ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
БПОУ ВО «ВОЛОГОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Выпускная квалификационная работа
по профессиональному модулю 01.
Преподавание по программам начального общего образования
специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
студентки 4 курса
Кушевой Любови Геннадьевны
Научный руководитель:
преподаватель
Репченко Дарья Николаевна
ВОЛОГДА
2021
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические аспекты развития внимания у детей младшего школьного возраста на уроках в начальной общеобразовательной школе…...7
1.1. Особенности внимания детей младшего школьного возраста ……………7
1.2. Приемы и средства развития внимания у младших школьников на уроках в начальной общеобразовательной школе……………………………………..14
Глава 2. Методические аспекты развития внимания у детей младшего школьного возраста на уроках в начальной общеобразовательной школе….24
2.1. Педагогический опыт развития внимания у детей младшего школьного возраста на уроках в начальной общеобразовательной школе………….........24
2.2. Опытно-практическая работа по развитию внимания у младших школьников на уроках в начальной общеобразовательной школе…………..30
Заключение………………………………………………..……………………..36
Список литературы и источников……………………….……………………..38
Приложение 1. Упражнения, направленные на развитие внимания у младших школьников………………………………………………………………………41
Приложение 2. Диагностические материалы для определения развития внимания у детей младшего школьного возраста …………………………….45
Приложение 3. Вопросы для беседы с учителем для изучения педагогического опыта по развитию внимания младших школьников на уроках в начальной общеобразовательной школе…………………………….49
Приложение 4. Конспект урока по математике в 1 классе на тему: «Числа от 11 до 20»………………………………………………………………………….50
Приложение 5. Конспект урока по русскому языку в 1 классе на тему: «Гласный звуки»…………………………………………………………………55
Приложение 6. Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему: «Путешествие капельки воды»…………………………………………………60
Приложение 7. Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему: «Наша Родина - Россия»………………………………………………………...67
Приложение 8. Конспект урока по технологии в 1 классе на тему: «Весенние цветы»…………………………………………………………………………….75
Приложение 9. Таблица 1. «Результаты диагностики на развитие внимания учащихся 1 «Е» класса»…………………………………………………………79
Введение
Актуальность изучения психолого-педагогических условий развития внимания у детей младшего школьного возраста в начальной общеобразовательной школе определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания.
Часто невозможность усвоить учебный материал, ошибки при выполнении учебных заданий, неумение самостоятельно выполнить порученную работу объясняются не отсутствием у ребенка учебных способностей, не проблемами в развитии познавательных процессов, а недостаточной внимательностью.
В наши дни развитие внимания младших школьников осложняется следующими факторами. Информатизация общества привела к появлению феномена клипового сознания. Такое восприятие мира не требует анализа информации, устойчивости внимания. Особенно негативное влияние этот феномен оказывает на младших школьников. Телевизор и компьютер рассеивают внимание детей, поэтому в школе им сложно концентрироваться на учебном материале и удерживать своё внимание.
Наряду с возрастающим влиянием на детей средств массовой коммуникации ребята стали гораздо меньше читать. А связано это с тем, что родители не находят времени, чтобы еще до школы прочитать ребенку какую-нибудь книгу. Именно слушание и чтение формируют произвольное внимание, его устойчивость
Для обеспечения успешной учебной деятельности необходимым условием является развитие таких компонентов внимания как концентрация, устойчивость и распределение внимания. Вместе с тем дети, начинающие учиться в школе, чаще всего страдают от рассеянности и недостаточного развития произвольного внимания. Все чаще встречаются такие случаи, когда у учащихся вторых классов преобладает непроизвольное внимание, то есть дети способны длительное время заниматься тем, что им интересно и наиболее привлекательно для них. Строить процесс обучения, опирая только на непроизвольное внимание не эффективно. Поэтому в педагогическом процессе на уроках необходимо уметь использовать непроизвольное внимание и содействовать развитию произвольного.
Проанализировав литературу и обобщив информацию, мы выяснили, что в психологии существует несколько психолого-педагогических условий развития внимания младших школьников на уроках в начальной общеобразовательной школе, которые мы подробно рассмотрим в данной работе.
Вопросом психолого-педагогических условий развития внимания у младших школьников занимались такие психологи как Ф. Н. Гоноболин, И. В. Дубровина, С. Л. Кабыльницкая, В. А. Крутецкий.
Данные психологи определяют низкий уровень развития внимания как одно из основных препятствий эффективного обучения детей младшего школьного возраста. Недостаточный уровень развития внимания затрудняет протекание целенаправленной мыслительной деятельности в целом и обуславливает в процессе обучения в школе многие трудности.
Однако, несмотря на большое количество психолого-педагогической литературы, посвященной условиям развития внимания учащихся, данная проблема остается недостаточно разрешенной.
Таким образом, актуальность данной проблемы обусловила выбор темы нашей выпускной квалификационной работы «Психолого-педагогические условия развития внимания у детей младшего школьного возраста на уроках в начальной общеобразовательной школе».
Цель работы раскрыть психолого-педагогические условия развития внимания у детей младшего школьного возраста на уроках в начальной общеобразовательной школе.
Объект – процесс развития внимания младших школьников на уроках в начальной общеобразовательной школе
Предмет психолого-педагогические условия развития внимания у детей младшего школьного возраста на уроках в начальной общеобразовательной школе.
Задачи:
-
Рассмотреть особенности внимания детей младшего школьного возраста -
Изучить приёмы и средства развития внимания у младших школьников на уроках в начальной общеобразовательной школе. -
Проанализировать педагогический опыт развития внимания у младших школьников на уроках с помощью психолого-педагогический условий. -
Реализовать опытно-практическую работу по развитию внимания у младших школьников на уроках в начальной общеобразовательной школе.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы, анализ, синтез, обобщение; изучение педагогического опыта, беседа, опытно-практическая работа.
Участие в студенческом конкурсе методических разработок с 27 апреля по 7 июня 2021 года
Глава 1.
Теоретические аспекты развития внимания у детей младшего школьного возраста на уроках в начальной общеобразовательной школе
1.1. Особенности внимания детей младшего школьного возраста
В каждый момент своего бодрствования человек что-то слышит, видит, делает, чувствует, о чем-то думает или с кем-то говорит. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все, что на него воздействует. Он выделяет то, что представляет для него интерес, соответствует его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.
В изученной нами литературе указывается, что внимание это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте или внимание – это состояние направленности и сосредоточенности сознания на каких-либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального. Объектом внимания может быть все что угодно предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир [7].
Как показал анализ литературы и источников внимание не является самостоятельной психической функцией. Это особая форма психической активности человека, она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Таким образом, внимание это способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др.
Подчеркивая педагогическое значение внимания, Л. С. Выготский указывал на его интегральный целостный характер. От работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира и самих себя. «Управляя вниманием, мы берем в свои руки ключ к образованию, формированию личности и характера» [3].
И у школьника и у студента, как бы талантливы или способны они не были, всегда будут пробелы в знаниях, если внимание их недостаточно развито, если они часто бывают невнимательными или рассеянными на занятиях. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы.
Внимание развивается постепенно и на определенном уровне своего развития становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью. Внимательный человек это человек наблюдательный, он достаточно полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекает успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности.
Внимательность человека проявляется не только в познании мира и осуществлении деятельности, но и в отношениях с другими людьми. Чуткость, отзывчивость, понимание настроений и переживаний за другого человека свидетельствуют о достаточно высоком развитии личности [7].
В изученной нами литературе указывается, что в психологии различают два основных вида внимания непроизвольное и произвольное. О непроизвольном внимании говорят в тех случаях, когда внимание человека непосредственно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. Именно с таким видом внимания мы имеем дело, когда помимо желания поворачиваем голову, если в комнате внезапно раздается стук или когда наше внимание привлекается каким-либо новым, неожиданным изменением обстановки. [24].
Кроме силы и неожиданности раздражителей, непроизвольное внимание может быть вызвано и контрастом раздражителей. Известно, что переход от тишины к шуму, от тихой речи к громкой привлекает внимание. Педагоги часто пользуются этими переходами как средством овладения вниманием учащихся. Например, когда учитель видит, что дети начинают отвлекаться, он поднимает круг с красным восклицательным знаком в центре. Именно своим красным цветом данный знак и привлечет внимание детей [11].
Непроизвольное внимание может быть вызвано и внутренним состоянием организма. Человек, испытывающий чувство голода, не может не обратить внимание на запах пищи, на звон ложек и вилок, на вид тарелки с едой [7].
Произвольное же внимание свойственно лишь человеку. Оно долгое время оставалось загадкой для психологии, и на нем следует остановиться особо. Основной факт, указывающий на наличие у человека особого типа внимания, не свойственного животным, состоит в том, что человек произвольно может сосредоточивать свое внимание то на одном, то на другом объекте, даже в тех случаях, когда в окружающей его обстановке ничего не меняется [11].
Способность произвольно направлять и поддерживать внимание развивалась у человека в процессе труда, так как без этого невозможно осуществлять длительную и планомерную трудовую деятельность.
Произвольное внимание иногда переходит в так называемое послепроизвольное внимание. Одним из условий такого перехода является интерес к определенной деятельности. Пока деятельность не очень интересна, от человека требуются волевые усилия, чтобы сосредоточиться на ней. Например, чтобы решать математическую задачу (писать сочинение), надо самому постоянно удерживать на ней свое внимание. Однако иногда решение задачи становится для человека столь интересным делом, что напряжение ослабляется, а порой исчезает совсем все внимание само по себе сосредоточивается на этой деятельности и его уже не отвлекают разговоры других людей, звуки музыки и пр. Тогда можно говорить, что внимание из произвольного «превратилось» вновь в непроизвольное или послепроизвольное [23].