Файл: Экзаменационные вопросы Общая характеристика психологии как науки. Основные этапы становления и развития психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5.2.1. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, СОДЕРЖАЩИЕ КОМПЛЕКТ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА И КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНОК
Экзаменационные вопросы:


  1. Общая характеристика психологии как науки. Основные этапы становления и развития психологии.

  2. Метод тестов: классификация, достоинства и недостатки метода.

  3. Биологическое и социальное в индивидуальном развитии психики.

  4. Гипотеза о периодизации психического развития Д.Б. Эльконина.

  5. Деятельностный подход в психологии (психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева).

  6. Проблемное обучение. Условия, правила, создание проблемных ситуаций.

  7. Основные факты и закономерности психологии памяти.

  8. Предмет и задачи возрастной и психологии развития. Связь с другими науками.

  9. Виды и свойства внимания. Развитие внимания .

  10. Методы обучения в средних учебных заведениях.

  11. Воображение и мышление как высшие психические функции, их характеристика.

  12. Предмет, задачи, структура педагогической психологии. Методы исследования.

  13. Развитие речи в онтогенезе. Вербальное и невербальное общение.

  14. Психологическая характеристика учебной деятельности.

  15. Воля как высший уровень регуляции. Волевой акт и волевые процессы.

  16. Программированное обучение. Понятие, виды, механизмы .

  17. Структура личности.

  18. Социальная психология как наука. Предмет, цель, задачи изучения.

  19. Общие и специальные способности.

  20. Психологическая коррекция как вид деятельности практического психолога.

  21. Эмоции и чувства. Эмоциональные состояния, виды чувств и эмоций.

  22. Классификация методов психодиагностики.

  23. Ощущения и восприятие. Закономерности ощущений и свойства восприятия.

  24. Требования к построению и проверке методик: валидность, надежность, стандартизация.

  25. Структура мотивационной сферы личности. Потребности и мотивы.

  26. Психодиагностика как наука. Предмет, цель, область применения.

  27. Учение о темпераменте. Свойства темперамента.

  28. Диагностика интеллекта и умственного развития. Тест Векслера, Равена, Амтхауэра, ШТУР.

  29. Характер. Формирование характера. Акцентуации характера.

  30. Профессионально-этические принципы в психодиагностике. Требования к пользователям психодиагностических методик.

  31. Понятие о развитии в психологии: основные категории, виды, законы и закономерности.

  32. Стили педагогического общения.

  33. Факторный подход к психическому развитию.

  34. Основные направления и подходы в психокоррекции.

  35. Стратегии исследования в психологии развития.

  36. Ключевые принципы отечественного подхода к изучению личности.

  37. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский.

  38. Исторические корни современной психодиагностики. Этапы развития.

  39. Понятие о периодизации развития. Обзор периодизаций развития (З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, др.).

  40. Зарубежные подходы в консультировании. Цели и особенности в зависимости от теоретического направления.

  41. Психическое развитие ребенка младенческого возраста.

  42. Структура лекции по психологии в средних учебных заведениях.

  43. Психическое развитие детей раннего возраста.

  44. Представления о движущих силах развития личности в разных теориях личности.

  45. Основные проблемы психологии личности и ключевые разделы большинства теорий личности.

  46. Методы психологического исследования.

  47. Общая характеристика психологических особенностей младшего школьного возраста.

  48. Мотивационная ориентация клиента. Виды мотивационной ориентации. Типы клиентов в консультировании. Типы запросов и способы их трансформации.

  49. Психология подростка. Проблема ведущей деятельности и социальной ситуации развития в подростковом возрасте.

  50. Методика проведения урока по психологии в среднем учебном заведении.

  51. Общая характеристика развития в юношеском возрасте.

  52. Методика проведения практических и семинарских занятий по психологии в средних учебных заведениях.

  53. Взрослость – обретение уникального самобытия. Сферы бытия взрослого человека. Новообразования, задачи возраста.

  54. Связь различных подструктур личности (способностей, направленности, темперамента, характера) в представлениях отечественных психологов

  55. Общая характеристика психологии старческого возраста.

  56. Наблюдение и измерение переменных как условие планирования эксперимента.

  57. Проблемы психологии воспитания. Соотношение понятий: формирование, становление, социализация и воспитание.

  58. Методы социальной психологии.

  59. Групповые влияния и индивидуальное поведение.

  60. Представление о направленности как подструктуре личности в деятельностном подходе.



