Файл: Д. П. Макушев Проверил канд пед наук., доцент каф. Имм.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13
Ведущие признаки технологии активного обучения:
Принудительная активизация мышления;
Длительность вовлеченности учащихся в процесс обучения;
Осуществление самостоятельной творческой выработки решений, повышение уровня мотивации и эмоциональности учащихся;
Постоянное активное взаимодействие между учащимися и педагогами посредством прямой связи.
Технологии активного обучения подразделяются на две группы:
Групповые технологии – применяются одновременно к нескольким участникам образовательного процесса.
Индивидуальные технологии – применяются к конкретному учащемуся.
Ряд авторов подразделяют технологии активного обучения на три основных блока:
Технологии, основанные на дискуссионных методах – совместный разбор ситуаций, вопросов, проблем и т.д.
Технологии, основанные на игровых методах – включают в себя творческие, дидактические, ролевые игры, игровые психотерапии, психодраматичексие коррекции.
Технологии, основанные на контриграх – включают трансактный метод осознания коммуникативного поведения, сенситивные тренинги и т.д. [8].

14
3.
Представление
организационно-методического
обеспечения
учебного процесса при реализации технологии активного обучения
Технология активного обучения результативна при изучении специальных дисциплин, эффективно способствует развитию общих и профессиональных компетенций, совершенствованию интеллектуальных и творческих способностей, социализации обучающихся.
Цель применения технологий активного обучения состоит в развитии успешной социализации обучающихся, коммуникативности и успешной адаптации в общественной жизни.
Технология основывается на мотивации обучающихся к активному участию в процессе обучения, самостоятельности и развитию творческого мышления. [3]
Структура технологии активного обучения имеет несколько составляющих. Обучающимся предлагается самостоятельно найти решение проблемных ситуаций, исследовать сущность задачи, что мотивирует студентов к самостоятельной поисковой и творческой деятельности. Студенты учатся выделять главное и ориентироваться в информационном пространстве, работать самостоятельно и находить нужный объем информации для решения определенных задач.
В процессе обучения важно использовать индивидуальный дифференцированный подход и применять дидактический материал с различным уровнем сложности, возможность выбора вариантов работ обучающимися, контролировать результаты в процессе выполнения практических заданий, стимулировать положительные результаты самостоятельной творческой деятельности студентов, их индивидуальность.
При работе студентов совместно в малых группах из нескольких человек над решением одной задачи и в группах из большего количества обучающихся, где каждый трудится над исследованием своей части, участники анализируют и обсуждают итоги своей деятельности. Совместная мыследеятельность помогает


15 обучающимся освоить принципы коммуникативного взаимодействия, что помогает развить.
Эффективно использование деловых игр в подаче изученного материала и презентации результатов своей деятельности, когда участники избирают роли, активно работают совместно и в результате решают многие нестандартные ситуации, оказывают взаимоподдержку, учатся коллективному взаимодействию.
В результате обсуждения вопросов совместной деятельности, рефлексии, рассмотрения ситуаций, приближенных к реальной жизни студенты учатся принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Грамотно выбранные информационные технологии при изучении специальных дисциплин позволяют активизировать познавательную деятельность. Применение электронных учебных ресурсов, дидактических раздаточных материалов, видео уроков, мастер-классов, электронного тестирования способствует развитию информационной активности, инициативности и способствуют развитию.
Тематику лекционных занятий возможно раскрыть с использованием изучения проблемных вопросов, коллективного обсуждения в виде дискуссии, цель которой активизировать обучающихся, привить критическое мышление, научить рассуждению, сопоставлению, что развивает индивидуальность личности, повышает самостоятельность и ответственность.
"Технологии активного обучения — это организация процесса познания, при которой целеустремленная деятельность учителя направлена на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности учащегося в усвоении знаний, формировании умений, навыков в их практическом применении." (Конаржевский Г.М.).
Активные технологии помогают обучающимся ставить цели, планировать их достижение, учатся анализировать, осуществляют самооценку своей учебно-

