Файл: Программа курса повышения квалификации педагогов организаций технического и профессионального, послесреднего образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ
ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО, ПОСЛЕСРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В КОЛЛЕДЖЕ:
ФОКУСЫ И СТРАТЕГИИ УЛУЧШЕНИЯ»
СОДЕРЖАНИЕ
| 3 |
| 3 |
| 4 |
| 5 |
| 5 |
| 9 |
| 9 |
| 10 |
| 10 |
| 11 |
1. Общие положения
Образовательная программа курса повышения квалификации педагогов организаций технического и профессионального, послесреднего образования «Преподавание истории в колледже: фокусы и стратегии улучшений» (далее – Программа) регулирует образовательный процесс повышения квалификации педагогов по дисциплинам «История Казахстана» и «Всемирная история» организаций технического и профессионального, послесреднего образования (далее – Слушатели).
В современном мире подготовка квалифицированных кадров для региональных рынков труда основана на мобильности, востребованности, практикоориентированности и нацеленности на результат. Обновление содержания программ обучения и методики преподавания в организациях технического и профессионального образования, послесреднего является одной из первостепенных задач повышения качества образования.
В настоящее время согласно 4 Цели в области устойчивого развития до 2030 года, принятой Организацией объединенных наций (ООН) в 2015 году, Республика Казахстан должна обеспечить всеобщим и качественным образованием и поощрением возможностей обучения на протяжении всей жизни для всех, в том числе и равный доступ к качественному техническому, профессиональному образованию. Отдельно стоит выделить
результаты международного исследования PISA-2018, в котором обучающиеся организаций ТиПО показали слабый уровень функциональной грамотности по сравнению с зарубежными сверстниками.
Актуальность Программы заключается в необходимости обеспечения качественным обучением всех обучающихся с учетом разнообразия их образовательных потребностей, оценивания навыков исторического мышления в рамках реализации национального проекта «Качественное образование «Образованная нация» (постановление Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 726) и необходимостью освоения педагогами современных методологических подходов к изучению истории, в частности, в изучении истории Казахстана как истории цивилизации Великой Степи, интегрированного подхода в обучении всемирной истории с обществознанием, особенностями обучения истории на основе концептуального и исследовательских подходов.
Программа направлена на развитие профессиональных знаний и компетенций Слушателей по современной методологии истории, актуальным вопросам истории Казахстана и всемирной истории, освоение современных подходов в развитии исторического мышления обучающихся, развитие навыков разработки заданий для оценивания навыков исторического мышления с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся.
2. Глоссарий
Инклюзивное образование - процесс, обеспечивающий равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей (ООП) и индивидуальных возможностей.
Исследовательские навыки - умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.
Историческое мышление– это способность рассматривать события и
явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять
различные версии оценки исторических событий и личностей, определять
и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Историческое сознание– это сложное, многофункциональное, специфическое образование в духовной жизни общественного субъекта, являющееся составной частью общественного сознания, совокупностью
форм, отражающих его историю и служащую для удовлетворения общественных потребностей, сформировавшееся в процессе исторической эволюции общества. Это воспроизведение в сознании людей исторических событий, логики исторического процесса, выступающее в качестве компонента их самопознания и играющая роль регулятора социальных отношений.
Компетентностный подход - постепенный переход от трансляции знаний и формирования навыков к созданию условий для овладения комплексом компетенций, включающих потенциал и способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства.
Концепт - ментальный конструкт, организующая идея, которая категоризирует (обобщает) набор примеров.
Концепты обладают следующими свойствами:
- являются широкими и абстрактными;
- представлены одним словом или словосочетанием;
- универсальны: одни и те же для всего мира и не зависят от контекста. Примеры, специфичные для разных культур, могут выступать как иллюстрации для концепта, но сами концепты остаются неизменными;
- не меняются с течением времени, являются вневременными. То, что меняется, будет примерами реализации концепта;
-представлены разными примерами, которые объединены общими свойствами.
Критерии оценивания – признаки, на основании которых производится оценка учебных достижений обучающихся.
Цивилизационный подход– это подход, который акцентирует внимание на том, что отличает одну цивилизацию от другой, а внутри самой цивилизации придает исключительное значение прежде всего тому, что объединяет людей, – культуре во всем многообразии ее форм и проявлений
(религия, искусство, мораль, право, традиции, образ жизни и т. д.).
3. Тематика Программы
В содержание Программы включены темы, раскрывающие современные методологические и концептуальные основы изучения истории Казахстана и всемирной истории, теоретические и практические аспекты развития функциональной грамотности обучающихся на основе исторических концептов.
Новизна тематики Программы:
во-первых, содержание тем Программы включает особенности цивилизационного подхода в изучении истории Казахстана, истории цивилизации Великой Степи и ее места в развитии цивилизаций Центральной Азии;
во-вторых, темы, представленные в содержании Программы, направлены на развитие навыков педагогов по развитию функциональной грамотности обучающихся в рамках работы с историческими источниками и документами;
в-третьих, основой практической новизны является разработка заданий для оценивания исторического мышления обучающихся на основе исторических концептов.
