Файл: Исследовательская работа. Автор ученик 3 г класса Галиев Артем Научный учитель начальных классов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Муниципальное общеобразовательное учреждение -Гимназия

с. Чекмагуш муниципального района Чекмагушевский район






Исследование качества воды, которую мы пьем

Исследовательская работа.

Автор: ученик 3 г класса Галиев Артем

Научный руководитель: учитель начальных классов

Хузина Светлана Александровна

с. Чекмагуш

2015 год

Оглавление
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 3

Глава I. Сведения о воде…………………………………………………...стр. 4

    1. Жесткая и мягкая вода………………………………………………….стр. 4

    2. Экологическое состояние воды………………………………………..стр. 4

    3. Качество питьевой воды……………………………………………....стр. 4

    4. Воздействие минеральных элементов воды на здоровье человека…стр. 5

Глава II

2.1. Исследование физических свойств воды из разных источников: из водопровода, родника, пруда, из реки, бутилированная вода….........…..стр. 6

2.2. Исследование жесткости воды из разных источников: из водопровода, родника, пруда, из реки, бутилированной воды………..…………………стр. 6

    1. Методика проведения социологического опроса школьников……...стр. 7

Заключение…….. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . … . . . . . . . . стр. 8

Список использованных источников информации . . . . . . . . . . … . . . . . стр. 9

Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . стр.10

Введение

Однажды заливая в чайник воду, я заметил на стенках чайника белый налет, а у бабушки в деревне никогда такого не было. Я задумался, от чего это зависит? Какую воду мы пьём? Как и чем определяется качество питьевой воды? Как от состава воды зависит здоровье человека? Судя по историческим свидетельствам, ещё Гиппократ связывал качество питьевой воды со здоровьем человека: «следует знать о водах, какие воды вредны и какие очень здоровы, какие неудобства и какое благо происходит от употребления вод, так как они имеют большое влияние на здоровье человека» (3). В нашей местности люди пользуются чаще водопроводной водой. Я решил провести исследование, в каких водоемах нашего села вода более пригодна для питья с целью выяснения её состава и влияния его на моё здоровье и здоровье моих родных и друзей и, возможно, выработать советы по повышению её качества.


Актуальность: в настоящее время остаётся актуальным решение проблем чистоты окружающей среды, из которых проблема качества питьевой воды для людей наиболее важна, так как человек ежедневно использует её. Без пищи человек может прожить около сорока дней, а без воды лишь восемь (6). Люди не задумываются над тем, какую воду они пьют и используют для приготовления пищи, чем, возможно, приносят вред своему здоровью.

Проблема:как определить качество питьевой воды, чтобы быть уверенным, что моя домашняя вода не причинит вреда здоровью моей семье и друзьям.

Важность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы исследования: «Исследование качества воды, которую мы пьём»

Предмет исследования: качество воды из водопровода, родника, пруда, из реки, бутилированная вода.

Объект исследования: вода из разных источников: из водопровода, родника, пруда, из реки, бутилированная вода.

Цель работы: исследование качества жесткости воды в различных водоемах, прогноз последствий его воздействия на организм человека и выработка советов по повышению качества воды.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих исследовательских задач:

Изучить информацию о качестве питьевой воды, воздействия ее на организм человека, способах улучшения качества воды в литературных источниках и Интернете.

Подобрать методики, позволяющие определить качество воды (жесткости) в различных водоемах окрестности моего села.

Оценить степень употребления соков качественной питьевой воды учащимися школы.

Гипотеза: качество бутилированной воды выше, чем качество воды из различных водоемов окрестности села Чекмагуш, но их качество можно улучшить.

Методы исследования: анализ литературы, статей из Интернета, опрос и тестирование членов семьи и друзей, наблюдение, исследование жесткости питьевой воды, самоанализ и самооценка.

