Файл: Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ПО «Открытый социально-экономический колледж»
Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков
«Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста»
Выполнил студент
Гр. 44.02.04
Яковлев А. В.
2022
Задание 1. На основе изучения теоретического материала заполните таблицу «Развитие теории физического воспитания в России до 1917 года.
Автор идей, концепции, системы физического воспитания | Годы жизни | Основные идеи в области физического воспитания | Научные труды, в которых отражены вопросы физического воспитания |
Епифаний Славинецкий | ок. 1600 — 19 ноября 1675 | Предложил игры, которые одновременно развивали бы ум и тело ребенка. Считал, что назначение игры — создание хорошего настроения, «ограда» от умственного утомления, использование ее для разумного отдыха. Одновременно игра должна развивать в детях сообразительность, ловкость и силу. Он ценил игры за то, что в них ребенок приобретает необходимые навыки (сноровку, ловкость, силу, сообразительность), а также некоторые личностные качества (чувства товарищества, взаимовыручки и уважения друг к другу). Кроме того, игра им рассматривалась как средство, вырабатывающее у детей терпение, выдержку, способность в будущем переносить тяготы жизни и физические страдания. | Отдельная глава книги «Гражданство обычаев детских». |
Аничков Дмитрий Сергеевич | 1733 - 1788 гг. | Обращал внимание на тесную связь физического и психического развития. | «О разных способах, теснейший союз души с телом изъясняющих» (1783) |
Александр Федосеевич Бестужев | 1761-1810 гг. | Считал, что излишне изнеженное воспитание ведёт не только к слабости тела, но и к скудости разума. | «Трактат о воспитании». |
Михаил Васильевич Ломоносов | 1711 – 1765 гг. | Ломоносов признавал, что особое значение для сохранения здоровья и физического развития имеет движение. Он планировал поднять вопрос о государственных мероприятиях по развитию физического воспитания в России. Ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития. | «Поспешествовало бы сохранению здравия движение тела в крестьянах пахотною работою, в купечестве - дальнею ездою по земле и по морю, военным - экзерцициею и походами». |
Николай Яковлевич Данилевский | 1822-1885 гг. | Считал, что если тело не укрепляется в детстве, а нервы не оздоравливаются физическими упражнениями, то в зрелом возрасте сердце не перенесет более тяжелые испытания. Придавая большое значение единству умственного и физического воспитания, И. Л. Данилевский отмечал, что здоровье ребенка во многом зависит от закалки. | |
Николай Иванович Новиков | 1744-1818 гг. | Рассматривал три составные части воспитания: физическое, нравственное и умственное. Попечение о своем теле он считал главной из всех забот. Через все суждения И.Н. Новикова о воспитании человека проходит мысль о необходимости физического воспитания с первых дней жизни человека, с его младенческого возраста. | «О воспитании и наставлении детей». |
Алексей Протасьевич Протасов | 1724 - 1796 гг. | Впервые в конце XVIII века вводит понятие Физическое воспитание. | В 1765 г. Выступил с докладом «О физическом воспитании детей» и «О необходимости движения для сохранения здоровья». |
Нестор Максимович Амбодик-Максимович | 1744 – 1812гг. | Настойчиво выступал за необходимость гармонического воспитание детей. Вопреки сложившимся традициям, он считал, что уже с первых дней после рождения ребёнку вместо тугого пеленание должна быть предоставлена максимальная возможность к всевозможным движениям. | «Физиология, или естественная история о человеке». |
Николай Иванович Пирогов | 25 ноября 1810 – 5 декабря 1881 гг. | Уделял значительное внимание вопросам физического воспитания. Особая его заслуга в том, что в ряде своих работ он впервые говорит о необходимости применения в школах научно обоснованной системы физического воспитания, которой тогда в России не существовало. | «Вопросы жизни» и др. |
Егор Арсеньевич Покровский | 1834 -1895 гг. | К основным средствам физического воспитания Покровский относил народные игры, ходьбу, бег, борьбу. Ценил проведение соревнований по плаванию, гребле, верховой езде, лыжам, конькам и играм, но при соблюдении правил гигиены и медицинском контроле. Отрицательно относился к упражнениям на снарядах. | Оставил большое литературное наследие по теории и методике физического воспитания детей. Этой теме Покровский посвятил более 70 работ. Наиболее значимый труд - «Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России». |
Константин Дмитриевич Ушинский | 19 февраля (3 марта) 1823, Тула - 22 декабря 1870 (3 января 1871) | Подчеркивал, что при физическом воспитании необходимо использовать народные игры как наиболее доступные детям. | «Человек как предмет воспитания». |
Пётр Фёдорович Каптерев | 19 июля 1849 - 7 сентября 1922 | Считал, что воспитание ребёнка должно начинаться с момента его рождения. Систематическое упражнение и развитие органов внешних чувств ребёнка — важнейшая задача первоначального воспитания. Рекомендовал использовать «дары Фрёбеля»: цветные мячики, шар, цилиндр, различные треугольники и палочки. | «Педагогический процесс», «Обучение детей дошкольного возраста». |
