ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта интерактива с родителями.
Студент | Алексеева Анастасия Филипповна |
Направление родительского собрания | Укрепление, сохранение физического здоровья детей. |
Тема | «Опасность, которая рядом…» |
Цель | Создание условий для актуализации: -вопросов проблемы употребления никотиновых веществ; -родительской ответственности за безопасность, физическое и психологическое здоровье детей. |
Задачи | 1. Расширять представление у родительской общественности об угрозе вовлечения детей в потребление никотиновых смесей; 2. Способствовать побуждению к активным действиям по предупреждению аддитивного поведения детей; 3. Активизировать психолого-педагогическую и правовую компетентность родителей в вопросах аддитивного поведения детей; |
Формируемые ценности: | Ценности здоровья; ценности семьи; ценности общества;. |
Личностный результат | Проявление интереса к предотвращению аддитивного поведения у детей; Понимание и осознание значимости профилактики данной темы в семье; Осмысление необходимости грамотного контроля и диагностики аддитивного поведения детей; |
Планируемые результаты | Регулятивные: Уметь: - формулировать цель и задачи собрания; - планировать деятельность и участвовать для достижения цели родительского собрания; - на основе анализа оценивать результаты процесса решения проблемы вредных привычек; - проводить рефлексию, обобщая. интерпретируя полученные знания и результаты; |
Познавательные: Уметь: - определять проблему на основе статистики, ставить гипотезу для её решения; - устанавливать причины аддитивного поведения детей самостоятельно и с помощью учителя; - сравнивать свое понимание об аддитивном поведении детей и её причинах с научно-доказанными фактами; - обобщать и делать выводы о необходимости профилактики вредных привычках у детей; - разрабатывать рекомендации по предупреждению вреда употребления психоактивных веществ (ПАВ) | |
Коммуникативные: Уметь: - слушать, слышать и принимать разные точки зрения; - высказывать своё мнение при обсуждении решения проблемы; -аргументировать свою точку зрения при выдвижении гипотез по решению проблемы; - вступать в диалог с другими родителями при обсуждении проблемы вредных привычек; - работать в паре при установлении причин аддитивного поведения детей; - работать в группе при составлении памяток признаков аддитивного поведения детей; | |
Форма взаимодействия | Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. |
Методы и методические приемы | Методы: -рассказ, беседа, объяснение, диалог, демонстрация, эвристический, целеполагание, планирование, постановка проблемы, обобщение. Приёмы: -«наводящие вопросы», «словарная работа», «поставь задачи», «выдвижение гипотез», «эмоциональное поглаживание», «послушать-сговориться-обсудить-ответить», «связь с жизнью», «сравнение», «вопрос-ответ», «открытый микрофон», «рефлексивная мишень». |
Техническое обеспечение | Видеоматериал (https://youtu.be/DhoSVBeboKo),интерактивный экран, SMART доска, планшеты, документ-камера, Google презентация, Google-форма. |
Дидактический материал | Раздаточный материал (памятки: Как научить ребенка отстаивать свою точку зрения?, Как научить ребенка говорить «нет»?, Приёмы воздействия на ребенка, Правила беседы с детьми; «Как понять, что ваш ребенок склонен к аддитивному поведению, употребляет?») листы А4, шаблоны «Рефлексивная мишень». |
Ход родительского собрания
Этапы | Деятельность классного руководителя | Деятельность родителей | Методы, приемы, форма взаимодействия (И.П.Г.Ф./К.) | Результат |
Организационная часть | ||||
Создание положительной атмосферы | -Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень благодарна, что вы пришли посетить наше родительское собрание. -Сегодня мы собрались вместе, для того, чтобы поговорить о безопасности самого ценного, что есть в жизни всех взрослых. Сегодня мы будем говорить о наших детях. О том, как уберечь их от опасностей, которые могут подстерегать их везде, где есть общество. | -Здравствуйте, Анастасия Филипповна! Родители настраиваются. | Ф Вводная инструкция | Личностный: Эмоциональная готовность к интерактиву. |
1. Вводная часть | ||||