4. Цель, задачи и ожидаемые результаты Программы
Цель Программы: развитие профессиональных компетенций педагогов дисциплин «История Казахстана» и «Всемирная история» для создания инклюзивной среды на учебных занятиях, развития функциональной грамотности и оценивания навыков исторического мышления обучающихся.
Задачи Программы:
-
развить навыки исторического мышления на основе изучения методологических и концептуальных основ изучения истории; -
провести обзор и анализ сложных тем учебных программ дисциплин «История Казахстана» и «Всемирная история» для эффективного преподавания, функционального развития и создания инклюзивной среды на занятиях; -
улучшить практику разработки заданий для оценивания навыков исторического мышления и функциональной грамотности обучающихся в соответствии с целями и результатами обучения; -
совершенствовать планирование занятий на основе применения эффективных стратегий обучения с учетом особых образовательных потребностей обучающихся
Ожидаемые результаты:
По окончании Курса Слушатели смогут:
-
демонстрировать навыки исторического мышления на основе изучения методологических и концептуальных подходов в изучении истории; -
углубить предметные знания и анализировать сложные темы учебной программы по дисциплине «История» с учетом функционального развития и формирования инклюзивной образовательной среды на занятиях; -
разработать практические задания для оценивания навыков исторического мышления и функциональной грамотности обучающихся на основе исторических концептов; -
планировать занятия в соответствии с результатами обучения, используя эффективные стратегии обучения и с учетом образовательных потребностей обучающихся.
5. Структура и содержание Программы
№ | Общая тема дня | Содержание занятий | Количество часов | | ||
Развитие предметных компетенций преподавателей истории | ||||||
1 | Введение в курс. Методологические основы изучения истории. | Введение в курс. Цели и задачи предмета истории. Особенности обучения истории в условиях современной методологии исторической науки. | 2 | | ||
Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории | 2 | | ||||
Концептуальный подход как метод определения «больших идей» в изучении истории | 2 | | ||||
Основы инклюзивного образования | Основные понятия и модель инклюзивного образования. Принципы инклюзивного образования | 2 | | |||
2 | Концептуальные основы обучения дисциплины «История Казахстана». | Центральная Азия – концепт изучения роли Казахстана в геополитике от древности до современности. | 4 | | ||
Цивилизация Великой Степи – концепт изучения становления Независимого Казахстана от древности до современности. | 4 | | ||||
3 | Концептуальные основы обучения дисциплины «Всемирная история». | Социальные и политические процессы – концепты изучения развития государства и политической системы мира | 4 | | ||
Экономическое и культурное развитие – концепты изучения развития экономических систем и культурного наследия | 4 | | ||||
4 | Исследовательский подход к преподаванию и обучению истории. | Построение содержания занятия в рамках решения исследовательского вопроса темы. | 2 | | ||
Особенности работы с историческими источниками и документами. | 2 | | ||||
Организация исследовательской деятельности обучающихся на занятиях истории. | 2 | | ||||
Организация проектной деятельности обучающихся. | 1 | | ||||
5 | Развитие навыков мышления на основе исторических концептов «изменение и преемственность, «причина и следствие», «сходство и различие». | Особенности и навыки мышления исторических концептов «изменение и преемственность, «причина и следствие», «сходство и различие». | 2 | | ||
Разработка заданий для развития функциональной грамотности на основе исторических концептов «изменение и преемственность», «причина и следствие», «сходство и различие» | 2 | | ||||
Планирование обучения с фокусом на концепты «изменение и преемственность», «причина и следствие». | 4 | | ||||
6 | Развитие навыков мышления на основе исторических концептов «значимость», «интерпретация», «доказательство» | Особенности и навыки мышления исторических концептов «значимость», «интерпретация», «доказательство». | 2 | | ||
Разработка заданий для развития функциональной грамотности на основе исторических концептов «значимость», «интерпретация», «доказательство». | 2 | | ||||
Планирование обучения с фокусом на концепты «значимость»,«интерпретация»,«доказательство». | 4 | | ||||
7 | Научно-педагогические основы методики преподавания истории | Методика: ремесло или наука? Кризис классической («знаниевой») парадигмы образования. | 2 | | ||
Развитие функциональной грамотности обучающихся на занятиях истории. Приемы работы с учебным текстом. | 2 | | ||||
Способы формирования хронологических знаний и умений. | 2 | | ||||
Картография и статистика в истории. Тестирование | 1 | | ||||
Развитие навыков оценивания исторического мышления | | |||||
8-9 | Особенности оценивания навыков исторического мышления | Особенности оценивания навыков исторического мышления | 2 | | ||
Алгоритм разработки заданий для оценивания навыков исторического мышления | 4 | | ||||
Типы заданий для оценивания навыков исторического мышления Тестирование | 8 | | ||||
10 | Подведение итогов обучения. | Итоговое оценивание обучающихся. | 3 | | ||
Рефлексия и обратная связь | 1 | | ||||
Всего | 72 часа | |