Файл: Основные положения Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы, Пражского лингвистического кружка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Основные положения Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы, Пражского лингвистического кружка.
Ответ: В фонологии существуют две основные концепции, которые принадлежат Московской и Ленинградской фонологическим школам (МФШ и ЛФШ).
Основатели МФШ – Р. И. Аванесов, П. С. Кузнецов, А. А. Реформатский, В. Н. Сидоров, А. М. Сухотин, их единомышленники И. С. Ильинская, Г. О. Винокур, А. И. Зарецкий и др. Сторонники МФШ опирались на идеи И.А.Бодуэна де Куртенэ. Обобщение идей МФШ в виде целостной концепции, отражающей её состояние в 60-70-е годы, осуществлено М. В. Пановым. Основателем ЛФШ является Л. В. Щерба, последователь Бодуэна де Куртенэ. К ЛФШ относятся Л. Р. Зиндер, Л. В. Бондарко, М. И. Матусевич, М. В. Гордина, Л. А. Вербицкая, В. Б. Касевич.
Общее между школами состоит в следующем: фонология и фонетика – разные разделы, имеющие свою терминологию, но взаимосвязанный предмет изучения. Фонема – абстрактная единица. У фонемы три функции: образующая, отождествляющая, смыслоразличительная (дифференцирующая). Однако есть существенные различия.
Согласно концепции МФШ, фонема – единица, включающая весь ряд позиционно чередующихся звуков (аллофонов). Следовательно, фонема может быть реализована как в сильной, так и в слабой позиции. Основной критерий для выделения фонемы в слове – морфемный, поэтому фонологический уровень в языке несамостоятелен. Число фонем русского языка определяется по сильным позициям. МФШ не признаёт самостоятельность фонемы <ы> и признаёт особую фонологическую единицу – гиперфонему.
В концепции ЛФШ присутствуют следующие особенности. При выделении фонемы не важен морфемный критерий. Ведущим критерием является акустический – четкое проговаривание слова. Фонологический уровень самостоятелен по отношению к морфемному. Таким образом, в случаях, где, по МФШ, наблюдаются позиционные чередования звуков, по ЛФШ чередуются фонемы. Гиперфонема не признаётся, поскольку нет необходимости приводить фонему к сильной позиции. Фонема <ы> является самостоятельной.
Пражский лингвистический кружок (или Пражская лингвистическая школа) создан в 1926 году и просуществовал до 50 х гг. К его представителям относятся В. Матезиус, В. Скаличка, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, С. О. Карцевский. Идейным пред-шест¬вен¬ни¬ком школы явля¬ет¬ся Ф. де Соссюр.
Пражцы обосновали новую на тот момент фонологию, сыгравшую первостепенную роль в развитии структурной лингвистики. Фонологическая концепция ПФШ систе¬ма¬ти¬зи¬ро¬вана в труде Трубецкого «Основы фонологии» (1939). Центральное место в научной концепции занимает понятие оппозиции, предпо¬ла¬га¬ю¬щее разло¬жи¬мость членов оппозиции на частью общие («основание для сравнения»), частью различные элементы. С данной концепцией оппозиции связано понимание фонемы как совокуп¬но-сти «диффе¬рен¬ци¬аль¬ных признаков», тех свойств, которые отличают противо¬по¬став¬лен-ные фонемы друг от друга.
Существование нескольких фонологических школ говорит о том, что фонема – единица чрезвычайно сложная, многогранная.
20.Понятие о словесном ударении. Характер русского ударения, его фонетическая природа. Место ударения в слове.
Ответ: Словесное ударение – это выделение одного или нескольких слогов в слове, которое сопровождается изменением силы произнесения, высоты голоса, качественной и количественной характеристик звука, обычно гласного. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое - фонетическое слово.
Характер русского ударения, его фонетическая природа.
Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог может отличаться от безударных, большей длительностью, силой и тембром — особым качеством входящих в него звуков.
Сила гласного проявляется в его г р о м к о с т и. Так, в словоформах пилау пилы, пилу, пили или в словах трава, вода, сукно, сырой ударный гласный громче безударного. По экспериментально установлено, что в таких словах, как пали, травы, могу, безударный гласный громче ударного. Однако мы безошибочно узнаём ударный слог, выделяя его как более сильный. Объясняется это следующим.
