Файл: Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 521

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Задачи исследования:

методы исследования:

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Особенности развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Диагностические задания по целостному визуальному восприятию объекта в окружающей среде:

Диагностические задания по критерию композиционного мышления:

Содержание работы по развитию композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной

Целостное визуальное восприятие объекта в окружающей среде:

Целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства:

Композиционное мышление:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Б. Кустодиев, «Масленица»

Б. Кустодиев, «Зимняя ярмарка»


Министерство просвещения Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Институт педагогики и психологии детства

Кафедра теории и методики воспитания культуры творчества

Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности


Выпускная квалификационная работа


Квалификационная работа допущена к защите

Зав. Кафедрой С. А. Новоселов




дата подпись

Исполнитель: Елисеева Алина Юрьевна, студентка группы НО 1602 – z
подпись




Научный руководитель: Бородина Елена Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент


подпись



Екатеринбург 2021

СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ




ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………..


7

1.1. Анализ литературы по проблеме развития композиционных

навыков у детей……………………………………………………………….


7

1.2. Особенности развития композиционных навыков у детей младшего

школьного возраста…………………………………………………………...


13

1.3. Изобразительная деятельность как средство развития

композиционных навыков у детей младшего школьного возраста………..


21

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ КОМПОЗИЦИОННЫХНАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………..


36

2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня развитости

композиционных навыков у детей младшего школьного возраста………..


36

2.2. Содержание работы по развитию композиционных навыков у детей

младшего школьного возраста в изобразительной деятельности………….


56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………




СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………




ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………...




ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………..





ВВЕДЕНИЕ

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, в том числе развитие эстетического вкуса, композиционных навыков и гармонии при восприятии мира. Об этом говорится в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [40]. Композиционные навыки – это сознательное владение методами и приемами художественной деятельности, основанной на выразительных творческих средствах. Процесс развития композиционных навыков зависит от индивидуальных особенностей, творческих способностей личности ребенка, от методических особенностей организации и проведения занятий по изобразительному или декоративно-прикладному искусству. Особая роль в развитии композиционных навыков у детей младшего школьного возраста принадлежит искусству.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО) выделена предметная область «Искусство», которая включает такой курс как «Изобразительное искусство». Одним из планируемых результатов обучения является овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании) [39]. В процессе изобразительной деятельности формируются композиционные навыки.

По мнению Т.С. Комаровой [17], изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного

воспитания детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности.

Благодаря развитию композиционных навыков ребёнок начинает отчетливее видеть разницу между прекрасным и безобразным в жизни и в

искусстве, понимать гармонию окружающего мира. Развитие композиционных навыков способствует повышению уровня мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения), развиваются умственные способности, формируется умение планировать свою деятельность, установление причинно-следственных связей. Всё это содействует полноценному развитию личности ребенка.

В работах М.В. Алпатова можно увидеть, что глубокое и всестороннее познание законов композиции возможно лишь при участии мышления, которое является высшим познавательным процессом [2]. Младший школьный возраст является сензетивным периодом для овладения мыслительными действиями, носящими наглядно-образный характер. Их необходимо развивать последовательно и целенаправленно. На сегодняшний день, в педагогической практике, несмотря на имеющиеся многочисленные исследования, есть проблема в бессистемности организационно- методического обеспечения этого процесса на фоне огромного количества новых различных методик и технологий.

Таким образом, основываясь на проблему исследования, выявлено противоречие между необходимостью развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста
в изобразительной деятельности и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каким образом организовать процесс развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в образовательных организациях на ступени начального образования в изобразительной деятельности.

Актуальность проблемы, а также сформулированное противоречие определили тему выпускной квалификационной работы: «Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности».

Объект исследования: процесс развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: комплекс заданий, направленный на развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс заданий по рисованию направленный на развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:


  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и иных источников рассмотреть проблему развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста.

  2. Определить особенности развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста.

  3. Выявить возможности изобразительной деятельности в развитии композиционных навыков у детей младшего школьного возраста.

  4. Подобрать диагностические задания и провести диагностику по выявлению исходного уровня развитости композиционных навыков у детей младшего школьного возраста на начальном этапе исследования.

  5. Разработать содержание комплекса заданий, направленного на развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили работы авторов, изучающих композиционные навыки: И.С. Телегина, О.Н. Чигинцева, Л.А. Батаева, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Е.В. Шорохов, А.В. Свешников, В.Л. Илющенко, С.А. Никитенков, А.В. Гавриков, К.М. Зубрилин, Н.В. Грибакин, Л.И. Панкратов, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова, Н.М. Сокольникова, М.В. Алпатов, Н.П. Костерин, Б.Н. Неменский.

Для решения поставленных задач были использованы следующие

методы исследования:


Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов; теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.

Эмпирические методы: