Файл: Социальная защита в Российской Федерации 1 Понятие и виды социальной защиты граждан.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы. К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в компетенцию которых переданы организация и осуществление социального обслуживания. К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входят организация и осуществление социального обслуживания. К негосударственной социальной службе относят учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.

К видам социального обслуживания относятся:

- Материальная помощь, предоставляемая гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

- Социальное обслуживание на дому, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

- Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

- Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания, предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.


- Организация дневного пребывания: в учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

- Консультативная помощь: в  учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

- Реабилитационные услуги: социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социально-психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

Формы предоставляемых социальными службами услуг определены Государственными стандартами:

- Материальная помощь (денежные средства, продукты питания, промышленные товары, средства передвижения, специальное оборудование, протезно-ортопедические изделия, медикаменты, топливо и т.д.).

- Помощь на дому (выполнение хозяйственно-бытовых услуг, присмотр за детьми, медико-социальная помощь и другие услуги).

- Постоянное обслуживание в условиях стационара (питание, социально-бытовое обеспечение, медико-санитарное обеспечение, медицинская, трудовая реабилитация, организация досуга).

- Консультативная помощь.

- Предоставление временного приюта.

- Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания.

Лицо, находящееся в трудной жизненной ситуации, может получить социальную помощь в случае обращения в социальную службу. Специалисты социального учреждения обязаны проверить соответствие параметров жизненной ситуации обратившегося нормативно предписанным требованиям к получателю социальной помощи.

Сложившаяся в настоящее время система социального обслуживания в России носит территориально-ведомственный характер, то есть максимально приближена к населению.

Управление социальным обслуживанием населения осуществляют территориальные (региональные и районные) органы социальной защиты населения, которые строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи, службами занятости, а также общественными, и религиозными организациями.



Финансирование социального обслуживания осуществляется на бюджетной основе и складывается из:

- нормативных отчислений из бюджетов соответствующего уровня (субъекта федерации или муниципального) в размере не менее 2 % расходной части бюджета;

- средств из федерального бюджета на выполнение отдельных задач;

- финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня по реализации областных, городских и районных программ;

- дополнительных средств из областного и местного бюджета на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;

- доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности;

- благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Государственные стандарты социального обслуживания регламентируют социальные услуги, обеспечивающие важнейшие потребности человека: социально-бытовые; социально-психологические; социально-правовые; социально-педагогические; социально-медицинские и другие потребности граждан.

В ст. 25 ФЗ «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» подчеркивается, что эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг. В ст. 36 ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» определены права социальных работников, занятых в государственном и муниципальном секторах:

- работа на условиях трудового договора (контракта);

- бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблюдение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующих бюджетных ассигнований;

- защита профессиональной чести, достоинства и деловой репутации, в том числе в судебном порядке;

- получение квалификационных аттестатов и лицензий на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания;

- бесплатное получение жилой площади и жилищно-коммунальных услуг в случае, если они проживают в сельской местности или поселке городского типа, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Кроме того, социальные работники имеют право на обеспечение спецодеждой, обувью и инвентарем или получение денежных компенсаций на их приобретение, внеочередное обслуживание предприятием торговли, общественного питания, быта, бесплатный проезд на транспорте общего пользования, первоочередную установку телефона.

Ряд факторов сдерживает развитие сети социальных служб:

- проблемы, связанные с механизмом контроля объема и качества предоставляемых социальных услуг;

- нехватка в социальной сфере компетентных, образованных специалистов;

- несовершенство нормативно-законодательной базы;

- недостаточное финансирование некоторых проектов;

- недостаточная информированность населения о деятельности социальных служб;

- низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;

- низкая информированность населения о деятельности социальных служб;

- отсутствие широкого участия в формировании государственного заказа на объем услуг населению в части социального обслуживания всех секторов социального партнерства: органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и ассоциации предпринимателей и некоммерческих организаций.

Негосударственные социальные службы оказываются более конкурентоспособными и в отношении качества предполагаемых услуг и их цены. Роль религиозных социальных организаций постоянно возрастает, так как они активнее берут на себя заботу о престарелых, зависимых людях, детях, оставшихся без попечения родителей.


Характеристика современных социальных служб

В настоящее время создание сети разнообразных социальных служб с целью предоставления помощи разным группам населения близка к завершению. Это значит, что множество социальных проблем имеют определенные законом организационно-правовые и финансовые рамки их решения. С одной стороны, получается, что кристаллизация бюрократических структур в социальной работе близка к завершению. С другой, чтобы отвечать требованиям меняющейся действительности, социальные службы должны гибко реагировать на новые проблемы, увеличивая число функций имеющихся служб или создавая новые, специализированные.

Тенденция создания максимально экономичной территориальной сети социальных служб, охватывающих своей деятельностью все проблемные категории населения, привела к проектированию и реализации модульной системыслужб. В этой системе каждая служба состоит из отделений-модулей, специализированных на оказании социальной помощи определённой категории населения. В зависимости от проблем обслуживаемой территории структура учреждения социального обслуживания формируется как набор отделений-модулей, наиболее адекватно отвечающих местным социальным потребностям.

Наиболее широкий набор модулей имеют комплексные центры социального обслуживания населения (КЦСОН). Они могут содержать до 13 отделений:

- Организационно-методическоеотделение направлено на макросоциальные мероприятия. Проводит социальный мониторинг территории обслуживания, составляет её «социальный паспорт». Прогнозирует социальные процессы и предлагает меры совершенствования социальной защиты населения территории. Внедряет передовые формы и виды социальной помощи. Разрабатывает и распространяет методические материалы по вопросам социальной защиты. Информирует население через СМИ о деятельности КЦСОН.

- Консультативное отделение консультирует по вопросам социального обслуживания, по вопросам профориентации, образования и трудоустройства инвалидов. Содействует решению правовых проблем, входящих в компетенцию органов социальной защиты населения, Осуществляет социально-психологическое консультирование, оказывает экстренную психологическую помощь по «телефону доверия».