ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Предмет философии науки.
Философия – учение о мире, об общих принципах и законах его бытия и познания. Это особое мировоззрение, представ собой систему наиболее общих идей и взглядов на мир в целом, на место и роль в нем человека. Наука - деятельность по приобретению новых знаний, вид познавательной деятельности, направленная на выработку объективных и обоснованных знаний о мире.
Философия науки:
-
направление философии, состоящее из отдельных концепций, предлагающих различные модели развития науки; -
дисциплина, исследующая отношение мышления к бытию науки.
Предметом философии науки являются общие закономерности, тенденции научного познания в рамках рассмотрения науки как деятельности по производству новых знаний, взятых в историческом развитии и социокультурном аспекте.
Философия науки занимается преимущественно изучением методов и принципов, на основе которых ученые истолковывают факты и выдвигают гипотезы, а также исследует процесс развития самой науки.
Философия науки — это область общей философии, изучающая научные методы, которые используют ученые для выдвижения гипотез и формулирования законов на основе собранных фактов, а также посылки (отправные точки исследований), отталкиваясь от которых они строят доказательства верности своих взглядов на мир.
2. Место науки в системе культуры
Культура – это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая деятельность как способность эти ценности производить и использовать в процессе труда.
Материальная культура – это сфера человеческой деятельности, связанная с производством предметов, вещей, которые служат для обеспечения существования самого человека, его жизнедеятельности и удовлетворения материальных потребностей.
Духовная культура – воплощается в деятельности по производству и удовлетворению духовных потребностей, связанных с внутренним миром человека, его сознанием, мышлением, переживаниями и т.п. Продуктами духовного производства являются представления, понятия, идеи, теории, художественные образы, моральные нормы, правовые законы и т.д.
Наука как феномен человеческой культуры представляет собой систему, включающую:
-
специфический вид духовной деятельности общества по производству новых (истинных) знаний с помощью научных методов, а также продуцирующий новые научные проблемы и задачи; -
социальный институт, обеспечивающий производство, воспроизводство, распределение научных знаний с помощью научных обществ, образовательных учреждений, научных организаций при непосредственной поддержке общества и государства; -
особую субкультуру, образуемую на базе идеалов и норм научного мышления, правил, ритуалов и традиций поведения ученых, складывающихся в особую профессиональную культуру и этику ученого; -
фактор, обеспечивающий функционирование и развитие материальных производительных сил общества.
3. Соотношение философии и науки.
познания. Это особое мировоззрение, представляющее собой систему наиболее общих идей и взглядов на мир в целом, на место и роль в нем человека.
Наука - деятельность по приобретению новых знаний, вид познавательной деятельности, направленная на выработку объективных и обоснованных знаний о мире.
Общие свойства философии и науки:
-
Философия и наука рисуют картину мира на абстрактно-теоретическом языке. -
Познание ради истины.
Различия философии и науки:
-
Наука - это знание о сущем (то что существует). Наука не трактует несуществующие вещи. -
Философия – это знание о должном. Наука движется по прогрессивной линии -
Философия рассматривает одни и те же вопросы (решенных вопросов нет). Наука развивается парадигмально -
Философия не имеет единых точек зрения по определенным вопросам. Наука изучается по авторским интерпретациям.
4. Наука и искусство.
Наука - деятельность по приобретению новых знаний, вид познавательной деятельности, направленная на выработку объективных и обоснованных знаний о мире.
Наука и искусство - это формы общественного сознания и специфические способы отражения универсума.
Будучи разными формами духовного творчества, тем не менее, частично пересекаются друг с другом:
Эстетическое (гармония) может претендовать на роль некоторой установки, в том числе и научной. В науке эстетическое отражается в том, что в числе критериев научного исследования появляется и критерий красоты (например, красота уравнений, формул, теорий, доказательств).
Отличия науки и искусства:
-
Наука направлена на объективное отражение мира в понятийных формах. Искусство - это такая форма общественного сознания, которая при помощи художественных образов обеспечивает трансляцию человеческого опыта. -
Наука - область теоретического мышления. Ученый мыслит абстракциями, доказывает и объясняет, стремится увлечь читателя с помощью логики. Искусство – область художественного мышления. Поэт мыслит художественными образами, показывает и описывает, обеспечивает эмоциональный контакт автора с читателем. -
Наука, нацелена на поиск общих закономерностей. Искусство уделяет внимание каждому единичному случаю и событию, каждой отдельной человеческой жизни, эстетическому идеалу.
-
Наука обращено к рассудочно-рациональному строю человеческого восприятия. Искусство к чувственно-ассоциативному и эмоциональному строю человеческого восприятия.
