Файл: Общая характеристика эпохи 2 Предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку. 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Г.Холл проводил экспериментальные исследования в области восприятия, однако ведущей его областью была педагогическая и генетическая психология. Организовав движение по изучению детей, Холл указал на важность эмпирического изучения ребенка. С этой целью он проводил анкетирование, опросы (как родителей, так и учителей) с последующей статистической обработкой результатов. Именно благодаря Холлу и его последователям было создано научное движение, получившее название педология.

Важную роль в становлении и развитии экспериментальной психологии США сыграл Джеймс Маккин Кеттел (1860—1944 гг.). От экспериментальных исследований времени реакций, начатых под руководством В.Вундта, Кеттел перешел к изучению индивидуальных различий. Именно Кеттел ввел в оборот термин «тест». Свои исследования он продолжил в Соединенных Штатах в Колумбийском университете.

Другим крупным психологом того времени был американский ученый Уильям Джеймс (1842—1910 гг.), создатель теории потока сознания. Создал особый подход к сознанию и собственную теорию. Ряд его идей (порой, весьма небесспорных) послужили основой для новых направлений психологической мысли. У.Джеймс руководил небольшой лабораторией в Гарвардском университете, где проводились экспериментальные исследования. Именно здесь, у Джеймса, начинают свои первые эксперименты Эдуард Ли Торндайк (1874—1949 гг.), Джон Дьюи (1859—1952 гг.), Джордж Энджелл (1869—1949 гг.) и т.д. Джеймс уделял большое внимание прикладной психологии, особенно применительно к педагогике.

По У.Джеймсу, главная задача души — «приспособить» человека к миру за счет того, что из ощущений выстраивается мир, удобный для субъекта, хотя, быть может, и не соответствующий объективному (в философии Джеймс был основателем направления, называемого прагматизм). Из этого следует, что субъективные миры уникальны и неповторимы.
Англия:

Вундт сказал о возможности выстроить экспериментальные методы изучения психики (речевых ассоциаций), но в то же время сказал, что ассоциация не есть универсальный механизм псих. жизни человека.

Появились новые методы исследования (корреляционный метод, эксперимент как основной метод психологии).

Развивались новые направления психологии (диф.психология, пс.индив.различий, этническая психология, антропопсихология, психометрия, детская психология и пс.развития, пед.психология).


Э.Титченер (американский Вундт) называл свою теорию структурализмом, поскольку считал, что предметом психологии должно стать содержание сознания, упорядоченное в определенную структуру, безотносительно к вопросу о том, как эта структура работает. Главные задачи структурализма он видел в предельно точном определении содержания психики, выделении исходных ингредиентов этого содержания и законов, по которым они объединяются в структуры. При этом психика и сознание отождествлялись Титченером, а все, что находится за пределами сознания, относилось им к физиологии. Как и Вундт, свою задачу он видел в доскональном изучении этой структуры и связей, ее образующих. Путь к этому он видел в усовершенствовании метода интроспекции, который можно сочетать с экспериментальным исследованием простых психических актов. Титченер, развивал теоретические постулаты ассоцианизма.
Франция:

В 1889 г Бине открывает экспериментальную психологию, что послужило расширению и укреплению предмета психологии как самостоятельной науки о психике и сознании. А.Бине совместно с врачом Т.Симоном создали шкалу с целью отбора умственно отсталых детей и подбора однородных классов не по знаниям, а по способностям. Первый вариант шкалы появился в 1905 г.

Появляются новые методы изучения психики (в частности, объективные методы изучения ВПФ) (кросскультурный метод, клинический метод, гипноз). Значительный интерес к проблемам содержания и структуры личности. Развитие социологического подхода (изучение сознания и бессознательного).
Германия:

Вюрцбургская школа. О.Кюльпе, Н. Ах, О. Зельц. Кюльпе был учеником Вундта; под его руководством он обучался в Лейпцигском университете. В Вюрцбурге создал там психологическую лабораторию. Работа Кюльпе над модификацией метода интроспекции привела к его преобразованию в метод «систематической экспериментальной интроспекции». Экспериментальное исследование мышления, начатое в Вюрцбургской школе, было продолжено другими исследователями и стало одной из самых обширных областей экспериментальной психологии. В экспериментах, проводимых в Вюрцбургской школе, было впервые доказано, что мышление представляет собой процесс, несводимый к чувственным образам и зависящий от разнообразных факторов, в том числе и от установки, возникающей при принятии задачи. Изучение мышления стало приобретать психологические контуры.



Э. Крепелин. Основной заслугой является разработка классификации психических заболеваний, являющаяся основой ныне существующей. В начале своего научного пути Крепелин стремился основать всю психиатрию на экспериментальной психологии. Э. Крепелин интересовался формой, видом и категорией заболевания; делал акцент на значение наследственности и конституции в возникновении психического заболевания и, таким образом, предопределенности психоза.

Немецкий психолог Вильям Штерн (1871 — 1938 гг.), эмигрировавший в 1933 г. в США, одним из первых применил в своей исследовательской практике тесты и впервые ввел понятие «коэффициент интеллектуальности», широко известное сегодня под аббревиатурой «IQ». Он рассматривал мир как иерархию «личностей» различных ступеней (от кристалла до человека). Им же был введен термин «психотехника». В.Штерн возглавил первый Институт прикладной психологии, созданный по его инициативе. Наиболее пристальное внимание Штерн уделял педагогической и промышленной психологии. Основываясь на фактах из экспериментальной психологии об индивидуальных различиях между людьми, которые сначала воспринимались им как ошибки, внес существенный вклад в развитие дифференциальной психологии.
Россия:

Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория была открыта в 1886 г. при клинике нервных и душевных болезней Казанского университета. В 1896 г. по инициативе крупнейшего русского психиатра С.С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета.

Во всех этих лабораториях работали врачи-невропатологи и психиатры, совмещавшие свои психологические исследования с врачебной практикой в клинике, а также студенты-медики. Исключение составляла психологическая лаборатория в Новороссийском университете (в Одессе). В отличие от других она была создана на историко-филологическом факультете профессором философии Н.Н. Ланге.

В этих лабораторных исследованиях изучались объективные признаки тех или иных психических явлений, доказывалась предметность, объективность наших восприятий, выяснялась зависимость памяти и внимания от условий опыта и т. д. Кроме того, во всех экспериментальных лабораториях проводились исследования скорости протекания психических процессов. Во второй половине XIX века в отечественную психологию был введен эксперимент. Но для возникновения психологической диагностики необходимо было, кроме того, чтобы практике потребовалось знание об индивидуальнопсихологических особенностях человека. Первые отечественные работы по психологической диагностике были выполнены в первые десятилетия XX столетия.