Файл: Сравнение действующих и обновленных фгос ооо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 8

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1.1. Особенности содержания обновленных ФГОС

Сравнение действующих и обновленных ФГОС ООО

Параметр сравнения

ФГОС 2010

ФГОС 2021

Требования к условиям реализации программ обучения

Направлен на обеспечение:

  • формирования российской гражданской идентичности обучающихся;

  • доступности получения качественного основного общего образования;

  • преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;

  • духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;

  • развития государственного-общественного управления в образовании;

  • формирование содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, организации, осуществляющей образовательную деятельность, функционирования системы образования в целом;

  • условий создания социальных ситуаций развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

ФГОС обеспечивает (новое, что добавили):

  • вариативность содержания образовательных программ основного общего образования (далее - программы основного общего образования), возможность формирования программ основного общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ);

  • государственные гарантии обеспечения получения качественного основного общего образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации программ основного общего образования и результатам их освоения;

  • сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализацию права на изучение родного языка, возможность получения основного общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации;

  • благоприятные условия воспитания и обучения, здоровьесберегающий режим и применение методик обучения, направленных на формирование гармоничного физического и психического развития, сохранение и укрепление здоровья;

  • формирование навыков оказания первой помощи, профилактику нарушения осанки и зрения;

  • освоение всеми обучающимися базовых навыков (в том числе когнитивных, социальных, эмоциональных), компетенций;

  • развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач с целью адекватной ориентации в окружающем мире;

  • уважение личности обучающегося, развитие в детской среде ответственности, сотрудничества и уважения к другим и самому себе;

  • формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении жизни;

  • разумное и безопасное использование цифровых технологий, обеспечивающих повышение качества результатов образования и поддерживающих очное образование;

  • единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания;

  • личностное развитие обучающихся, в том числе: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, ценность научного познания;

  • развитие государственно-общественного управления в образовании на основе функционирования органов коллегиального управления, включая ученическое самоуправление;

  • взаимодействие организации, реализующей программы основного общего образования (далее - Организация), с семьей, общественными организациями, учреждениями культуры, спорта, организациями дополнительного образования, детско-юношескими общественными объединениями;

  • развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно- технологического развития страны, овладение ими современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ); применение обучающимися технологий совместной/коллективной работы на основе осознания личной ответственности и объективной;

  • оценки личного вклада каждого в решение общих задач;

  • условия создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности;

  • специальные условия образования для обучающихся с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей.




Разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации

Разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации, ориентирован на изучение обучающимися многообразного цивилизационного наследия России, на реализацию Стратегии научно-технологического развития РФ, в соответствии с требованиями информационного общества, инновационной экономики и научно-технологического развития общества.




В основе лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  • построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.




  • В основе лежат представления об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического сообщества в целом, о профессиональных качествах педагогических работников и руководителей Организаций...

  • Единство обязательных требований к результатам освоения программ основного общего образования реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, ….

  • Обязательные требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при освоении программ основного общего образования, включая особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, а также значимость основного общего образования для дальнейшего личностного развития обучающихся.




Предметные результаты освоения ООП ООО с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования.

ФГОС определяет элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем и творческой деятельности) освоения программ основного общего образования с учетом необходимости сохранения фундаментального характера образования, специфики изучаемых учебных предметов и обеспечения успешного обучения обучающихся на следующем уровне образования.

Требования к предметным результатам:

  • формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение конкретных знаний и умений;

  • формулируются на основе документов стратегического планирования с учетом результатов проводимых на федеральном уровне процедур оценки качества образования (всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сравнительных исследований);

  • определяют минимум содержания основного общего образования, получение которого гарантирует государство;

  • определяют требования к освоению образовательных программ основного общего образования по учебным предметам "Математика", "Информатика", "Физика", "Химия", "Биология" на базовом и углубленном уровнях;

  • усиливают акценты на изучение явлений и процессов современной России и мира в целом, современного состояния науки;

  • учитывают особенности реализации адаптированных программ основного общего образования обучающихся с ОВЗ различных нозологических групп.







Содержание основного общего образования определяется основной образовательной программой основного общего образования

Содержание основного общего образования определяется программой основного общего образования, в том числе адаптированной, разрабатываемой и утверждаемой Организацией самостоятельно. Организация разрабатывает программу основного общего образования, в том числе адаптированную, в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих ПООП, в том числе примерных адаптированных программ основного общего образования.




Срок получения основного общего образования составляет пять лет, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным ООП ООО, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год.

Срок получения основного общего образования составляет не более пяти лет. Для обучающихся с ОВЗ при обучении по адаптированным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, срок получения основного общего образования может быть увеличен, но не более чем до шести лет. Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам, срок получения основного общего образования может быть сокращен.




Требования к условиям реализации ООП ООО характеризуют:

  • кадровые

  • финансовые

  • материально-технические

  • иные условия




Требования к условиям реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, включают:

  • общесистемные требования;

  • требования к матриально-техническому, учебно-методическому обеспечению;

  • требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.






ОТЛИЧИЯ:

  • В названии предметов, курсов Математика учебные курсы "Алгебра", "Геометрия", "Вероятность и статистика".

  • История включает в себя учебные курсы "История России" и "Всеобщая история",

  • Углубленное изучение предметов: математика, информатика, физика, химия, биология

  • Учебные модули по предметам: «Искусство», «Технология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Организация вправе самостоятельно определять последовательность модулей и количество часов для освоения обучающимися модулей по предметам




Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов.

Общий объем аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5549 академических часов.

Нижняя граница нагрузки на 209 ч. уменьшилась, а верхняя уменьшилась на 471 час.




План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности.

План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.

План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы основного общего образования (до 1750 академических часов за пять лет обучения) с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей Организации. При реализации плана внеурочной деятельности должна быть предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся. В целях реализации плана внеурочной деятельности Организацией может предусматриваться использование ресурсов других организаций, включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организаций, образовательные организации высшего образования, научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации.




Календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей

(каникул) по календарным периодам учебного года

Календарный учебный график определяет плановые перерывы при получении основного общего образования для отдыха и иных социальных целей (далее - каникулы)

Требования к результатам обучения

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

  • личностным

  • метапредметным

  • предметным



ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ основного общего образования, в том числе адаптированных:

  • личностным

  • метапредметным

  • предметным

Требования к результатам освоения адаптированной программы основного общего образования обучающимися с ОВЗ учитывают в том числе особенности их психофизического развития и их особые образовательные потребности.

Научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам

обучающихся, освоивших программу основного общего образования, является системно-деятельностный подход




Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм..

  • формирование ответственного отношения к учению,

  • формирование целостного мировоззрения и т.д.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  • осознание российской гражданской идентичности

  • готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

  • ценность самостоятельности и инициативы;

  • наличие мотивации в целенаправленной социально значимой деятельности;

  • сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни к целом.

Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания Патриотического воспитания Духовно-нравственного воспитания Эстетического воспитания

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия

Трудового воспитания Экологического воспитания Ценности научного познания

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию





Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения.. планировать;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности и т.д.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  • освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

  • способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

  • готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками,

  • к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

  • овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории;

Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны отражать:

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

  1. базовые логические действия:

  2. базовые исследовательские действия:

  3. работа с информацией:

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

  1. общение

2) совместная деятельность

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

  1. самоорганизация

  2. самоконтроль

  3. эмоциональный интеллект

  4. принятие себя и других

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения)




Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования.

ДАЛЕЕ перечень предметных результатов по предметным областям и предметам.

Предметным, включающим освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета

  • научных знаний, умений и навыков, специфических для конкретной предметной области;

  • предпосылки научного типа мышления;

  • виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.

Предметные результаты освоения программы основного общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на следующем уровне образования

Требования к освоению предметных результатов программ основного общего образования на базовом и углубленном уровнях на основе их преемственности и единства их содержания обеспечивают возможность изучения учебных предметов

  • углубленного уровня

  • в том числе по индивидуальным учебным планам

  • с использованием сетевой формы реализации образовательных программ, технологий

  • в том числе с целью эффективного освоения обучающимися иных учебных предметов базового уровня, включая формирование у обучающихся способности знать определение понятия, знать и уметь доказывать свойства и признаки, характеризовать связи с другими понятиями, представляя одно понятие как часть целого комплекса, использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательства и решении задач (далее - свободно оперировать понятиями), решать задачи более высокого уровня сложности перечень предметных результатов по предметным областям и предметам, в том числе по уровням обучения.






Сравнение действующих и обновленных ФГОС СОО

Параметр сравнения

ФГОС 2012

ФГОС 2022

Требования к условиям реализации программ обучения

Не предусмотрено:

  • использование ИОС для повышения качества управления образовательной организацией;

  • использования внешних ресурсов для функционирования ИОС;

  • обеспечение доступности и безопасности ИОС

  • специальных требований к ресурсам обучения детей с ОВЗ




Цели ИОС: повышение качества реализации образовательных программ, качества

  • управления образовательной организацией

  • возможность использования: внутренних информационных ресурсов, внешних ресурсов для функционирования ИОС школы (outsourcing).

  • обеспечение доступности: информационных и учебных ресурсов образовательной организации

  • учебной документации образовательной организации

  • безопасность: безопасный доступ к верифицированным образовательным ресурсам цифровой образовательной среды.

  • специальные требования к ресурсам, используемым при обучении детей с ОВЗ.