16 познавательной деятельности, делать выводы. Учатся самопрезентации результатов своей работы с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графически редакторы, презентации, САПР), углубляют и расширяют знания в области информационных технологий [8].
Результаты применения различных форм активного обучения имеют и воспитательную цель: студенты осознают свою ответственность за расширение знаний и углубление информации о своей будущей профессиональной деятельности, проникаются значимостью и необходимостью осознанного выбора своей профессии.
Практическая активная деятельность посредством участия в проектной деятельности стимулирует к самообразованию и самореализации в условиях быстрой смены технологий, развивает межпредметные связи, расширяет кругозор. Студенты стремятся быть квалифицированными специалистами в условиях быстрой смены технологий, чтобы оставаться конкурентоспособными.
Приобретение компетенций зависит от активности обучаемых и формируется в результате осознанной деятельности, имеющей практический смысл. Быть компетентным означает умение мобилизовать в реальной ситуации полученные знания и опыт.
Преподаватель является организатором видов и форм познавательной деятельности обучающихся. Критерии оценки качества достижения основной цели активного обучения выражены в совокупности получения теоретических знаний, практического их применения в результатах своей деятельности и развития необходимых общих и профессиональных компетенций.
Активные методы обучения, особенно в форме деловой тгры, предоставляют возможность и обеспечивают проявление большей активности студентов, чем традиционные методы, ведь экспериментально установлено, что в памяти человека остаётся до 10 % того, что он слышит, до 50 % того, что он видит, и до 90 % того, что он делает.


17
4 Разработка урока с использованием специфических особенностей
технологии активного обучения
Разработаем сценарий деловой игры по теме «Электродуговая сварка во всех пространственных положениях шва».
Продолжительность деловой игры 120 минут.
Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
В технологии активного обучения «вынужденная активность» участников обусловлена условиями и правилами, при которых ученик или активно участвует, напряженно думает, или вообще выбывает из процесса.
Правила деловой игры определяются выбранной деятельностью. Такая игра может быть организована и на этапе первичного закрепления материала, и как обобщение, и как определенная форма контроля. В данном случае речь идет о самом стандартном варианте деловой игры. Такие варианты, как организационно-деловые и организационно-мыслительные игры и аналогичные им, требуют очень серьезной специальной подготовки их организаторов [4, с.257].
Игра проводится для учащихся колледжа, обучающихся по специальности
«Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)».
Разработка деловой игры по теме «Электродуговая сварка во всех
пространственных положениях шва»
Профессия: Сварщик (ручной и частично механизированной сварки
(наплавки).
МДК.02.01. Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) покрытыми электродами.
Тема «Электродуговая сварка во всех пространственных положениях шва».

18
Цели: Обобщение, активизация и закрепление знаний и умений учащихся, приобретенных при освоении темы «Электродуговая сварка во всех пространственных положениях шва».
Развитие у учащихся таких качеств как соперничество, сотрудничество, работа в группе.
Практическое применение полученных знаний, планирование хода действий.
Ход мероприятия:
I. Организационная часть. (5мин.)
Во вступительном слове перед участниками игры ставятся задачи, объявляется ее программа
Оборудование:
Компьютер, проектор, компьютерная презентация, плакаты «Дефекты сварных швов», «Трансформаторы», «Выпрямители», сварочные транс форматоры ТД-500, инструмент сварщика.
II Подготовка к проведению деловой игры (15 мин.)
Учащиеся разбиваются на группы (примерно по 3-4 человека).
Группам участников предлагается дать название бригаде и выбрать бригадира.
Для активной деятельности учащихся за правильные ответы или дополнения жюри выставляют соответствующие баллы, которые на протяжении всего мероприятия заносятся в таблицу, нарисованную на доске.
Участники и действующие лица:
Ведущий, команды, члены жюри.
Главным действующим лицом (ведущий), которое задает ритм и ход игры, является мастер производственного обучения, его роль в игре – предприниматель, которому необходима бригада электросварщиков для проведения сварочных работ.
III. Проведение игры (90 мин.)
Суть игры состоит в следующем:


19
Предпринимателю для изготовления металлических изделий на заказ, необходима бригада электросварщиков. Но прежде чем выбрать бригаду для выполнения работы, каждой из бригад нужно будет выполнить предложенные задания.
Первый тур: «Вопрос – ответ»
Предприниматель предлагают бригадам пройти проверку имеющихся знаний, чтобы удостоверится, что здесь работают настоящие специалисты.
Предлагается 10 вопросов. Команды отвечают по очереди, в случае незнания правильного ответа или неполного ответа предоставляется возможность ответить или дополнить другой команде и получить дополнительные очки.
Вопрос 1: Определите, какие из перечисленных марок сталей для 1 группы - свариваются хорошо для 2 группы – свариваются удовлетворительно для 3 группы – свариваются ограниченно
Ответ:
1 - 15Х, 18ХГТ,БСТ3кп, СТ4 2 – 20ХН4ФА, БСТ5пс, 25ХГТ, 12Х2Н4А
3 – 30ХМ, 40ХГТР, 35Г2, 40
Вопрос 2: Из представленного оборудования назвать источники питания постоянного тока.

20
Ответ: 2 – Инвертор, 3- сварочный выпрямитель, 4- сварочный проебразователь, 5 -сварочный агрегат
Вопрос 3: На каком из представленного оборудования дуга будет гореть менее устойчиво.
Ответ: 1 – трансформаторе
Вопрос 4: Какими из перечисленных электродов можно сваривать как на переменном, так и на постоянном токе?
Ответ: Э46 – АНО-4-3 – УД , Э46 – МР-3-3 – УД Э46 – ОЗС-12-3 – УД
Е432(3) – Р21 Е431(3) – РБ23 Е430(3) – Ц12
Вопрос 5: Изделие, сваренное каким электродом можно будет эксплуатировать при низких температурах до - 400 и будет содержать небольшое количество оксидов железа.
Ответ: Э42А – УОНИИ-13/45-2 – УД Е412(5) – Б20

21
Вопрос 6: Какой из перечисленных дефектов является следствием следующих причин:
Для 1 группы – быстрое охлаждение шва, влажные электроды, загрязнения кромок ржавчиной, маслом.
Для 2 группы – неустойчивость режима сварки, неточное направление электрода.
Для 3 группы – большой сварочный ток, неправильный наклон электрода, излишне длинная дуга.
Ответ:
1 –поры
2- неравномерная форма шва
3 – наплыв
Вопрос 7: Кто имеет право присоединять и отсоединять электросварочное оборудование
Ответ: Электротехнический персонал.Вопрос 8: Какую полярность применяют при сварке деталей, требующих большего подвода теплоты для прогрева кромок.
Ответ: Прямую.
Вопрос 9: Какой номер светофильтра необходимо применять при сварке на токе 105А?
Ответ: С5


22
Вопрос 10: Предложите порядок наложения сварных швов при сварке узла строительной фермы, изображённой на рисунке, с учётом снижения напряжений и деформаций после сварки.
Ответ:
Второй тур «Профессиональные навыки»
Предприниматель предлагают бригадам пройти проверку имеющихся у них навыков электросварщика. Для этого каждому участнику из бригад выдаётся задание, 2 пластины из низкоуглеродистой стали, толщиной 4 мм, электроды марки МР-3 диаметром 3мм. и 4мм.
Практическое задание: Выполнить сварку пластин с одной стороны вертикальным швом, с другой стороны в горизонтальном положении шва.
Критерии качества сварного шва: - равномерность шва по ширине и высоте
- чешуйчатость шва
- наличие подрезов
Максимальное количество баллов за практическое занятие - 25

23
IV Подведение итогов деловой игры. (10мин.)
После подсчета комиссией всех баллов, слово дается мастеру
(предпринимателю), который подводит итоги всей проделанной ребятами работой, объявляя свое решение, с какой бригадой он будет сотрудничать.
Предприниматель делает свой выбор в пользу той бригады, набрала наибольшее количество баллов.
После окончания деловой игры необходимо поблагодарить всех ее участников.
Модель деятельности преподавателя и учащихся
Этап урока
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
I. Организаци онная часть. (5мин.)
Приветствие учащихся
Проверка присутствующих
Объявление темы и целей игры
Приветствуют преподавателя.
Участвуют в перекличке
Слушают.
II Подготовка к
Цель: подготовка студентов к участию
Слушают, запоминают проведению в игре. правила игры, изучают деловой игры
На этом этапе определяется режим материалы для игры,
(15мин.) игры, выдаются необходимые для игры консультируются по материалы, инструкции, сообщаются интересующим вопросам, правила игры, даются участникам игры разбиваются на команды необходимые предварительные
(по 3-4 человек). консультации, формируются команды, придумывают названия распределяются роли среди членов команде и выбирают команды, выдается задание для
Капитана. самостоятельной подготовки к игре.
Главная задача преподавателя на этом этапе игры – заинтересовать студентов темой и формой проведения занятия, то есть создать такую атмосферу, в которой студенты захотят действовать инициативно и творчески.
III. Проведение
Игра проводится 2 этапа, выдаются
Коллективная работа игры задания, оценивается их выполнение. групп по анализу
(90 мин.)
На этом этапе основные функции информации, обсуждение преподавателя заключаются в поставленных задач и руководстве ходом игры, обеспечении выбор способов их