Файл: Программа курса повышения квалификации педагогов организаций технического и профессионального, послесреднего образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО, ПОСЛЕСРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В КОЛЛЕДЖЕ:

ФОКУСЫ И СТРАТЕГИИ УЛУЧШЕНИЯ»

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Общие положения

3

  1. Глоссарий

3

  1. Тематика Программы

4

  1. Цель, задачи и ожидаемые результаты Программы

5

  1. Структура и содержание Программы

5

  1. Организация учебного процесса

9

  1. Учебно-методическое обеспечение Программы

9

  1. Оценивание результатов Программы

10

  1. Посткурсовое сопровождение

10

  1. Список основной и дополнительной литературы

11



1. Общие положения
Образовательная программа курса повышения квалификации педагогов организаций технического и профессионального, послесреднего образования «Преподавание истории в колледже: фокусы и стратегии улучшений» (далее – Программа) регулирует образовательный процесс повышения квалификации педагогов по дисциплинам «История Казахстана» и «Всемирная история» организаций технического и профессионального, послесреднего образования (далее – Слушатели).

В современном мире подготовка квалифицированных кадров для региональных рынков труда основана на мобильности, востребованности, практикоориентированности и нацеленности на результат. Обновление содержания программ обучения и методики преподавания в организациях технического и профессионального образования, послесреднего является одной из первостепенных задач повышения качества образования.

В настоящее время согласно 4 Цели в области устойчивого развития до 2030 года, принятой Организацией объединенных наций (ООН) в 2015 году, Республика Казахстан должна обеспечить всеобщим и качественным образованием и поощрением возможностей обучения на протяжении всей жизни для всех, в том числе и равный доступ к качественному техническому, профессиональному образованию. Отдельно стоит выделить
результаты международного исследования PISA-2018, в котором обучающиеся организаций ТиПО показали слабый уровень функциональной грамотности по сравнению с зарубежными сверстниками.

Актуальность Программы заключается в необходимости обеспечения качественным обучением всех обучающихся с учетом разнообразия их образовательных потребностей, оценивания навыков исторического мышления в рамках реализации национального проекта «Качественное образование «Образованная нация» (постановление Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 726) и необходимостью освоения педагогами современных методологических подходов к изучению истории, в частности, в изучении истории Казахстана как истории цивилизации Великой Степи, интегрированного подхода в обучении всемирной истории с обществознанием, особенностями обучения истории на основе концептуального и исследовательских подходов.

Программа направлена на развитие профессиональных знаний и компетенций Слушателей по современной методологии истории, актуальным вопросам истории Казахстана и всемирной истории, освоение современных подходов в развитии исторического мышления обучающихся, развитие навыков разработки заданий для оценивания навыков исторического мышления с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся.


2. Глоссарий

Инклюзивное образование - процесс, обеспечивающий равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей (ООП) и индивидуальных возможностей.

Исследовательские навыки - умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.

Историческое мышление– это способность рассматривать события и
явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять
различные версии оценки исторических событий и личностей, определять
и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.



Историческое сознание– это сложное, многофункциональное, специфическое образование в духовной жизни общественного субъекта, являющееся составной частью общественного сознания, совокупностью
форм, отражающих его историю и служащую для удовлетворения общественных потребностей, сформировавшееся в процессе исторической эволюции общества. Это воспроизведение в сознании людей исторических событий, логики исторического процесса, выступающее в качестве компонента их самопознания и играющая роль регулятора социальных отношений.

Компетентностный подход - постепенный переход от трансляции знаний и формирования навыков к созданию условий для овладения комплексом компетенций, включающих потенциал и способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства.

Концепт - ментальный конструкт, организующая идея, которая категоризирует (обобщает) набор примеров.

Концепты обладают следующими свойствами:

- являются широкими и абстрактными;

- представлены одним словом или словосочетанием;

- универсальны: одни и те же для всего мира и не зависят от контекста. Примеры, специфичные для разных культур, могут выступать как иллюстрации для концепта, но сами концепты остаются неизменными;

- не меняются с течением времени, являются вневременными. То, что меняется, будет примерами реализации концепта;

-представлены разными примерами, которые объединены общими свойствами.

Критерии оценивания – признаки, на основании которых производится оценка учебных достижений обучающихся.

Цивилизационный подход– это подход, который акцентирует внимание на том, что отличает одну цивилизацию от другой, а внутри самой цивилизации придает исключительное значение прежде всего тому, что объединяет людей, – культуре во всем многообразии ее форм и проявлений
(религия, искусство, мораль, право, традиции, образ жизни и т. д.).

3. Тематика Программы

В содержание Программы включены темы, раскрывающие современные методологические и концептуальные основы изучения истории Казахстана и всемирной истории, теоретические и практические аспекты развития функциональной грамотности обучающихся на основе исторических концептов.  


