ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В 1939 г. было создано Главное управление имперской безопасности, подведомственное Гиммлеру, как рейсхфюреру СС, который вместе с министром внутренних дел Фликом планировал осуществление террористических акций, как в своей стране, так и на оккупированных территориях. Так, летом 1940 г. Фликом и Гиммлером было издано постановление об уничтожении "бесполезных для военных целей" душевнобольных, калек, престарелых. Во исполнение его было создано Имперское общество лечебных и попечительских учреждений, в которых было умерщвлено 275 тыс. немцев. Перед нападением на СССР войсковые соединения СС были увеличены до 600 тыс. человек (35 дивизий), проведено вооружение общих отрядов СС. Войскам СС, введенным в зону действующей армии, была отведена главная роль в "расово-идеологической войне на уничтожение" СССР.
Значительным изменениям подверглась и судебная система Германии. В своей деятельности фашистские судьи исходили из принципа полного отрицания личных прав немецких граждан. Обвинение в государственной измене следовало за любой вид оппозиционной режиму деятельности. Кроме обычных судов в каждом судебном округе еще в 1933 г. были созданы особые суды для расправы с противниками фашистского режима. В 1934 г. сложилась еще одна форма исключительного суда, так называемый Народный трибунал по вопросам государственной измены, и котором не требовалось даже обязательного предварительного следствия. Приговоры трибунала не подлежали обжалованию, защитников обвиняемому назначал сам трибунал. В армии действовали военно-полевые суды. Только в сухопутных войсках, например, в 1944 г., военно-полевые суды ежемесячно выносили по 10 тыс. приговоров. В последние месяцы перед поражением Германии военно-полевые суды были заменены военными трибуналами, в которых заседали одни офицеры. Расстреливали всех подозреваемых в измене и дезертирстве, суровым репрессиям подвергали и их родственников.
Раздел Германии.
В течение 1945 – 1948 гг. западные зоны консолидировались. В них были проведены реформы административного устройства. В 1945 г. было восстановлено деление на исторические земли, под контролем военных властей возрождены местные представительные органы – ландтаги и земельные правительства. Объединение английской и американской зон оккупации (в т. н. Бизонию) в декабре 1946 г. подвело к формированию объединенного органа власти и управления. Таким стал Экономический совет (май 1947 г.), избиравшийся ландтагами и полномочный принимать общие финансово-экономические решения. В связи с распространением американского «плана Маршалла» (предусматривавшего финансово-экономическую помощь разоренной Европе) на Германию эти решения приобрели для западных зон все более объединяющее значение. (И одновременно проведение «плана Маршалла» способствовало отъединению восточной зоны, поскольку правительство СССР отвергло его). В Бизоний оформился Совет земель – своего рода вторая правительственная палата, а также Верховный суд; по сути, функции центральной администрации выполнял Административный совет, подконтрольный Экономическому совету и Совету земель.
Дальнейшие расхождения между западными союзниками и СССР по поводу послевоенного устройства Германии, различие первых экономических реформ на Востоке и на Западе Германии предопределило курс западных союзников на государственное обособление западных зон. В феврале-марте и в апреле-июне 1948 г. на Лондонских конференциях 6 стран-союзников (США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) было принято политическое решение о создании особого Западногерманского государства. В 1948 г. к Бизоний была присоединена французская зона оккупации (образовалась т.н. «Тризония»). В июня 1948 г. в западногерманских землях была проведена собственная денежная реформа. 1 июля 1948 г. военные губернаторы западных держав провозгласили условия образования Западногерманского государства (согласно особой инструкции в адрес группы по подготовке конституции, начавшей работу в августе 1948 г., западное государство должно было стать федеральным). В мае 1949 г. завершился процесс обсуждения и одобрения разработанной западногерманской конституции. На очередной сессии Совета министров иностранных дел государств-победителей (май-июнь 1949 г.) раскол стал как бы официально признанным.
23 октября 1954 г. ФРГ вступило в НАТО. В Париже были подписаны соответствующие соглашения, ратифицированные бундестагом 27 февраля 1955 г. и вступившие в силу в начале мая 1955 г. Парижские соглашения определили суверенитет Германии, на основе которого страна получила право создать полумиллионную армию (12 дивизий), а в штабах НАТО начали работать офицеры бундесвера.
В октябре 1949 г. в ответ на создание Основного закона ФРГ (Боннской конституции) в ГДР была принята социалистическая Конституция. Она имела определенное сходство с Боннской конституцией. Однако курс на строительство социализма, взятый руководством ГДР с начала 50-х гг. XX в. сопровождался несоблюдением многих демократических принципов. В 1952 г. федеративное политико-территориальное устройство стало унитарным: вместо пяти земель как субъектов восточногерманской федерации были образованы 16 округов. 19 августа 1961 г. правительство ГДР построило вдоль всей границы Западного Берлина вначале заграждение, а затем широко известную стену.
6 апреля 1968 г. в ГДР состоялся референдум по поводу принятия новой Конституции. Свыше 94% граждан ГДР проголосовало «за» социалистические нормы и принципы Конституции, в частности за плановую экономику.
Все это способствовало дальнейшей разобщенности немецких земель.
Правовой аспект Германского единства в XX веке и объединение Германии.