Чарльз Перси Сноу в своей статье «Две культуры и научная революция» сообщает о возникшем разрыве между творческой и научной интеллигенции.
5. Этика науки и ответственность учёного.
Этика - философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль.
Этика науки – область философской и внутринаучной рефлексии о моральных аспектах как собственно научной деятельности, включая взаимоотношения внутри научного сообщества, так и взаимоотношений науки и научного сообщества с обществом в целом.
Ответственность ученого:
-
ученый не может отвечать за последствия своих исследова- ний, так как в большинстве случаев не он принимает решение о применении его открытий на практике -
он не может не осознавать собственный вклад в изготовление средств, опасных для жизни. Поэтому наука должна идти рука об руку с гуманистической нравственностью. -
несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама оценка стала достоянием гласности. -
ученый, опиравшийся в своей работе на неверные данные, заимствованные из работ его коллег, не освобождается от ответственности,
Наука внеморальна - Сахаров стоял у истоков оружия массового уничтожения. Само научное открытие нейтрально. Все зависит от того к кому в руки оно попадет.
6. Роль науки в современном обществе.
Наука — это сложное многогранное общественное явление: вне общества наука не может ни возникнуть, ни развиваться, но и общество на высокой ступени развития немыслимо без науки. Роль науки в развитии производства возрастала по мере расширения и обобществления производства. Весь ход истории представляет собой неуклонный и все углубляющийся процесс «онаучивания» производства.
Вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни.
Наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества.
Положение науки в обществе является сложным. Научное сообщество, осуществляя свои разработки, постоянно испытывает поддержку или противодействие со стороны широкого социального контекста.
Важное следствие социальной зависимости науки — это опасность - потери наукой ее внутренней свободы. Проявлениями этой опасности являются соблазны коммерциализации, политизации, бюрократизации, идеологизации науки.
Наука - одна из важнейших форм культуры общества, а ее развитие - важнейший фактор обновления всех сфер жизнедеятельности человека. Современная наука формирует мировоззрение человека, тесно связана с техническим прогрессом, помогает создавать прогнозы развития общества и разрабатывать программы, решать проблемы, встающие перед человечеством.
7. Наука как социальный институт.
Наука - деятельность по приобретению новых знаний, вид познавательной деятельности, направленная на выработку объективных и обоснованных знаний о мире.
Социальный институт - ценностно-нормативный комплекс (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также орган и организация, обеспечивающая их реализацию и утверждение в жизни общества.
Социальный институт науки – это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.
Цель – производство и распространение знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.
Институциализация науки- это тип организации исследований и способ воспроизводства субъекта научной деятельности.
Как соц. институт Н. начала оформляться в 17-18 вв, когда в Европе возникли первые научные общества, академии и науч. журналы.
В 20 в Н. превратилась в особый тип производства науч. знаний, включающий многообразные объединения ученых, крупные исследовательские коллективы, целенаправленное финансирование и особую экспертизу исследовательских программ, их соц. поддержку, специальную промышленно-техническую базу, сложное разделение труда и целенаправленную подготовку кадров.
Наука как социальный институт приобретает самостоятельное значение, приобретает роль влиятельного, равноправного партнера в сети социально-экономических взаимодействий, а учреждения науки получают реальный импульс к интенсивной научной работе — залогу успеха в конкурентной среде.
8. Наука как генерация нового знания.
Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению. Как и другие способы познания наука возникает из практической деятельности людей. Она является непосредственным продолжением обыденного, стихийно-эмпирического познания, в ходе которого люди постигали свойства и отличия необходимых им в практической жизни вещей.
Наука вместо ранее имевшего место исследования свойств и закономерностей явлений и предметов в процессе стихийно-эмпирической, практической деятельности, строит теоретические модели с использованием абстракций. Истинность теоретической модели проверяется с помощью специально созданного для этого экспериментального метода. Для поиска и проверки новых истин в науке используются специальные теоретические и эмпирические методы познания.
Характеристики научного знания:
-
Наука универсальна – она сообщает знания истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они получены (обеспечивает могущество науки). -
Наука фрагментарна – охватывает только актуальные учёным своего времени сферы интересов. -
Наука общезначима – научные знания пригодны для всех людей. -
Язык науки – однозначный (естественные науки, остальные стремятся). -
Наука обезличена – в работах невозможно познать автора, в отличии от искусства -
Наука систематична – это система знаний от простого к сложному -
Наука – незавершённая система - абсолютная истина недостижима – на каждом этапе мы просто достигаем новых рубежей -
Наука преемственна -
Наука достоверна – выводы проверяются по определённым правилам -
Наука внеморальна.