Файл: Наблюдения является то, что ребенок ведет себя свободно, и поэтому можно получать правдивые факты. Тест.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 514

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Преимуществом метода наблюдения является то, что ребенок ведет себя свободно, и поэтому можно получать правдивые факты.

2. Тест - это стандартизированное задание для определения развития у ребенка различных психических процессов.

3. В лабораторной обстановке исследователь может периодически изменять некоторые условия (независимые переменные) и фиксировать результирующее поведение (зависимые переменные).

4. Лонгитюдный метод –организация исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного периода.

5. При использовании метода поперечных срезов сравниваются группы испытуемых разного возраста.

6. Проективных тестах испытуемым предлагаются картинка, задача или ситуация, несущие в себе элемент неопределенности, а они должны рассказать историю, объяснить, что нарисовано, или найти выход их ситуации.

7. Одним из недостатков метода наблюдения является невозможность охвата исследователем всей совокупности явлений, характеризующих изучаемый процесс (особенно в случае невключенного наблюдения); трудности, связанные с описанием исследуемых явлений; невозможность избежать субъективизма в подходе к изучаемым явлениям.

8. Для изучения когнитивного развития ребенка Пиаже использовал метод продольных и поперечных срезов.

9. Достоинством метода поперечных срезов является то, что он позволяет получить за короткое время сравнение субъектов различного возраста.

10.Недостатком метода продольных (лонгитюдных) срезов является трудоемкость, большие временные затраты(Высокая затратность (особенно на повторное изучение).

11.Для повышения надежности вопросников, анкет часто к основному перечню вопросов, добавляют другие вопросы, позволяющие оценить степень искренности людей при ответе на основные вопросы – это «шкала лжи».

12.При помощи данной методики определяется популярность (непопулярность)учащихся, выявляются существующие в классе микрогруппы. Метод социометрии.

13.Основными методами в возрастной психологии считают: наблюдение, эксперимент.

14.Экспериментальный метод, основанный на представлении Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития, называется сравнительно-генетический.

15.К какой группе методов можно отнести анализ сочинений учащихся разных классов на тему «Мой друг»?


Анализ продуктов деятельности(эмпирическая группа).

1.Биогенетическая теория предполагает,что существует строгий параллелизм между развитием человечества и развитием ребенка, что онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез.

2. П.П.Блонский предлагает разделить детство на эпохи на основании критерия дентиции, т. е. появления и смены зубов.

3. «Детское развитие такой сложный процесс, который ни в одной стадии не может быть сколько-нибудь полно определен лишь по одному признаку» (Л.С.Выготский).

4.Гезелл представляет динамику детского развития как процесс постепенного замедления роста.

5.По мнению Выготского, нет и не может другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возрастов, кроме тех новообразований, которые характеризуют сущность каждого возраста.

6. Выготский считал, что стабильные возрасты изучены значительно лучше, чем те, которые характеризуются другим типом развития–кризисами(лучше-хуже?)

7. Раньше других был открыт и описан кризис 7 лет.

8. Кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста.

9. Первая особенность критических периодов состоит в том, что границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов, в высшей степени неотчётливые.

10.«Те процессы развития, которые более или менее непосредственно связаны с основным новообразованием, будем называть центральными линиями развития в данном возрасте» (Л.С.Выготский).

11.«Следует признать, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» (Л.С.Выготский).

12.Область несозревших, но созревающих процессов составляет зону ближайшего развития.

13.В переломные моменты развития ребенок становится относительно трудно воспитуемым в следствие того, что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности.

14.Основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты в схеме Выготского служат новообразования.

15.Критерием возрастного развития в теории Фрейда является телесное созревание

1. Фундамент этой теории составляет биогенетический закон Геккеля. Применительно к детской психологии, этот закон утверждает, что в процессе индивидуального развития ребенок в сокращенном виде проходит этапы эволюционного и культурного развития, которые прошел человеческий род. 

При этом С. Холл считал, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически и поэтому ни уклониться, ни пропустить какую-то стадию своего развития ребенок не может. (Теория рекапитуляции)

2. Нормативный подход в детской психологии, представителем которого является А. Гезелл, ориентирован на описание достижений ребенка в процессе роста и развития, на построение норм развития двигательной активности, речи, взаимоотношений ребенка с окружающим миром.

3. Теория конвергенции двух факторов утверждает: психическое развитие ребенка есть результат сближения (взаимодействия) внутренних данных с внешними условиями.

4. Представители поведенческой теории (бихевиоризма) исходят из предположения, что человек по своей природе ни плох, ни хорош: люди являются лишь реактивными существами, они просто реагируют на воздействия внешней среды.

5. Д.Уотсон сделал законы обусловливания, открытые Павловым, опорной точкой своих исследований.

6. Базисную форму научения принято называть обусловливание

7. Распространение реакции на другие похожие раздражители называется генерализацией раздражителя.

8. Английский философ Дж. Локк считал, что родившийся ребенок подобен tabula rasa (читая доска) и любая черта его личности обусловлена только жизненным опытом.

9. Дж. Локк утверждал, что психика ребенка формируется в процессе жизни, то есть отрицал наличие врожденных идей и даже врожденных предрасположенностей к определенному знанию.

10.Возникновение психологии развития как самостоятельной науки обычно датируют 1882 г. и связывают с именем Вильгельма Прейера

11.В книге В. Прейера «Душа ребенка» дано описание психического и биологического развития ребенка с рождения до трех лет.

