Файл: Федераци Понятие и виды огнестрельного оружия, его правовой режим.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
часть 2 ст. 226.1 УК РФ была дополнена пунктом «в», устанавливающим ответственность за контрабанду, совершенную
группой
лиц
по
предварительному сговору.
Необходимо доказать, что контрабанду совершали непосредственно два или более
соисполнителя, т. е. каждый из них выполнил хотя бы часть объективной стороны в виде незаконного перемещения предметов вооружения через таможенную (государственную) границу.
+обязательным признаком является наличие предварительного сговора, который должен
состояться до начала перемещения предметов вооружения через таможенную (гос.) границу.
Если один из двух соучастников выполнял лишь роль организатора, подстрекателя или пособника преступления, вменение рассматриваемого квалифицирующего признака невозможно. В этом случае исполнитель будет нести ответственность по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ, а иные соучастники
– по этой же части статьи, но со ссылкой на ч. 3 (либо 4 или 5) ст. 33 УК РФ. Наказание всем соучастникам будет назначаться в пределах, установленных частью 1 ст. 226.1.
В части 3 ст. 226.1 УК РФ повышена ответственность за контрабанду, если она совершена
организованной группой.
Необходимо установить, что
• в преступлении участвовало два или более лица, обладающих признаками субъекта;
• группа этих лиц обладает устойчивостью;
• 3) данные лица объединились с преступной целью – совершить одно или несколько преступлений (контрабанда оружия).
Пленум 17г. рекомендует действия всех членов организованной группы квалифицировать по ч. 3 ст. 226.1 УК РФ без ссылки на ст. 33 УК РФ. Тем самым Пленум всех участников организованной группы признает соисполнителями преступления.
Категория – ч.1 –от 3 до 7 – тяж, ч.2 – от 5 до 10 – т, ч.3 – от 7 до 12 – от.
24
16. Соотношение преступлений в сфере незаконного оборота оружия между собой:
разграничение, квалификация по совокупности
Все составы:
1. ст. 222 УК РФ – Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение оружия, основных частей огнестрельного оружия, боеприпасов;
2. ст. 222.1 УК РФ – Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств;
3. ст. 222.2 УК РФ – Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение крупнокалиберного огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему;
4. ст. 223 УК РФ – Незаконное изготовление оружия;
5. ст. 223.1 УК РФ – Незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные изготовление, переделка и ремонт взрывных устройств;
6. ст. 224 УК РФ – Небрежное хранение огнестрельного оружия;
7. ст. 225 УК РФ – Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
8. ст. 226 УК РФ – Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ
(ВВ) и взрывных устройств (ВУ);
9. ст. 226.1 УК РФ – Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия…
ОБЪЕКТ:
• родовой и видовой объекты едины для всех составов;
• непосредственный: o оборот предметов – 222, 222.1, 222.2, 226; o изготовление и ремонт предметов – 223, 223.1; o режим охраны или хранения предметов – 224, 225; o режим таможенной границы ЕАЭС и госграницы РФ – 226.1.
• дополнительный: o жизнь и здоровье человека – 224, 225, 226; o собственность – 226; o безопасность собственности – 224, 225, 226.
ПРЕДМЕТ:
• огнестрельное оружие
• основные части огнестрельного оружия
• гражданское огнестрельное крупнокалиберное гладкоствольное оружие
• крупнокалиберное огнестрельное оружие
• огнестрельное оружие ограниченного поражения
• газовое оружие
• пневматическое оружие дульной мощностью свыше 7,5 Дж
• холодное оружие
• метательное оружие
• боеприпасы огнестрельного оружия
• боеприпасы без уточнения
25
• взрывчатые вещества
• взрывные устройства
• оружие массового поражения и оборудование для его производства
• сильнодействующие, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные
(допишу, когда буду составлять таблицы, чтоб дважды одну и ту же работу не делать)
26
17. Наркоситуация в мире
По данным ООН (5,6 процента населения мира в возрасте 15-64 лет употребляют наркотики).
В 2020 году около 284 млн человек во всем мире употребляли наркотики. С 2010 года потребление наркотиков увеличилось на 26 процентов
Наиболее распространенными наркотиками признаны
• каннабис (растительный)
• опиоиды (героин – полусинт., морфин, опиум) – наиболее опасные, передозировка грозит смертью
• кокаин (полусинт)
К основным регионам по производству наркотиков традиционно относят:
• Золотой полумесяц — Афганистан, Иран, Пакистан. Здесь производится большое количество опия-сырца, героина и каннабиса.
