Файл: Контрольная работа 1 Вариант 8. Вопросы 8, 18, 5, Вопрос Комплексная система охраны труда на предприятии (ксот п).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
|
Контрольная работа №1
Вариант №8.
Вопросы: № 8, 18, 5, 7.
Вопрос № 8. Комплексная система охраны труда на предприятии (КСОТ- П).
В рамках совершенствования системы управления ОТ в РЖД в 2012 году было принято решение переходить от реактивной модели управления к проактивной. Это принципиально разные методы: реактивный подразумевает реагирование на уже случившиеся ситуации, а проактивный основан на определении целей и создании рабочей модели ОТ, направленной на их реализацию.
С 2013 года в ОАО «РЖД» введен метод визуализированного контроля «Комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте» (КСОТ-П). Этот метод заменяет трехступенчатый контроль, по мнению руководства компании, уже исчерпавший свои возможности и ставший формализованным.
КСОТ-П – это многоступенчатый систематический контроль за охраной труда, определяющий производственные риски и факторы их возникновения. Он направлен на управление рисками и реализацию безопасных условий на рабочих местах. К целям комплексной системы оценки состояния ОТ относятся: алгоритмизация и автоматизация навыков действий в опасных ситуациях, создание простой и понятной системы контроля за безопасностью (в том числе оценка рисков в баллах), распространение ответственности и участия в охране труда на всех уровнях производства, включая руководство, представителей профсоюза и исполнителей. Также важен анализ собранных сведений и упрощение работы по ОТ.
КСОТ-П условно можно разделить на пять составляющих.
1. Периодичность и методы контроля за состоянием ОТ.
Любые проверки, связанные с безопасностью производства, не должны быть редкими и формальными. КСОТ предписывает такую периодичность: каждый день или смену, каждый месяц и каждый квартал. Ответственными за проверки являются руководители разных уровней: ежедневный (ежесменный) контроль в компетенции непосредственного руководителя работ; ежемесячный – руководителя производственного объединения; поквартальный проводит начальник структурного подразделения в составе комиссии.
2. Крест безопасности по охране труда – ежедневный визуальный контроль (1 ступень).
Метод креста безопасности достаточно молод, ему нет и 10 лет. Помимо ОАО «РЖД», его активно применяют такие предприятия как «Северсталь», автоконцерн «КамАЗ» и другие. Данный метод представляет собой первую ступень контроля в виде максимально простого заполнения определенной формы.
Принцип заполнения формы – интуитивно понятный «светофорный».
Плакат выглядит как крест, размеченный на 31 клетку (количество дней в месяце). Каждая клетка-период в результате проверки закрашивается в определенный цвет.
Зеленый сигнализирует о том, что нарушений не выявлено.
Желтый цвет предназначен для фиксации одного из семи нарушений, требующих внимания работников ОТ. Это может быть работа без необходимых удостоверений, недостаточное освещение на рабочих местах и т.п.
Красный цвет говорит об опасности. КСОТ-П предусматривает 10 вариантов проблем для использования красного цвета в кресте. Например, это произошедшее экстренное торможение или разрушение действующего оборудования.
Между красным и желтым может применяться оранжевый цвет, фиксирующий одну из шести предупредительных ситуаций: работу без средств индивидуальной защиты или плохое состояние технологических проходов и т.п.
Синий цвет вводится в крест безопасности, если во время работы кто-то из персонала получил микротравму. Характерно, что первая версия креста была трехцветной, однако с 2014 года были добавлены оранжевый и синий цвета, позволяющие эффективнее использовать данный метод для визуального контроля. Если выявлено несколько нарушений одновременно, используется цвет наиболее серьезного из них.
3. Ведомость несоответствий (2 ступень).
Второй ступенью КСОТ является ведомость несоответствий. Она выглядит как табличный бланк, в который в соответствующие графы записываются обнаруженные ошибки обеспечения требований ОТ. Все необходимые замечания вносятся в ведомость с соблюдением табличности: указываются точная дата и время проведенной проверки, сведения о лице, которое обнаружило нарушение, суть самого нарушения, ФИО виновника, предпринятые меры по устранению нарушения и в последней графе ставится отметка о том, что меры действительно приняты.
Заполнять ведомость может руководитель конкретного производственного объединения, специалист, либо работник, назначенный проверяющим. Также возможен вариант, при котором записи делают работники – не о себе, а о своих коллегах. Ведомость поступает руководителям подразделений и используется при ежемесячной и ежеквартальной проверках для анализа ситуации на предприятии.
При анализе и расследованиях нарушений безопасности на производстве рекомендовано поощрять работников, выявивших нарушения, и не привлекать их к дисциплинарной ответственности. Это разумный логичный шаг, так как в противном случае КСОТ нельзя будет назвать объективной.
Если сотрудник получил микротравму, это также необходимо зафиксировать в ведомости: внести данные работника, описать причины и суть повреждений, указать период отсутствия пострадавшего на рабочем месте.
4. Уголок КСОТ-П.
Уголком КСОТ-П называют специальный стенд, на котором размещаются материалы по охране труда, в том числе крест безопасности. Уголок выпускается согласно Техническими требованиям к стендам, утвержденным в ОАО «РЖД» в 2015 году. Требования регламентируют размеры, материалы, качество выполнения самого уголка, размещение его в строго определенных местах и даже способы крепления к вертикальной поверхности. Такой скрупулезный подход помогает стандартизировать и упростить подход к безопасности, сделать контроль за ОТ максимально простым и в то же время эффективным.
