Файл: 1. Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого.

История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах. Содержанием исторической науки является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, а явления эти чрезвычайно многообразны, соответственно и история - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т. д.

Процесс исторического развития или движение истории представляет собой безграничный объект исторических исследований. Объектом собственно исторической науки является развитие человеческого сообщества во всем его многообразии. А предметом исторической науки является деятельность людей, т. е. вся совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных физических лиц, групп людей или человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи и составляющих все человечество. Исторический опыт позволяет каждому народу осознать свое место среди других народов. Социальная, этническая и культурно-историческая самоидентификация позволяет определить различным человеческим сообществам свою траекторию развития, а человечеству в целом с оптимизмом смотреть в будущее.

2. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания.

Предметом истории как науки является необходимость познания исторической действительности. Необходимость познания прошлого, с целью не повторения ошибок прошлого. И здесь на первый план выступают ученые – историки, которые и пытаются познать историческую действительность. Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования. Историческая наука может рассматриваться:
1) как форма общественного сознания,
2) как социальный институт.

С точки зрения формы общественного сознания историческая наука представляет собой, во-первых, один из способов познания мира, во-вторых, область научного знания о процессах и закономерностях развития. Среди других форм общественного
сознания выделяется и историческое сознание, т.е. совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии. При рассмотрении исторической науки как социального института на первый план выходят другие ее составные: институты исторической науки, группы ученых, система исторического образования и т.п.

Функции истории:

1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития.

2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4. Функция социальной памяти заключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности

3. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии.

Невозможно изучить историю одного государства и понять глубинный смысл происходивших в нём явлений, не изучив в совокупности историю других государств и весь мировой исторический процесс в целом. История государства Российского и зарубежных на протяжении всего мирового исторического процесса «эволюционирует» т.е. выбирает наиболее устойчивые формы правления, соответствующие потребностям (экономическим, духовным и т.д.) людей в данный конкретный исторический период. За всю историю человечества люди придумали разнообразное количество форм государственного правления, это и монархии, парламентские и президентские республики, смешанные формы правления и т.д. Если брать первобытное общество любого народа, то мы можем наблюдать, что эволюция форм государственного правления на ранних стадиях происходила по одному и тому же пути, с некоторыми присущими данному народу культурологическими и национальными особенностями. Но на определенном этапе одни государства остались на одном уровне, а другие пошли вперед к формам правления соответствующим потребностям людей, своего народа. Этому есть множество причин: развитие культуры, науки, общественных отношений между людьми, географическое положение того или иного государства и т.д. В качестве примера эволюции можно показать современное Западное демократическое общество и общество народов центральной Африки с присущими ему архаическими особенностями устройства государства и условий жизни людей. Россия как часть Европы прошла путь развития от родоплеменного строя до феодального (крепостное право) и вплоть до 20 века Россия, как и множество стран западной и восточной Европы не знала другой формы правления кроме как монархии — формы правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху и, как правило, передаётся по наследству.



Всемирная история изучает и представляет весь долгий и сложный путь, пройденный человечеством с древнейших времен до наших дней. История России является частью всемирной истории. Объектом изучения нашей отечественной истории является процесс возникновения и развития человеческого сообщества на территориях, которые входили и в настоящее время входят в состав российского государства. История России не может не быть одновременно и русской историей или историей русского народа, который составляет 80% населения Российской Федерации. Русский человек с его характером, традициями, менталитетом стал творцом самобытной российской (русской) цивилизации, главной фигурой российской жизни и истории.

4. Становление и развитие историографии как научной дисциплины.

Историография – наука о становлении, возникновении, развитии научной технологии в любой дисциплине. Развитие историографии можно отследить по тому, какое сословие было доминирующим в то или иное время. Соответственно, в развитии научной дисциплины выделяют следующие этапы: Дворянскую, Буржуазную, Советскую, Современную историю. Историческая наука каждого времени имеет особенные отличия.

Этапы развития историографии:

  • Мифогенный (история создавалась на основани легенд, преданий, передачи историй из поколения в поколение)

  • Письменный (этап, который начался с момента создания летописей, книг, других письменных источников)

  • Научный (в котором стали использоваться научные разработки для изучения истории).

В составе научного этапа также обособляются:

1. Дворянская история (18-нач. 19 века)

2. Буржуазная история (19 в. – 1917 г.)