Раздельное существование германских государств продолжалось не слишком долго. В результате глубоких изменений, происшедших в СССР и Восточной Европе, сложились условия для объединения страны.
Основой этого объединения стал конституционно-правовой аспект, так как создатели Основного закона ФРГ 1949 г. рассматривали себя в качестве представителей всего населения бывшей Германии и даже в преамбуле было отмечено, что эта конституция нужна в целях сохранения национального и государственного единства, и за тех немцев, "которым было отказано в сотрудничестве" (речь шла о гражданах ГДР).
Значительным дополнением к Конституции стал итоговый документ четырех великих держав, подписанный в Москве 12 сентября 1990 г., призванный обеспечить внешние условия германского единства. При согласии четырех держав (США. Великобритании, Франции и СССР) ГДР и ФРГ слились в единое государство.
Создание новой единой Германии опиралось на специальные договоры между ГДР и ФРГ 1990-х годов:
Валютный и социально экономический союз - в результате марки ГДР были заменены Дойчмарками, ставшими единым платежным средством на территории еще параллельно существующих двух немецких государств
Государственно-политический союз - создавалась "единая избирательная территория", на которой все выборы должны были проходить по избирательным законам и правилам, принятым в ФРГ
3 октября 1990 г. ГДР перестала существовать как отдельное государство.
Объединение Германии.
Раздельное существование германских государств продолжалось не очень долго. В результате глубоких изменений, происшедших в СССР и Восточной Европе, сложились условия для объединения страны.
Начало объединению положило 9 октября 1989 г. - падение Берлинской стены, которая отделяла восточную и западную Германию (в 160-километровой берлинской стене было пробито более 100 проходов). Германия объединилась фактически.
В ГДР 18 октября 1989 г. лидер СЕПГ и глава государства Э. Хоннекер ушел в отставку. Эдмунд Кренц, сменивший Хоннекера, способствовал принятию либерального Закона о свободе выезда в зарубежные страны, опубликованного 6 ноября 1989 г., а уже 9 ноября ГДР сделала свои границы открытыми.
18 марта 1990 г. состоялись выборы в Народную палату ГДР. Результаты оказались в пользу ХДС.
5 мая 1990 г. была изменена преамбула Конституции ГДР (исключение текста о построении социализма и коммунизма).
31 мая Народная палата постановила отменить государственную символику ГДР и снять ее с официальных зданий страны. Парламент 17 июня 1990 г. провозгласил новые принципы Конституции ГДР, согласованные с конституционными принципами ФРГ. Народная палата даже подписала соглашение с бундестагом о том, что она будет координировать с ним свои законы.
22 июля 1990 г. был восстановлен статус пяти восточногерманских земель, которые приняли свои конституции. Новеллами в локальных конституциях ГДР стали положения о правах человека в трудовой, социальной, культурной и экологической сферах.
В мае 1990 г. был оформлен валютный и социально-экономический союзы, в августе 1990 г. — государственно-политический.
Все эти события предопределили подписание Договора об установлении единства Германии, ратифицированного 3 октября 1990 г.
8 ноября 1991 г. законодательные палаты ФРГ - бундестаг и бундесрат - создали Совместную конституционную комиссию, в которую были включены по 32 представителя от каждой палаты и по столько же их заместителей. Решения комиссии должны были приниматься квалифицированным большинством состава депутатов. Отдельные ее разработки позволили внести в Основной закон ряд изменений, относящихся к федеративному устройству, участию в Европейском союзе и др. Совместная конституционная комиссия пришла к выводу, что новую Конституцию не следует разрабатывать, поскольку Основной закон 1949 г. за 40 с лишним лет вполне оправдал себя в качестве демократической Конституции Германии.
Конституция ФРГ 1949 г. стала общегерманской. Народная армия ГДР, службы безопасности, полиция ликвидировались, частично влившись в соответствующие институты ФРГ.
Объединение сделало Германию наиболее мощным западноевропейским государством, которое стало играть определяющую роль не только в Европе, фактически приобрела статус великой державы.
Объединение германии.Договор об объединении.
Объединению Германии предшествовал глубокий социально-экономический и политический кризисы в ГДР, которые привели к стремительным темпам объединения ГДР и ФРГ в течение одного года, с октября 1989 г. по октябрь 1990 г., когда на политической карте Европы появилось новое объединенное государство Германии с 78 млн. населением. Сверхцентрализованная система управления выявила полную неспособность обеспечить динамичное развитие экономики ГДР. В мае 1989 г. после открытия венгерско-австрийской границы началось бегство восточных немцев через Венгрию за границу, что грозило обезлюдить страну. В результате этих событий после бессменного 18-летнего правления был снят со своего поста Председатель Государственного совета и Генеральный секретарь СЕПГ Э. Хоннекер. Самая массовая в истории начавшихся мирных революций в Восточной Европе демонстрация в ГДР в начале ноября 1989 г., в которой приняли участие 1 млн. человек, привела к удовлетворению требования об открытии границы. В результате правительство полностью потеряло контроль над толпами «экскурсантов», что окончательно размыло экономику ГДР, и без того ослабленную к этому времени. Тогда же на повестку дня встает новое, более радикальное требование – объединение с ФРГ.