Файл: Общая характеристика эпохи 2 Предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку. 2.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Общая характеристика эпохи 2
Предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку. 2
Развитие теорий физиологии органов чувств 2
Исследования мозга 3
Формирование психофизики (Г. Фехнер) и психометрии (Ф. Дондерс, Л. Ланге) 3
Развитие эволюционных идей 3
Вундтом 3
Как Вундт пришёл к созданию лаборатории, предпосылки. 4
Теория Вундта. 4
Страны/школы/ его влияние по странам. 5
Общая характеристика эпохи
С расширением психологических исследований появилась перспектива разработки новых, экспериментальных методов, в которых можно было бы использовать специальное оборудование и применения математики для обсчета полученных данных.
Большое значение в эту эпоху имели достижения физиологов, изучавших работу органов чувств и нервной системы. Прежде всего, речь идет о разработке модели рефлекса, наполнившей достаточно умозрительные концепции Декарта и Гартли реальным содержанием. Новую эпоху в развитии знаний о рефлексе открыли работы чешского анатома, психофизиолога и врача И. Прохазки.
Он ввел понятие об «общем чувствилище», которое является важнейшей частью рефлекторной системы; это область головного мозга, где берут свое начало нервы, при раздражении которых происходит переход от ощущения к двигательному ответу организма на внешний импульс. Тем самым впервые получила четкое, не умозрительное, но проверенное физиологическими опытами, описание схема рефлекторного акта.
Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до периода открытого кризиса (60-е гг. XIX в. — 10-е гг. XX в.). Общей была идея о важности пересмотра предмета психологии и введения нового метода. Общей же оставалась мысль о том, что самонаблюдение не может оставаться основным методом, так как он должен быть надындивидуальным и достоверным.
Психология должна была, во-первых, научиться использовать наблюдение за другими, во-вторых, разработать новый, объективный метод изучения душевной жизни (не только сознательного, но и бессознательного).
Предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку.
-
Изучение физиологии и механики (Р. Декарт, И. Ньютон); -
Появление специфических методов в психологии: наблюдение, эксперимент, интроспекция; -
Смещение акцента изучения с вопросов души, воли и т.д. на сознание, ВПФ, их механизмы, закономерности и структуры; -
Развитие биологии (эволюционные представления Дарвина, Спенсера, Менделя и др.); -
Необходимость изучать динамику психических процессов (психофизика, психометрия).
Развитие теорий физиологии органов чувств
1) И. Мюллер - теория специфической энергии органов чувств (гласит, что значение имеет не свойство раздражителя, а качество объекта (органа чувств). Это означает, что любой орган (к примеру, упомянутый выше зрительный нерв) обладает специфической энергией, которая находит выражение при воздействии раздражителей;
2) Т. Юнг - трехкомпонентную теорию цветового зрения (теория цветоощущения, предполагающая существование в глазу особых элементов для восприятия красного, зелёного и синего цветов. Восприятие других цветов обусловлено взаимодействием этих элементов);
3) Э. Вебер - «для каждого органа чувств есть своя константная величина отношения величины нового раздражителя к исходному, которая приводит к ощущению их разницы»;
4) Г. Гельмгольц - теория бессознательных умозаключений (утверждает, что перцептивный образ не ограничивается тем, что идет от стимула в данный момент: восприятие, которое выступает для человека как непосредственно данное, является на самом деле продуктом опыта).
Исследования мозга
1) Ф. Галль – учение о локализации способностей человека в различных областях мозга;
2) Х. Джексон - преодоление узкого локализационизма и представление об уровневой организации психических функций;
3) Открытие поля Брока и зоны Вернике;
4) Г. Т. Фритч – открытие двигательных центов в коре головного мозга.
Формирование психофизики (Г. Фехнер) и психометрии (Ф. Дондерс, Л. Ланге)
-
Фехнер детально разработал технику экспериментов для определения порогов ощущений с целью установить минимальное (едва заметное) различие между ними. -
Работа Дондерса, который провел эксперименты по изучению скорости протекания психических процессов и начал измерять скорость реакции субъекта на воспринимаемые им объекты. Так были заложены основы психометрии. При этом измерялось время как простых, так и сложных реакций. Эти эксперименты, так же как изучение абсолютных и относительных порогов, стали главными в зарождающейся экспериментальной психологии.
Развитие эволюционных идей
-
Ч. Дарвин – принцип изменчивости и наследственности; вопрос о сопоставлении психики животных и человека;
объективный метод изучения психики
сходство между проявлением чувств животных и людей сходны
объективный анализ эмоций
три основные категории поведения: инстинкт, способность к обучению и способность к рассуждению
2) Г. Спенсер – социальный дарвинизм (социальный конфликт, с его точки зрения, является вечным и неустранимым, хотя, по Спенсеру, должен привести в конечном итоге к становлению идеального общества) ; первый применил понятие системы института структура к обществу
3) Э. Геккель – биогенетический закон (онтогенез повторяет филогинез).
Вундтом
1) Была разработана программа психологии как самостоятельной науки;
2) Основана первая в мире лаборатория экспериментальной психологии;
3) Были сделаны первые попытки выделения "простейших элементов" сознания (ощущения и элементарные чувства) и установления основных законов душевной жизни;
4) Разделение психологии на психологию индивида (чувства, эмоции, восприятие, ощущения, мышление) и психологию народа.
Как Вундт пришёл к созданию лаборатории, предпосылки.