Задания к экзамену


  1. Разработайте план мероприятий по повышению мотивации труда на рабочем месте (по выбору)

Таблица 2 - План мероприятий по совершенствованию системы мотивации трудовой деятельности персонала в ПАО «МЗиК» Проблема Мероприятия Ответственный Сроки 1) Отсутствие специалиста по мотивации трудовой деятельности персонала 1) Ввести в штатное расписание новую единицу - специалист по мотивации трудовой деятельности персонала; 1) Разработать должностную инструкцию для нового сотрудника, обозначить требования и обязанности работника; 2) Разместить объявление в СМИ о поиске сотрудника по мотивации; 3) Осуществить процедуру отбора и найма на новую вакантную должность Отдел кадров; специалист по найму персонала На размещение объявления, поиск и найм - 1 месяц 2) Отсутствие единого Положения о системе мотивации трудовой деятельности персонала 1) Объединить уже имеющиеся документы по мотивации трудовой деятельности персонала; 2) Разработать единое Положение: составить вводную часть, обозначить назначение и цели положения, ответственность руководства за соблюдение данного Положения и назвать заключительные моменты. 3) После создания Положения утвердить его с Генеральным директором Отдел кадров, специалист по мотивации трудовой деятельности персонала, юридический отдел Создание - 1 месяц. Действие - непрерывно 3) отсутствие классификации применяемых методов мотивации и стимулирования; применяемые методы мотивации трудовой деятельности персонала не систематизированы, что отражается на работе отдела кадров, замедляя его работу 1) Систематизировать применяемые методы мотивации трудовой деятельности персонала; 2) В Положении о системе мотивации трудовой деятельности персонала конкретизировать материальную, нематериальную и косвенноматериальную мотивацию, с указанием мероприятий Отдел кадров и специалист по мотивации трудовой деятельности персонала 7 дней 4) недостатки в системе премирования в цехе №40 – отсутствие Положения о премировании работников, переведенных на самоконтроль качества продукции и имеющих право на личное клеймо качества; работники, имеющие право на личное клеймо качества в цехе есть, но это никак не отражается на их мотивации 1) Разработать дополнительное стимулирование работникам, имеющим право на личное клеймо качества; 2) Разработать Положение о премировании сотрудников цеха 40 и закрепить в нем дополнительное стимулирование работникам, имеющим право на личное клеймо качества Отдел кадров; специалист по заработной плате, бухгалтерия, специалист по мотивации трудовой деятельности персонала, юридический отдел Создание – 1 месяц. Действие – непрерывно 5) отсутствие новых методов стимулирования (более 2-х лет) в косвенноматериальной мотивации 1) Ввести талонную систему по организации питания, в количестве 10 бесплатных обедов за определенные заслуги; 2) Выдача билетов в театр или кинотеатр (на выбор работника) за определенные заслуги



2.Составьте профессиограмму рабочего места по выбору.
Наименование должности - менеджер по вопросам управления персоналом, производительностью труда.

Общее описание рабочего процесса. Менеджер выполняет ответственную административную работу по управлению деятельностью персонала организации Х. Он несет ответственность за планирование и управление кадровыми программами, которые включают прием на работу, конкурсные собеседования, оценку работников и назначение их на должности, выдвижение и перевод на должности, составление рекомендаций по изменению статуса работников организации, а также создание системы распределения информации среди работников. Менеджер работает под общим контролем линейного руководства, при этом он может проявлять инициативу и иметь независимое мнение по выполнению возложенных на него задач.

  • Действия, присущие рабочему процессу менеджера:
    Участвует в общем планировании и принятии решений по созданию единой и эффективной службы персонала.

  • - Разъясняет политику, проводимую организацией, на разных ее уровнях путем распространения бюллетеней, организации собраний и личные контакты.

  • - Проводить собеседования с кандидатами на должности, оценивает их квалификацию и соответствие заявкам.

  • - Совещается с начальниками по вопросам, связанным с его деятельностью, включая проблемы назначения на должность; зачисляет на должности работников, прошедших испытательный срок; перемещает по должности и увольняет постоянных работников.

  • - Организует тестирование работников.

  • - Разрабатывает системы обучения персонала.

  • - Разрабатывает систему оценки деятельности и обучает менеджеров методам оценки деятельности подчиненных.

  • - Ведет кадровую документацию.

  • - Выполняет другие обязанности, связанные с его деятельностью.

Спецификация рабочего места менеджера
В качестве примера приведем спецификацию рабочего процесса менеджера по управлению персоналом:

  • - Подготовка и опыт работы. Должен обладать большим опытом по данной профессии. Рабочий стаж - минимум шесть лет.