1.1. Введение в тему родительского собрания | -Что вы знаете о никотиновой зависимости? -Что вы знаете о формах потребления никотина? -Что бы вы хотели узнать? (Демонстрация видеоролика) -Какие чувства вызвал у вас просмотр видеоролика? -Вы знаете, что значит «аддитивное поведение»? -Пожалуйста, объясните, как вы понимаете его смысл? -У вас верные представления, а если быть конкретнее, то Аддитивное поведение (англ. addiction – зависимость, пагубная привычка) – форма поведения, которая выражается в стремлении уйти из реальности посредством изменения своего психического состояния. Этот механизм реализуется путем употребления определенных веществ (алкоголь, запрещенные препараты). | -Это привыкание организма к никотину. -Курение сигар, вдыхание дыма от сигарет. -Последствия. -Чувствовали напряжение в лёгких, страх подобного исхода у себя и своих близких. -Аддитивное поведение-это употребление наркотических веществ. Заключается во вредной привычке. | Ф Диалог «Наводящие вопросы» Демонстрация Обсуждение «Словарная работа» Объяснение | УУКД: - слушать, слышать и принимать разные точки зрения; - высказывать своё мнение при обсуждении; Личностный: Проявление интереса к предотвращению вредных привычек у детей; |
1.2. Формулирование цели и задач | -Как вы думаете, какую проблему мы с вами будем сегодня обсуждать? -Верно, именно эту острую и глобальную проблему мы будем сегодня обсуждать. -Так как будет звучать наша цель? -Исходя из цели, какие задачи мы можем поставить? | -Опасность никотиновых веществ в жизни детей. -Решить проблему опасности вредных привычек в жизни детей.
| Ф Целеполагание «Наводящие вопросы» | УУРД: - формулировать цель и задачи собрания; УУКД; - слушать, слышать и принимать разные точки зрения; - высказывать своё мнение; |
1.3. Планирование деятельности | -На экране вы видите план, который мы должны реализовать для решения наших задач и достижения цели.
-Можете зафиксировать его у себя. | Изучают план. Желающие фиксируют в своих записных книжках. | Ф Демонстрация (Слайд №2) Планирование | УУРД: - планировать деятельность для достижения цели; |
| ||||
2.1. Определение проблемы, выдвижение гипотез, предположений | -По данным мониторинга наркоситуации в России от 10 февраля 2022 г.: Доля курящих среди несовершеннолетних и молодежи 10- 24 лет 61,3 % т.е. 6 млн. 720 тыс. чел. Средний возраст начала курения 10,5 лет. (Приложение №2) -В чём заключается проблема? -Как вы считаете, как можно её решить? -Да, вы верно вышли к проблеме и построили гипотезы, в которых проявили эмпатию. | -Проблема заключается в увеличении количества детей с аддитивным поведением. -Что, если бы не было реклам о сигаретах и об алкоголе с большой надписью «18+», дети бы не испытывали любознательности в этом направлении. -Предположим, что родители всей страны знают, как грамотно просвещать своих детей о вреде никотиновых веществ. Тогда статистика значительно улучшится. | Ф. Рассказ Постановка проблемы Гипотеза Демонстрация презентации (слайд№ 3) «Эмоциональное поглаживание» | УУПД: - определять проблему на основе статистики, ставить гипотезу для её решения; Личностный: Проявление интереса к предотвращению вредных привычек у детей; |
2.2. Установление причин | -Теперь, я предлагаю вам работу в парах. -Для этого вам необходимо перейти по Qr-коду и заполнить свои ответы в Google форме. Каждая пара должна совместными усилиями ответить на следующие вопросы: -Как вы считаете, что может стать причинами аддитивного поведения детей? Почему? -Что может спровоцировать детей на употребление никотиновых смесей? Почему? -На экране мы можем наблюдать ваши ответы. (Обсуждение) | В парах отвечают на вопросы, аргументируя свои ответы и смотря на проблему с двух сторон. Свободно обсуждают ответы. | П «Послушать-сговориться-обсудить-ответить» | УУРД: - участвовать в решении задач для достижения цели; УУПД: - устанавливать причины аддитивного поведения детей самостоятельно и с помощью учителя; УУКД: - работать в паре при установлении причин аддитивного поведения детей; - высказывать своё мнение при обсуждении причин. |
