Файл: Опасность, которая рядом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта интерактива с родителями.

Студент

Алексеева Анастасия Филипповна

Направление родительского собрания

Укрепление, сохранение физического здоровья детей.

Тема

«Опасность, которая рядом…»

Цель

Создание условий для актуализации:

-вопросов проблемы употребления никотиновых веществ;

-родительской ответственности за безопасность, физическое и психологическое здоровье детей.

Задачи

1. Расширять представление у родительской общественности об угрозе вовлечения детей в потребление никотиновых смесей;

2. Способствовать побуждению к активным действиям по предупреждению аддитивного поведения детей;

3. Активизировать психолого-педагогическую и правовую компетентность родителей в вопросах аддитивного поведения детей;

Формируемые ценности:

Ценности здоровья; ценности семьи; ценности общества;.

Личностный результат

Проявление интереса к предотвращению аддитивного поведения у детей;

Понимание и осознание значимости профилактики данной темы в семье;

Осмысление необходимости грамотного контроля и диагностики аддитивного поведения детей;

Планируемые результаты

Регулятивные:
Уметь:

- формулировать цель и задачи собрания;

- планировать деятельность и участвовать для достижения цели родительского собрания;

- на основе анализа оценивать результаты процесса решения проблемы вредных привычек;

- проводить рефлексию, обобщая. интерпретируя полученные знания и результаты;

Познавательные:
Уметь:

- определять проблему на основе статистики, ставить гипотезу для её решения;

- устанавливать причины аддитивного поведения детей самостоятельно и с помощью учителя;
- сравнивать свое понимание об аддитивном поведении детей и её причинах с научно-доказанными фактами;

- обобщать и делать выводы о необходимости профилактики вредных привычках у детей;

- разрабатывать рекомендации по предупреждению вреда употребления психоактивных веществ (ПАВ)

Коммуникативные:
Уметь:

- слушать, слышать и принимать разные точки зрения;

- высказывать своё мнение при обсуждении решения проблемы;

-аргументировать свою точку зрения при выдвижении гипотез по решению проблемы;
- вступать в диалог с другими родителями при обсуждении проблемы вредных привычек;

- работать в паре при установлении причин аддитивного поведения детей;

- работать в группе при составлении памяток признаков аддитивного поведения детей;

Форма взаимодействия

Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Методы и методические приемы

Методы:

-рассказ, беседа, объяснение, диалог, демонстрация, эвристический, целеполагание, планирование, постановка проблемы, обобщение.

Приёмы:

-«наводящие вопросы», «словарная работа», «поставь задачи», «выдвижение гипотез», «эмоциональное поглаживание», «послушать-сговориться-обсудить-ответить», «связь с жизнью», «сравнение», «вопрос-ответ», «открытый микрофон», «рефлексивная мишень».

Техническое обеспечение

Видеоматериал (https://youtu.be/DhoSVBeboKo),интерактивный экран, SMART доска, планшеты, документ-камера, Google презентация, Google-форма.

Дидактический материал

Раздаточный материал (памятки: Как научить ребенка отстаивать свою точку зрения?, Как научить ребенка говорить «нет»?, Приёмы воздействия на ребенка, Правила беседы с детьми; «Как понять, что ваш ребенок склонен к аддитивному поведению, употребляет?») листы А4, шаблоны «Рефлексивная мишень».


Ход родительского собрания

Этапы

Деятельность классного руководителя

Деятельность родителей

Методы, приемы, форма взаимодействия (И.П.Г.Ф./К.)

Результат

Организационная часть

Создание положительной атмосферы

-Здравствуйте, уважаемые родители!

Я очень благодарна, что вы пришли посетить наше родительское собрание.

-Сегодня мы собрались вместе, для того, чтобы поговорить о безопасности самого ценного, что есть в жизни всех взрослых. Сегодня мы будем говорить о наших детях. О том, как уберечь их от опасностей, которые могут подстерегать их везде, где есть общество.

-Здравствуйте, Анастасия Филипповна!

Родители настраиваются.

Ф

Вводная инструкция


Личностный:

Эмоциональная готовность к интерактиву.

1. Вводная часть

1.1. Введение в тему родительского собрания

-Что вы знаете о никотиновой зависимости?

-Что вы знаете о формах потребления никотина?

-Что бы вы хотели узнать?

(Демонстрация видеоролика)

-Какие чувства вызвал у вас просмотр видеоролика?

-Вы знаете, что значит «аддитивное поведение»?

-Пожалуйста, объясните, как вы понимаете его смысл?

-У вас верные представления, а если быть конкретнее, то Аддитивное поведение (англ. addiction – зависимость, пагубная привычка) – форма поведения, которая выражается в стремлении уйти из реальности посредством изменения своего психического состояния. Этот механизм реализуется путем употребления определенных веществ (алкоголь, запрещенные препараты).

-Это привыкание организма к никотину.

-Курение сигар, вдыхание дыма от сигарет.

-Последствия.
-Чувствовали напряжение в лёгких, страх подобного исхода у себя и своих близких.

-Аддитивное поведение-это употребление наркотических веществ. Заключается во вредной привычке.

Ф

Диалог

«Наводящие вопросы»
Демонстрация
Обсуждение

«Словарная работа»
Объяснение

УУКД:

- слушать, слышать и принимать разные точки зрения;

- высказывать своё мнение при обсуждении;

Личностный:

Проявление интереса к предотвращению вредных привычек у детей;

1.2. Формулирование цели и задач

-Как вы думаете, какую проблему мы с вами будем сегодня обсуждать?

-Верно, именно эту острую и глобальную проблему мы будем сегодня обсуждать.

-Так как будет звучать наша цель?

-Исходя из цели, какие задачи мы можем поставить?


-Опасность никотиновых веществ в жизни детей.

-Решить проблему опасности вредных привычек в жизни детей.

  1. Определить причины аддитивного поведения

  2. Выявить способы разрешения проблемы

Ф


Целеполагание

«Наводящие вопросы»



УУРД:

- формулировать цель и задачи собрания;

УУКД;

- слушать, слышать и принимать разные точки зрения;

- высказывать своё мнение;


1.3. Планирование деятельности

-На экране вы видите план, который мы должны реализовать для решения наших задач и достижения цели.

  1. На основе статистики выявить проблему

  2. Узнать причины аддитивного поведения и способы его предотвращения

  3. Узнать о необходимости, умения говорить: «Нет»

  4. Узнать о признаках аддитивного поведения, склонности к аддитивному поведению и способы их решения

  5. Узнать правила общения с детьми и способ применения их в жизни

-Можете зафиксировать его у себя.


Изучают план.

Желающие фиксируют в своих записных книжках.


Ф

Демонстрация (Слайд №2)

Планирование


УУРД:

- планировать деятельность для достижения цели;



  1. Основная часть

2.1. Определение проблемы, выдвижение гипотез, предположений



-По данным мониторинга наркоситуации в России от 10 февраля 2022 г.:

Доля курящих среди несовершеннолетних и молодежи 10- 24 лет 61,3 % т.е. 6 млн. 720 тыс. чел. Средний возраст начала курения 10,5 лет.

(Приложение №2)

-В чём заключается проблема?
-Как вы считаете, как можно её решить?

-Да, вы верно вышли к проблеме и построили гипотезы, в которых проявили эмпатию.


-Проблема заключается в увеличении количества детей с аддитивным поведением.

-Что, если бы не было реклам о сигаретах и об алкоголе с большой надписью «18+», дети бы не испытывали любознательности в этом направлении.

-Предположим, что родители всей страны знают, как грамотно просвещать своих детей о вреде никотиновых веществ. Тогда статистика значительно улучшится.

Ф.
Рассказ
Постановка проблемы

Гипотеза

Демонстрация презентации (слайд№ 3)


«Эмоциональное поглаживание»


УУПД:

- определять проблему на основе статистики, ставить гипотезу для её решения;

Личностный:

Проявление интереса к предотвращению вредных привычек у детей;

2.2. Установление причин

-Теперь, я предлагаю вам работу в парах.

-Для этого вам необходимо перейти по Qr-коду и заполнить свои ответы в Google форме.



Каждая пара должна совместными усилиями ответить на следующие вопросы:

-Как вы считаете, что может стать причинами

аддитивного поведения детей? Почему?

-Что может спровоцировать детей на употребление никотиновых смесей? Почему?

-На экране мы можем наблюдать ваши ответы.

(Обсуждение)





В парах отвечают на вопросы, аргументируя свои ответы и смотря на проблему с двух сторон.


Свободно обсуждают ответы.


П

«Послушать-сговориться-обсудить-ответить»


УУРД:

- участвовать в решении задач для достижения цели;

УУПД:

- устанавливать причины аддитивного поведения детей самостоятельно и с помощью учителя;

УУКД:

- работать в паре при установлении причин аддитивного поведения детей;


- высказывать своё мнение при обсуждении причин.