  • - Образование. Четырехгодичный колледж или университет, специализирующийся на работе с персоналом, управлении делами или промышленной психологии.

  • - Знания, навыки и способности. Должен обладать знаниями по теории и практике управления персоналом, включая отбор, назначение на должности и оценку работников.

  • - Степень ответственности. Руководит отделом, состоящим из трех сотрудников, специализирующихся по управлению персоналом.



Составьте перечень отличий лидерства от руководства в группах и организациях.
Руководство — это лишь часть управленческой деятельности, причем именно та ее часть, - в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.

Различение понятий «руководство» и «лидерство» связано с существованием в любой организации двух типов отношений — формальных и неформальных. Лидерство — это процесс воздействия на людей, порожденный системой неформальных отношений, а руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно и реализуется. Роль руководителя как бы предзадана формальной структурой, его функции, как правило, четко определены, право на применение санкций не оспаривается и т. д. Лидерство, напротив, формируется спонтанно, стихийно, на уровне полуосознанных психологических предпочтений.

Лидер и руководитель проходят разные пути выдвижения. Лидер, даже если он изначально предложен кем-то со стороны, признает, принимает, наконец, избирает ведомая им группа. В этом смысле лидер всегда выдвигается «снизу», более или менее демократически. Руководитель же, напротив, назначается «сверху», так или иначе навязывается. Так как это назначение может носить политический или административный характер, ведомые могут по-разному выразить свое к нему отношение, в определенных случаях даже заблокировать его. Но и тогда другой кандидат будет скорее всего назначен «сверху». Образно говоря, лидерство можно обозначить вектором, направленным снизу вверх; руководство же — вектором противоположного направления.
Основные отличия руководства и лидерства можно выразить следующим образом:

- лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель — официальных отношений группы как некоей социальной организации;

- лидерство можно констатировать в условиях микросреды (малая группа), руководство — элемент макросреды;

- лидерство возникает стихийно, процесс назначения руководителя не является стихийным, по сравнению с руководством лидерство менее стабильно, в большой степени зависит от настроения в группе;

- руководство подчиненными обладает определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

- процесс принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения;


- сфера деятельности лидера, в основном, малая группа, сфера действия руководителя — более широкая социальная система.



  1. Выявите факторы, повышающее напряженность и тяжесть труда в одной из профессий, которую можно получить в Тольяттинском госуниверситете

Составьте список возможных методик для диагностики общих и специальных способностей.
7. Диагностика общих и специальных способностей.


К общим относятся интеллектуальные и творческие способности, находящие свое проявление во многих видах деятельности.

Специальные способности определяются по отношению к отдельным специальным областям деятельности (математические, музыкальные и др.).

Возникновение тестов специальных способностей тесно связано с практикой профессионального консультирования и профессионального отбора. Требования к полученным результатам – дать прогноз в выполнении отдельных видов профессиональной деятельности.

Диагностика специальных способностей в отличии от диагностики общих способностей, требует дополнительной подготовки. В разработке стратегии диагностики специальных способностей Б.М.Теплов выделил основные направления исследования:

анализ структуры, выделение отдельных компонентов в способности;

изучение разных типов способностей к одной и той же деятельности, возможности компенсации отдельных их элементов, а так же одних способностей за счет других;

исследование развития способности в деятельности, выявление фактов, способствующих ее развитию.

В целом, при диагностике специальных способностей, прогноз относительно учебной и профессиональной успешности возможен только на основе совокупной информации об индивиде, наряду с показателями личностных методик, тестов достижений, биографических анкет и др.

В настоящее время на западе существует тенденция отказа от термина «способность» в названии этой группы тестов, заменяя его понятиями «эффективность» или «успешность».

8. Проективные методы: классификация, преимущества и недостатки, области применения.

Проективные методики направлены на экспериментальное исследование тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Среди диагностируемых качеств могут быть названы интересы и установки личности, мотивация, ценностные ориентации, страхи и тревоги, неосознаваемые потребности и побуждения и пр. Основное отличие данного метода исследований заключается в возможности раскрыть субъективные причины поведения человека. Часто эти причины неосознанны, и понять их достаточно трудно. В этой ситуации на помощь исследователю приходит проективный метод и составляющие его проективные методики, которые раскрывают мысли и отношения исследуемого на подсознательном уровне, на котором участникам не дается контролировать свои мысли, чувства и эмоции.