Файл: Занятие Психология воспитания План Проблемы психологии воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 269

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие 3. Психология воспитания

План

  1. Проблемы психологии воспитания. Соотношение понятий: воспитание, социализация, развитие, формирование, становление, обучение.

  2. Психологические основы воспитания: цели, средства и методы воспитания. Способы влияния в воспитании. Виды воспитания. Психологические принципы воспитания.

  3. Психологические теории и концепции воспитания (биологизаторские и социологизаторские теории, теории авторитарного и свободного воспитания, гуманистическая концепция воспитания).

  4. Психологические механизмы воспитания и формирования личности. Возможности и особенности воспитания на разных возрастных этапах.

  5. Основные институты воспитания (семья, школа, средства массовой информации, литература, искусство и др.).

  6. Роль семьи и значимых взрослых в воспитании ребенка. Виды внутрисемейных отношений, имеющие воспитательное значение. Особенности семейного воспитания и родительское программирование. Типы неправильного воспитания в семье.

  7. Роль сверстников и детского коллектива в воспитании личности.

  8. Гендерные аспекты воспитания.

  9. Самовоспитание и его психологические предпосылки. Роль произвольности психических функций и иерархии мотивов в формировании навыков целеполагания, самоконтроля и самооценки.

  10. Психологические стратегии воспитания личности в современных условиях (по А.Г. Асмолову). Концепция воспитания, социализации и самовоспитания В.М.Миниярова. Воспитание личности ребенка положительным поступком (по К.Оллред). Эстетическое переживание как средство воспитания (по Л.С. Выготскому).


Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Изучите вопросы по теме семинара, представьте краткие конспекты.
Задание 2. Решите кейс-задания.

Кейс 1. Прочитайте текст. Проанализируйте его с точки зрения психологии воспитания. Предложите свой вариант проведения этого классного часа.

Мать тревожится: сын запаздывает из школы. Наконец, распахивается дверь.

- Мама! Нас сегодня воспитывали! - выпаливает вбежавший школьник. И, отдышавшись, поясняет:

- Теперь у нас по пятницам шестой урок - классный час. Вот уж скука! Называется он часом, а сидели мы целых два: сначала прорабатывали двоечников и нарушителей, потом говорили о хороших поступках…
Ответ:
с точки зрения психологии воспитания классный час в школе должен проводиться, т.к. назревают многие вопросы и ответы на них, в особенности учеников младших и старших классов, здесь не о скуке речь идет, это как субботник к примеру, для чего же проводятся классные часы я считаю для создания условий для становления и проявления индивидуального обучающегося, его творческие способности, может кто то из учащихся хочет подтянуть по каким либо предметам оценки, или же наступает какое то праздничное мероприятие, и учитель предлагает принять участие в жизни школы, или же это форма воспитательной работы, различные олимпиады, если не проводить классные часы то информацию можно не услышать, даже какие то обьявления, отказаться можно по уважительной причине например заболел ребенок и другие случаи жизни. Классный час это развитие нравственных качеств ребенка и решение каких либо проблемных ситуаций, сужу по себе когда училась мы не только обсуждали глобальные проблемы, но и устраивали праздник живота чае-питие с различными сладостями, и общались с классным руководителем на любые темы, секретничали, смеялись и вспоминали истории кто на что горазд, это в основном было перед каникулами и даже устраивали дискотеку. Бывает классный час как урок по индивидуальным предметам как идет обычный урок 45 мин.

Кейс 2. Прочитайте текст. Какие ошибки с точки зрения психологии воспитания допущены классным руководителем? Спланируйте дальнейшие действия по исправлению ситуации.

В 8 классе самым «трудным» учеником, по мнению классного руководителя, был Юра. Учился он плохо, часто нарушал дисциплину. Но всё это можно было понять, если учесть, что его отец часто выпивал и скандалил дома, избивал сына. Мальчик чувствовал себя одиноким, у него не было близких товарищей в классе. К сожалению, классный руководитель ничего этого не видел, он просто испытывал нелюбовь к Юре и пользовался всяким поводом, чтобы ущемить его самолюбие. Как-то он привёл Юру к директору, жалуясь на то, что мальчик оскорбил его. Действительно, Юра при всех нагрубил ему на уроке. Как же и почему это произошло?

Вызвав Юру к доске, учитель иронически сказал: «Ну, Иванушка, иди, покажи свои знания». Юра ответил учителю такой же грубостью. Директор не стал разбирать конфликта. Он упрекнул Юру за несдержанность и попросил его уйти, а с учителем остался для беседы наедине.
Ответ: для начала с точки зрения психолога педагога а что же было до 8 го класса, об этом наверно уже знали в школе должны были приниматься меры, но никто не делал этого, у мальчика нарушилась психика, ему стало не интересно учится, переходный возраст тоже играет большую роль, ведь 8 класс это уже личность и имеет в этом возрасте паспорт, отвечает за свои поступки сам, но не до конца, тк еще не совершенно летний, в ответе за ребенка родители, далее у мальчика не было друзей и он закрылся и замкнулся в себе, история как оказалась плачевной, отец алкоголик, ребенок здесь не в чем не виноват, со стороны учителя не правильное отношение было к ребенку, можно было как то оставить мальчика после уроков и поговорить с ним лично, ведь у учителей так же есть дети, и они могли поговорить как отец с сыном, или как мать, я считаю что учитель не прав в недолюбливании этого мальчика, да разные истории или случаи жизни детей бывают, есть любимчики есть отшельники в классе, с которыми просто не приятно работать на уроках, далее когда мальчик оскорбил учителя возможно был какой то конфликт и он сорвался, тоже не прав был, может быть что то случилось перед школой и мальчик уже шел в школу озлобленный, и почему же учитель назвал ребенка не по имени, как будто он иван дурак какойто, и соответственно здесь произошла реакция самозащиты, итог какой я считаю что директор принял верное решение выйти из кабинета, да он его прежде чем уйти упрекнул, ошибка преподавателя в том что не должен он его так обзывать, и думаю не было бы никакого конфликта, не имеет права не учитель не ученик обзываться, я склоняюсь к тому что у мальчика в какой то момент сработала самозащита, возможно он никогда не защищался, даже словами, не говоря о том что еще и кулаками. Исправить ситуацию должен в этом случае директор школы, поговорить отдельно с учеником и учителем, а затем все втроем. Как в мультике говорил кот ляопольд ребята давайте жить дружно! Это наверно как психолог общается отдельно с каждым.


Задание 3. Выберите любой собственный недостаток и составьте программу самовоспитания по устранению этого недостатка.
Ответ: мои недостатки это эмоции и вспыльчивость чтобы их устранить я должна уметь держать себя в руках, но не всегда это получается, где то промолчать, работать над собой, научится сдерживать эмоции, развивать навыки коммуникабельности. Только я могу решить что и каким образом мне следует менять в себе. Иногда можно просто сесть и поговорить с самим собой. Я думаю это не болезнь, или написать на листок и ответить. Терпение труд все перетрут. Всему свое время. Поставить цель что я могу хочу и буду это делать. Я открытая личность, рискованная, наивная с детства и влюбчивая все принимаю близко к сердцу. Сама себе говорю не буду, но делаю, и прежде чем сказать я не думаю а делаю, а надо наоборот. По итогу мне есть над чем работать.