Файл: Тема Преподавание экономических дисциплин в вузе как компонент профессиональной деятельности педагога.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1. Преподавание экономических дисциплин в вузе как компонент
профессиональной деятельности педагога

5. В чем специфика преподавания экономических дисциплин в высшей школе, на факультетах экономики и финансов и др.?
Ответ.
Важность обучения экономическим дисциплинам аргументируется учеными следующим образом: «в психолого-педагогических исследованиях экономическая культура человека представлена как структурное качество личности, развивающееся в процессе обучения и воспитания, синтезирующее в себе глубокие и прочные знания основ функционирования экономики и умение индивида использовать эти знания в процессе жизнедеятельности» [1];
«основным критерием и результатом экономического образования мы считаем экономическую культуру, которая входит в структуру общей культуры личности...Однако экономическая культура «живет» не только в сфере экономики, но одновременно и в сфере социальных отношений» [5]. Морозова
Г.А. относит потребность личности будущего специалиста в экономических знаниях к фундаментальным свойствам личности [3].
Таким образом, учеными признается важная роль экономических дисциплин в формировании не только экономической культуры, но и общей культуры личности и социальных отношений.
Преподавание включает изучение дисциплины с помощью лекционных и семинарских/практических занятий, а также самостоятельную работу обучающихся. Это система, которая должна выстраиваться с учетом специфики обучающихся, в том числе являются они студентами экономического или неэкономического направления. Для студентов экономического направления экономические дисциплины преподаются параллельно и во взаимосвязанном порядке, согласно учебному плану.
Экономические термины и категории «плавно перетекают» от одного предмета к другому. Если студент что-то не усвоил сразу, то постепенно, при дальнейшем обучении пробелы заполняются и формируется единая картина
экономической жизни общества. Для студентов неэкономического направления экономические знания преподаются в рамках, самое большее, двух-трех дисциплин за все время обучения. Поэтому перед преподавателем, работающим с обучающимися неэкономического направления, стоит сложная задача: сформировать необходимые знания, умения и навыки, а также привести обучающихся к видению упомянутой единой картины экономической жизни общества в условиях ограниченного количества лекционных и семинарских/практических занятий.
Рассмотрим особенности преподавания экономических дисциплин обучающимся экономических и неэкономических специальностей на примере дисциплины «Экономика».
На первом лекционном занятии рекомендуется:
- для обучающихся экономического направления: раскрыть основные термины, категории, место дисциплины в учебном процессе, взаимосвязи с другими дисциплинами;
- для обучающихся неэкономического направления: определить место экономики в жизни общества и роль каждого индивида в экономических процессах, дать определения основных терминов.
Рабочей программой дисциплины предусмотрен перечень тем, которые должны освоить обучающиеся. Каждая тема включает определенные вопросы, составные части этой темы. Освещение темы во время аудиторных занятий должно отличаться при работе с обучающимися экономической и неэкономической направленности. Для обучающихся экономических специальностей дисциплина «Экономика» является основой для дальнейшего изучения курсов «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Финансы» и т.д.
Поэтому некоторые экономические аспекты можно рассмотреть в широком, общем смысле. При этом, необходимо акцентировать внимание студентов на том, что этот вопрос будет более подробно рассмотрен при дальнейшем их обучении. Например, при изучении темы о налогах и налоговой системе допустимо рассмотреть понятия, элементы системы налогообложения, виды

