Файл: Дополнительные задания по дисциплине Вожатская организаторская деятельность в объединениях, коллективах, организациях, движениях.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дополнительные задания по дисциплине «Вожатская / организаторская деятельность в объединениях, коллективах, организациях, движениях»
-
Разработать интерактивную форму изучения темы «Организация деятельности детей в разновозрастной группе». Какие моменты осветить: понятие РВГ; функции РВГ; описание специальных принципов организации взаимодействия в РВГ по схеме: название принципа - краткая характеристика принципа (без требований, условий, правил) - возможные сложности реализации принципа. Целевая группа: студенты. Вся информация находится в 4 главе учебника.
- Понятие разновозрастной группы: это группа детей разного возраста (от 3 до 7 лет), которые воспитываются и обучаются вместе в одном дошкольном образовательном учреждении. Разновозрастная группа имеет свои преимущества и недостатки, а также требует специального подхода к организации жизни и деятельности детей¹².
- Функции разновозрастной группы: разновозрастная группа способствует развитию социальных навыков и компетенций детей, таких как общение, сотрудничество, взаимопомощь, толерантность, уважение к старшим и младшим, ответственность за себя и других. Разновозрастная группа также стимулирует познавательную активность и творческий потенциал детей, так как они имеют возможность учиться друг у друга, обмениваться знаниями и опытом, решать разнообразные задачи.
- Описание специальных принципов организации взаимодействия в разновозрастной группе по схеме: название принципа - краткая характеристика принципа (без требований, условий, правил) - возможные сложности реализации принципа. Например:
- Принцип индивидуализации и дифференциации - учет индивидуальных особенностей, потребностей и интересов детей разного возраста при планировании и проведении образовательной деятельности. Сложности: необходимость подбора адекватных заданий и материалов для каждой возрастной группы; сложность контроля за выполнением заданий; риск перегрузки или недостаточной стимуляции детей.
- Принцип сотрудничества и взаимообучения - создание условий для совместной деятельности детей разного возраста, основанной на взаимопомощи, обмене знаниями и опытом, совместном решении проблем. Сложности: необходимость формирования умений и навыков сотрудничества у детей; риск конфликтов или доминирования старших или младших детей; необходимость поддержки и поощрения сотрудничества со стороны воспитателя.
- Принцип игрового подхода - использование игры как основной формы организации образовательной деятельности в разновозрастной группе, способствующей развитию творчества, фантазии, эмоционального благополучия детей. Сложности: необходимость подбора игр, учитывающих интересы и возможности детей разного возраста; необходимость обеспечения безопасности и комфорта детей во время игры; необходимость соблюдения баланса между свободной и организованной игрой.
- Принцип эмоциональной комфортности - создание психологического микроклимата и эмоционального фона, способствующих внутреннему комфорту, бесстрашию, ощущению полноты жизни у детей. Это достигается путем предоставления возможности максимальной свободы действий, обеспечения эмоционального тепла и поддержки ребенка, демонстрации положительного отношения к детям.
- Принцип активности - стимулирование активной познавательной и творческой деятельности детей, развитие их самостоятельности, инициативы, ответственности. Это достигается путем создания ситуаций проблемного характера, предложения разнообразных заданий и материалов, поддержки интересов и потребностей детей.
- Принцип учета разновозрастности объединения детей - учет индивидуальных особенностей, потребностей и интересов детей разного возраста при организации взаимодействия в группе. Это достигается путем сочетания естественных взаимодействий в ходе непосредственного общения и целенаправленного дифференцированного взаимодействия педагога со старшими и младшими детьми в ходе общей или раздельной образовательной деятельности.
- Принцип динамичности - постоянное обновление и совершенствование предметно-игровой среды в соответствии с изменениями в интересах, потребностях и возможностях детей. Это достигается путем включения детей в процесс создания и трансформации среды, использования различных ресурсов (природных, художественных, информационных и т.д.), учета сезонных и календарных особенностей.
- Принцип опережающего характера содержания образования - предоставление детям возможностей для развития на грани перехода к следующему этапу их развития, то есть создание зоны ближайшего развития. Это достигается путем подбора заданий и материалов, которые вызывают у детей интерес, любопытство, желание узнать больше, а также путем организации сотрудничества и взаимообучения между детьми разного возраста
В разновозрастной группе вы можете использовать разные игры, которые способствуют развитию физических, познавательных и социальных навыков детей, а также учитывают их интересы и возможности. Вот некоторые примеры игр:
- Игра «Медведь и дети» - учим бегать в одном направлении, действовать в соответствии со словами взрослого; вызываем удовольствие от совместных действий; поощряем самостоятельность детей¹.
- Игра «Поезд» - учим двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другими детьми; вселяем чувство уверенности и спой возможности; побуждаем к самостоятельным действиям¹.
- Игра «Куры и кошка» - совершенствуем бег; развиваем умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощряем самостоятельные действия; вызываем чувство радости от совместных действий¹.
- Игра «Уточки и собачка» - совершенствуем ходьбу, бег; побуждаем к подражанию; вызываем чувство радости от совместных действий со взрослым и сверстниками¹.
- Игра «Лесные жители» - развиваем ловкость, быстроту, координацию движений; формируем умение работать в команде; знакомим с животными леса².
- Игра «Кто быстрее?» - развиваем скоростные способности, выносливость, реакцию; формируем умение соревноваться и признавать победу или поражение².
- Игра «Подбери пару» - развиваем наблюдательность, память, внимание; формируем умение находить общие и отличительные признаки предметов.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/01/26/kartoteka-didakticheskih-igr-dlya-raznovozrastnoy-gruppy
(2) Картотека подвижных игр в разновозрастной группе. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2021/02/22/kartoteka-podvizhnyh-igr-v-raznovozrastnoy-gruppe Получен доступ 05.06.2023.