• Золотой треугольник— Мьянма, Лаос, Таиланд - производится большое количество опия- сырца и героина.
• Южная Америка (South America) — Колумбия, Перу, Венесуэла, Боливия. Преобладает выращивание коки, из которой производится кокаин, и производство крэк-кокаина.
• Нидерланды— производство марихуаны и синтетических наркотиков.
• Марокко — производство гашиша.
• Китайская Народная Республика- производство синтетических наркотиков и
сильнодействующих веществ (прекурсоров, используемых для производства наркотических средств).
Самым крупным мировым производителем опия-сырца и героина является Афганистан.
Сегодня в мире активно функционируют два глобальных вида наркотрафика — афганский героиновый и латиноамериканский кокаиновый.
Существует несколько маршрутов транспортировки афганского героина:
«балканский маршрут» (Афганистан – конечная точка - Нидерланды).
Основными маршрутами контрабандного наркотрафика латиноамериканского кокаина являются:
«североамериканский маршрут» (Южная Америка — Мексика — США);
«африканский маршрут» (Южная Америка —конечная точка -Россия).
27
18. Основные положения Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г.
Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года (Нью-Йорк) (с поправками 1972 года) - международный документ Организации Объединенных наций, принятый на Конференции ООН,
целью которого является ограничение доступа к продуктам каннабиса (марихуаны, гашиш), кокаина и опиума (морфин, героин, кодеин) кроме медицинского назначения. Пришла на смену
Парижской конвенции 1931 года.
• определяет основные наименования наркотиков и обязанности стран по контролю за ними
(отчитываться сколько произвели НС, сколько хранится, сколько продали).
• определены основные меры контроля
• также есть 4 Списка нс
• особое внимание уделяют ограничению производства опия
• международной торговли, хранение и перевозка на судах
Российская Федерация является стороной Единой конвенции с 1996 г.
Единой Конвенцией о наркотических средствах 1961 г. и в документах, издаваемых Постоянным комитетом по контролю наркотиков, принята следующая терминология наркотических средств.
• "наркотическое средство" - любое из веществ, включенных в Списки I и II, – естественных или синтетических;
• "каннабис" - верхушки растения каннабис с цветами или плодами (за исключением семян и листьев, если они не сопровождаются верхушками), из которых не была извлечена смола;
• "ввоз" и "вывоз" – физическое перемещение наркотических средств из пределов одного государства в пределы другого государства или из пределов одной территории в пределы другой территории того же государства;
• "Список I", "Список II", "Список III" и "Список IV" означают соответственно пронумерованные перечни наркотических средств или препаратов, приложенные к настоящей
Конвенции
• "складские запасы" означают количества наркотических средств, находящихся в какой- нибудь стране или на какой-нибудь территории»
28
19. Основные положения Конвенции о психотропных веществах 1971 г.
21 февраля 1971 года на конференции в Вене по инициативе ООН была принята Конвенция о
психотропных веществах.
В настоящее время сторонами конвенции являются 183 страны. СССР ратифицировал настоящую конвенцию. Россия, как правопреемница СССР, является участницей Конвенции.
Конвенция о ПВ устанавливает международную систему контроля на такие вещества, как галлюциногены, стимулирующие седативно-гипнотические вещества (в основном синтетического происхождения), барбитураты, а также снотворные, транквилизирующие и анальгезирующие
(обезболивающие) средства.
В Конвенции зафиксированы положения, согласно которым рецепты должны выписываться в строгом соответствии с медицинской практикой, а этикетки препаратов — снабжаться указаниями об их употреблении и необходимыми предостережениями.
Конвенция предусматривает меры против злоупотребления и указывает на необходимость лечения, реабилитации и социальной реинтеграции наркоманов.
Предусмотрено также, что в качестве альтернативы наказанию или дополнительно к нему лица, злоупотребляющие психотропными веществами, могут быть подвергнуты принудительному
лечению.
