Файл: В соответствии с заявленной целью исследования в работе определены следующие задачи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Среди этих достоинств следует отметить гибкость и мобильность малого предпринимательства, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.
Созданию такой атмосферы в малой форме и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.
Важным преимуществом малого предпринимательства, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость. Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных. Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.
Наконец, нужно отметить, что для организации малого предпринимательства, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.
Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель работает под страхом быть разоренным, т.е. велика степень риска. Многое зависит не столько от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды. Малому предпринимательству практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Сфера его деятельности ограничена. У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективные изыскания.
Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малые бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.
Таковы основные недостатки малого предпринимательства. Задача руководителей малых фирм - ослабить их негативное влияние на результаты деятельности предприятия.
Таким образом, малый бизнес – это очень важный специфический сегмент современной рыночной экономики, который не столько конкурирует с более крупными и мощными хозяйствующими субъектами, сколько дополняет их на взаимовыгодных условиях. Развитие малого предпринимательства ведет к более эффективному использованию трудовых, финансовых, сырьевых и прочих ресурсов, является надежным источником экономического роста, бюджетных поступлений, модератором трудовой занятости и деловой активности в Российской Федерации. В 2019 году в стране насчитывалось 6 млн. 020тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, в которых было трудоустроено 15 млн.775тыс. работников, произведено почти 21 трлн.руб. валовой добавленной стоимости. Вклад в ВВП России составил 21,9%, что говорит, с одной стороны, о значительных успехах развития малого предпринимательства за истекшее десятилетие, но, с другой – оставляет большой потенциал роста, так как для отечественной экономики оптимальным является уровень 45-50%.
1.2 Правовые основы развития малого предпринимательства в России
Базовым законодательным актом, на котором основывается регламентирование развития малого предпринимательства в России является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», с принятия которого начался новый этап развития этого сектора экономики страны, главным содержательным моментом которого является институализация статуса малых предприятий, с четким и однозначным набором требований и льгот. В течение истекших 12 лет практического применения норм вышеназванного Закона в него периодически вносились изменения и дополнения, важнейшим из которых, к настоящему времени является Федеральный закон от 29.12. 2015 № 408-ФЗ.
Следует иметь ввиду, что строгое институализирование статуса малых предприятий в Российской Федерации, их четкое разграничение со средними предприятиями и выделение в их составе группы микропредприятий имеет серьезную правовую основу и предполагает весомые экономические, юридические и другие, сопутствующие им преференции.
Так, малые предприятия могут получить некоторые привилегии (если их сравнивать со средним и крупным бизнесом). Предприятия, относящиеся к субъектам малого предпринимательства по определенным критериям, могут, по состоянию на 2020 год, применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность по специальным (упрощенным) формам. В отдельных регионах России для субъектов малого предпринимательства, по состоянию на 2020 год, установлена пониженная ставка единого налога при УСН. Также в регионах могут вводиться льготы по налогу на имущество и транспортному налогу для субъектов малого предпринимательства. Малые и микропредприятия могут вести кассовые операции в упрощенном порядке. И, к примеру, не устанавливать лимит остатка по кассе.
Малые предприятия, по состоянию на 2020 год, владеют преимуществом при участии в государственных закупках (торгах). Заказчики со стороны государственных органов обязаны закупать у малого предпринимательства не менее 15% от совокупного годового объема закупок.
В 2018-2020гг. субъекты малого предпринимательства имели «освобождение» от плановых проверок таких федеральных ведомств: Роструд, ФМС России, Ростехнадзор, Госпожнадзор.
Однако, запрет на плановые проверки в 2020 году не действовал в отношении компаний и ИП, которые за три предшествующих проверке года были привлечены к ответственности в виде (часть 2 ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ):
- дисквалификации;
- административного приостановления деятельности;
- лишения или приостановления лицензии.
Но плановые проверки (в том числе, Роструда) могут проводиться два и более раза в три года в организациях и у ИП, которые ведут деятельность в сфере:
- здравоохранения;
- образования;
- теплоснабжения;
- электроэнергетики;
- энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- социальной сфере.
Этот список определен Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944
К субъектам малого и среднего предпринимательства (СМП) относятся:
- хозяйственные общества и партнерства;
- производственные и потребительские кооперативы;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- индивидуальные предприниматели.
