ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 251
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Составной частью административного права являются ведомственные акты, к которым относятся системы государственных стандартов, строительные нормы и правила, санитарные и гигиенические нормы.
Государственная система стандартизации (ГСС) включает три системы государственных стандартов в области безопасности жизнедеятельности:
1) систему стандартов безопасности труда (ССБТ);
2) систему стандартов “Охрана природы” (ССОП);
3) комплекс стандартов “Безопасность в чрезвычайных ситуациях” (БЧС).
Системы государственных стандартов в области безопасности жизнедеятельности представляют собой многоуровневый комплекс, систематизирующий всю основную нормативно-техническую документацию в области охраны труда и природы, а также обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях.
Кроме государственных стандартов разработаны и действуют многочисленные межотраслевые и ведомственные правила безопасности.
Строительные нормы и правила (СНиП) – это сборник нормативных документов, которые используются на стадии проектирования и строительства зданий, сооружений и хозяйственных объектов. Санитарные нормы и правила (СанПиН), гигиенические нормы (ГН), санитарные нормы (СН) установлены Министерством Здравоохранения Российской Федерации и содержат санитарно-гигиенические нормативы, а также порядок проведения медицинских мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения.
На основе государственных стандартов, правил безопасности и санитарных норм составляются типовые и специальные инструкции по охране труда (типовые – для основных профессий, а специальные - действуют на конкретных предприятиях, организациях и учреждениях).
Кроме юридических актов государственного и административного права, рассмотренных выше, правовые отношения в области безопасности жизнедеятельности регулируются правовыми актами хозяйственного, гражданского и уголовного права, которые устанавливают общественные отношения в процессе хозяйственной деятельности, имущественные отношения и уголовную ответственность за преступления.
1.3 Управление охраной труда.
Управление охраной труда в соответствии с действующими законодательными актами на федеральном уровне осуществляется Министерством труда и социальной защиты РФ, а на региональном – территориальными органами, т.е. соответствующими министерствами республик, краев и областей. На местном уровне управление охраной труда ведут муниципальные службы, созданные в органах исполнительной власти городов, районов и населенных пунктов. В ведомствах, ассоциациях, концернах и других объединениях в обязательном порядке организуются отделы или службы охраны труда.
Система управления охраной труда на предприятиях и в учреждениях предусматривает создание службы охраны труда при численности работников более 50 человек или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. При численности работающих менее 50 человек принимается решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда. При отсутствии в организации службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда их функции осуществляет работодатель, индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации или специалист, оказывающий услуги в области охраны труда, привлекаемый работодателем по гражданскому договору. По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников в организации создаются также комиссии (комитеты) по охране труда, состоящие из представителей работодателя, профсоюза и работников предприятия или учреждения. Представители администрации предприятия, начиная от бригадиров и мастеров и кончая главным инженером и руководителем предприятия, также несут ответственность в пределах своих должностных обязанностей за обеспечение безопасности труда.
Для обеспечения эффективной работы системы управления охраной труда на предприятиях законодательные акты устанавливают:
-
права и обязанности по охране труда сторон, участвующих в трудовом процессе; -
порядок подготовки работников по охране труда (обучение, квалификация и инструктаж); -
порядок допуска людей к работе и порядок запрещения работы предприятий; -
порядок расследования и учет несчастных случаев; -
гарантии реализации права работников на охрану труда; -
порядок составления отчетности и финансирования мероприятий по охране труда; -
другие положения, способствующие обеспечению охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Важнейшей составной частью управления охраной труда является контроль и надзор за условиями труда на предприятиях и в учреждениях, который осуществляется:
-
руководителями работ и другими должностными лицами; -
выполнением требований безопасности труда и аттестацией рабочих
мест;
-
службой охраны труда предприятия или учреждения; -
вышестоящими ведомственными организациями; -
органами государственного надзора.
Руководители конкретных видов производственной деятельности и представители администрации осуществляют оперативный (ежедневный) контроль в масштабе цехов, участков, бригад и групп работающих. При периодической аттестации рабочих мест и сертификации оборудования кроме оценки их технического уровня обязательно проводится анализ их соответствия требованиям охраны труда. Служба охраны труда предприятия по заранее составленным планам проводит целевые (контроль оборудования и условий труда по отдельным признакам) и комплексные проверки выполнения требований безопасности.
Ведомственный контроль реализуется в виде целевых и комплексных проверок производственного оборудования и технологических процессов, которые проводятся комиссиями во главе с главными специалистами министерств и территориальных управлений. Государственный надзор за выполнением законодательства, норм и правил по охране труда осуществляет Рострудинспекция при Министерстве труда и социальной защиты РФ, государственный санитарно-эпидемиологический надзор – Роспотребнадзор, а Федеральный горный и промышленный контроль – Ростехнадзор РФ. Государственный пожарный надзор контролирует выполнение требований пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий. Государственный энергетический надзор, осуществляемый органами Министерства топлива и энергетики РФ, контролирует безопасность устройства и эксплуатации электрических и тепловых установок. Надзор за соблюдением законодательства в области охраны труда осуществляют органы прокуратуры как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Государственные инспекторы и другие должностные лица, осуществляющие надзор и контроль за условиями труда, имеют право беспрепятственного посещения предприятий, учреждений и организаций, участвуют в расследовании несчастных случаев, выдают предписания, приостанавливают эксплуатацию оборудования, технических систем и всего предприятия, налагают штрафы и другие санкции. Решения органов надзора и контроля обязательны для всех должностных лиц и работников.