Мы можем произнести слово громче или тише. Но у гласных звуков есть собственная относительная громкость. Зависит она от степени раствора рта. Узкие гласные (верхнего подъема) [и], [ы], [у] обладают меньшей громкостью, чем средние (среднего подъема) [э], [о], широкий гласный [а] (нижнего подъема) самый громкий. У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные. В слове пили второй [и] не просто громче первого, его громкость еще и выше своего порога ударности, тогда как громкость первого [и] — ниже этого порога. В слове пали звук [а] громче [и], но как ударный воспринимается [и], так как громкость [и] выше своего порога ударности, а громкость [а] — ниже.
Ударные гласные характеризуются и особым качеством - т е м б р о м. Например, в предложении Вот брат взял нож ударение воспринимается на всех словах, хотя здесь нет безударных слогов, с которыми можно было бы сравнивать ударные. Объясняется это, в частности, тем, что [о] в словах вот, нож и [а] после мягкого согласного в слове взял [вз'ал] обычно бывают под ударением и нехарактерны для безударных слогов, а у [а] в слове брат отсутствует редукция.
Ударность/безударность — это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах.
Место ударения в слове.
В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему — приставку, корень, суффикс и окончание: выпустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать. Такое ударение называется свободным.
Ударение может выполнять смыслоразличительную функцию. Так, по месту ударения различают:
1) разные слова во всех их формах: замок, замка, замку и замок, замка, замку и т.п.; парить, парю и парить, парю и т.п.; мука, муки и мука, муки и т.п.;
2) некоторые формы разных слов: пища (сущ.) и пища (дее- прич.), белка и белка, крою и крою, ношу и ношу и т.д.;
3) разные формы одного слова: волос и волос, ноги и ноги, ходите и ходите и т.д.
Местом ударения различаются варианты слов:
1) общеупотребительный и профессиональный: добыча и добыча, искра и искра, компас и компас, шасси и шасси;
2) литературный и диалектный: вьюга и вьега, дикий и дикой, крапива и крапива, холодно и холодно;
3) литературный и просторечный: квартал и квартал, километр и километр, красивее и красивее, магазин и магазин',
4) нейтральный и разговорный: звонишь и звонишь, занята и занята, повторишь и повторишь, приговор и приговор;
5) литературный и народнопоэтический: девица и девица, серебро и серебро, честный и честной, шёлковый и шелковый;
6) современный и устарелый: библиотека и библиотека, кладбище и кладбище, музыка и музыка, служащий и служащий;
7) дублеты, когда разница в месте ударения не значима: баржа и баржа, залитый и залитый
, иначе и иначе, кружится и кружится.
При образовании грамматических форм слова ударение может оставаться на одном и том же месте; такое ударение называется неподвижным формообразовательным: делать, делаю, делаешь, делает, делаем, делаете, делают, делал, делала, делало, делали; (ед. ч.) книга, книги, книге, книгу, книгой, о книге, (мн. ч.) книги, книгам, книгами, о книгах. В русском языке большая часть слов (около 96 процентов) имеет неподвижное ударение.
Такое ударение может стоять на основе (на приставке: пригороду вымыть; на корне: карта, красный; на суффиксе: волчонок, дубовый) или на окончании (статья, молодой, нести).
В словах с подвижным формообразовательным ударением происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую. Подвижность ударения внутри одной морфемы встречается очень редко: дерево — деревья, колос — колосья, озеро — озёра, бороться — борется. Обычно при подвижном ударении чередуется ударение на основе с ударением на окончании: сниму, снимешь, снимет, снимем, снимете, снимут, сняла, сняло, сняли; (ед. ч.) рука, рукй, руке, руку, рукой, о руке, (мн. ч.) руки, рукам, руками, о руках.
В формах некоторых слов окончание не содержит гласной: рукав, мороз, сторон, велик, помог. Бывают и неслоговые основы: зло, льва, сна, три. Ударение на основе или окончании здесь может быть вынужденным, оно не принимается в расчет при определении схемы ударения в слове.
При словообразовании наблюдаются те же закономерности, что и при формообразовании. Так, ударение в производном слове может быть на той же морфеме, что и в производящем слове: книга — книжка, медведь — медведица, богатый — богач, берёза — берёзовый, голосовать — голосование, обледенеть — обледенелый. Это словообразовательное неподвижное ударение.
В других случаях ударение в производящих и производных словах падает на разные морфемы: звезда — звёздочка, глухой - глухость, избавить — избавление. Это словообразовательное подвижное ударение.