Файл: Итоговое повторение за курс 5 класса. Основные понятия Части речи имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Итоговое повторение за курс 5 класса.

Основные понятия:

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол.

Орфограммы: правописание корней с чередованием, о-ё после шипящих, и-ы после ц.

Пунктуация: Обобщающее слово при однородных членах, обращение, прямая речь, диалог, сложное предложение.

Части речи: что нового узнали?

Имя существительное:

Глагол:

КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ:

Зависят от последней буквы в корне:

Зависят от суффикса А после корня:

Тренируемся:

Прил..гать усилия, сл..жить вещи, отл..жить поездку, возл..гать цветы, предл..жить помощь, безотл..гательное дело, зал..жить фундамент, прил..жение к журналу, высказать предпол..жение.

Подр..стающее поколение, классификация р..стений, произр..стать на юге, выр..щенный урожай, зар..сли тростника, морские водор..сли, новая отр..сль промышленности.

О – Ё после шипящих

Тренируемся:

И-Ы после Ц

Тренируемся:

Спиц.., синиц.., молодц.., сестриц..н.

Ц..трус, ц..стерна, ц..клон, капуц..н.

Нац..я, позиц..я, репетиц..я.

Ц..ган, ц..плёнок, ц..кнуть.

Знаки при обобщающем слове:

Знаки при обращении:

Обращение – слово или словосочетание, при помощи которого к кому-то обращаются.

Мама, купи фрукты. Ты, бабушка, не волнуйся. Сегодня, ребята, мы идём в кино. Мои дорогие, как я соскучилась.

Прямая речь:

Слова-указатели: сказал, подумал, произнёс, ответил, говорит, сообщает.

«П», - а. «Подойди ко мне», - попросил он.

А: «П». Я ответил: «Нет».

«П, - а, - п». «Почему, - не понял он, - мы же друзья».

Сложное предложение

Предложение с одной грамматической основой называется простым: Наступил вечер.

Предложение с двумя грамматическими основами называется сложным: Наступил вечер, и мы пошли домой.

Сравним: Я проснулся первым и приготовил всем чай. – Я проснулся первым, и день обещал быть замечательным.

Тренируемся:

Итоговое повторение за курс 5 класса.

Основные понятия:

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол.

Орфограммы: правописание корней с чередованием, о-ё после шипящих, и-ы после ц.

Пунктуация: Обобщающее слово при однородных членах, обращение, прямая речь, диалог, сложное предложение.

Части речи: что нового узнали?

Имя существительное:

  • 1. Бывает общего рода: неряха, задира.
  • Одушевлённость проверяется схемой: мн.ч. Р.п. = мн.ч. В.П. нет кукол = вижу кукол (одушевленное)
  • Некоторые существительные застыли в форме ед. или мн. числа: ножницы, люди, молоко.

Глагол:

  • 1. Имеет вид: что делать? – несовершенный, что сделать? – совершенный.
  • 2. Имеет время:
  • Настоящее: что делает? играет
  • Прошедшее: что делал? что сделал? Играл, сыграл
  • Будущее: что сделает? что будет делать? Сыграет, будет играть
  • Изменяется по лицам:
  • 1. Я-Мы, 2.- Ты-Вы, 3. Он, она, оно, они.

КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ:

Зависят от последней буквы в корне:

Зависят от суффикса А после корня:

  • ЛАГ – ЛОЖ: полагать – положить, излагать – изложить, прилагательное, предложение.
  • РОС – РАСТ, РАЩ: водоросли отрастают, выращивать поросли.
  • Исключения: росток, отрасль.
  • Правило ИРЫ!
  • В корнях: бер-бир, пер-пир, дер-дир, тер-тир, мер-мир

    пишется И, если читается ИРА: собИРАть – соберу, запИРАть – запереть, вытИРАть – вытер, задИРАть – задерет, замИРАть – замер.

