические и эмпирические методы познания.

Характеристики научного знания:

  1. Наука универсальна – она сообщает знания истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они получены (обеспечивает могущество науки).

  2. Наука фрагментарна – охватывает только актуальные учёным своего времени сферы интересов.

  3. Наука общезначима – научные знания пригодны для всех людей.

  4. Язык науки – однозначный (естественные науки, остальные стремятся).

  5. Наука обезличена – в работах невозможно познать автора, в отличии от искусства

  6. Наука систематична – это система знаний от простого к сложному

  7. Наука – незавершённая система - абсолютная истина недостижима – на каждом этапе мы просто достигаем новых рубежей

  8. Наука преемственна

  9. Наука достоверна – выводы проверяются по определённым правилам

  10. Наука внеморальна.