Практическая значимость работы заключается в систематизации сведений по теме исследования, в разработке рекомендации для предотвращения авитаминоза у школьников.
Глава I.

  1. Сведения о воде.

Все жизненные процессы в человеческом организме протекают с участием воды. С водой удаляются из нашего организма ядовитые шлаки; слёзы, состоящие на 99 % из воды, непрерывно увлажняют глаза, смывая с них пылевые частицы. Для обеспечения нормального существования человек должен вводить в организм воды больше в 2 раза по весу, чем питательных веществ. Если количество воды в человеческом теле уменьшится на 1-2% - человек испытывает лишь жажду; на 5% -кожа сморщивается, во рту пересыхает,

сознание затемняется; на 14-15% - человек умирает.


    1. Жесткая и мягкая вода

На длинном пути к нашему дому дождевая вода омывает камни и течёт по речному руслу, растворяя газы, содержащиеся в воздухе, и множество веществ из горных пород. Когда дождь попадает на мел и известняк, они растворяются в воде и соединяются с растворенной в ней двуокисью углерода (углекислым газом), образуя гидрокарбонат кальция. Это и сходные с ним вещества делают воду жесткой. Если заглянуть внутрь чайника, в кото­ром кипятят воду, на стенках можно увидеть жёлто-коричневый шершавый налёт — накипь. Откуда она берётся? Когда воду нагревают, между ними происходит реакция. Осадок — это и есть накипь.

Чтобы удалить накипь, достаточно залить чайник на ночь раствором сто­лового уксуса (для экономии его мож­но разбавить в 2—3 раза, но тогда про­цесс будет идти дольше). Для ускорения реакции уксус можно прокипятить в чайнике. Воду, в которой мыло плохо пенит­ся, называют жёсткой. Ионы кальция и магния мешают образованию пены.

С одной стороны, умеренная жёст­кость — обязательное качество для питьевой воды, поскольку из неё мы по­лучаем значительную часть кальция, не­обходимого организму. С другой сторо­ны, жёсткость серьёзно мешает при использовании воды и в домашнем хо­зяйстве, и в промышленности.

Чтобы соли не мешали образованию мыльной пены, нужно удалять любую жёсткость; Самый старый способ—до­бавление к воде стиральной соды Na2C03. Соду смешивают с мылом и получа­ют простейший стиральный порошок, которому не страшна жёсткая вода.

    1. Экологическое состояние воды.

Природная вода не бывает совершенно чистой. Наиболее чистой является дождевая вода, но и она содержит незначительные количества различных примесей, которые захватывает из воздуха.

Чистая вода представляет собой бесцветную прозрачную жидкость.

Вода на нашей планете изменяется как и вся окружающая сре­да, но вода - это и источник жизни, и среда, в которой протекают все жизненные процессы, и растворитель, выносящий из организма вредные его отходы и вносящий нужные ему вещества.


    1. Качество питьевой воды

Показателем качества питьевой воды является её минерализация. Общая минерализация — это количественный показатель содержания растворенных в воде веществ. Его еще называют солесодержанием, так как вещества, растворенные в воде, находятся в виде солей.


Согласно ГОСТу  СанПиН 2.1.4.1074-01 вода признанная   питьевой «должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу, и иметь благоприятные органолептические свойства» (7).  В соответствии с действующими стандартами и нормами под термином питьевая вода высокого качества подразумевается: по органолептическим (воспринимаемым органами чувств) показателям - это прозрачная вода, без запаха и с приятным вкусом; жесткость не выше 7 –10 градусов жёсткости болезнетворные бактерии и вирусы отсутствуют (3).
1.4. Воздействие минеральных элементов воды на здоровье человека