3. Советская история (1917-1991 г.)

4. Современная история (1991-наши дни)

Историческая наука в каждый из периодов отличается подходами и методами в изучении истории. Развитие историографии и исторической науки является ничем иным, как развитием способов, с помощью которых можно восстанавливать события прошлого и обрабатывать их.

5. Источники по отечественной и мировой истории.

Источники изучения отечественной истории весьма значительны и сложны. Точных границ круга источников, как представляется, не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко-политического развития.


Примерная классификация источников:

1) археологические источники;

2) летописи и летописные своды;

3) этнографические источники;

4) архивные документы

5) документы государственных органов и общественных организаций Российского государства;

6) документы политических партий и движений России

7) произведения государственных и общественных деятелей России;

8) периодическая печать;

9) мемуарная литература;

10) музейные документы;

11) фото-, фоно– и кинодокументы;

12) электронные средства информации.

6. Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации

Среди источников исключительное место занимают памятники материальной культуры: орудия труда, здания, жилища, оборонительные сооружения, средства сообщения и связи, предметы быта, одежда, оружие. Эту группу источников также называют вещественными. В последние 5–6 тысяч лет с появлением и развитием письменности основную группу стали составлять письменные памятники, которые для исторической науки являются письменными источниками. Древнейшую русскую надпись относят к X в. Она выцарапана на глиняной корчаге.

Для воссоздания исторических событий историки должны выявить, расшифровать, проанализировать и истолковать информацию о прошлом. Ученые, действующие в сфере точных наук, любое явление или предмет воспринимают как безусловную реальность. А историкам приходится воссоздавать объект и доказывать, что это воссоздание является истинным.

7. Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке.

Одна из новейших концепций славянского этногенеза сводится к следующему. В I тыс. до н.э. славяне еще не выделились в самостоятельную этническую группу. До сих пор не ясно, на какой территории и когда славяне отделились от индоевропейского этноязыкового единства. Анализ лексики древнеславянского языка позволил ученым предположить, что предки славян входили в балто-славянскую языковую общность, занимавшую территорию к югу от линии Западная Двина — Ока. На севере они соседствовали с финно-угорскими, а на юге с иранскими этнокультурными массивами.

В начале I тыс. н.э. из единой балто-славянской общности выделяется праславянская группировка. Во II—IV вв. ее соседями являются два крупных межэтнических объединения
, возглавляемых на юге готами и на западе вандалами.

Название «славяне» появится лишь в VI в. Античные авторы упоминали славян под именем венедов, готские хронисты называли их антами, византийцы — склавинами. К IV—V вв. праславяне разделились на три группы: венеды — на западе, склавины — на юге, анты — на востоке Великое переселение народов, проходившее с IV по VII в., существенно изменило этническую картину мира. Магистральным путем для движения этносов с востока на запад стало Северное Причерноморье. Кочевые племена волна за волной накрывали Восточную и Среднюю Европу. Гунны в IV—V вв. разгромили державу готов, тогда готы, гепиды, вандалы и др., теснимые степняками, двинулись на запад и юго-запад, «взламывая границы Римской империи».

Период древнеславянского единства заканчивается в последней четверти I тыс., когда славянская общность распадается на три ветви: восточную, западную и южную. «Таким образом, в отличие от своих арийских собратьев, например, романцев и германцев, славяне сравнительно поздно выходят на поприще мировой истории. Подобное запаздывание способствовало длительному сохранению близости языка, духовной и материальной культуры, основных черт общественного устройства славянских народов»

Самостоятельная история восточных славян начинается в VIII— IX вв. К этому времени восточнославянские племена полян, древлян, волынян и дреговичей занимают лесостепь и леса днепровского правобережья.

8. Исторические условия и особенности образования и развития Древнерусского государства.

Древнерусское государство образовано с 882 года, также известна как Киевская Русь — средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения ряда восточнославянских и финно-угорских племён под властью князей династии Рюриковичей. В период наивысшего расцвета Древнерусское государство со столицей в Киеве занимало территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере и притоков Волги на востоке. К середине XII века вступило в состояние феодальной раздробленности и фактически распалось на полтора десятка отдельных русских княжеств, управляемых разными ветвями династии Рюриковичей. Киев, утративший своё политическое влияние в пользу нескольких новых центров силы