2.3. Поиск способов решения проблемы или
Решение проблемы

2.4. Принятие решения родительского собрания

-Существуют 3 группы причин аддитивного поведения:

1. Биологические причины. В 1990 г. американский ученый К. Блюм проводил исследования генетики, обнаружил ген аддитивности, прозванный им «геном награды». Позднее, в исследовании людей склонных к курению, перееданию этот ген также был выявлен. Другая причина заключается в том, что центр удовольствия в головном мозге аддикта не активизируется должным образом и человек начинает восполнять дефицит удовольствия с помощью синтетических веществ или навязчивых действий.

2. Социальные причины. Условия, способствующие развитию аддитивной личности: невнимание родителей семейные конфликты, громкие скандалы; пренебрежение к проблемам, чувствам ребенка; родители «заливают» проблемы алкоголем, употреблением наркотиков. 3.Психологами отдельно выделяются причины, связанные с личностными особенностями развития аддикта (часто это проявляется в школьном возрасте): эмоциональная скудность; желание выделиться среди сверстников; низкий уровень адаптивности к сложным условиям; личностная незрелость; беззащитность; стремление к острым, будоражащим ощущениям.
-Уважаемые родители, есть ли кто-то из вас, уверенный в том, что его ребенок не столкнется с этой проблемой?

-В каком возрасте ребенок может встать перед выбором попробовать или нет?

-Рано или поздно в жизни каждого ребенка встает выбор пробовать какие-либо психоактивные вещества или нет, возможно, этот выбор уже вставал перед ребенком, присутствующего родителя или стоит прямо сейчас.

-Что, по вашему мнению, отличает человека, который столкнувшись с этими сложными обстоятельствами преодолевает их, от человека, у которого, в подобной ситуации соглашается попробовать запрещенные вещества?

-Когда все это появляется? В каком возрасте?
-Когда закладывается? Кто закладывает?
-Для избегания столкновения с этими последствиями надо научить ребёнка отстаивать свою точку зрения:

(Приложение № 3)

-Помимо этого, ребёнок должен уметь говорить «нет» при необходимости. Для формирования такого качества у детей, педагог-психолог Васильева Розалия Семеновна разработала рекомендации родителям;

(Приложение № 4)

-Так же, научите своего ребёнка следующим приёмам, которые предлагает детский психолог Людмила Казимирова:

(Приложение № 5)

-И так, дорогие родители, на фоне всего, что мы сегодня узнали, прошу совместными усилиями дать ответ на вопросы: «Как понять, что ваш ребенок склонен к аддитивному поведению, употребляет? И как это предотвратить?». Прошу секретаря родительского комитета продемонстрировать решение на документ-камере и озвучить его.

-А, чтобы не наблюдать эти признаки нужно соблюдать правила беседы с ребёнком, которые нам предлагает детский психолог Шакова Галина Александровна. Внимание на экран.

(Приложение № 6)



Родители внимательно слушают учителя, наблюдая за сопровождающей презентацией.

-Нет.
-В абсолютно любом возрасте.


-Характер, наличие собственного мнения и осознание последствий.

-Это всё появляется с ранних лет, особенно в младшем школьном возрасте.

-Закладывается именно в этот восприимчивый, младший школьный возраст. Семья и школа.

Внимательно слушают учителя, изучая памятку.
Секретарь род.собр. озвучивает решение род.собр:

1. По мере необходимости наблюдать за изменениями настроения, общего поведения, общения детей.

2. При обнаружении сигналов аддитивного поведения вести грамотную беседу.

Ф

Демонстрация (Слайд № 4)
Объяснение-

Рассказ

«Связь с жизнью»
Ф

«Вопрос-ответ»

Демонстрация

Г

Эвристический метод

Составление памятки

Рекомендация


УУКД:

- слушать, слышать и принимать разные точки зрения;

УУРД:

- участвовать в решении задач для достижения цели;

- оценивать результаты процесса решения проблемы вредных привычек;

УУПД:

- обобщать и делать вывод о профилактике представления о вредных привычках у детей;

- сравнивать свое понимание о причинах аддитивного поведения детей с научно-доказанными фактами;

Личностные:

Понимание и осознание значимости профилактики данной темы в семье;

Осмысление необходимости грамотного контроля и диагностики своих детей

УУРД:

- оценивать результаты процесса решения проблемы вредных привычек;

- делать выводы, обобщать и интерпретировать полученные знания об опасности вредных привычек;

УУПД:

- обобщать и делать вывод о профилактике представления о вредных привычках у детей;

УУКД:

- вступать в диалог с другими родителями при обсуждении проблемы вредных привычек;




3. Заключительная часть.