Вопрос о «минеральном составе» человека и, соответственно, потребностях его организма очень сложный. На бытовом уровне мы используем термины «полезные» вещества, «вредные» или «токсичные». Еще в древности было известно, что все дело в концентрациях. То, что полезно в минимальных количествах, может оказаться сильнейшим ядом в больших. Избыточное содержание кальция и магния в воде связано с понятием «жёсткость воды». Норма жёсткости питьевой воды до 10 градусов жёсткости. Постоянное употребление внутрь воды с повышенной жесткостью приводит к накоплению солей в организме и, в конечном итоге, к заболеваниям суставов (артриты, полиартриты), к образованию камней в почках, желчном и мочевом пузырях. Калий и натрий также необходимы для нормальной жизнедеятельности организма. Кроме того, особенно важен калий для сердечно-сосудистой деятельности, т.к. он нормализует давление крови и работу сердца.

Из природных химических веществ, содержащихся в воде в малых количествах,  большое физиологическое значение имеют, прежде всего, фтор и йод. Фтор повышает устойчивость зубов к кариесу, стимулирует кроветворение, реакции иммунитета, участвует в росте скелета, предупреждает развитие старческого остеопороза, влияет на обмен жиров и углеводов. Питьевая вода должна содержать не менее 0,7 и не более 1,5 мг/л фтора. При повышенном содержании фтора  в воде (более 1,5 мг/л) развивается заболевание флюороз, внешним признаком которого является появление пятен на зубной эмали. При содержании фтора в количестве менее 0,5 мг/л возникает кариес зубов. Снижение содержания йода в воде приводит к заболеванию щитовидной железы (эндемический зоб) (3).

Глава
2.

2.1. Исследование физических свойств воды из разных источников: из водопровода, родника, пруда, из реки, бутилированная вода.

Исследование физических свойств я провёл органолептическим (органами чувств) путём.

Прозрачность воды я определил по специальной методике: в стакан налил 30 см воды и смотрел на шрифт высотой букв 2 мм, держа стакан на расстоянии 4 см от книги. Буквы хорошо видны.

Вывод: вода из всех источников прозрачная, что соответствует норме,

Цвет (окраска). Для определения цветности воды нужны стеклянный сосуд и лист белой бумаги. В сосуд набирают воду и на белом фоне бумаги определяют цвет воды (голубой, зелёный, серый, жёлтый, коричневый) – показатель определённого вида загрязнения.

Вывод: вода бесцветная из под крана, родника и бутилированная вода «Фрутоняня», что соответствует норме, однако вода из пруда и реки имеет слабо выраженный желтоватый оттенок.

Запах. Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в неё естественным путём и со сточными водами. Запах воды не должен превышать 2 баллов. Интенсивность запаха определяют по таблице (Приложение 3).

Вывод: запах отсутствует у воды из под крана, родника и бутилированной воды «Фрутоняня», они пригодны для питья. У пробы воды из реки ощущается слабый неприятный запах, у пробы воды из пруда запах уже заметный, значит они не пригодны для питья.

Вкус. Испытуемую воду набрал в рот, задержал на 3-5 секунд. Интенсивность и характер вкуса оценил по пятибалльной системе по таблице (Приложение 3).

Вывод: вкус и привкус не замечаются у воды из родника и бутилированной воды, запах и вкус железа замечаются, если обратить на это внимание, 2 балла (норма) у водопроводной воды и речной, заметный привкус (3 балла) у воды из пруда.

2.2. Исследование жесткости воды из разных источников: из водопровода, родника, пруда, из реки, бутилированной воды.
Взял воды из каждого источника по 700 мл. Затем я кипятил каждой пробы воды до 20 минут, пока вода не уменьшилась в объеме втрое.


Вода из источника

Количество осадков

Вода из пруда

Вода мутная, желтоватый осадок в виде хлопьев на дне стакана

Вода из родника

Вода прозрачная, на дне стакана слабый осадок

Вода из речки

Вода мутная, желтоватый осадок на дне стакана

Вода из крана

Вода мутная, белый осадок на дне стакана

Бутилированная вода «Фрутоняня»

Вода прозрачная, осадков нет