налогов, ставки основных налогов. Механизм действия каждого налога, особенности расчета и уплаты детально раскрывается дисциплиной
«Налогообложение», которую изучают обучающиеся экономических специальностей, но не изучают обучающиеся неэкономических специальностей. Поэтому для них тема о налогах и налоговой системе должна включать пояснения по основным налогам, с которыми они будут сталкиваться в процессе своей жизни и работы - НДС, НДФЛ и т.д. Однако, не следует перегружать студентов информацией о специфических налогах и сборах.
Лекционные занятия объективно построены так, что материал темы поясняется целой группе или нескольким группам, объединенным в один лекционный поток. Однако, следует учитывать особенности восприятия в процессе обучения каждого отдельного студента. Естественной является ситуация, когда у студентов появляются вопросы по теме занятия.
Преподаватель может отвечать на эти вопросы по ходу занятия, а может оставить время для всех вопросов и ответов на них в конце лекции.
Очень важное значение имеют семинарские/практические занятия, так как именно во время этих занятий происходит проработка лекционного материала и результатов самостоятельной работы студентов.
Семинарские/практические занятия должны быть построены таким образом, чтобы в активную работу был вовлечен каждый студент в группе. Для этого можно применять опрос в целом по теме, проверку докладов по отдельным вопросам темы, а также деловые игры и индивидуальное задание для каждого студента. Именно в процессе этих занятий выявляются основные пробелы в знаниях обучающихся и, соответственно, преподаватель должен «точечно», с каждым студентом устранить выявленные проблемы. Это можно сделать с помощью проработки дополнительного индивидуального задания для самостоятельной работы.
Самостоятельная работа обучающихся играет самую важную роль в процессе подготовки будущих специалистов. Объем аудиторной нагрузки
студентов, чаще всего составляет 30-50% времени, отведенного для изучения дисциплины. Это означает, что по меньшей мере 50% от общего количества часов студенты должны работать самостоятельно по выданным преподавателем заданиям и под его контролем.
Тема 2. Общие вопросы организации процесса преподавания
экономических дисциплин в вузе
5. Дайте характеристику логики построения и основного содержания разных экономических дисциплин.
Ответ.
К принципам построения содержания образования относятся:
– соответствие на всех уровнях его конструирования общим целям современного образования – гуманистической и личностной ориентации как отражения опыта творческой деятельности;
– структурное единство на разных уровнях его формирования и определение межпредметных связей.
Критериями отбора учебного материала общетехнической подготовки на федеральном уровне могут быть:
– типичность (для основных отраслей и видов деятельности);
– относительная стабильность;
– полное соответствие основным направлениям развития науки и техники;
– возможность организации учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний;
– тесная взаимосвязь учебного материала с будущей практической дея- тельностью;
– достаточный объем политехнических знаний.
В соответствии с Энциклопедией профессионального образования критериями отбора содержания учебного материала общетехнической подготовки на региональном уровне могут быть:


– компетентность (содержание различных трудовых и технологических операций для формирования профессиональных навыков и умений);
– разноматериальность;
– профессиоемкость;
– товарность;
– технологичность;
– безопасность.
Результаты отбора содержания находят свое отражение в учебной программе и тематическом плане.
Сущность процесса структурирования состоит в том, чтобы выявить систему смысловых связей между элементами содержания крупной дидактической единицы (учебной дисциплины, раздела, модуля, темы) и расположить учебный материал в той последовательности, которая вытекает из этой системы связей.
Для этапа структурирования содержания темы важное значение имеют практические формы реализации принципов структурирования и их наглядного представления в процессе непосредственной работы преподавателя. В педагогической литературе по данной проблеме к настоящему времени разработано значительное разнообразие таких форм. В частности, в работах В.П. Беспалько, А.А. Золотарева и других ученых указывается на возможность наглядного представления содержания и структуры учебного материала в виде матриц связей, графов учебной информации, структурно-логических схем, сетевых графиков, планов проведения учебных занятий, листов основного содержания и т.п.
Методика работы преподавателя по отбору и структурированию содержания учебного материала: а) в соответствии с целями и задачами подготовки выпускника педагогического колледжа сформулировать принципы и критерии отбора содержания;
б) ориентируясь на современные научные труды (фундаментальные научные и учебные издания, монографии, статьи и другие публикации) по предмету изучения, построить структурно-логическую схему учебной дисциплины; в) оценить объем содержания учебной дисциплины с учетом ее сложности, а также целей подготовки выпускников педагогического колледжа требуемого профиля и качества. Для этого, используя методы графоматематического моделирования, построить графовую модель дисциплины и оценить ее информационную емкость (отобрать необходимое число учебных элементов – ключевых категорий, понятий и определений в предметной области); г) убедиться в достаточности полученных учебных элементов для достижения целей подготовки (оценить возможности формирования у студентов на их основе требуемых умений, навыков и значимых профессиональных качеств); д) в соответствии с возможностями пропускной способности каналов восприятия и памяти студентов распределить учебный материал на соответствующие разделы, модули, темы, учебные занятия, исключающие перегрузку их учебной работой на различных этапах обучения; е) выявить систему смысловых связей между элементами содержания учебной дисциплины (раздел, модуль, тема, занятие) и расположить учебный материал в той последовательности, которая вытекает из этой системы связей.
С этой целью провести его структурирование (построение соответствующих матриц связей, графов изучения учебных вопросов, структурно-логических схем, сетевых графиков, планов проведения занятий и т. д.);
При помощи структурного анализа учебного материала педагог может выделить наиболее существенные (опорные) элементы темы (модуля), выявить системообразующие связи, определяющие эффективность функционирования дидактической системы в целом.