Новизна тематики Программы: 

во-первых, содержание тем Программы включает особенности цивилизационного подхода в изучении истории Казахстана, истории цивилизации Великой Степи и ее места в развитии цивилизаций Центральной Азии; 

во-вторых, темы, представленные в содержании Программы, направлены на развитие навыков педагогов по развитию функциональной грамотности обучающихся в рамках работы с историческими источниками и документами;   

в-третьих, основой практической новизны является разработка заданий для оценивания исторического мышления обучающихся на основе исторических концептов.  

4. Цель, задачи и ожидаемые результаты Программы

Цель Программы: развитие профессиональных компетенций педагогов дисциплин «История Казахстана» и «Всемирная история» для создания инклюзивной среды на учебных занятиях, развития функциональной грамотности и оценивания навыков исторического мышления обучающихся.  

Задачи Программы: 

  1. развить навыки исторического мышления на основе изучения   методологических и концептуальных основ изучения истории;  

  2. провести обзор и анализ сложных тем учебных программ дисциплин «История Казахстана» и «Всемирная история» для эффективного преподавания, функционального развития и создания инклюзивной среды на занятиях;  

  3. улучшить практику разработки заданий для оценивания навыков исторического мышления и функциональной грамотности обучающихся в соответствии с целями и результатами обучения; 

  4. совершенствовать планирование занятий на основе применения эффективных стратегий обучения с учетом особых образовательных потребностей обучающихся 

Ожидаемые результаты:

По окончании Курса Слушатели смогут: 

  1. демонстрировать навыки исторического мышления на основе изучения   методологических и концептуальных подходов в изучении истории;  

  2. углубить предметные знания и анализировать сложные темы учебной программы по дисциплине «История» с учетом функционального развития и формирования инклюзивной образовательной среды на занятиях; 

  3. разработать практические задания для оценивания навыков исторического мышления и функциональной грамотности обучающихся на основе исторических концептов; 

  4. планировать занятия в соответствии с результатами обучения, используя эффективные стратегии обучения и с учетом образовательных потребностей обучающихся.


5. Структура и содержание Программы



Общая тема дня

Содержание занятий

Количество часов




Развитие предметных компетенций преподавателей истории


1


Введение в курс. Методологические основы изучения истории.


Введение в курс. Цели и задачи предмета истории. Особенности обучения истории в условиях современной методологии исторической науки.

2




Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории

2




Концептуальный подход как метод определения «больших идей» в изучении истории

2




Основы инклюзивного образования

Основные понятия и модель инклюзивного образования. Принципы инклюзивного образования

2




2

Концептуальные основы обучения дисциплины «История Казахстана».

Центральная Азия – концепт изучения роли Казахстана в геополитике от древности до современности.

4




Цивилизация Великой Степи – концепт изучения становления Независимого Казахстана от древности до современности.

4




3

Концептуальные основы обучения дисциплины «Всемирная история».



Социальные и политические процессы – концепты изучения развития государства и политической системы мира

4





Экономическое и культурное развитие – концепты изучения развития экономических систем и культурного наследия

4




4

Исследовательский подход к преподаванию и обучению истории.


Построение содержания занятия в рамках решения исследовательского вопроса темы.

2




Особенности работы с историческими источниками и документами.

2




Организация исследовательской деятельности обучающихся на занятиях истории.

2




Организация проектной деятельности обучающихся.

1




5

Развитие навыков мышления на основе исторических концептов «изменение и преемственность, «причина и следствие», «сходство и различие».

Особенности и навыки мышления исторических концептов «изменение и преемственность, «причина и следствие», «сходство и различие».

2




Разработка заданий для развития функциональной грамотности на основе исторических концептов «изменение и преемственность», «причина и следствие», «сходство и различие»

2




Планирование обучения с фокусом на концепты «изменение и преемственность», «причина и следствие».

4




6

Развитие навыков мышления на основе исторических концептов «значимость», «интерпретация», «доказательство»

Особенности и навыки мышления исторических концептов «значимость», «интерпретация», «доказательство».

2




Разработка заданий для развития функциональной грамотности на основе исторических концептов «значимость», «интерпретация», «доказательство».

2




Планирование обучения с фокусом на концепты «значимость»,«интерпретация»,«доказательство».

4




7

Научно-педагогические основы методики преподавания истории

Методика: ремесло или наука? Кризис классической («знаниевой») парадигмы образования.

2




Развитие функциональной грамотности обучающихся на занятиях истории. Приемы работы с учебным текстом.

2




Способы формирования хронологических знаний и умений.

2




Картография и статистика в истории.

Тестирование

1




Развитие навыков оценивания исторического мышления




8-9

Особенности оценивания навыков исторического мышления

Особенности оценивания навыков исторического мышления

2




Алгоритм разработки заданий для оценивания навыков исторического мышления

4




Типы заданий для оценивания навыков исторического мышления

Тестирование

8




10

Подведение итогов обучения.

Итоговое оценивание обучающихся.

3




Рефлексия и обратная связь

1




Всего

72 часа