За нарушения требований норм, правил, инструкций и законодательных актов работники и должностные лица могут привлекаться к административной, дисциплинарной, экономической и уголовной ответственности.
Комплекс основных мероприятий по охране труда, осуществляемый на предприятиях и в учреждениях, будет описан ниже.
1.4 Организационные основы охраны природной среды.
В соответствии с действующим законодательством охрана природной среды организована по следующим направлениям:
1) координация и направление природоохранной деятельности на территориальном, ведомственном и объектовом уровнях управления;
2) осуществление контрольно-инспекционной деятельности по охране природной среды;
3) экологическая регламентация хозяйственной деятельности (экологическая экспертиза, стандартизация, аттестация и паспортизация, составление государственных кадастров природных ресурсов и т. д.);
4) формирование системы непрерывного экологического образования рабочих, служащих и населения;
5) использование экологического механизма природопользования (лицензирование, аренда, плата за загрязнение природной среды);
6) финансирование и стимулирование природоохранной деятельности;
7) международное экологическое сотрудничество.
Координация природоохранной деятельности и государственный инспекционный контроль за охраной природы и использованием природных ресурсов ведется на территориальном, ведомственном и объектном уровнях.
На федеральном уровне его осуществляют Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды), Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет России).
На республиканском, краевом и областном уровнях охрана природной среды обеспечивается министерствами, комитетами или инспекциями по охране окружающей среды (экологии), а на городском, районном уровнях и в населенных пунктах – комитетами по охране природы (экологии). Координация действий всех территориальных органов охраны природы осуществляется межрайонными инспекциями и территориальными координационными экологическими советами.
На ведомственном уровне инспекционный контроль ведут государственные инспекции одиннадцати министерств и ведомств (МВД России, Минздрав, Министерство сельского хозяйства, Ростехнадзор, Роскомнедр, и др.). На объектовом уровне инспекционный контроль осуществляют отделы, секторы или уполномоченные лица по охране природы (экологии), а общее руководство охраной природы на предприятии или в учреждении возложено на владельца (руководителя) предприятия, который несет личную ответственность за соблюдение требований по защите природной среды.
Государственный инспекционный контроль должен обеспечить соблюдение отдельными гражданами и всеми субъектами хозяйственной деятельности требований природоохранного законодательства, регламентов, норм и правил охраны природы, регулирование использования природных ресурсов, а также соблюдение гигиенических нормативов.
Экологическая регламентация хозяйственной деятельности является одним из важнейших направлений охраны природной среды. На государственную экспертизу возложено осуществление концептуальной, программно-целевой, предпроектной, проектной и другой оценки документации с точки зрения экологической безопасности предлагаемых решений и возможности проведения хозяйственных работ. Экологическая стандартизация обеспечивает разработку нормативно-технической документации, которая устанавливает комплекс норм, правил и требований, обязательных для исполнения на территории Российской Федерации. Экологическая аттестация и паспортизация предприятий и территорий способствует своевременному прогнозированию экологической ситуации на предприятиях и в населенных пунктах, а также обеспечивает контроль за выполнением природоохранных мероприятий.
Составление систематизированных сводов сведений (кадастров) о земле, водах, лесах, недрах, животных, промысловой деятельности и т. д. позволяет вести их комплексный учет и проводить социально-экономическую оценку природных ресурсов государства для того, чтобы обеспечить их рациональное использование без обострения экологической ситуации.
Созданию и использованию экономического механизма природопользования в последнее время уделяется все большее внимание. Выдача лицензий (разрешений) на природопользование, заключение договоров о природопользовании, установлении лимитов на природопользование, взимание арендной платы за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды – основные составные части экономического механизма, который призван обеспечивать эффективную охрану природной среды. Для этой же цели необходимо всемерно развивать экологическое образование, воспитание и культуру населения.
Финансирование и стимулирование природоохранной деятельности осуществляется за счет государственных и частных средств. Все платежи за использование природных ресурсов и загрязнение природной среды перечисляются в местные бюджеты (города или района) и в экологические фонды.
Международное сотрудничество в области охраны природы регулируется международным экологическим правом и позволяет эффективно обеспечивать не только экологическую безопасность Российской Федерации, но и решать глобальные экологические задачи. Основные принципы международного сотрудничества сформулированы на конференциях ООН 1972, 1982, 1992, 2002 и 2012 годов. По решению ООН образован постоянно действующий международный орган – ЮНЕП, а также создан международный союз охраны природы (МСОП), принята всемирная хартия природы (ВХП). Кроме того, между государствами заключены сотни международных конвенций и соглашений на двусторонней и многосторонней основе по экологическому сотрудничеству.
Современные природоохранные технологии и технические средства, а также комплекс мероприятий по охране природной среды рассматриваются в дисциплине «Экология», которая изучается студентами всех направлений подготовки бакалавров УГНТУ.
1.5 Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Организационно-правовые нормы обеспечения безопасности граждан Российской Федерации, всего земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера изложены в федеральном законе “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (1994 г.) и в Постановлении Правительства РФ “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” (2015 г.). Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.