Суть Конвенции о ПВ составляют четыре списка веществ, которые составлялись по двум критериям
1) потенциальная терапевтическая ценность того или иного вещества
2) потенциальный риск, связанному с его употреблением (способность вещества вызывать состояние зависимости; способность оказывать стимулирующее или депрессивное
воздействие на ЦНС, вызывая галлюцинации или нарушения моторной функции, мышления, поведения, восприятия или настроения; вероятность возникновения проблемы для здоровья населения и социальной проблемы.
Список N1 — группа галлюциногенов (ЛСД, ДМТ), то есть психотропные вещества, обладающие опасными свойствами и имеющие сомнительное терапевтическое значение или не имеющие его вовсе. Предусмотрен полный запрет их использования за исключением научных целей и крайне
узких
и
жестко
контролируемых
—
медицинских;
специальное лицензирование; заблаговременные разрешения.
29
Список N2 — стимулирующие вещества, злоупотребление которыми может быть широко распространено, но при этом они обладают свойствами, которые позволяют использовать их в общепризнанных терапевтических целях.
Коммерческие операции с этими веществами возможны, хотя эти вещества подлежат строгому
контролю.
Власти стран обязаны ежегодно представлять в Международный комитет по контролю над наркотиками статистические данные о количестве изготовленных, экспортированных и
импортированных веществ, а также о складских запасах, находящихся у изготовителей веществ, включенных в Список I и Список II.
Список N3 — барбитураты (вещества, обладающие успокаивающим, противосудорожным и наркотическим действием), которые являются предметом злоупотребления, но вместе с тем полезны в терапевтическом отношении. Для веществ, включенных в Список III, не требуется
специальных разрешений на ввоз и вывоз. В отношении их учета действуют менее жесткие требования. Власти стран должны представлять Комитету только сводные данные о количестве
изготовленных, экспортированных и импортированных веществ.
Список N4 — снотворные, транквилизируюшие и анальгезирующие вещества, которые широко используются как наркоманами, так и терапевтами. В отношении этих препаратов предусмотрен менее строгий контроль. На них распространяются требования, касающиеся выдачи рецептов в
соответствии с научно обоснованной медицинской практикой. Не требуется специальных разрешений на ввоз и вывоз. Учетные требования весьма условны и ограничиваются только
регистрацией общего количества изготовленных, экспортированных и импортированных веществ.
Конвенция также определяет роли
• Международного комитета по контролю над наркотиками (обязанность осуществлять преимущественно надзор за законным изготовлением психотропных веществ и торговлей ими)
• Генерального секретаря Управления ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК)
(занимается прежде всего вопросами противодействия незаконному обороту).
Правительства обязаны представлять Генеральному секретарю информацию относительно "значительных изменений в отношении злоупотребления ПВ и незаконного оборота".
30
20. Основные положения Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических
средств и психотропных веществ 1988 г.
(заключена в г. Вене 20.12.1988)
Конвенция была принята Организацией Объединенных Наций (ООН). СССР ратифицировал
Конвенцию 9 октября 1990 года.
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года является основополагающим документом, на базе которого страны-
участники Конвенции строят свое национальное законодательство в этой сфере.
Основной упор сделан на укреплении эффективности юридических средств международного
сотрудничества. Конвенция акцентировала внимание на необходимости налаживания межгосударственных связей в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В документе определен перечень наркотических средств и видов действий (оборота) с ними,
которые преследуются согласно международному и национальным законодательствам.
Конвенция внесла несколько принципиально новых составов преступлений, например:
• организацию, руководство или финансирование наркопреступлений.
В Конвенции 1988 года обозначены лишь общие меры контроля.
• установление контроля за прекурсорами (вещества, которые используются при
изготовлении наркотиков).
• определение обстоятельств, отягчающих наркопреступления. Конвенция обязывает концентрировать усилия на выявлении организованных преступных группировок.
Предусмотрено
• облегчать выдачу и судебное преследование обвиняемых торговцев наркотиками;
• предотвращать незаконные пересылки по почте;
• установить систему наблюдения за международной торговлей прекурсорами.
Впервые предусмотрены контролируемые поставки, представляющие собой метод работы правоохранительных органов, при котором допускается ввоз (вывоз) на территорию одной или нескольких стран незаконных или вызывающих подозрение партий наркотических средств и психотропных веществ или заменяющих их веществ, с ведома и под надзором компетентных
служб с целью выявления лиц, участвующих в совершении наркопреступлений.