Условия использования ЭИОС должны обеспечивать безопасность хранения информации об участниках образовательных отношений, безопасность цифровых образовательных ресурсов, используемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при реализации программ СОО, безопасность организации образовательной деятельности в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Материально-технические условия реализации программы СОО должны обеспечивать соблюдение Гигиенических нормативов и Санитарно-эпидемиологических требований.


Требования к структуре основной образовательной программы

Общий объем занятий на уровне СОО:

Минимум 2170 и максимум 2590 часов –количество учебных занятий за 2 года на одного ученика.

Максимум 37 часов в неделю.

Общий объем занятий на уровне СОО:

Минимум 2170 и максимум 2516 часов –количество учебных занятий за 2 года на одного ученика.

Максимум 37 часов в неделю.




Перечень обязательных предметов:

11–минимальное количество предметов в УП 8 обязательных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история или Россия в мире, физическая культура, ОБЖ, астрономия

3 предмета минимум на углубленном уровне по всем учебным планам профиля, кроме универсального.

В универсальный профиль можно не включать предметы углубленного уровня.

Перечень обязательных предметов:

13–минимальное количество предметов в УП 13 обязательных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика (геометрия, алгебра и начала математического анализа, вероятность и статистика), информатика, история, обществознание, география, физика (астрономия полностью вошло в состав), химия, биология, физическая культура, ОБЖ




Состав учебных предметов:

Предмет «Математик» включает: алгебра, начало математического анализа, геометрия. Нет уточнения модули это или курсы.

Курс «Вероятность и статистика» отдельно не выделяли; Нет пояснений по предмету «Физическая культура» для учебных планов АООП;

Можно не вводить изучение предметов углубленного уровня для универсального профиля, про АООП пояснений нет;

Астрономия, право, экономика, экология, естествознание отдельные учебные предметы.

3 предмета школьники изучают по заявлению родителей и в зависимости от ресурсов школы – родной язык, родная литература, второй иностранный язык)

2 предмета минимум на углубленном уровне по всем учебным планам профиля. Такие предметы надо выбрать из предметной области по профилю обучения или смежной с ней.

В универсальный профиль нужно не включать минимум 2 предмета на углубленном уровне из предметной области по профилю обучения или смежной с ней.

Состав учебных предметов:

Предмет «Математик» включает курсы: алгебра и начало математического анализа, геометрия, вероятность и статистика;

Предмет «Физическая культура» можно заменить на «Адаптивная физическая культура» для учебных планов АООП;

Можно не вводить изучение предметов углубленного уровня только в АООП;

Астрономия, право, экономика, экология, естествознание –не отдельные учебные предметы. Их интегрировали в базовые учебные предметы – физику, обществознание, биологию и химию. В новой редакции ФГОС СОО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и литературу.




Требования к программе коррекционной работы: Направления программы:

  • Создать комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития;

  • Скорректировать недостатки в физическом или психическом развитии детей с ОВЗ и инвалидов, оказать им помощь в освоении ООП;

  • 5 разделов в программе коррекционной работе СОО.

Требования к программе коррекционной работы. Направления программы:

  • скорректировать недостатки психического или физического развития детей, в том числе с ОВЗ, с инвалидностью, преодолеть трудности в освоении ООП;

  • оказать психолого-педагогическую помощь и поддержку школьникам;

  • 5 разделов в программе коррекционной работе СОО, названия отличаются от предыдущей версии ФГОС СОО.




Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении среднего общего образования и реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение.

Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении среднего общего

Образования и реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N2(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296) (далее - Гигиенические нормативы), и Санитарными правилами СП 2.4.3648 20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 регистрационный N 61573) (далее - Санитарно-эпидемиологические требования).

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение.


Требования к результатам обучения

Содержание было похоже на стандарты прежних ФГОС.

В содержании ФГОС СОО конкретизированы требования к предметным, метапредметным и личностным результатам реализации образовательных программ.

Конкретизированные формулировки позволяют устранить противоречия между разработчиками образовательных программ, авторами учебников и разработчиками контрольно-измерительных материалов, используемых в государственной итоговой аттестации.

Личностные результаты:

Формируют на основе единства учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями.

Сгруппировали по направлениям воспитания:

  • гражданское;

  • патриотическое;

  • духовно-нравственное;

  • эстетическое;

  • физическое;

  • трудовое;

  • экологическое;

  • ценность научного познания.

Метапредметные результаты:

Расширили по сравнению с предыдущей версией и конкретизировали по видам УУД

Сгруппировали по трем направлениям:

  • Овладение УУПД –базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;

  • Овладение УУКД –общение, совместная деятельность;

  • Овладение УУРД –самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других людей.

Предметные результаты:

Расширили и определили четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. В учебный предмет «Математика» включили учебный курс «Вероятность и статистика». Отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». Для 10 учебных дисциплин установили требования к предметным результатам для базового и углубленного уровня: литература, иностранный язык, математика, информатика, история, обществознание, география, физика, химия, биология.