2.3. Поиск способов решения проблемы или Решение проблемы 2.4. Принятие решения родительского собрания | -Существуют 3 группы причин аддитивного поведения: 1. Биологические причины. В 1990 г. американский ученый К. Блюм проводил исследования генетики, обнаружил ген аддитивности, прозванный им «геном награды». Позднее, в исследовании людей склонных к курению, перееданию этот ген также был выявлен. Другая причина заключается в том, что центр удовольствия в головном мозге аддикта не активизируется должным образом и человек начинает восполнять дефицит удовольствия с помощью синтетических веществ или навязчивых действий. 2. Социальные причины. Условия, способствующие развитию аддитивной личности: невнимание родителей семейные конфликты, громкие скандалы; пренебрежение к проблемам, чувствам ребенка; родители «заливают» проблемы алкоголем, употреблением наркотиков. 3.Психологами отдельно выделяются причины, связанные с личностными особенностями развития аддикта (часто это проявляется в школьном возрасте): эмоциональная скудность; желание выделиться среди сверстников; низкий уровень адаптивности к сложным условиям; личностная незрелость; беззащитность; стремление к острым, будоражащим ощущениям. -Уважаемые родители, есть ли кто-то из вас, уверенный в том, что его ребенок не столкнется с этой проблемой? -В каком возрасте ребенок может встать перед выбором попробовать или нет? -Рано или поздно в жизни каждого ребенка встает выбор пробовать какие-либо психоактивные вещества или нет, возможно, этот выбор уже вставал перед ребенком, присутствующего родителя или стоит прямо сейчас. -Что, по вашему мнению, отличает человека, который столкнувшись с этими сложными обстоятельствами преодолевает их, от человека, у которого, в подобной ситуации соглашается попробовать запрещенные вещества? -Когда все это появляется? В каком возрасте? -Когда закладывается? Кто закладывает? -Для избегания столкновения с этими последствиями надо научить ребёнка отстаивать свою точку зрения: (Приложение № 3) -Помимо этого, ребёнок должен уметь говорить «нет» при необходимости. Для формирования такого качества у детей, педагог-психолог Васильева Розалия Семеновна разработала рекомендации родителям; (Приложение № 4) -Так же, научите своего ребёнка следующим приёмам, которые предлагает детский психолог Людмила Казимирова: (Приложение № 5) -И так, дорогие родители, на фоне всего, что мы сегодня узнали, прошу совместными усилиями дать ответ на вопросы: «Как понять, что ваш ребенок склонен к аддитивному поведению, употребляет? И как это предотвратить?». Прошу секретаря родительского комитета продемонстрировать решение на документ-камере и озвучить его. -А, чтобы не наблюдать эти признаки нужно соблюдать правила беседы с ребёнком, которые нам предлагает детский психолог Шакова Галина Александровна. Внимание на экран. (Приложение № 6) | Родители внимательно слушают учителя, наблюдая за сопровождающей презентацией. -Нет. -В абсолютно любом возрасте. -Характер, наличие собственного мнения и осознание последствий. -Это всё появляется с ранних лет, особенно в младшем школьном возрасте. -Закладывается именно в этот восприимчивый, младший школьный возраст. Семья и школа. Внимательно слушают учителя, изучая памятку. Секретарь род.собр. озвучивает решение род.собр: 1. По мере необходимости наблюдать за изменениями настроения, общего поведения, общения детей. 2. При обнаружении сигналов аддитивного поведения вести грамотную беседу. | Ф Демонстрация (Слайд № 4) Объяснение- Рассказ «Связь с жизнью» Ф «Вопрос-ответ» Демонстрация Г Эвристический метод Составление памятки Рекомендация | УУКД: - слушать, слышать и принимать разные точки зрения; УУРД: - участвовать в решении задач для достижения цели; - оценивать результаты процесса решения проблемы вредных привычек; УУПД: - обобщать и делать вывод о профилактике представления о вредных привычках у детей; - сравнивать свое понимание о причинах аддитивного поведения детей с научно-доказанными фактами; Личностные: Понимание и осознание значимости профилактики данной темы в семье; Осмысление необходимости грамотного контроля и диагностики своих детей УУРД: - оценивать результаты процесса решения проблемы вредных привычек; - делать выводы, обобщать и интерпретировать полученные знания об опасности вредных привычек; УУПД: - обобщать и делать вывод о профилактике представления о вредных привычках у детей; УУКД: - вступать в диалог с другими родителями при обсуждении проблемы вредных привычек; |
| ||||
3. Заключительная часть. | ||||