Пётр Францевич Лесгафт | 1837 - 1909 гг. | Исходя из основного положения созданной им функциональной анатомии — о единстве формы и функции, — Лесгафт считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма. В основе педагогической системы П. Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Учёный рассматривает физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчёркивает важность разумного сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания. | «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». |
Валентин Владиславович Гориневский | 1857 – 1937 гг. | Один из видных деятелей физической культуры. Работая в условиях царской России, Г. боролся за всестороннее воспитание детей, за улучшение здоровья народа. Будучи студентом Военно-методико-хирургической академии в Петербурге, Г. под влиянием П. Ф. Лесгафта, читавшего в академии курс анатомии, проявлял большой интерес к физическому воспитанию. | Его фундаментальный труд «Дошкольный возраст» не утратил своего значения до настоящего времени. |
Задание 2.
Консультация для родителей «Солнце, воздух и вода – естественные оздоровительные факторы».
Многие дети страдают, все еще чаще страдают от воспалений верхних дыхательных путей. Эти заболевания отрицательно влияют на здоровье ребенка и иногда становятся причиной его хронических недомоганий в последующие годы.
Основное средство предупреждения простудных заболеваний – естественные оздоровительные факторы. Целесообразное использование воздуха, солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные реакции к меняющимся внешним условиям.
Воздушные ванны применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. При этом, кроме температуры, имеют значения влажность и движение воздуха. Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить их можно на террасе, на открытом балконе. Начинать процедуры надо в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23-24◦, всего 3-4 минуты. Жарким летом, когда дети весь день ходят только в трусиках, особой необходимости в приеме специальных воздушных ванн нет. Весной же, когда еще нет привычки к воздуху, и в прохладные дни, которые случаются и в летнюю пору, они очень полезны.
Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим, что улучшает усвоение солей, кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма). Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловые действия солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду. Место для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Вначале продолжительность процедуры 4 минуты. Через каждые 2-3 ванны ко времени обучения прибавляется еще по минуте. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25-30 минут. По окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26-28◦ и устроить на полчаса в тени отдыхать.
Купание прекрасное закаливающее средство. Купаться в открытых водоемах можно начиная с 2х лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребенку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться, что в данном месте нет ям, тины, коряг, камней и т. п. В воде вместе с ребенком должен находиться взрослый.
Правила при купании:
-не купаться натощак и раньше, чем за 1 час после еды.
-дети в воде должны находиться в движении.
-при появлении озноба выйти из воды.
-нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду.
Обтирание – самая нежная процедура из всех водных процедур. Применять можно во всех возрастах. Производится смоченной в воде тканью( хорошо впитывающею воду и не слишком мягкою). Снижать температуру на 1◦ через 2-3 дня.
Обливание – бывает местное и общее. Местное обливание: ноги обливают, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до 16. Время 20-30секунд. Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно летом, а в осеннее- зимний период поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем бока.
Хождение босиком - один из древних приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. Происходит тренировка мышц стопы, предохраняя от плоскостопия. Рекомендуется ходить по скощенной траве. Начинать хождение босиком надо в комнате, по 1 минуте и прибавлять через каждые 5-7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8-10 минут ежедневно.
Задание 3.
«Двигательное развитие ребенка в раннем возрасте».
Динамический стереотип – длительное применение, каких – либо внешних раздражителей в определенной последовательности способствует образованию целостной системы ответных реакций.
Подошвенный рефлекс – вызывается штриховым раздражением поверхности кожи внутреннего края подошвы, характеризуется разгибанием большого пальца и сгибанием остальных.
Пяточный рефлекс – известный как рефлекс И. Н. Аршавский, вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость и выражается в обобщенной двигательной активности, сочетаемой с гримасой плача, криком.
Хватательный рефлекс – вызванные рефлексы проявляются в ответ на раздражение различных участков поверхности кожи.