Файл: 1. Понятиеявление феномен Негативная информация в теоретическом рассмотрении Определения негативной информации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В научной работе «Понятия чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и средств массовой информации» А.А. Леонтьев, В.Н. Базылев, Ю.А. Бельчиков, Ю.А. Сорокин классифицируют оскорбительную лексику следующим образом:

  1. слова и выражения, обозначающие антиобщественную деятельность, например: вор, вандал;

  2. слова с ярко выраженной негативной окраской, например: расист, фашист;

  3. названия профессий, употребляемые в переносном значение, например: мент, живодер;

  4. зоосемантические метафоры, например: козел, корова;

  5. глаголы с осуждающей семантикой или с прямой негативной оценкой, например: стащить, кинуть;

  6. слова, содержащие в своем значении негативную экспрессивную оценку личности, например: стерва, мразь;

  7. эвфемизмы для слов 1-го разряда, сохраняющие оценочность (пример: оборотень в погонах, ночная бабочка);

  8. Окказионализмы, направленные на унижения или оскорбления личности, например: навальненок, кремлебот.

Также оскорбительным является использование нецензурных слов в качестве характеристики личности [Леонтьев 1997].

И. А. Стернин считает принципиальным разграничение речевого и «юридического» оскорбления. «Юридическое» оскорбление предполагает факт унижения чести и достоинства гражданина. Под речевым оскорблением И. Стернин понимает факт публичного употребления в адрес человека или в его отношении грубой (бранной, вульгарной, нецензурной) лексики.

Адресное употребление бранной лексики понижает общественный статус человека, придает ему статус социально осуждаемого лица, ставит человека в роль провинившегося, вызывает его на скандал, делает предметом обсуждения.

Адресное употребление вульгарной лексики также понижает общественный статус потерпевшего.

Если нецензурная лексика употреблена публично в адрес человека, то она является речевым оскорблением, за которое следует административное наказание [Стернин 2013].

1.4.1. Методы выявления негативной информации Это же для экспертизы

И.А. Стернин выделил следующие методы установления информации, которые по своей семантике и употреблению могут считаться как унижающими честь и достоинство личности:

  1. метод лексико-семантического анализа позволяет лингвистам установить наличие в тексте негативную информацию о лице;

  2. метод контекстуального анализа позволяет лингвистам установить отнесенность той или иной информации к конкретному лицу или организации;

  3. лексико-семантический анализ содержания и языковой формы позволяет лингвистам установить фактологический характер информации;

  4. метод коммуникативного, жанрового и лексико-семантического анализа текста позволяет лингвистам установить публичный характер распространения информации;

  5. анализ содержания и формы высказываний позволяет лингвистам установить порочащий характер информации в адрес того или иного лица;

  6. жанровый анализ, лексико-семантический и анализ коммуникативной ситуации позволяет лингвистам установить информационный характер текста;

  7. семантический анализ спорных единиц позволяет лингвистам установить обобщенность негативной характеристики адресата;

  8. коммуникативный, прагмалингвистический анализ текста позволяет лингвистам установить наличие доказанного умысла на оскорбление (также это устанавливается судов);

  9. несоответствие негативной информации действительности устанавливается судом;

  10. несоответствие сообщаемых негативных сведений действительности устанавливается судом [Стернин 2013].


1.5. Способы подачи негативной информации

Для выявления способов подачи негативной информации следует необходимо также выделить стратегии почему? для чего?. Таким образом, А.В. Евдокимов в своей работе выделил основные стратегии подачи негативной информации: 1) инвективная стратегия, 2) стратегия речевой агрессии.

Инвективная стратегия подразумевает стремление понизить социальный статус адресата или уровень его самооценки, нанести моральный ущерб и обеспечить успешную подачу негативной информации. Также через оскорбления и обиду автор может преследовать цель стремления изменения поведения адресата.

Под стратегией речевой агрессии понимают неаргументированное совсем или недостаточно аргументированное открытое или скрытое вербальное воздействие на адресата, имеющее целью изменение его личностных установок или поражение в полемике – в пользу адресата. Ученые подчеркивают осознанный характер агрессивного речевого поведения: мотивированное, контролируемое негативное воздействие, которое предполагает сознательный выбор речевых стратегий и языковых средств [Евдокимов 2016].