3.1. Рефлексия. Обмен мнениями | -В заключении нашего собрания попрошу родителей высказать своё мнение: -Было ли для вас интересным содержание собрания? -Является ли, на ваш взгляд, тема собрания актуальной? Почему? -Теперь, я уверена, что родители моего класса просвещены о необходимости быть бдительными, обращать внимание на поведение своих детей в жизни. -Прошу вас на рефлексивной мишени оценить уровень вашего понимания и деятельности на этом родительском собрании. -Чем ближе к центру, тем лучше усвоили. -Всем спасибо, дополнительную информацию и рекомендации по похожим темам вы можете найти на моём персональном сайте во вкладке «Родителям». | -Тема родительского собрания актуальная потому что как бы мы ни ограждали своего ребёнка от данной проблемы, к сожалению, в его жизни может сложиться такая ситуация, когда ему предложат попробовать первое наркотическое средство. И мы теперь знаем, как грамотно контролировать и предотвратить такие случаи. Родители оценивают своё понимание и участие на раздаточных рефлексивных листах. | И-Ф «Открытый микрофон» Обобщение «Рефлексивная мишень» Рекомендация | Личностные: Проявление интереса к предотвращению вредных привычек у детей; Понимание и осознание значимости профилактики данной темы в семье; Осмысление необходимости грамотного контроля и диагностики своих детей; УУРД: - проводить рефлексию, обобщая. интерпретируя полученные знания и результаты; - проанализировать свое участие в решении задач и достижения цели; УУПД: - обобщать и делать вывод о профилактике представления о вредных привычках у детей; УУКД: - слушать, слышать и принимать разные точки зрения; - высказывать своё мнение при обсуждении решения проблемы; |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 2:
Приложение 3:
Приложение 4:
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ: «НЕТ»?
Мама с папой обязаны знать, как научить ребёнка говорить «нет» друзьям и другим людям. Для этого есть несколько способов.
-
Объясните, что иногда отказывать людям – это правильный поступок. Конечно, речь идет не об отказе маме помочь с ужином или отказе убраться в комнате. Нужно уметь сказать «нет», когда ребёнка просят поделиться какой-то вещью, а он не хочет или не может. Это же касается выбора еды. У малыша может быть аллергия на определенный продукт, поэтому он должен уметь в гостях говорить «нет», если ему предлагают блюдо с этим ингредиентом. -
Объясните ребёнку, что у человека есть абсолютное и полное право на его собственное тело. Никто не может заставить его сделать татуировку, проколоть пупок или пойти прыгать с тарзанки, ожидая травм и увечий. Даже если дело касается простых игр со сверстниками или объятий в семье, то нельзя заставлять малыша делать то, что он не хочет. Конечно, если только речь не идет о посещении врача. -
«Нет» – это не только слово, но и твердый принцип. Скажите сыну или дочери, что отказывать надо с твердостью в голосе, прямо смотря собеседнику в глаза. Поза должна выражать уверенность в себе. -
Известите малыша, что иногда собеседники будут настаивать, и ему нужно будет повторить «нет» несколько раз. Нужно уметь отказывать до тех пор, пока от ребёнка не отстанут. И даже если собеседник делает вид, что не слышит вас, вы не обязаны идти ему на уступки. Объясните ребёнку, что отказать – это не значит предать человека или его дружелюбное отношение. Когда дело касается дружбы, малыш должен понять, что это светлое чувство строится не на постоянных уступках, а на компромиссах. Чтобы между людьми были гармоничные и здоровые отношения, каждый из них вправе высказывать свое мнение и прислушиваться к другому. Если ваша дочь часто слышит от подружки: «Если не дашь мне надеть твои сережки, я больше с тобой не дружу», то ваша девочка должна задуматься, а было ли это дружбой. -
Ребёнок должен научиться не только отказывать, но и аргументировать свою позицию. Выглядит это так – «я не буду мыть за тебя доску после уроков, потому что обещал маме вовремя вернуться домой». Или – «я не буду -
Издеваться над новенькой. Несмотря на то, что он немного странная, ваши действия похожи на травлю, а это неправильно». Ребёнок должен научиться называть вещи своими именами. «Да, учитель ушел и оставил деньги на столе. Мы одни в классе, никто не узнает, что это мы их взяли. Но это воровство, а меня учили вести себя правильно». Все эти фразы стоит не только рассказать малышу, но и проиграть их в реальных ситуациях, чтобы он был готов к ним.