31
21. Правовые основы противодействия незаконному обороту наркотиков в Российской
Федерации
• Конституция РФ (устанавливает в качестве объекта государственно-правовой охраны здоровье людей)
• Конвенция «О средствах наркотического действия», 30.03.1961 г в Нью-Йорке. Конвенция включает в себя 4 перечня подконтрольных средств наркотического действия;
– воспрещает экспорт/импорт, производство всякого средства наркотического действия,
реализацию и хранение этого средства. Исключение - наука и медицина.
– предопределяет меры противодействия, инспекции и надзора за нелегальным оборотом средств и веществ психотропного и наркотического действия из Перечней.
• Конвенция «О веществах психотропного действия» от 21.02.1971, изданная в г. Вена. Также
4 списка ПВ, которые распределены по критериям – польза (в мед.целях и риски), устанавливает особенности контроля за производством, импортом, экспортом и продажей данных веществ, обязывает стран-участников отчитываться о кол-ве веществ.
• Конвенция Организации Объединенных Наций «О противодействии нелегальному обороту
средств и веществ психотропного и наркотического действия» от 20.12.1988 (цель взаимодействие стран в борьбе с незаконным оборотом, универсальность уголовного права)
• ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 08.01.1998 N 3-ФЗ
• КОАП (административную ответственность за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков (ст. 6.8-6.9.1, 6.13, 6.15, 6.16, 6.16.1, 10.4, 10.5, 10.5.1, 20.20, 20.22).
• УК РФ- гл. 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности»
• Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 "Об утверждении перечня
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю"
• Постановление Правительства РФ от 8 октября 2012 г. N 1020 "Об утверждении крупного и особо крупного размеров прекурсоров.
• Постановление Правительства РФ от 01.10.2012 N 1002 "Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров НС и ПВ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих НС или ПВ.
• Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 N 14 "О судебной практике по
делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами"
32
22. Состояние наркопреступности в Российской Федерации
Наркопреступность – преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств,
психотропных веществ и их аналогов, представляющая собой совокупность совершаемых деяний, попадающих под состав преступлений, предусмотренных статьями 228 – 233 УК РФ.
Общая нервозность, неорганизованность подростков и молодежи из-за дистанционного обучения, сокращение рабочих мест и попытки получения доходов путем создания и распространения наркотических веществ –
группой
лиц
по
предварительному сговору.
Необходимо доказать, что контрабанду совершали непосредственно два или более
соисполнителя, т. е. каждый из них выполнил хотя бы часть объективной стороны в виде незаконного перемещения предметов вооружения через таможенную (государственную) границу.
+обязательным признаком является наличие предварительного сговора, который должен
состояться до начала перемещения предметов вооружения через таможенную (гос.) границу.
Если один из двух соучастников выполнял лишь роль организатора, подстрекателя или пособника преступления, вменение рассматриваемого квалифицирующего признака невозможно. В этом случае исполнитель будет нести ответственность по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ, а иные соучастники
– по этой же части статьи, но со ссылкой на ч. 3 (либо 4 или 5) ст. 33 УК РФ. Наказание всем соучастникам будет назначаться в пределах, установленных частью 1 ст. 226.1.
В части 3 ст. 226.1 УК РФ повышена ответственность за контрабанду, если она совершена
организованной группой.
Необходимо установить, что
• в преступлении участвовало два или более лица, обладающих признаками субъекта;
• группа этих лиц обладает устойчивостью;
• 3) данные лица объединились с преступной целью – совершить одно или несколько преступлений (контрабанда оружия).
Пленум 17г. рекомендует действия всех членов организованной группы квалифицировать по ч. 3 ст. 226.1 УК РФ без ссылки на ст. 33 УК РФ. Тем самым Пленум всех участников организованной группы признает соисполнителями преступления.
Категория – ч.1 –от 3 до 7 – тяж, ч.2 – от 5 до 10 – т, ч.3 – от 7 до 12 – от.