12.Наиболее яркой фигурой психологической школы, известной как бихевиоризм, был Джон Уотсон, он же основатель.

13.Книгу «Эмиль, или О воспитании» написал Ж.Руссо. В ней он призывал следовать естественному ходу развития внутренней природы самого ребенка. Он предположил, что развитие происходит в соответствии с внутренним биологическим расписанием. Дети растут и учатся в основном сами, в соответствии с планом природы.

14.Периодизация психического развития, предложенная Гетчинсоном, и имевшая в качестве критерия способ добывания пищи, была создана на основании теории 
рекапитуляции

15.Теория В.Штерна получила название теории конвергенции двух факторов, так как в ней учитывалась роль, которую играют в психическом развитии два фактора – наследственность и среда.

1. Последним из традиционных личностных конструктов, выделяемых в психоанализе, формируется Сверх-Я в возрасте 4 лет.

2. Латентная стадия (в психоаналитической теории З.Фрейда) наступает примерно в 5-6 лет.

3. Вставьте пропущенное название стадии психосексуального развития по Фрейду: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.

4. Эдипов комплекс характерен для детей, переживающих фаллическую стадию (по Фрейду).

5. Основные компоненты сформулированной Бандурой теории обучения посредством наблюдения: внимание, запоминание, воспроизведение движений и мотивация.

6. Одно из важнейших открытий Скиннера состоит в том, что периодически подкрепляемое поведение, в отличие от постоянно подкрепляемого, «угасает» намного медленнее.

7. Теория Альберта Бандуры называется социально-когнитивная теория

8. Стадия, характеризующаяся временным затуханием интереса к сексуальной стороне жизни, называется латентной стадией

9. Возможные исходы психического развития на первой стадии развития ребенка, по мнению Эриксона – доверие или недоверие к миру

10.Какой стадии развития в периодизации Фрейда соответствует конфликт «инициатива – вина» в периодизации Эриксона? Локомоторно-генитальная

11.Какая задача развития стоит перед младшими школьниками (по Э. Эриксону): идентичность, компетентность, инициативность, автономия (подчеркните правильный ответ).

12.Важнейшей мерой научения, по Скиннеру, является уровень реагирования, то есть частота, с которой повторяются данные действия; когда реакция подкрепляется, эта частота возрастает

13.Негативные подкрепления делают реакции менее вероятными.

14.Фрейд считал, что поведение человека определяется прежде всего биологическими, животными влечениями, главные из которых – сексуальные и агрессивные

15.Наиболее известны работы Бандуры, изучающие формирование социального поведения детей.

1. Аккомодация – термин Пиаже для обозначения акта изменения наших мыслительных процессов, когда новый объект или идея не укладываются в наши понятия.


2. Ассимиляция в теории Пиаже – это процесс включения новой информации в качестве составной части в уже существующие у индивида схемы (о каком понятии идет речь).

3. В теории Абрахама Маслоу, предложенной в 1954 году, особое значение придается присущей каждому человеку врожденной потребности в самоактуализации.

4. Главное изменение, происходящее при переходе к стадии конкретных операций, заключается в том, что они становятся обратимыми.

5. Главной качественной особенностью детского мышления, с точки зрения Пиаже, является эгоцентричность.

6. Гуманистическая психология предлагает холистическую теорию личности и тесно связана с философией экзистенцианализма.

7. Кроме теории Пиаже к группе когнитивных теорий психического развития можно отнести теории Дж. Брунер, Л. Колберга.

8. На дооперациональной стадии развития интеллекта детям недоступны задачи на логическое мышление, классификации объектов по нескольким признакам (оперирование математическими понятиями).

9. На стадии конкретных операций дети достигают понимания принципов решения задач на сохранение.

10.Одно их основных понятий теории Пиаже – схемы – способы обработки информации, меняющие по мере того, как ребенок растет и получает больше знаний.

11.Первая стадия развития мышления в теории Пиаже называется сенсорномоторная.

12.Рождерс обнаружил, что максимальный личностный рост его пациентов происходил тогда, когда он искренне и полностью сопереживал им и когда они знали, что он принимает их такими, как они есть.

13.Способность оперировать абстрактными понятиями возникает на стадии формальных операций развития мышления.

14.Характеристикой стадии конкретных операций в теории Пиаже является возникновение элементарных логических рассуждений относительно объектов и событий, усвоение представлений о сохранении числа, массы и веса предмета, классификация объектов по отдельным существенным признакам.

15.Эгоцентрическая позиция в мышлении начинает преодолеваться с 10 лет.

1. Определите примерные хронологические границы возрастов:

- дошкольный возраст – с 3 по 7 лет

- младенческий возраст – с 2 по 12 месяцев

- ранний возраст – с  1 года до 3 лет

  1. Возникновение комплекса оживления является границей между периодом новорожденности и младенчеством.

  2. Привязанность - связь, которая формируется между ребенком и другим человеком в результате долговременных отношений. Эта первая связь младенца со взрослым характеризуется сильной взаимозависимостью, интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными отношениями.

  3. Мышление ребенка, выполняемое при помощи внешних ориентировочных действий называется наглядно-действенное.

  4. Центральной психической функцией в раннем возрасте считают восприятие (выбрать ответ: внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение)

  5. Центральным новообразованием раннего детства считают развитие речи.

  6. Восстановите последовательность развития моторики в младенчестве: