Файл: Социальнопрофилактическая работа в кризисном центре помощи семье и детям.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Социально-профилактическая работа в учреждениях социального обслуживания»
на тему: «Социально-профилактическая работа в кризисном центре помощи семье и детям»
Выполнила:
Широкова Надежда Федоровна,
студентка 2 курса группы
СРБ-б-о-21-1 по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа, направленность (профиль) «Менеджмент в социальной работе», очной формы обучения
_____________________________
(подпись)
Руководитель работы:
Луговая Ольга Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных технологий
(ФИО, должность, кафедра)
Работа допущена к защите | ________________ (подпись руководителя) | _______________ (дата) |
Работа выполнена и защищена с оценкой | ________________ | Дата защиты______________ |
Члены комиссии: | Доктор пед. наук, профессор (должность) | ____________ (подпись) | Е.И. Зритнева (И.О. Фамилия) |
Кандидат пед. наук, доцент (должность) | ____________ (подпись) | Т.В. Бахуташвили (И.О. Фамилия) | |
Кандидат пед. наук, доцент (должность) | ____________ (подпись) | О.М. Луговая (И.О. Фамилия) |
Ставрополь, 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРИЗИСНЫХ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ …………………...……………………………………………………………………7
Семья: понятие, виды, функции…………………………………………….............7
Социальные проблемы семьи и детей, причины их возникновения………………………………………………………………………18
Выводы по первой главе…………………………………………………………27
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В КРИЗИСНОМ ЦЕНТРЕ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ………………………………………………………………..28
2.1 Анализ деятельности ГБУСО «Центр социальной помощи семье и детям» осуществляющий социально-профилактическую работу с семьей и детьми……………………………………………………………………………….28
2.2 Формы и методы социально-профилактической работы с семьей и детьми на примере ГБУСО «Центр социальной помощи семье и детям»…………………34
2.3 Рекомендации для совершенствования деятельности ГБУСО «Центр социальной помощи семье и детям» по социально-профилактической
работе с семьей и детьми…………………………………………………………..36
Выводы по второй главе ………………………………………………………...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...41
БИБИЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………...43
Введение
Актуальность темы исследования. Эта тема актуальна, потому что социально-профилактические мероприятия в отношении семьи и детей необходимы и важны, так как правильно организованная и своевременно осуществлённая работа социально-профилактического содержания помогает избежать или предотвратить возникновение кризисных ситуаций в семье, поэтому необходимо быть вовлеченным в работу с семьей на начальном этапе развития кризиса.
Семья — это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Брак и семья неотъемлемые элементы социальной структуры любого общества. Они считаются наиболее важными социальными институтами, обеспечивающими воспроизводство и устойчивость человеческого общества. Семья характеризуется определенными социальными нормами, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между детьми и родителями. Наличие семьи важно для каждого, потому что, находясь в кругу близких людей, человек чувствует себя защищённым и знает, что может рассчитывать на помощь и поддержку. Именно в семье происходит первичная социализация ребенка, что влияет на его дальнейшее развитие и адаптацию в обществе.
Благополучие конкретного общества напрямую связано с благополучием семей, которые в нем живут. Думая о семье многие представляют место, где их любят, понимают и ждут, но при более детальном рассмотрении семейных отношений можно прийти к выводу, что это не всегда так. И поэтому общество должно способствовать поддержанию нормальной атмосферы в семье, облегчению возникающих проблем и решению вопросов.
Неблагополучная семья - это семья с низким социальным статусом, которая не может одновременно справляться со своими обязанностями в одной или нескольких сферах жизни. Основными особенностями такой семьи являются отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его потребностей, защиты его прав и законных интересов. В неблагополучной семье ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению.
Дисфункциональные семьи, в которых нарушается нормальное функционирование и жизнь, становятся все более распространенными. Алкоголизм или наркотическая зависимость одного или обоих родителей, жестокость и насилие по отношению к детям со стороны родителей, экономические проблемы и безработица влияют не только на все еще слабую психику ребенка и его дальнейшую судьбу, но и на неизгладимый отпечаток на жизни взрослых членов семьи. Следствием неблагополучия семьи могут быть: рост подростковой наркомании, ранее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье и социальное сиротство. В неблагополучных семьях часто отсутствует моральная и психологическая поддержка, нарушение общения между членами семьи является характерной особенностью.