24
16. Соотношение преступлений в сфере незаконного оборота оружия между собой:
разграничение, квалификация по совокупности
Все составы:
1. ст. 222 УК РФ – Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение оружия, основных частей огнестрельного оружия, боеприпасов;
2. ст. 222.1 УК РФ – Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств;
3. ст. 222.2 УК РФ – Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение крупнокалиберного огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему;
4. ст. 223 УК РФ – Незаконное изготовление оружия;
5. ст. 223.1 УК РФ – Незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные изготовление, переделка и ремонт взрывных устройств;
6. ст. 224 УК РФ – Небрежное хранение огнестрельного оружия;
7. ст. 225 УК РФ – Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
8. ст. 226 УК РФ – Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ
(ВВ) и взрывных устройств (ВУ);
9. ст. 226.1 УК РФ – Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия…
ОБЪЕКТ:
• родовой и видовой объекты едины для всех составов;
• непосредственный: o оборот предметов – 222, 222.1, 222.2, 226; o изготовление и ремонт предметов – 223, 223.1; o режим охраны или хранения предметов – 224, 225; o режим таможенной границы ЕАЭС и госграницы РФ – 226.1.
• дополнительный: o жизнь и здоровье человека – 224, 225, 226; o собственность – 226; o безопасность собственности – 224, 225, 226.
ПРЕДМЕТ:
• огнестрельное оружие
• основные части огнестрельного оружия
• гражданское огнестрельное крупнокалиберное гладкоствольное оружие
• крупнокалиберное огнестрельное оружие
• огнестрельное оружие ограниченного поражения
• газовое оружие
• пневматическое оружие дульной мощностью свыше 7,5 Дж
• холодное оружие
• метательное оружие
• боеприпасы огнестрельного оружия
• боеприпасы без уточнения
25
• взрывчатые вещества
• взрывные устройства
• оружие массового поражения и оборудование для его производства
• сильнодействующие, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные
(допишу, когда буду составлять таблицы, чтоб дважды одну и ту же работу не делать)
26
17. Наркоситуация в мире
По данным ООН (5,6 процента населения мира в возрасте 15-64 лет употребляют наркотики).
В 2020 году около 284 млн человек во всем мире употребляли наркотики. С 2010 года потребление наркотиков увеличилось на 26 процентов
Наиболее распространенными наркотиками признаны
• каннабис (растительный)
• опиоиды (героин – полусинт., морфин, опиум) – наиболее опасные, передозировка грозит смертью
• кокаин (полусинт)
К основным регионам по производству наркотиков традиционно относят:
• Золотой полумесяц — Афганистан, Иран, Пакистан. Здесь производится большое количество опия-сырца, героина и каннабиса.
• Золотой треугольник— Мьянма, Лаос, Таиланд - производится большое количество опия- сырца и героина.
• Южная Америка (South America) — Колумбия, Перу, Венесуэла, Боливия. Преобладает выращивание коки, из которой производится кокаин, и производство крэк-кокаина.
• Нидерланды— производство марихуаны и синтетических наркотиков.
• Марокко — производство гашиша.
• Китайская Народная Республика- производство синтетических наркотиков и
сильнодействующих веществ (прекурсоров, используемых для производства наркотических средств).
Самым крупным мировым производителем опия-сырца и героина является Афганистан.
Сегодня в мире активно функционируют два глобальных вида наркотрафика — афганский героиновый и латиноамериканский кокаиновый.
Существует несколько маршрутов транспортировки афганского героина:
«балканский маршрут» (Афганистан – конечная точка - Нидерланды).
Основными маршрутами контрабандного наркотрафика латиноамериканского кокаина являются:
«североамериканский маршрут» (Южная Америка — Мексика — США);
«африканский маршрут» (Южная Америка —конечная точка -Россия).
27
18. Основные положения Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г.
Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года (Нью-Йорк) (с поправками 1972 года) - международный документ Организации Объединенных наций, принятый на Конференции ООН,
целью которого является ограничение доступа к продуктам каннабиса (марихуаны, гашиш), кокаина и опиума (морфин, героин, кодеин) кроме медицинского назначения. Пришла на смену
Парижской конвенции 1931 года.
• определяет основные наименования наркотиков и обязанности стран по контролю за ними
(отчитываться сколько произвели НС, сколько хранится, сколько продали).
• определены основные меры контроля
• также есть 4 Списка нс
• особое внимание уделяют ограничению производства опия
• международной торговли, хранение и перевозка на судах
Российская Федерация является стороной Единой конвенции с 1996 г.
Единой Конвенцией о наркотических средствах 1961 г. и в документах, издаваемых Постоянным комитетом по контролю наркотиков, принята следующая терминология наркотических средств.
• "наркотическое средство" - любое из веществ, включенных в Списки I и II, – естественных или синтетических;
• "каннабис" - верхушки растения каннабис с цветами или плодами (за исключением семян и листьев, если они не сопровождаются верхушками), из которых не была извлечена смола;
• "ввоз" и "вывоз" – физическое перемещение наркотических средств из пределов одного государства в пределы другого государства или из пределов одной территории в пределы другой территории того же государства;
• "Список I", "Список II", "Список III" и "Список IV" означают соответственно пронумерованные перечни наркотических средств или препаратов, приложенные к настоящей
Конвенции
• "складские запасы" означают количества наркотических средств, находящихся в какой- нибудь стране или на какой-нибудь территории»
28
19. Основные положения Конвенции о психотропных веществах 1971 г.
21 февраля 1971 года на конференции в Вене по инициативе ООН была принята Конвенция о
психотропных веществах.
В настоящее время сторонами конвенции являются 183 страны. СССР ратифицировал настоящую конвенцию. Россия, как правопреемница СССР, является участницей Конвенции.
Конвенция о ПВ устанавливает международную систему контроля на такие вещества, как галлюциногены, стимулирующие седативно-гипнотические вещества (в основном синтетического происхождения), барбитураты, а также снотворные, транквилизирующие и анальгезирующие
(обезболивающие) средства.
В Конвенции зафиксированы положения, согласно которым рецепты должны выписываться в строгом соответствии с медицинской практикой, а этикетки препаратов — снабжаться указаниями об их употреблении и необходимыми предостережениями.
Конвенция предусматривает меры против злоупотребления и указывает на необходимость лечения, реабилитации и социальной реинтеграции наркоманов.
Предусмотрено также, что в качестве альтернативы наказанию или дополнительно к нему лица, злоупотребляющие психотропными веществами, могут быть подвергнуты принудительному
лечению.
Суть Конвенции о ПВ составляют четыре списка веществ, которые составлялись по двум критериям
1) потенциальная терапевтическая ценность того или иного вещества
2) потенциальный риск, связанному с его употреблением (способность вещества вызывать состояние зависимости; способность оказывать стимулирующее или депрессивное
воздействие на ЦНС, вызывая галлюцинации или нарушения моторной функции, мышления, поведения, восприятия или настроения; вероятность возникновения проблемы для здоровья населения и социальной проблемы.
Список N1 — группа галлюциногенов (ЛСД, ДМТ), то есть психотропные вещества, обладающие опасными свойствами и имеющие сомнительное терапевтическое значение или не имеющие его вовсе. Предусмотрен полный запрет их использования за исключением научных целей и крайне
узких
и
жестко
контролируемых
—
медицинских;
специальное лицензирование; заблаговременные разрешения.
29
Список N2 — стимулирующие вещества, злоупотребление которыми может быть широко распространено, но при этом они обладают свойствами, которые позволяют использовать их в общепризнанных терапевтических целях.
Коммерческие операции с этими веществами возможны, хотя эти вещества подлежат строгому
контролю.
Власти стран обязаны ежегодно представлять в Международный комитет по контролю над наркотиками статистические данные о количестве изготовленных, экспортированных и
импортированных веществ, а также о складских запасах, находящихся у изготовителей веществ, включенных в Список I и Список II.
Список N3 — барбитураты (вещества, обладающие успокаивающим, противосудорожным и наркотическим действием), которые являются предметом злоупотребления, но вместе с тем полезны в терапевтическом отношении. Для веществ, включенных в Список III, не требуется
специальных разрешений на ввоз и вывоз. В отношении их учета действуют менее жесткие требования. Власти стран должны представлять Комитету только сводные данные о количестве
изготовленных, экспортированных и импортированных веществ.
Список N4 — снотворные, транквилизируюшие и анальгезирующие вещества, которые широко используются как наркоманами, так и терапевтами. В отношении этих препаратов предусмотрен менее строгий контроль. На них распространяются требования, касающиеся выдачи рецептов в
соответствии с научно обоснованной медицинской практикой. Не требуется специальных разрешений на ввоз и вывоз. Учетные требования весьма условны и ограничиваются только
регистрацией общего количества изготовленных, экспортированных и импортированных веществ.
Конвенция также определяет роли
• Международного комитета по контролю над наркотиками (обязанность осуществлять преимущественно надзор за законным изготовлением психотропных веществ и торговлей ими)
• Генерального секретаря Управления ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК)
(занимается прежде всего вопросами противодействия незаконному обороту).