После окончания медицинского факультета Тюбингенского университета Вундт работал в Берлине у И. Мюллера. Защитив докторскую диссертацию в Гейдельберге в 1856 г., он занял должность преподавателя физиологии в качестве ассистента Гельмгольца. Работа с известными физиологами, занимавшимися также исследованием психологических вопросов (ощущений, цветового зрения), помогла ему впоследствии применить полученные в их лабораториях знания при разработке психологического эксперимента. Став в 1875 г. профессором философии в Лейпциге, Вундт в 1879 г. создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, преобразованную впоследствии в институт.
Предпосылки научной работы В. Вундта/ создания лаборатории
-
Вундт стремился сделать психологию естественнонаучной при помощи внедрения в неё методов изучения физиологии; -
Потребность изучать физиологические факторы, лежащие в основе психических процессов; -
Разработка новых методов исследования (эксперимент, интроспекция, наблюдение, секундомер) для измерения скорости реакции на стимул, порогов чувствительности; -
Получил медицинское образование – это сказалось на его интересе к изучению философии при помощи естественных наук; -
Придерживался философии позитивизма; -
Придерживался основных принципов ассоцианизма как главенствующего подхода того времени; -
Был немцем – уделял внимание классификации наук, изучению роли бессознательного, необходимости точного измерения научного знания, изучали категорию деятельности и её структурные компоненты.
Психология выделяется в самостоятельную науку, её предметом становится сознание, развивается прикладная психология, функционализм, разрабатывается психодиагностический инструментарий, появляется научное сообщество (Ассоциация американских психологов).
В России психология также оформляется в самостоятельную науку и становится наукой о психике с физиологической точки зрения, развивается рефлексология и реактология.
Теория Вундта.
Была создана Вундтом лаборатория экспериментальной психологии (1879), позднее она была преобразована в институт.
Психология есть наука о непосредственном опыте.
Поскольку главное внимание Вундт сосредоточил на способности мозга к самоорганизации, он назвал свою систему волюнтаризм. Другими словами, волюнтаризм объясняет то, как сила воли делает мышление высокоорганизованным. Вундт делал упор не на самих элементах, как английские эмпирицисты и ассоцианисты (а позднее и Титченер), а на процессе их активной организации или синтеза. Но не следует забывать: хотя Вундт придавал важное значение способности мыслящего разума к активному высокоуровневому синтезу своих составных элементов, тем не менее, в основе его теории лежали именно элементы сознания. Без этих элементов разуму нечего было бы организовывать.
2 направления изучения сознания:
-
анализ индивидуального сознания (с помощью экспериментально контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувствами, представлениями) -
изучение «психологии народов» (психологические аспекты культуры – языка, мифа, нравов различных народов и т.п.
Основные положения теории:
1. Предмет изучения – сознание как процесс, и структура сознания.
2. Элементы сознания (ощущения, чувства).
Основные задачи психологии, заключались в
1) выделить путем анализа исходные элементы;
2) установить характер связи между ними ;
3) найти законы этой связи. К важнейшим законам он относил:
-
закон творческого синтеза (доказывал возможность не только репродуктивного, но и творческого мышления); -
закон психических отношений (раскрывал зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов внутри комплекса); -
закон контраста (в эмоциональной сфере противоположности усиливают друг друга); -
закон гетерогенности целей (при совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив).
Основные процессы психики- апперцепция (ввёл у Канта) и перцепция.
План изучения индивидуального сознания
-
физиологическая психология или структура сознания (ощущения, время реакции, восприятие, внимание, мышление, простейшие чувства). Объективное изучение протекания сложных и простых процессов осуществлялось при помощи лабораторного эксперимента -
функциональная психология или элементы сознания и их связи. Функционирование согласно законам апперцептивной (влияние высших психических процессов на внутреннюю активность) и ассоциативной (связь сознания с внешним миром) связей при помощи интроспекции
Психология народов
Цель: личность нельзя изучать изолированно. Изучение продуктов деятельности множества для того, чтобы сопоставить с индивидуальным и выделить общее на основании языка, мифов, нравов различных народов
Метод - анализ продуктов его творческой деятельности, например языка, сказок, мифов, религии и других предметов культуры.
Страны/школы/ его влияние по странам.
Вундт также создал крупнейшую в истории психологии школу, пройдя которую молодые исследователи из разных стран, вернувшись на родину, организовали лаборатории и центры, где культивировались идеи и принципы новой области знания. Он сыграл важную роль в консолидации сообщества исследователей, ставших психологами-профессионалами. Дискуссии по поводу его теоретических позиций, перспектив применения экспериментальных методов, понимания предмета психологии и многих ее проблем стимулировали появление концепций и направлений, обогативших психологию новыми научными представлениями.
Здесь учились Э. Крепелин, Г. Мюнстерберг, О. Кюльпе, А. Киршман, Э. Мей-ман, К. Марбе, Т. Липпс, Ф. Крюгер (Германия), Э. Титченер (Англия), Э. Скрипчур, Д. Эыджелл, Ст. Холл (Америка), В. М. Бехтерев, В. Ф. Чиж, Н, Н. Ланге (Россия) и др.
США:
Развивается деятельностный подход, изучается структура личности.
У истоков экспериментальной психологии в США стояли Г.Холл, Д.Кеттел, У.Джеймс. Основоположником экспериментальной психологии в Америке по праву считается Грэнвилл Стэнли Холл (1844—1924 гг.) — руководитель одной из крупнейших в США экспериментальных психологических лабораторий (Университет им. Гопкинса, 1883 г.).