Файл: Школьная вовлеченность, как индикатор низкой мотивации и предиктор учебной неуспешности обучающихся..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа № 2

Тема : «Школьная вовлеченность, как индикатор низкой мотивации и предиктор учебной неуспешности обучающихся.»

Исследования школьной вовлеченности становятся в современном обществе все более актуальными, так как при такой постановке задачи акцент смещается с непосредственных результатов школьного обучения на процесс обучения и существования подростка в школе. Кроме того, внешние показатели вовлеченности более наблюдаемы, чем показатели мотивированности. Вовлеченность отражает внешние проявления мотива – энергичность, интенсивность, интерес, концентрация, энтузиазм и поглощенность.

Под школьной вовлеченностью понимается устойчивое, направленное, активное участие обучающихся в школьной жизни, которое связано с проявлениями на поведенческом, эмоциональном, когнитивном и социальном уровнях. В последние годы накапливаются сведения о том, что качество и результат обучения зависит от способа и времени участия в различных формах школьной жизни. Существенным фактором является вовлеченность обучающихся в дополнительные занятия (Бочавер А.А., 2018).

В то же время существуют психолого-педагогические условия формирования внутренней мотивации учения. Перечислим их:
• «Ориентация на вовлеченность в учебный процесс всех детей.
• Поддержка размышлений, активной работы, честных усилий, решения проблем.
• Разъяснение смысла осуществляемой деятельности с позиций интересов и возможностей развития самого ребенка, понимания им мира и успешной жизни в нем.
• Предоставление участникам учебного процесса возможности самостоятельного выбора, уважение этого выбора, ответственность за него.
• Новые активные (проблемно ориентированные) формы и методы работы – сидеть за общим столом, обсуждать, думать и работать всем вместе.
• Присутствие в классе – необходимое, но недостаточное условие для продуктивной работы.
• Вера в то, что результат будет, если на нем не фиксироваться. Если детям интересно, они думают, продуктивно работают и верят в свои силы
, то есть процесс верный.
• Юмор, теплое отношение, дружеский климат в классе, доверие к миру (внутри и снаружи школы)» (Т.О. Гордеева, 2019).
Данные психолого-педагогических исследований показывают, что более высокий уровень учебной мотивации и преобладание внутренних мотивов учения у обучающихся формируется в образовательной ситуации с большим развивающим потенциалом, например, в развивающем обучении. В таких условиях формируются более благоприятные варианты внутренней позиции обучающегося. В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман выделили три варианта внутренней позиции подростка по отношению к школе и учению: «Не хочу (и не умею) учиться» (в условиях традиционного обучения); «Умею, но не хочу!» (в условиях экспериментального обучения); «Умею, хочу и буду учиться. Но сейчас мне важно еще и многое другое в моей жизни» (как возможность в условиях полной реализации концепции учебной деятельности в развивающем обучении).

Эффективным средством преодоления учебной неуспешности и формирования позитивной внутренней позиции обучающегося является рефлексивно-деятельностный подход (РДП), предложенный В.К. Зарецким. Рефлексивно-деятельностный подход (РДП) представляет собой систему принципов, вытекающих из них ограничений и технологий оказания консультативной помощи субъектам образования по преодолению трудностей, возникающих в учебной деятельности, но направленная на развитие в целом (Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В., 2015).

Таблица I.2.3.2.1 – Карта наблюдения за школьной вовлеченностью обучающегося.

Компонент школьной вовлеченности


Критерии вовлеченности

Шкала для оценки

Поведенческий

  1. Приветлив с учителями и одноклассниками.

  2. Участвует во внеклассных мероприятиях.

  3. Может подойти к учителю с вопросом после урока.

  4. Соблюдает школьные правила.

  5. Участвует в спортивных мероприятиях.

1

1

1

0

-1




Среднее арифметическое:

0,4

Эмоциональный

  1. В общении с учителем приветлив.

  2. Выглядит веселым на переменах.

  3. Испытывает положительные эмоции от общения с одноклассниками.

  4. На уроках выглядит заинтересованным.

  5. Легко в общении идет на контакт.

1

1

1

1

1




Среднее арифметическое:

1

Познавательный

  1. Уточняет, если что-то непонятно.

  2. На уроках высказывает свое мнение.

  3. Участвует во внеурочной деятельности.

  4. Участвует в олимпиадах.

  5. Читает дополнительную литературу по предмету.

1

1

1

-1

-2




Среднее арифметическое:

0

Вывод:

Обучающийся проявляет поведенческий интерес, заинтересован в получении знаний, проявляет интерес к внеурочным и внешкольным мероприятиям на среднем уровне. Наивысшая оценка обучающегося в эмоциональном контенте, т.е. ученик испытывает положительные эмоции от посещения школы, общения с одноклассниками и учителем. Ученик прикладывает усилия в познавательном контенте, готов участвовать в дискуссиях во время урока, высказывать свое мнение, но не готов решать более сложные задачи и дополнительно познавать что –то большее , не входящее в рамки учебного процесса.






Пятибалльная шкала: («-2» – проявления отсутствуют полностью, «-1» – проявления отсутствуют почти всегда, «0» – трудно оценить, «1» – проявления присутствуют, «2» – проявления ярко выражены).

Таблица I.2.3.4.2 – План мероприятий по увеличению школьной вовлеченности обучающегося.




Мероприятия/рекомендации

Обоснования

Мероприятия на ближайший месяц.

1.Выполнение более творческих видов заданий.

2.Создание проблемных ситуаций с решением более сложных задач.

3.Дополнительная работа по проекту с использованием дополнительной литературы.

Ученик проявляет интерес к учебе. Проявляет эмоциональную вовлеченность в учебный процесс и испытывает положительные эмоции от общения с учителем и одноклассниками. Но не проявляет интереса с более сложным задачам и повышению уровня своих знаний. Предложенные мероприятия должны стимулировать к получению дополнительных знаний и познавательных интересов, выходящих за рамки урока.

Рекомендации родителям.

1.Контроль за выполнением домашних заданий. Проверка пройденного материала.

2.Чтение дополнительной литературы по предмету.

3.Записать ребенка на дополнительные кружки , секции ( в соответствии с его интересами).


Мотивация познавательных интересов.