Файл: Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 521
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Особенности развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста
Диагностические задания по целостному визуальному восприятию объекта в окружающей среде:
Диагностические задания по критерию композиционного мышления:
Целостное визуальное восприятие объекта в окружающей среде:
Целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства:
Министерство просвещения Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Институт педагогики и психологии детства
Кафедра теории и методики воспитания культуры творчества
Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности
Выпускная квалификационная работа
Квалификационная работа допущена к защите Зав. Кафедрой С. А. Новоселов дата подпись | Исполнитель: Елисеева Алина Юрьевна, студентка группы НО 1602 – z подпись |
| Научный руководитель: Бородина Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент подпись |
Екатеринбург 2021
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | |
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………….. | 7 |
1.1. Анализ литературы по проблеме развития композиционных навыков у детей………………………………………………………………. | 7 |
1.2. Особенности развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………... | 13 |
1.3. Изобразительная деятельность как средство развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста……….. | 21 |
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ КОМПОЗИЦИОННЫХНАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………….. | 36 |
2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня развитости композиционных навыков у детей младшего школьного возраста……….. | 36 |
2.2. Содержание работы по развитию композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности…………. | 56 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… | |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………... | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………….. | |
ВВЕДЕНИЕ
Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, в том числе развитие эстетического вкуса, композиционных навыков и гармонии при восприятии мира. Об этом говорится в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [40]. Композиционные навыки – это сознательное владение методами и приемами художественной деятельности, основанной на выразительных творческих средствах. Процесс развития композиционных навыков зависит от индивидуальных особенностей, творческих способностей личности ребенка, от методических особенностей организации и проведения занятий по изобразительному или декоративно-прикладному искусству. Особая роль в развитии композиционных навыков у детей младшего школьного возраста принадлежит искусству.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО) выделена предметная область «Искусство», которая включает такой курс как «Изобразительное искусство». Одним из планируемых результатов обучения является овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании) [39]. В процессе изобразительной деятельности формируются композиционные навыки.
По мнению Т.С. Комаровой [17], изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного
воспитания детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности.
Благодаря развитию композиционных навыков ребёнок начинает отчетливее видеть разницу между прекрасным и безобразным в жизни и в
искусстве, понимать гармонию окружающего мира. Развитие композиционных навыков способствует повышению уровня мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения), развиваются умственные способности, формируется умение планировать свою деятельность, установление причинно-следственных связей. Всё это содействует полноценному развитию личности ребенка.
В работах М.В. Алпатова можно увидеть, что глубокое и всестороннее познание законов композиции возможно лишь при участии мышления, которое является высшим познавательным процессом [2]. Младший школьный возраст является сензетивным периодом для овладения мыслительными действиями, носящими наглядно-образный характер. Их необходимо развивать последовательно и целенаправленно. На сегодняшний день, в педагогической практике, несмотря на имеющиеся многочисленные исследования, есть проблема в бессистемности организационно- методического обеспечения этого процесса на фоне огромного количества новых различных методик и технологий.
Таким образом, основываясь на проблему исследования, выявлено противоречие между необходимостью развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста
в изобразительной деятельности и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каким образом организовать процесс развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в образовательных организациях на ступени начального образования в изобразительной деятельности.
Актуальность проблемы, а также сформулированное противоречие определили тему выпускной квалификационной работы: «Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности».
Объект исследования: процесс развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс заданий, направленный на развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс заданий по рисованию направленный на развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
-
На основе анализа психолого-педагогической литературы и иных источников рассмотреть проблему развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста. -
Определить особенности развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста. -
Выявить возможности изобразительной деятельности в развитии композиционных навыков у детей младшего школьного возраста. -
Подобрать диагностические задания и провести диагностику по выявлению исходного уровня развитости композиционных навыков у детей младшего школьного возраста на начальном этапе исследования. -
Разработать содержание комплекса заданий, направленного на развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы авторов, изучающих композиционные навыки: И.С. Телегина, О.Н. Чигинцева, Л.А. Батаева, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Е.В. Шорохов, А.В. Свешников, В.Л. Илющенко, С.А. Никитенков, А.В. Гавриков, К.М. Зубрилин, Н.В. Грибакин, Л.И. Панкратов, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова, Н.М. Сокольникова, М.В. Алпатов, Н.П. Костерин, Б.Н. Неменский.
Для решения поставленных задач были использованы следующие
методы исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов; теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: