Файл: Д. П. Макушев Проверил канд пед наук., доцент каф. Имм.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт инженерно-педагогического образования
Кафедра инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине
«Профессионально-педагогические технологии»
Вариант 5
Технология активного обучения
Выполнил студент группы ЗВТС-401
Д.П.Макушев
Проверил канд. пед. наук., доцент каф. ИММ
М.А.Федулова
Екатеринбург
2023

2
Содержание
Введение .................................................................................................................... 3 1 Описание технологии активного обучения в теории и практике профессионального обучения… ............................................................................ 5 2 Представление исторического экскурса, основных функции и признаков, видов и уровней, организации технологии обучения… ...................................... 9 3 Представление организационно-методического обеспечения учебного процесса при реализации технологии активного обучения ............................... 14 4 Разработка урока с использованием специфических особенностей технологии активного обучения… ........................................................................17
Заключение… ......................................................................................................... 25
Список используемых источников… .................................................................... 26

3
Введение
Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей. Активные методы обучения позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем, максимально приближенных к профессиональным; не только расширяют и углубляют профессиональные знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.
В контрольной работе будет рассмотрена характеристика активных методов обучения и разработана методика и методическое обеспечение занятия и использованием активных методов обучения.

4
1. Описание технологии активного обучения в теории и практике
профессионального обучения
Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач по специальности.
В современных условиях одной из задач средних учебных заведений является подготовка конкурентоспособного специалиста, способного к успешной профессиональной деятельности, владеющего технологиями в своей специальности, умением использовать полученные знания при решении производственных задач. На практике далеко не всегда выпускники вузов способны реализовать подобные задачи. Сложившаяся ситуация актуализирует поиск новые эффективных технологий обучения студентов [5, 7].
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) предъявляет среди множества требований к учебному процессу - использование активных и интерактивных форм занятий с целью формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся. Удельный вес таких занятий определяется содержанием конкретных дисциплин и составляет в целом 20 - 25 процентов аудиторных занятий по многим направлениям подготовки.
В педагогике понятие «метод обучения» трактуется различными учеными неоднозначно. Первоначально метод обучения воспринимался упрощенно и означал способ изложения, однако, по мере развития педагогической науки отношение к данной категории изменилось. Сегодня методы обучения - это способы совместной деятельности преподавателей и студентов по достижению дидактических целей и задач, по воспитанию и развитию в процессе обучения [2,
6].
Учебный процесс с применением активных методов, в отличие от традиционных, где студент является пассивным слушателем, строится на основе


5 включенности в него всех студентов группы без исключения, причем каждый из них вносит свой индивидуальный вклад в решение поставленной задачи с помощью активного обмена знаниями, идеями, способами деятельности.
Появление и развитие активных и интерактивных методов обучения обусловлено тем, что перед учреждениями профессионального образования встали новые задачи: не только дать обучающимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку в течение всей его трудовой деятельности, то сегодня их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности [1, 3].
Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия
«преподаватель – студент». Эти методы предполагают равнозначное участие преподавателя и обучающихся в учебном процессе. Все студенты группы выступают как равные участники учебного процесса [7].
Идея активных методов обучения в педагогике не является новой.
Родоначальниками метода принято считать таких педагогов, как Я. Коменский,
И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи.
А. Вербицкий интерпретирует сущность понятия «активное обучение» следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении [4, c. 96].
При активном обучении центральное место занимает студент.
Преподаватель выступает как консультант, к которому обучающиеся могут

6 обратиться за советом. Студенты являются активными участниками процесса обучения, активно включаются в познавательный процесс, работая над проблемой, ситуацией, задачей, а также исследуют связанные с ними источники, размышляют над темой и предлагают свои решения. В результате активной деятельности обучающиеся выносят свое мнение на обсуждение и отстаивают его в ходе дискуссии. Если в ходе беседы возникают противоположные идеи, то появляется стимул пополнить информацию или найти логическое решение проблемы [8, 9].
С точки зрения авторов, исследующих инновационные технологии, активное обучение обладает рядом преимуществ:
– предлагается творческий способ действий и обучения, происходящих одновременно;
– обучение способствует получению конкретных практических результатов;
– в результате деятельности развивается творческая активность обучающихся.
Активные методы обучения побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом и предполагают самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
Каждый метод активным делает тот, кто его применяет. При активных методах обучения применяется работа в парах, в группах, с индивидуальной работой.
Активные методы обучения характеризуются следующими признаками:
• активность студента в течение всего учебного занятия;
• самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
• мотивированность к обучению.
В процессе обучения преподаватель в зависимости от подготовленности студентов может выбрать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких.


7
Главная цель применения активных методов – создать условия для профессионального становления будущего специалиста, повышение активности участников образовательного процесса. В образовательных учреждениях применяются многочисленные модификации активных методов, где методы сливаются с формами и средствами обучения и развести эти категории порой достаточно сложно.
Активные методы обучения делятся на 2 типа. Активные методы обучения
1-го типа включают в себя проблемные лекции, проблемно-активные практические занятия и лабораторные работы, семинары и дискуссии, курсовое и дипломное проектирование, практику, стажировку, обучающие и контролирующие программы, конференции, олимпиады и т. п. Все они ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого, проблемность.
Но в них отсутствует имитация реальных обстоятельств в условной ситуации.
Активные методы обучения 2-го типа (имитационные) подразделяются на неигровые и игровые.
К неигровым активным методам обучения относятся: метод анализа конкретных ситуаций, тренажеры, имитационные упражнения на нахождение известного решения. Здесь есть моделирование реальных объектов и ситуаций, но отсутствует свободная игра с ролевыми функциями.
К игровым активным методам обучения относятся: деловые
(управленческие) игры, метод разыгрывания ролей, индивидуальные игровые занятия на машинных моделях. Эти методы имеют высокую эффективность в учебном процессе и применяются в ведущих учебных заведениях всего мира.
Например, в западных бизнес-школах одним из основных методов обучения является ситуационное обучение. Кейс-стадия представляет собой описание деловой ситуации, которая реально возникала или возникает в процессе деятельности ответственных менеджеров. Этот метод близок к методу анализа конкретных ситуаций и методу разбора производственных ситуаций.
Наиболее сложными являются игровые активные методы обучения.
Результат игры — принятие решений по поставленной цели (целям). Условия ее

8 проведения характеризуются невозможностью полной формализации всей задачи, наличием неопределенностей, конфликтов, рисков.
Игры бывают имитационные, организационно-деятельные, деловые. В имитационных играх часто имеется только одна тиражируемая роль, не моделируется деятельность руководства, выбирается лишь модель среды, характеризующая какое-то ее конкретное состояние. Организационно- деятельные игры применяют для решения сложных социально- производственных задач, требующих объединения усилий различных специалистов.
Достоинства технологии:
-высокая самостоятельная активность учащихся;
-широко используется опыт учащихся;
-высокая эффективность усвоения знаний и умений;
-близость к реальной профессиональной деятельности участников;
-высокая включенность и мотивация участников;
-обеспечивает практическую подготовку учащегося по решению будущих профессиональных задач.
Недостатки:
-ограниченный размер учебной группы;
-качество обучения зависит от уровня подготовленности группы;
-требует высокого профессионализма преподавателя;
-требует значительных временных затрат как на подготовку, так и реализацию занятия;
-достаточно высокая стоимость.


9
2 Представление исторического экскурса, основных функции и
признаков, видов и уровней, организации технологии активного обучения
Идеи активизации обучения высказывались учеными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления ее в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля,
А. Дистервега, Д. Дьюи, К.Д. Ушинского и других. Однако идеи, получившие наиболее последовательное изложение в работах данных авторов, берут свое начало из высказываний ученых и мыслителей античного мира. Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика.
Приверженцы первой позиции настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только преподаватель.
Сторонники второй позиции считали ученика, равноправным участником процесса обучения и отдавали его активности главенствующую роль в обучении.
Вот некоторые взгляды сторонников активности ученика. Пифагор (VI в. до н.э.) считал, что правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика. Демокрит (460-370 до н.э.) придавал огромное значение воспитанию интеллекта, предлагал формировать у учеников стремление постигнуть неизвестное, чувство долга и ответственности. Сократ
(470/469?399 до н.э.) видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании. Главным его достижением считается «майевтика»
(«повивальное искусство») - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. (так называемый сократовский метод). Платон (427-347 до н.э.) подчеркивал особую важность эстетического развития ребенка средствами музыки, поэзии, танцев, игр, дающих простор творчеству.
Среди древнеримских мыслителей выделяются взгляды Сенеки (4 до н.э. -
65 н.э.), который считал, что образование должно формировать в первую очередь

10 самостоятельную личность, считал, что должен говорить сам ученик, а не его память. Квинтилиан (42 - ок. 118) отдавал предпочтение организованному школьному обучению, утверждая, что дух соревнования, честолюбия в процессе обучения «бывает причиной добродетелей». На занятиях по риторике рекомендовал преподавателю читать сочинения с заведомыми просчетами в стиле, заметить и исправить которые должны были сами учащиеся.
На средневековом востоке мудрецы обращали особое внимание на саморазвитие личности. Ибн-Сина (Авицена в латинской транскрипции) (980-
1037) мечтал о всестороннем развитии и обучении и такой путь ему виделся в организации совместной учебы воспитанников, внесении духа соперничества.
Одним из заметных сторонников активной позиции ученика в процессе обучения был Мишель Монтень (1533-1592). Он советовал, чтобы больше говорил ученик и больше слушал учитель. Призывал приучить учащихся исследовать окружающий мир, чтобы они все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету.
Рене Декарт (1596-1650), советовал прилагать максимум усилий для развития у учащихся способности суждений. Ян Амос Коменский (1592?1670) в работе «Великая дидактика» настаивал, что правильно обучать, это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способности понимать вещи. Критиковал школы, которые стремятся к тому, чтобы научить смотреть чужими глазами, мыслить чужим умом.
Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) отмечал, что у детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать и нет ничего безрассуднее, как желать заменить ее нашей. Если голова преподавателя управляет руками ученика, то собственная его голова становится для него бесполезной. Целью обучения признавал не знание дать ученику, а научить его приобретать в случае нужды это знание.
И.Г. Песталоцци (1746-1828) первостепенное значение придавал обучению, построенному в соответствии с особенностями человеческой природы, законами ее развития. Настаивал, что обучение должно научить


11 мыслить, должно действовать возбуждающе на способности ученика, а не усыплять и смущать его.
А. Дистервег (1790-1866) требовал, чтобы учитель не только «приохотил» ученика к учению, но всегда использовал бы его силы, возбуждал его деятельность.
Дж. Дьюи (1859-1952), автор «прогрессивистской» концепции, видел основную задачу учебного процесса в развитии активности молодежи. Передачу информации рассматривал как средство развития мышления, а, следовательно, предоставлять ее ученикам предлагал только тогда, когда они действительно испытывают в ней необходимость.
Из числа отечественных ученых к проблеме активности в разное время обращались: Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, Н.А. Добролюбов,
А.Н. Леонтьев, Л.М. Лопатин, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн,
В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и другие. В частности,
Н.Г. Чернышевский (1828-1889) и Н.А. Добролюбов (1836-1870) защищали осмысленность и сознательность обучения, активность и самодеятельность учащихся, выступали за развитие у них творческого мышления.
В.А. Сухомлинский (1918-1970) призывал специальными мерами и приемами поддерживать желание учеников быть первооткрывателями.
Особую роль в современном становлении активного обучения сыграло стихийное развитие игротехнического движения, которое возникло после зарождения деловых игр. Первая в истории деловая игра была разработана и проведена М.М. Бирштейн в СССР в 1932 году.
Метод был подхвачен и сразу получил признание и бурное развитие.
Однако в 1938 году деловые игры в СССР были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в
США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк,
Р. Прюдом и другие).
Заметный толчок к расширению дидактического использования методов положили исследования и разработки деловых и имитационных игр таких

12 специалистов в области активного обучения, как И.Г. Абрамова,
Ю.С. Арутюнов, М.М. Бирштейн, Н.В. Борисова, А.А. Вербицкий,
С.Р. Гидрович, С.С. Егоров, В.М. Ефимов, Р.Ф. Жуков, С.Г. Колесниченко,
В.Ф. Комаров, В.Н. Кругликов, В.Я. Платов, В.В. Подиновский,
В.Н. Рыбальский, А.М. Смолкин, И.М. Сыроежин, Т.П. Тимофеевский,
Г.П. Щедровицкий и другие.
Большую роль в распространении методов сыграла их практическая деятельность по пропаганде игровых методов как основы активного обучения, и личное участие в создании и развитии игротехнического движения. «Школы
МАО», проводимые в рамках этого движения, позволили ознакомить многих преподавателей с игровыми технологиями активного обучения, дать им первичные знания, навыки, «вооружить» первичным инструментарием.
Благодаря распространению игровых методов активного обучения в 80-х годах
ХХ века активное обучение переживало максимальный подъем популярности [9]
Условия организации технологии
Использование технологии активного обучения целесообразно только в том случае, когда учащиеся владеют определенными фундаментальными знаниями, полученными посредством традиционных методов обучения.
Поэтому одной из основных задач педагога, при организации технологии активного обучения является грамотное и разумное сочетание использования традиционных и инновационных методов обучения.
Основными условиями организации технологии активного обучения являются:
Проблемность;
Кооперация и сотрудничество;
Коллективное взаимодействие;
Управление процессом формирования и развития индивидуальных психологических особенностей учащихся;
Изменение роли педагога во время обучающего процесса: партнер, соорганизатор, консультант и т.д.