Правительства обязаны представлять Генеральному секретарю информацию относительно "значительных изменений в отношении злоупотребления ПВ и незаконного оборота".
30
20. Основные положения Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических
средств и психотропных веществ 1988 г.
(заключена в г. Вене 20.12.1988)
Конвенция была принята Организацией Объединенных Наций (ООН). СССР ратифицировал
Конвенцию 9 октября 1990 года.
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года является основополагающим документом, на базе которого страны-
участники Конвенции строят свое национальное законодательство в этой сфере.
Основной упор сделан на укреплении эффективности юридических средств международного
сотрудничества. Конвенция акцентировала внимание на необходимости налаживания межгосударственных связей в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В документе определен перечень наркотических средств и видов действий (оборота) с ними,
которые преследуются согласно международному и национальным законодательствам.
Конвенция внесла несколько принципиально новых составов преступлений, например:
• организацию, руководство или финансирование наркопреступлений.
В Конвенции 1988 года обозначены лишь общие меры контроля.
• установление контроля за прекурсорами (вещества, которые используются при
изготовлении наркотиков).
• определение обстоятельств, отягчающих наркопреступления. Конвенция обязывает концентрировать усилия на выявлении организованных преступных группировок.
Предусмотрено
• облегчать выдачу и судебное преследование обвиняемых торговцев наркотиками;
• предотвращать незаконные пересылки по почте;
• установить систему наблюдения за международной торговлей прекурсорами.
Впервые предусмотрены контролируемые поставки, представляющие собой метод работы правоохранительных органов, при котором допускается ввоз (вывоз) на территорию одной или нескольких стран незаконных или вызывающих подозрение партий наркотических средств и психотропных веществ или заменяющих их веществ, с ведома и под надзором компетентных
служб с целью выявления лиц, участвующих в совершении наркопреступлений.
31
21. Правовые основы противодействия незаконному обороту наркотиков в Российской
Федерации
• Конституция РФ (устанавливает в качестве объекта государственно-правовой охраны здоровье людей)
• Конвенция «О средствах наркотического действия», 30.03.1961 г в Нью-Йорке. Конвенция включает в себя 4 перечня подконтрольных средств наркотического действия;
– воспрещает экспорт/импорт, производство всякого средства наркотического действия,
реализацию и хранение этого средства. Исключение - наука и медицина.
– предопределяет меры противодействия, инспекции и надзора за нелегальным оборотом средств и веществ психотропного и наркотического действия из Перечней.
• Конвенция «О веществах психотропного действия» от 21.02.1971, изданная в г. Вена. Также
4 списка ПВ, которые распределены по критериям – польза (в мед.целях и риски), устанавливает особенности контроля за производством, импортом, экспортом и продажей данных веществ, обязывает стран-участников отчитываться о кол-ве веществ.
• Конвенция Организации Объединенных Наций «О противодействии нелегальному обороту
средств и веществ психотропного и наркотического действия» от 20.12.1988 (цель взаимодействие стран в борьбе с незаконным оборотом, универсальность уголовного права)
• ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 08.01.1998 N 3-ФЗ
• КОАП (административную ответственность за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков (ст. 6.8-6.9.1, 6.13, 6.15, 6.16, 6.16.1, 10.4, 10.5, 10.5.1, 20.20, 20.22).
• УК РФ- гл. 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности»
• Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 "Об утверждении перечня
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю"
• Постановление Правительства РФ от 8 октября 2012 г. N 1020 "Об утверждении крупного и особо крупного размеров прекурсоров.
• Постановление Правительства РФ от 01.10.2012 N 1002 "Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров НС и ПВ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих НС или ПВ.
• Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 N 14 "О судебной практике по
делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами"
32
22. Состояние наркопреступности в Российской Федерации
Наркопреступность – преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств,
психотропных веществ и их аналогов, представляющая собой совокупность совершаемых деяний, попадающих под состав преступлений, предусмотренных статьями 228 – 233 УК РФ.
Общая нервозность, неорганизованность подростков и молодежи из-за дистанционного обучения, сокращение рабочих мест и попытки получения доходов путем создания и распространения наркотических веществ –
1 2 3 4 5 6 7