    Т.е. , если за корнем стоит суффикс А, то пишется И.

    Сюда же относятся корни: стел-стил, блест-блист, жег-жиг: расстИлАть – расстЕлить, блИстАть – блЕстеть, зажИгАть – зажечь.

Тренируемся:

Прил..гать усилия, сл..жить вещи, отл..жить поездку, возл..гать цветы, предл..жить помощь, безотл..гательное дело, зал..жить фундамент, прил..жение к журналу, высказать предпол..жение.

Подр..стающее поколение, классификация р..стений, произр..стать на юге, выр..щенный урожай, зар..сли тростника, морские водор..сли, новая отр..сль промышленности.

Ст..рать белье, ст..реть пятно, расст..лающийся туман, перест..лить постель, бл..стательный успех, бл..снувшая молния, зап..рать на замок, зап..рто, жвачка не отд..рается, ум..рать от тоски, выб..рать игру, заж..гательный танец.

О – Ё после шипящих


Какая часть речи?

В какой части слова?

В существительных прилагательных

наречиях

В корне ё, если можно проверить чередованием с е

В суффиксах и окончаниях О

В глаголах в любой части слова Ё

Черный – чернеть, шёлк – шелка, щётка – щетина.

Горячо, камышовый, шов, шорох.

Пришёл, сжёг.

Тренируемся:


Ж..лоб, ж..рнов, ж..лудь, ш..пот, ш..рстка, ч..лка, кош..лка.

Туч..й, камыш..м, лапш..й, луж..й, свинц..вый, ситц..вый, плюш..вый, реч..нка, девч..нка, руч..нка, медвеж..нок, плеч..м, летописц..м, абзац..м,

Постриж..м, завлеч..т, испеч..шь, ш..л.

И-Ы после Ц

  • В корне И: цирк, циркуль, циновка.
  • В словах на –ция:
  • станция, конституция, рация.

  • В исключениях: Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: «Цыц!»
  • В суффиксах и окончаниях Ы: сестрицы, братцы, царицын.

Тренируемся:

Спиц.., синиц.., молодц.., сестриц..н.

Ц..трус, ц..стерна, ц..клон, капуц..н.

Нац..я, позиц..я, репетиц..я.

Ц..ган, ц..плёнок, ц..кнуть.

Знаки при обобщающем слове:

  • Мама купила фрукты: яблоки, груши, абрикосы.
  • : , , .
  • Яблоки, груши, абрикосы – такие фрукты купила мама.
  • , , - .
  • Мама купила фрукты: яблоки, груши, абрикосы – и положила их в холодильник.
  • : , , -….

О

---

---

---

Знаки при обращении:

Обращение – слово или словосочетание, при помощи которого к кому-то обращаются.

Мама, купи фрукты. Ты, бабушка, не волнуйся. Сегодня, ребята, мы идём в кино. Мои дорогие, как я соскучилась.

Прямая речь:

Слова-указатели: сказал, подумал, произнёс, ответил, говорит, сообщает.

«П», - а. «Подойди ко мне», - попросил он.

А: «П». Я ответил: «Нет».

«П, - а, - п». «Почему, - не понял он, - мы же друзья».

Сложное предложение

Предложение с одной грамматической основой называется простым: Наступил вечер.

Предложение с двумя грамматическими основами называется сложным: Наступил вечер, и мы пошли домой.

Сравним: Я проснулся первым и приготовил всем чай. – Я проснулся первым, и день обещал быть замечательным.


Тренируемся:




Все предметы в шкатулке были из серебра: кольца, браслеты, цепочки.

«Какую сказку тебе прочитать, сестрёнка?» – спросил я.

Как хорошо ты, о море ночное!

Везде: на машинах, на деревьях, на домах – лежал снег.

Спасибо, речка, за твою прохладу в летний зной!

Начало вставать солнце, и запели соловьи.

Мужчина строго спросил: «Кто это сделал?»