Семьи группы риска относятся к таким категориям семей, которые в силу определенных обстоятельств больше других семей подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминогенных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних. Негативные образы детства вредны для ребенка, они обуславливают мышление, поступки и чувства в зрелом возрасте. Родители, не умеющие находить взаимопонимание и компромиссы друг с другом, должны помнить, что в семейные конфликты не должны втягиваться дети. Своеобразным индикатором благополучия или неблагополучия семьи является поведение ребенка. Признаками благополучия или неблагополучия семьи являются манера отношения к ребёнку в семье, внимание к его здоровью, желание и возможность родителей создать оптимальные условия для его развития. Неблагополучная семья, как правило, нуждается в анализе и перестройке.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Изучению такой проблемы как неблагополучные семьи посвящены труды известных исследователей. В.М. Целуйко, А.Я. Варга, М.И. Буянов, И.Ф. Дементьева и другие в своих трудах рассматривали взаимоотношения между родителями и детьми, проблемы воспитания ребенка в семьях, в том числе и неблагополучных.
Целью исследования является изучение социально-профилактической работы в кризисном центре помощи семье и детям.
Основными задачами исследования является:
-
Исследовать теоретические основы работы с кризисными семьями. -
Рассмотреть понятие «семья», ее виды и функции. -
Выявить влияние социальных проблем на семью и детей. -
Рассмотреть причины возникновения социальных проблем в семье. -
Раскрыть сущность социальной профилактики семейного неблагополучия.
-
Изучить содержание и опыт работы организации ГБУСО «Центр социальной помощи семье и детям» в г. Ставрополь.
Провести анализ социальной профилактики семейного неблагополучия.
Объектом исследования является социально-профилактическая работа с семьей и детьми.
Предмет исследования: социально-профилактическая работа центра социальной помощи семье и детям.
Методы исследования: анализ документов, научной литературы, нормативно- правовой базы, учреждения осуществляющее профилактику насилия среди молодёжи.
Научная новизна: состоит в том, что на основе всестороннего научно-теоретического анализа разработаны рекомендации для совершенствования деятельности ГБУСО «Ставропольский центр социальной помощи семье и детям» по социально-профилактической работе с семьей и детьми.
Теоретическая значимость заключается в уточнении и расширении знаний о работе с неблагополучными семьями.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данные курсовой работы и предложенные методы социально-профилактической работы с семьей и детьми могут быть использованы социальными работниками, педагогами, психологами.
Структура курсовой работы включает: введение, две главы, пять параграфов, заключение и библиографический список.
Гипотеза исследования: социальная профилактика неблагополучной семьи будет эффективной, если неблагополучные семьи будут выявлены на ранней стадии и профилактические и корректирующие меры будут приняты вовремя.
Глава 1. Теоретические основы исследования кризисных семей с детьми
-
Семья: понятие, виды, функции
Семья - это объединение людей, основанное на браке и родстве, связанных общей жизнью и взаимной ответственностью, но в то же время семья - это стабильные отношения между людьми, где проходит большая часть повседневной жизни. Изначально семья была основным способом организации общества, объединенная общими жизненными ценностями, идеями и статусами. Семья является первым и важнейшим проводником социального влияния для ребенка. Это влияние заключается в том, что у ребенка формируется понимание о семейных отношениях, происходит определение эмоций, действий, поступков, привычек, характера и психических особенностей, все это в дальнейшем он использует в реальной жизни.
Семья рассматривается с разных точек зрения и с разных научных направлений, но везде она рассматривается как многоуровневое социальное образование. Это связано с тем, что семья сочетает в себе различные характеристики, присущие социальной организации. В любом обществе семья имеет двойственный характер и имеет свою собственную модель функционирования. Особенно важным для понимания семьи является выделение семейообразующих отношений, которые очень разнообразны и зависят от особенностей семейной жизни.
Каждая семья представляет собой малую социально-психологическую группу, которая складывается на основе глубоко интимных и доверительных отношений между супругами, родителями и детьми. Ее социальная активность, структура, нравственно-психологическая атмосфера зависят не только от общих условий и закономерностей, но и от тех специфических обстоятельств, в которых семья формируется, живет и функционирует. Среди этих обстоятельств – уровень образования и культуры членов семьи; материальное положение; традиции и ценности, которых они придерживаются и на которые они ориентируются в своих жизненных планах и устремлениях; место жительства; социальная принадлежность семьи; нравственные убеждения супругов, от которых во многом зависит способность семьи к развитию и сплочению. Все эти обстоятельства неизбежно накладывают отпечаток на характер отношений в семье, определяют конкретную специфику семейных отношений.