Так, в частности, к субъектам малого предпринимательства (СМП) в 2020 году может быть отнесено любое ООО, отвечающее всем критериям, перечисленным в таблице 1.2(ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»):
Сведения о компании и предпринимателе заносят в специальный реестр малого и среднего бизнеса, который ФНС России формирует ежегодно 1 августа по состоянию на 1 июля. Этот реестр находится на сайте ФНС. Его ведение предусмотрено статьей 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
Таблица 1.2 Критерии отнесения предприятия в Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства (СМП) в 2020г.
№ | Критерии | Микро-предприятие | Малое предприятие |
1. | Суммарная доля участия в уставном капитале ООО других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также иностранных организаций | 25,0% | 25,0% |
2. | Суммарная доля участия в уставном капитале ООО других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также иностранных организаций | 49,0% | 49,0% |
3. | Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год | 15 чел. | 100 чел. |
4. | Доход от предпринимательской деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) без учета НДС за предшествующий календарный год | 120,0млн.руб. | 800,0млн.руб. |
В настоящее время (по состоянию на 2020 год) в реестре публикуют сведения о статусе компании – малого или среднего предпринимательства. Также из реестра можно получить и другие данные о компании и ее партнерах.
Так, по запросу на сайте Единого реестра можно выяснить:
- наименование организации или Ф. И. О. предпринимателя;
- ИНН организации и ИП;
- дату включения в Единый реестр малых и средних предприятий;
- точное местонахождение организации или ИП;
- сведения об основном и дополнительных видах экономической деятельности из ОКВЭД;
- сведения о продукции организации или предпринимателя;
- наличие лицензии на деятельность организации или предпринимателя;
- обязательства компании в партнерствах.
В настоящее время (по состоянию на 2020 год) компании и ИП попадают в реестр малых предприятий автоматически, если соблюдаются все критерии отнесения. ИФНС сами сформируют реестр на основании тех данных, которые у них есть, а именно:
- сведения о численности сотрудников;
- декларации о доходах;
- сведения из ЕГРЮЛ об участниках и составе уставного капитала.
Следует особо отметить, что статус малого предприятия утрачивается, когда сумма дохода или среднесписочная численность работников превышает предельные значения три календарных года подряд (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07. 2007 № 209-ФЗ). Однако компанию исключат из реестра не ранее 1 июля 2021 года (письмо ФНС России от 23.08.2018 № СА-4-14/15480).
В 2018 году изменились критерии малого предпринимательства. Так, в законодательстве прописан уточненный порядок отнесения организаций и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Во-первых, вместо выручки во внимание нужно принимать общую сумму дохода организации или ИП. В связи с этим необходимо учитывать не только поступления от реализации (выручку), но и внереализационные доходы. То есть, принимать во внимание не только деньги, которые поступили в кассу или на счет, но и те доходы, которые перечислены в статье 250 НК РФ, в частности:
- дивиденды;
- штрафы и пени по договорам;
- стоимость имущества, полученного в собственность безвозмездно.
Во-вторых, с 2018 года нужно принимать среднюю численность. Это, по сути, новый критерий. Дело в том, что в средней численности не требуется учитывать внешних совместителей и физических лиц, занятых по гражданско-правовым договорам.
С 2019 года организации и ИП, относящиеся к субъектам малого предпринимательства могут не утверждать локальные нормативные акты.
Также предусмотрен и ряд других преимуществ, в частности:
- вести упрощенный бухучет. В частности, субъекты малого предпринимательства не обязаны выполнять требования ПБУ: 18/02, 2/2008, 16/02, 8/2010, 11/2008;
- подавать в ИФНС меньший комплект документов в составе бухгалтерской отчетности;
- платить региональный единый налог на УСН по пониженной ставке (если такая ставка установлена на региональном уровне);
- избежать неналоговых проверок (в некоторых случаях действуют «надзорные каникулы»).
Таким образом, базовым законодательным актом, на котором основывается регламентирование функционирования малого предпринимательства является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», с принятия которого начался новый этап развития этого сектора экономики страны, главным содержательным моментом которого является институализация статуса малых предприятий, с четким и однозначным набором требований и льгот. В течение истекших 12 лет практического применения норм вышеназванного Закона в него периодически вносились изменения и дополнения, важнейшим из которых, к настоящему времени является