5. Визуализированная карта осмотра Как ясно из названия, визуализированные карты для рабочих мест предназначены для оперативного и интуитивно понятного контроля за рисками. Простой взгляд на карту позволяет оценить вероятность опасного или вредного влияния, узнать о том, как защититься. Используются простые условные обозначения, которые не нуждаются в толковании. Это экономит время, которого в критической ситуации всегда не хватает.
В таблицу в отдельные графы заносятся данные об оборудовании, персонале, классе условий труда, выполняемых производственных операциях. Также фиксируются опасные факторы, риски, класс риска, применяемые средства защиты.
Вопрос № 18. Требования охраны труда при выполнении отдельных видов работ на железнодорожных путях станции.
Работники подразделений, выполняющие работу на станционных железнодорожных путях, должны оповещаться о предстоящих маневрах, роспуске состава с сортировочной горки, приеме и отправлении поездов. Оповещение осуществляют дежурные по железнодорожной станции, сортировочной горке, диспетчеры маневровые (станционные), операторы поста централизации по громкоговорящей связи в соответствии с установленным на железнодорожной станции порядком, на основании специальных записей в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети, производимых руководителями работ перед началом их проведения с указанием времени и места проведения.
При приеме, отправлении и пропуске поездов по железнодорожной станции дежурные по железнодорожным станциям, дежурные стрелочных постов и другие работники, которые обязаны встречать и провожать поезда (согласно должностным обязанностям), должны находиться в местах, указанных в инструкции по охране труда.
При осмотре или обслуживании централизованного стрелочного перевода (проверка свободности и целостности централизованного стрелочного перевода при занятости на табло электрической централизации, перевод курбелем, очистка) работником железнодорожной станции дежурному по железнодорожной станции запрещается пропуск подвижного состава по данному централизованному стрелочному переводу до получения доклада от посланного работника об окончании работ и ухода его в безопасное место.
Дежурный по железнодорожной станции после согласования с руководителем работ или монтером пути, работающим самостоятельно, (лично или по телефону) плана работ на централизованных стрелочных переводах должен дать указание составительским бригадам, работающим на железнодорожной станции, об особой бдительности при следовании по стрелочным переводам, где производятся работы, и, в соответствии с ТРА железнодорожной станции, по заявке руководителя работ выдавать предупреждения локомотивным бригадам о повышенной бдительности в местах производства работ, а также в установленном порядке оповещать монтеров пути, работающих на централизованных стрелочных переводах, о приеме, отправлении поездов и предстоящих маневровых передвижениях.
Очистка централизованных стрелочных переводов должна производиться после согласования плана работ дежурным по железнодорожной станции (сортировочной горки), ограждения места производства работы (днем красным сигналом, ночью и в дневное время при плохой видимости (туман, метель) - ручным сигнальным фонарем с красным огнем), установкой между остряком и рамным рельсом деревянного вкладыша и с соблюдением мер безопасности при нахождении на железнодорожных путях.
При производстве маневров в местах работы ремонтных бригад (путевых, СЦБ), с пересечением переездов, около пассажирских платформ, на путях грузовых складов, грузовых дворов, складов топлива, вагонных и локомотивных депо, на территории заводов, мастерских руководители маневровой работы и локомотивные бригады должны проявлять особую бдительность. Своевременно подавать звуковые сигналы (свистком) о приближении состава к находящимся около (на) пути или на платформе людям, а также предупреждать людей,
работающих на погрузке, выгрузке, ремонте пути и вагонов, о движении состава.
Маневровые передвижения на ремонтных путях предприятий ОАО "РЖД" должны производиться под наблюдением и личным контролем ответственного работника предприятия.
Первоочередные меры и порядок действий работников при ликвидации ситуаций с опасными грузами, в том числе взрывчатыми материалами, в процессе перевозки их по железным дорогам установлены Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам.
Вопрос № 5. Пострадавший при несчастном случае хочет принять участие в расследовании несчастного случая и просит включить его в комиссию по расследованию несчастного случая. Законны ли его требования?
Нет, так как в соответствии со ст. 229 ТК РФ пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим, не составе комиссии.
Вопрос № 7. Имеет ли право работодатель допустить к работе работника, не прошедшего очередной медосмотр?
Нет, согласно п. 4 ч. 2 ст. 49 ТК работодатель не должен допускать к работе (обязан отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, который не прошел медосмотр в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
Работодатель не должен допускать работника к работам, противопоказанным ему по состоянию здоровья. Для этого следует издать соответствующий приказ и ознакомить с ним как самого работника, так и руководителя структурного подразделения, в котором тот работает. В приказе обязательно надо указать вид работ, к которым не допускается работник, основание недопуска (номер и дату медсправки), а также период (конкретные даты), на который работник не допускается к выполнению таких работ.
При необходимости нужно внести изменения в рабочую инструкцию работника и в обязательном порядке под подпись ознакомить с ними работника. Если этого не сделать, работник не будет обязан руководствоваться изменениями.
Задача № 1. На основании данных таблицы 3 определить показатели травматизма статистическим методом (КЧ, КТ, КП) и показать графически динамику производственного травматизма за 5 лет. Сделать вывод.