3.1. Рефлексия. Обмен мнениями

-В заключении нашего собрания попрошу родителей высказать своё мнение:

-Было ли для вас интересным содержание собрания?

-Является ли, на ваш взгляд, тема собрания актуальной? Почему?

-Теперь, я уверена, что родители моего класса просвещены о необходимости быть бдительными, обращать внимание на поведение своих детей в жизни.

-Прошу вас на рефлексивной мишени оценить уровень вашего понимания и деятельности на этом родительском собрании.

-Чем ближе к центру, тем лучше усвоили.

-Всем спасибо, дополнительную информацию и рекомендации по похожим темам вы можете найти на моём персональном сайте во вкладке «Родителям».


-Тема родительского собрания актуальная потому что как бы мы ни ограждали своего ребёнка от данной проблемы, к сожалению, в его жизни может сложиться такая ситуация, когда ему предложат попробовать первое наркотическое средство. И мы теперь знаем, как грамотно контролировать и предотвратить такие случаи.

Родители оценивают своё понимание и участие на раздаточных рефлексивных листах.

И-Ф

«Открытый микрофон»

Обобщение

«Рефлексивная мишень»
Рекомендация

Личностные:

Проявление интереса к предотвращению вредных привычек у детей;

Понимание и осознание значимости профилактики данной темы в семье;

Осмысление необходимости грамотного контроля и диагностики своих детей;

УУРД:

- проводить рефлексию, обобщая. интерпретируя полученные знания и результаты;

- проанализировать свое участие в решении задач и достижения цели;

УУПД:

- обобщать и делать вывод о профилактике представления о вредных привычках у детей;

УУКД:

- слушать, слышать и принимать разные точки зрения;

- высказывать своё мнение при обсуждении решения проблемы;



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 2:



Приложение 3:



Приложение 4:

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ: «НЕТ»?

Мама с папой обязаны знать, как научить ребёнка говорить «нет» друзьям и другим людям. Для этого есть несколько способов. 

  1. Объясните, что иногда отказывать людям – это правильный поступок. Конечно, речь идет не об отказе маме помочь с ужином или отказе убраться в комнате. Нужно уметь сказать «нет», когда ребёнка просят поделиться какой-то вещью, а он не хочет или не может. Это же касается выбора еды. У малыша может быть аллергия на определенный продукт, поэтому он должен уметь в гостях говорить «нет», если ему предлагают блюдо с этим ингредиентом. 

  2. Объясните ребёнку, что у человека есть абсолютное и полное право на его собственное тело. Никто не может заставить его сделать татуировку, проколоть пупок или пойти прыгать с тарзанки, ожидая травм и увечий. Даже если дело касается простых игр со сверстниками или объятий в семье, то нельзя заставлять малыша делать то, что он не хочет. Конечно, если только речь не идет о посещении врача. 

  3. «Нет» – это не только слово, но и твердый принцип. Скажите сыну или дочери, что отказывать надо с твердостью в голосе, прямо смотря собеседнику в глаза. Поза должна выражать уверенность в себе. 

  4. Известите малыша, что иногда собеседники будут настаивать, и ему нужно будет повторить «нет» несколько раз. Нужно уметь отказывать до тех пор, пока от ребёнка не отстанут. И даже если собеседник делает вид, что не слышит вас, вы не обязаны идти ему на уступки. Объясните ребёнку, что отказать – это не значит предать человека или его дружелюбное отношение. Когда дело касается дружбы, малыш должен понять, что это светлое чувство строится не на постоянных уступках, а на компромиссах. Чтобы между людьми были гармоничные и здоровые отношения, каждый из них вправе высказывать свое мнение и прислушиваться к другому. Если ваша дочь часто слышит от подружки: «Если не дашь мне надеть твои сережки, я больше с тобой не дружу», то ваша девочка должна задуматься, а было ли это дружбой. 

  5. Ребёнок должен научиться не только отказывать, но и аргументировать свою позицию. Выглядит это так – «я не буду мыть за тебя доску после уроков, потому что обещал маме вовремя вернуться домой». Или – «я не буду 

  6. Издеваться над новенькой. Несмотря на то, что он немного странная, ваши действия похожи на травлю, а это неправильно». Ребёнок должен научиться называть вещи своими именами. «Да, учитель ушел и оставил деньги на столе. Мы одни в классе, никто не узнает, что это мы их взяли. Но это воровство, а меня учили вести себя правильно». Все эти фразы стоит не только рассказать малышу, но и проиграть их в реальных ситуациях, чтобы он был готов к ним. 