(3) Картотека подвижных игр для разновозрастной группы. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/09/04/kartoteka-podvizhnyh-igr-dlya-raznovozrastnoy-gruppy Получен доступ 05.06.2023.
2. Составить аннотированный список материалов (книги, учебники, статьи, фильмы, видео сюжеты и пр.) для изучения темы «Организация педагогической работы с воспитанниками детских домов, школ-интернатов, социально-реабилитационных центров». Из подобранных материалов студенты должны узнать: характеристику каждого типа учреждения; особенности воспитанников данных учреждений; виды и формы организации работы с воспитанниками; трудности взаимодействия с такими детьми, причины возможных трудностей и способы их преодоления. Требования к материалам: не должны быть старше 2015 года; иметь автора (авторов); должны быть в открытом доступе; не менее 7 источников. Результат работы представляется в виде таблицы:
| Характеристика учреждения | Особенности воспитанников | Виды, формы работы | Возможные трудности взаимодействия | Причины возникновения трудностей | Способы преодоления возникших трудностей |
Детский дом | | | | | | |
Школа-интернат | | | | | | |
Социально-реабилитационный центр | | | | | | |
3. Разработать интерактивную форму изучения темы «Нормативно-правовые основы деятельности вожатого». Из нормативных и правовых документов, регламентирующих деятельность вожатого в детском оздоровительном лагере (ДОЛ) осветить: Профессиональный стандарт вожатого, Устав ДОЛ (можно взять типовой или конкретного лагеря), Должностную инструкцию вожатого, план-сетку общелагерных мероприятий, план-сетку отрядных мероприятий.
4. Разработать интерактивную форму итогового контроля изучения дисциплины «Вожатская / организаторская деятельность...» Целевая группа: студенты. По 1-2 вопроса по каждой теме.
Спасибо за ответы. На основе них я могу предложить вам несколько вариантов интерактивной формы итогового контроля. Выберите один из них или напишите свой:
- Ролевая игра. Разделяем студентов на группы и присваиваете им роли вожатых, детей или руководителей лагеря. Задаем им задачу, связанную с организацией досуга и работы с детьми, и наблюдаете за их взаимодействием. Я оцениваете их поведение по критериям знаний, умений и навыков, которые вы хотели проверить. Предлагаю использовать ситуацию, когда вожатые должны помочь ребенку, который чувствует себя одиноким и никому не нужным.
Тогда назовем их так:
- Вожатый 1
- Вожатый 2
- Ребенок 1 (одинокий и никому не нужный)
- Ребенок 2 (дружелюбный и общительный)
- Ребенок 3 (задира и насмешник)
- Ребенок 4 (послушный и тихий)
Теперь давайте опишем ситуацию, в которой они оказываются. Я предлагаю такой вариант:
- Все персонажи находятся в лагере на природе. Сейчас свободное время, и дети могут заниматься чем угодно. Вожатые должны следить за ними и помогать им при необходимости.
- Ребенок 1 чувствует себя одиноким и никому не нужным, потому что он не может найти друзей и вписаться в коллектив. Он сидит в стороне от остальных и грустит.
- Ребенок 2 видит ребенка 1 и хочет подойти к нему и познакомиться. Он думает, что ребенок 1 может быть интересным собеседником и другом.
- Ребенок 3 видит ребенка 2 и решает подшутить над ним. Он подходит к ребенку 2 и начинает насмехаться над его желанием подружиться с ребенком 1. Он говорит, что ребенок 1 - это неудачник и зануда, и что никто не хочет с ним общаться.
- Ребенок 4 слышит ребенка 3 и боится его. Он не хочет вступать в конфликт с ним, но он также не хочет быть похожим на него. Он молча наблюдает за происходящим.
- Вожатый 1 видит ситуацию и хочет помочь ребенку 1. Он подходит к нему и пытается завязать разговор. Он спрашивает его о его интересах, хобби и мечтах. Он показывает ему свое уважение и доброжелательность.
- Вожатый 2 видит ситуацию и хочет помочь ребенку 2. Он подходит к нему и пытается отвлечь его от ребенка 3. Он говорит ему, что он молодец, что хотел подружиться с ребенком 1, и что он не должен обращать внимания на ребенка 3. Он предлагает ему поиграть в какую-нибудь игру или заняться чем-то интересным.
Определим критерии оценки для этой формы итогового контроля:
Знание теории и практики организации досуга и работы с детьми. Оценивается по наличию и правильности применения терминов, концепций и методов, связанных с дисциплиной.
Умение анализировать ситуацию и принимать решения. Оценивается по логичности, аргументированности и эффективности выбранных действий в данной ситуации.
Навык общения и взаимодействия с детьми и коллегами. Оценивается по уровню эмпатии, доброжелательности, уважения и сотрудничества, проявленных в процессе ролевой игры.
Навык работы в команде и координации действий. Оценивается по степени согласованности, поддержки и ответственности, проявленных в процессе ролевой игры.
5. Разработать онлайн-квест для изучения студентами темы «Имидж вожатого и этика взаимоотношений с коллегами, детьми, родителями (законными представителями)».
6. Разработать интерактивную форму изучения темы «Основы конфликтологии» (типы конфликта, управление конфликтной ситуацией, межличностные стили разрешения конфликтов) с выходом на практическое занятие по повышению стрессоустойчивости вожатого, предшествовать которому будет диагностика или самодиагностика уровня стресса участников события.