Тема 3. Подготовка и проведение объяснения содержания знаний
разными методами и средствами на лекционных и практических
занятиях по педагогике

3. Каковы особенности методов объяснения учебного материала на семинаре?
Ответ. в отличии от лекционной, семинарская форма проведения занятий, используемая автором, преследует следующую цель:
- студенты должны научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, овладеть умениями и навыками постановки и решения вопросов и задач, доказательства и опровержения, демонстрации достигнутого уровня теоретической подготовки и экономического мышления.
На семинарских занятиях студенты углубляют приобретенные теоретические знания путем выполнения различного рода учебных заданий, решения отдельных проблем и ситуаций. На практике используются следующие формы проведения семинаров:
1) вопросно-ответный семинар;
2) развернутая беседа по заранее объявленной и пройденной на лекции теме;
3) устные доклады студентов с последующим их обсуждением;
4) выполнение контрольных заданий;
5) семинары-дискуссии и др.
Важным условием результативности семинаров выступает доверительная обстановка, когда студенты не боятся высказывать спорные идеи или ошибаться. Для более успешного усвоения учебного материала заранее определяется и выстраивается нужная структура проверочных вопросов и заданий. При этом от студентов требуется не только определенный уровень теоретических знаний по изучаемой теме, но и умение применять их в конкретных ситуациях, логически мыслить, отстаивать свою точку зрения, а
также использовать различные методы, соответствующие изучаемой дисциплине.
Однако здесь уместно подчеркнуть, что объем часов семинарских
(практических) занятий меньше объема лекционных часов, к тому же практические занятия преимущественно нацелены на усвоение теоретического материала, заложенного в учебники и учебные пособия, в которых многие темы рассматриваются больше в теоретических аспектах и даются в существенном отрыве от практической реальности. Для компенсации данного разрыва предполагается по отдельным темам применять систему практических ситуаций, наиболее приближенных к реальным условиям.
Чтобы охватить все темы изучаемых дисциплин, часть практических ситуаций разрабатывается преподавателем.


Список использованных источников
1. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов/П.С. Гуревич. – М.:ЮНИТИСИ-ДАНА, 2020. – 320 с.
2. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И.
Еникеев. - М.: Норма, 2018. - 176 c.
3. Макарова, И.В. Педагогика: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.:
Юрайт, 2020. - 182 c.
4. Недбаева, С.В. Современный педагог: общая психология / С.В.
Недбаева, А.В. Качалова, И.А. Таслова. - М.: Русайнс, 2019. - 320 c.
5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
6. Сосновский Б.А. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. — М.: Высшее образование, 2019. — 660 с.