Файл: Школьная вовлеченность, как индикатор низкой мотивации и предиктор учебной неуспешности обучающихся..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа № 2
Тема : «Школьная вовлеченность, как индикатор низкой мотивации и предиктор учебной неуспешности обучающихся.»
Исследования школьной вовлеченности становятся в современном обществе все более актуальными, так как при такой постановке задачи акцент смещается с непосредственных результатов школьного обучения на процесс обучения и существования подростка в школе. Кроме того, внешние показатели вовлеченности более наблюдаемы, чем показатели мотивированности. Вовлеченность отражает внешние проявления мотива – энергичность, интенсивность, интерес, концентрация, энтузиазм и поглощенность.
Под школьной вовлеченностью понимается устойчивое, направленное, активное участие обучающихся в школьной жизни, которое связано с проявлениями на поведенческом, эмоциональном, когнитивном и социальном уровнях. В последние годы накапливаются сведения о том, что качество и результат обучения зависит от способа и времени участия в различных формах школьной жизни. Существенным фактором является вовлеченность обучающихся в дополнительные занятия (Бочавер А.А., 2018).
В то же время существуют психолого-педагогические условия формирования внутренней мотивации учения. Перечислим их:
• «Ориентация на вовлеченность в учебный процесс всех детей.
• Поддержка размышлений, активной работы, честных усилий, решения проблем.
• Разъяснение смысла осуществляемой деятельности с позиций интересов и возможностей развития самого ребенка, понимания им мира и успешной жизни в нем.
• Предоставление участникам учебного процесса возможности самостоятельного выбора, уважение этого выбора, ответственность за него.
• Новые активные (проблемно ориентированные) формы и методы работы – сидеть за общим столом, обсуждать, думать и работать всем вместе.
• Присутствие в классе – необходимое, но недостаточное условие для продуктивной работы.
• Вера в то, что результат будет, если на нем не фиксироваться. Если детям интересно, они думают, продуктивно работают и верят в свои силы
, то есть процесс верный.
• Юмор, теплое отношение, дружеский климат в классе, доверие к миру (внутри и снаружи школы)» (Т.О. Гордеева, 2019).
Данные психолого-педагогических исследований показывают, что более высокий уровень учебной мотивации и преобладание внутренних мотивов учения у обучающихся формируется в образовательной ситуации с большим развивающим потенциалом, например, в развивающем обучении. В таких условиях формируются более благоприятные варианты внутренней позиции обучающегося. В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман выделили три варианта внутренней позиции подростка по отношению к школе и учению: «Не хочу (и не умею) учиться» (в условиях традиционного обучения); «Умею, но не хочу!» (в условиях экспериментального обучения); «Умею, хочу и буду учиться. Но сейчас мне важно еще и многое другое в моей жизни» (как возможность в условиях полной реализации концепции учебной деятельности в развивающем обучении).
Эффективным средством преодоления учебной неуспешности и формирования позитивной внутренней позиции обучающегося является рефлексивно-деятельностный подход (РДП), предложенный В.К. Зарецким. Рефлексивно-деятельностный подход (РДП) представляет собой систему принципов, вытекающих из них ограничений и технологий оказания консультативной помощи субъектам образования по преодолению трудностей, возникающих в учебной деятельности, но направленная на развитие в целом (Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В., 2015).
Таблица I.2.3.2.1 – Карта наблюдения за школьной вовлеченностью обучающегося.
Компонент школьной вовлеченности | Критерии вовлеченности | Шкала для оценки |
Поведенческий |
| 1 1 1 0 -1 |
| Среднее арифметическое: | 0,4 |
Эмоциональный |
| 1 1 1 1 1 |
| Среднее арифметическое: | 1 |
Познавательный |
| 1 1 1 -1 -2 |
| Среднее арифметическое: | 0 |
Вывод: | Обучающийся проявляет поведенческий интерес, заинтересован в получении знаний, проявляет интерес к внеурочным и внешкольным мероприятиям на среднем уровне. Наивысшая оценка обучающегося в эмоциональном контенте, т.е. ученик испытывает положительные эмоции от посещения школы, общения с одноклассниками и учителем. Ученик прикладывает усилия в познавательном контенте, готов участвовать в дискуссиях во время урока, высказывать свое мнение, но не готов решать более сложные задачи и дополнительно познавать что –то большее , не входящее в рамки учебного процесса. | |
Пятибалльная шкала: («-2» – проявления отсутствуют полностью, «-1» – проявления отсутствуют почти всегда, «0» – трудно оценить, «1» – проявления присутствуют, «2» – проявления ярко выражены).
Таблица I.2.3.4.2 – План мероприятий по увеличению школьной вовлеченности обучающегося.
| Мероприятия/рекомендации | Обоснования |
Мероприятия на ближайший месяц. | 1.Выполнение более творческих видов заданий. 2.Создание проблемных ситуаций с решением более сложных задач. 3.Дополнительная работа по проекту с использованием дополнительной литературы. | Ученик проявляет интерес к учебе. Проявляет эмоциональную вовлеченность в учебный процесс и испытывает положительные эмоции от общения с учителем и одноклассниками. Но не проявляет интереса с более сложным задачам и повышению уровня своих знаний. Предложенные мероприятия должны стимулировать к получению дополнительных знаний и познавательных интересов, выходящих за рамки урока. |
Рекомендации родителям. | 1.Контроль за выполнением домашних заданий. Проверка пройденного материала. 2.Чтение дополнительной литературы по предмету. 3.Записать ребенка на дополнительные кружки , секции ( в соответствии с его интересами). | Мотивация познавательных интересов. |