Приложение 5:

ПРИЁМЫ

  • Приём № 1. Отказ под благовидным предлогом, или Мотивированный отказ. Ваша задача – заготовить вместе с ребенком пару-тройку таких предлогов заранее, потому что придумать что-то на ходу ему будет сложно, и объяснение покажется неубедительным. Возможные варианты: "В субботу не могу, меня пригласили на день рождения", "Мне родители не дали карманных денег, сам сижу без копейки", "Не могу задержаться, через полчаса встречаюсь с подругой, она уже выехала", "Не смогу сегодня вечером одолжить тебе красное платьице, оно у меня сейчас в стирке".

  • Приём № 2. Отказ без объяснения причин. Посоветуйте напустить туману. Мол, не спрашивай почему, но не могу. Тон при этом должен быть: а) загадочный, б) грустный. В первом случае проситель будет заинтригован, во втором подумает, что у вашего ребенка что-то произошло и настаивать бесполезно. 

  • Приём № 3. Отказ с переадресовкой. Пусть валит все на родителей. Мол, ты же знаешь, я бы с удовольствием тебя выручил, но родители меня убьют. В прошлый раз из-за этого со мной отец неделю не разговаривал. Сказал, еще раз такое повторится, он твоим родителям позвонит. Как правило, действует безотказно, перспектива разборок с родителями никого не обрадует. Если это вариант, когда просьба исходит от учителя, тут еще проще: "Я бы остался дежурить за Иванова (Петрова, Сидорова и далее по списку за всех хитрецов и шалопаев), но мама сказала, чтобы я не задерживался после уроков, к нам придет бабушка, а у нее ключа нет". "Я передам папе вашу просьбу, но не знаю, сможет ли он на этот раз (в сотый раз прийти и починить что-то в классе, будто в классе только у вашей дочки есть отец)". Применяя три вышеописанных приёма, можно добавлять "к сожалению", "извините, но…", "мне очень жаль", "я бы рад, но…", "может, в следующий раз", чтобы не обидеть человека отказом, но одновременно дать ему понять, что отказ обоснован.

  • Приём № 4. Встречная просьба. Отлично подходит для того, чтобы проверить отношение просителя к вашему ребенку. Научите детей этому трюку: не дослушав до конца, нужно радостно воскликнуть: "Ну надо же, а я как раз тебя хотел (хотела) попросить об этом! К кому же мне теперь обратиться?" Последнюю фразу следует произносить озабоченным тоном – ваш ребенок уже занят собственной проблемой.

Приложение 6:

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С РЕБЁНКОМ

  • Всегда стремитесь к идеалу в себе, а не в ребенке;

  • Не воюйте с детьми, воспитывайте их в мире;

  • Разговаривайте друг с другом: если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга. Умейте выслушать внимательно, с пониманием, не перебивая и не настаивая на своем;

  • Предоставьте подростку высказать свою точку зрения по любому из интересующих его вопросов, выслушайте его, терпеливо все разъясните;

  • Рассказывайте им о себе, пусть ваши дети знают, что вы готовы поделиться с ними, а не уходите в себя;

  • Будьте тверды и последовательны: не выставляйте условия, которые не может выполнить ребенок. Ребенок должен знать, чего от вас ожидать;

  • Будьте рядом: важно, чтобы дети понимали, что дверь к вам открыта и всегда есть возможность побыть и поговорить с вами;

  • Старайтесь всё делать вместе, планировать общие интересные дела, как можно активнее развивайте инициативу и интерес ребенка, чтобы дать ему альтернативу, если ему вдруг предстоит делать выбор, где одним из предложенных вариантов будет наркотик;

  • Интересуйтесь друзьями своего ребёнка, той компанией, в которую он зачастил. Поинтересуйтесь, по какой причине его так тянет проводить там свое время. Постарайтесь получить информацию об этой компании не только из уст самого подростка.

  • Показывайте пример, что алкоголь, табак, медикаменты показывайте пример, что алкоголь, табак, медикаменты – их употребление привычно, хотя может вызвать проблемы (например,алкоголизм). Все эти вещества легальны, но то, как вы их употребляете, какое место они занимают в вашей жизни – пример для ваших детей;

  • Помните, что ребенок нуждается в вашей поддержке: помогите ему поверить в свои силы;

  • Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, избавляйтесь и от своих пороков. Не надейтесь на то, что только правильными словами вы сможете исправить положение.