Файл: Литература Значение фразеологизмов в жизни человека Тип проекта исследовательский.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Прикусить язык». Почему-то многие дали дословное определение, то есть в прямом смысле. 10 участников дали правильный ответ, 8 затруднились ответить, 12 не знали правильного определения.

«Обвести вокруг пальца». Оппоненты 10-13 летнего возраста не смогли дать правильного ответа, так как никогда не узнавали значение этой фразы. Остальные, 19 участников, дали правильное определение.

«Вставлять палки в колеса». Дети 10-13 лет написали определение в прямом смысле, остальные оппоненты были знакомы с этим выражением.

Четвертый вопрос вызвал небольшие затруднения у детей 10-11 лет. Для них мы подготовили словарь фразеологизмов, чтобы они могли подглядывать и узнавали знакомые выражения.

Были озвучены следующие фразеологизмы:

              1. Битый час – 3 участника.

              2. Зарубить на носу – 4 участника.

              3. Сломя голову – 15 участников.

              4. Рукой падать – 10 участников.

              5. Поставить в тупик – 19 участников.

              6. Язык без костей – 16 участников.

              7. Заварить кашу – 12 участников.

              8. Засучив рукава – 22 участника.

Пятый вопрос был без предлагаемых ответов. Каждому нужно было написать свой вариант. Многие ответы были похожи. Варианты:

  • «Думаю, да. Они помогают нашей речи быть лучше» - 13 участников;

  • «Для чего они? В жизни есть более проще слова, чем эти» - 2 участника;

  • «Возможно. Как повлияют не знаю» - 8 оппонентов;

  • Воздержались от ответа – 7 участников.

На шестой вопрос вариантов ответа не было, каждому нужно было написать свой ответ, свои рассуждения. Результаты были следующими:

  • «нет, они появились давно и дальше не будут» - 10 участников;

  • «они скоро совсем исчезнут из нашей речи» - 11 участников;

  • «думаю, да, потому что в нашей жизни происходит много нового» - 9 участников.

Проанализировав данное анкетирование, я сделал вывод, что многие люди начали забывать истинное значение многих слов. Они забывают у существовании фразеологизмов. А ими ведь можно заменить многие выражения. А что будет дальше? А дальше мы начнем забывать всю красоту литературного языка и будем пользоваться словами одиночками, которые не придают никакой воодушевленности нашей речи.

Я считаю, что это проблема глобальная, так как происходит истощение словарного запаса. Для решения данной проблемы нужно прививать любовь к литературе, русскому языку, истории языка. Учитывая, что все-таки в последнее время в нашей стране идет активное приобщение учащихся к различным конференциям, конкурсам, связанных с русским языком и литературой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приступая к работе над исследованием фразеологизмов, я еще не знал, как много нового и интересного из истории русского языка, культуры нашего народа нам откроется. Мы углубили свои теоретические знания по фразеологии, узнали, что мир фразеологизмов необычайно многообразен, что существуют различные точки зрения ученых на определение фразеологизмов и их классификацию.

В моей работе я попытался исследовать и разъяснить общую картину понимания фразеологизмов, а также использования и внедрения их в разговор.

Я пришёл к выводу, что людям необходимо интересоваться историей нашего языка. Для этого просто нужно время от времени, например, в том же самом интернете развивать свою речь и обязательно нужно понимать их, чтобы правильно вставлять в диалог или предложения.

Я считаю, что фразеологизмы играют большую роль в жизни современного человека.

При работе над темой мы увидели, как богат, красочен и удивителен наш русский язык. Фразеологизмы – особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа. Мы живем в России и должны больше знать о жизни наших предков, а значит и об истории нашего государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Введенская, Л. А., Баранов, М. Т. «Русское слово». - М: «Просвещение», 1983. - с. 122 - 140.

  2. Жуков, А. В., Жуков, В. П. «Школьный фразеологический словарь русского языка». - «Просвещение», 1989.

  3. Краткий справочник русского языка (под ред. Леканта), стр. 377-378.

  4. Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. – Л.: Наука, 1977. – 248с.

  5. Ожегов, С. И. «Словарь русского языка». - М: «Русский язык», 1984.

  6. Плёнкин, Н. А. «Стилистика русского языка в старших классах». - М: «Просвещение», 1975. - с. 40 - 41.

  7. Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / О. Ф. Вакурова, Т. М. Вотелева, К. А. Войлова и др. – М. : Дрофа, 2004)

  8. Учебник Н.М. Шанский «Степень семантической слитности фразеологических оборотов» (1985, с.56-65).