Приложение 5:
ПРИЁМЫ
-
Приём № 1. Отказ под благовидным предлогом, или Мотивированный отказ. Ваша задача – заготовить вместе с ребенком пару-тройку таких предлогов заранее, потому что придумать что-то на ходу ему будет сложно, и объяснение покажется неубедительным. Возможные варианты: "В субботу не могу, меня пригласили на день рождения", "Мне родители не дали карманных денег, сам сижу без копейки", "Не могу задержаться, через полчаса встречаюсь с подругой, она уже выехала", "Не смогу сегодня вечером одолжить тебе красное платьице, оно у меня сейчас в стирке". -
Приём № 2. Отказ без объяснения причин. Посоветуйте напустить туману. Мол, не спрашивай почему, но не могу. Тон при этом должен быть: а) загадочный, б) грустный. В первом случае проситель будет заинтригован, во втором подумает, что у вашего ребенка что-то произошло и настаивать бесполезно. -
Приём № 3. Отказ с переадресовкой. Пусть валит все на родителей. Мол, ты же знаешь, я бы с удовольствием тебя выручил, но родители меня убьют. В прошлый раз из-за этого со мной отец неделю не разговаривал. Сказал, еще раз такое повторится, он твоим родителям позвонит. Как правило, действует безотказно, перспектива разборок с родителями никого не обрадует. Если это вариант, когда просьба исходит от учителя, тут еще проще: "Я бы остался дежурить за Иванова (Петрова, Сидорова и далее по списку за всех хитрецов и шалопаев), но мама сказала, чтобы я не задерживался после уроков, к нам придет бабушка, а у нее ключа нет". "Я передам папе вашу просьбу, но не знаю, сможет ли он на этот раз (в сотый раз прийти и починить что-то в классе, будто в классе только у вашей дочки есть отец)". Применяя три вышеописанных приёма, можно добавлять "к сожалению", "извините, но…", "мне очень жаль", "я бы рад, но…", "может, в следующий раз", чтобы не обидеть человека отказом, но одновременно дать ему понять, что отказ обоснован. -
Приём № 4. Встречная просьба. Отлично подходит для того, чтобы проверить отношение просителя к вашему ребенку. Научите детей этому трюку: не дослушав до конца, нужно радостно воскликнуть: "Ну надо же, а я как раз тебя хотел (хотела) попросить об этом! К кому же мне теперь обратиться?" Последнюю фразу следует произносить озабоченным тоном – ваш ребенок уже занят собственной проблемой.
Приложение 6:
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С РЕБЁНКОМ
-
Всегда стремитесь к идеалу в себе, а не в ребенке; -
Не воюйте с детьми, воспитывайте их в мире; -
Разговаривайте друг с другом: если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга. Умейте выслушать внимательно, с пониманием, не перебивая и не настаивая на своем; -
Предоставьте подростку высказать свою точку зрения по любому из интересующих его вопросов, выслушайте его, терпеливо все разъясните; -
Рассказывайте им о себе, пусть ваши дети знают, что вы готовы поделиться с ними, а не уходите в себя; -
Будьте тверды и последовательны: не выставляйте условия, которые не может выполнить ребенок. Ребенок должен знать, чего от вас ожидать; -
Будьте рядом: важно, чтобы дети понимали, что дверь к вам открыта и всегда есть возможность побыть и поговорить с вами; -
Старайтесь всё делать вместе, планировать общие интересные дела, как можно активнее развивайте инициативу и интерес ребенка, чтобы дать ему альтернативу, если ему вдруг предстоит делать выбор, где одним из предложенных вариантов будет наркотик; -
Интересуйтесь друзьями своего ребёнка, той компанией, в которую он зачастил. Поинтересуйтесь, по какой причине его так тянет проводить там свое время. Постарайтесь получить информацию об этой компании не только из уст самого подростка. -
Показывайте пример, что алкоголь, табак, медикаменты показывайте пример, что алкоголь, табак, медикаменты – их употребление привычно, хотя может вызвать проблемы (например,алкоголизм). Все эти вещества легальны, но то, как вы их употребляете, какое место они занимают в вашей жизни – пример для ваших детей; -
Помните, что ребенок нуждается в вашей поддержке: помогите ему поверить в свои силы; -
Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, избавляйтесь и от своих пороков. Не надейтесь на то, что только правильными словами вы сможете исправить положение.