Ю.В. Щербина утверждает, что в лингвистике дискредитацию необходимо рассматривать в качестве одной из составляющих речевой агрессии. Дискредитация подразумевает подрыв доверия по отношению к кому-либо или чему-либо, снижение авторитета [Щербина 2012].

Е.Ю. Аношина выделяет следующие приемы данной стратегии какой?:

  1. обвинения;

  2. использование бездоказательных суждений;

  3. усиление отрицательного фона;

  4. селекция информации, при которой происходит выборка отрицательных событий;

  5. искажение информации;

  6. навешивание ярлыков и создание негативных аллюзий.

Языковым компонентом стратегии дискредитации является инвективная лексика, слова и словосочетания с отрицательной семантикой изначально, слова сниженного регистра, иностранные слова без пояснения значения [Аношина 2016].

На основе вышеперечисленных стратегий А.В. Евдокимов выделил следующие способы подачи негативной информации:

  1. метод насаждения субъективной реальности. Суть этого метода заключается в навязывании автором какой-то идеи или мнения, которые могут касаться относительно большого количества людей.

  2. метод вынужденной реакции;

  3. создание «фактора страха»;

  4. сокрытие событий;

  5. фрагментарный способ подачи негативной информации;

  6. последовательный способ подачи негативной информации.


Методом вынужденной реакции автор вынуждает героя высказывания дать ответную реакцию. Данный способ подачи негативной информации широко применяется в провокационных заголовках публикаций.

Создание «фактора страха» предполагает собой создание ситуации, в которой человек вынужден проявить беспокойство или озабоченность относительно чего-либо.

«Метод сокрытия событий» – негативная информация подается посредством ее позитивной интерпретации.

Фрагментарный способ подачи негативной информации подразумевает оперирование ключевыми словами, цель – подача основного положения последующего высказывания. Часто данный способ применяется автором с целью сокрытия одних событий и показа более выгодных.

Последовательный способ подачи негативной информации в публикациях представляет собой взаимодействие заголовка и подзаголовка, благодаря которому осуществляется более подробное описание событий [Евдокимов 2016].

Список литературы:

  1. И.А. Стернин, Л.Г. Антонова, Д.Л. Карпов, М.В. Шаманова Выявление признаков унижения чести, достоинства, умаления деловой репутации и оскорбления в лингвистической экспертизе текста

  2. ПАМЯТКА ПО ВОПРОСАМ НАЗНАЧЕНИЯ СУДЕБНОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ. Для судей, следователей, дознавателей, прокуроров, экспертов, адвокатов и юрисконсультов. Под ред. профессора М.В. Горбаневского

  3. ЦЕНА СЛОВА. Из практики лингвистических экспертиз текстов СМИ в судебных процессах по защите чести, достоинства и деловой репутации. М. Горбаневский

  4. К.И. Бринев. Теоретическая лингвистика и судебная лингвистическая экспертиза. Монография

  5. СУДЕБНАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА. Справочные материалы. К. И. Бринев.

  6. А.А. МАРКОВ. СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ЗАЩИТЕ ИМИДЖА ОТ НЕГАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ СМИ. В АСПЕКТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИИ. Монография

  7. Понятие чести, достоинства и деловой репутации. А. А. Леонтьев, В.Н. Базылев, Ю.А. Бельчиков, Ю.С. Сорокин, 2004

  8. СПОСОБЫ ПОДАЧИ НЕГАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ЗАГОЛОВКАХ СОВРЕМЕННОЙ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ПРЕССЫ, ЕВДОКИМОВ АРТЕМ ВАЛЕРЬЕВИЧ, 2016

  9. Щербинина Ю.В. Речевая агрессия. Территория вражды / Ю.В. Щербинина. – М.: Форум, 2012.

  10. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ РЕЧЕВОГО ЖАНРА ДИСКРЕДИТАЦИИ В МЕДИАДИСКУРСЕ, Т.В. Чернышова, 2014

  11. РЕЧЕВАЯ СТРАТЕГИЯ ДИСКРЕДИТАЦИИ В ТЕКСТАХ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ИНТЕРНЕТ-БЛОГОВ, Е. Ю. Аношина, 2016

  12. «Понятия чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и средств массовой информации» А.А. Леонтьев, В.Н. Базылев, Ю.А. Бельчиков, Ю.А. Сорокин, 1997


1 Разножанровый – характеризующийся разнородностью, разнообразием жанров [GUFO.ME: Толковый словарь Кузнецова].