Файл: Брянской области.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК «КВАНТОРИУМ»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
МОБИЛЬНЫЙ ТЕХНОПАРК «КВАНТОРИУМ»
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Согласовано: на заседании педагогического Совета
Протокол № __________
«_____»___________________ 2021
Утверждаю:
Директор ГБУ ДО БО
«Детский технопарк «Кванториум»
_______________А.В. Андрияшкин
«_____»_________________ 2021
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ГЕО/АЭРО»
Направленность программы: техническая
Автор- составитель,
Педагоги МТ «Кванториум», реализующие программу:
Синев Н.М.
Возраст детей: 11-17 лет
Срок реализации: 72 часа
Брянск, 2021

2
Лист изменений и дополнений к
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«ОСНОВЫ «ГЕО/АЭРО»
Дата
Вносимые изменения и дополнения
«Согласовано»
Заведующий структурным подразделением ____________Михейченков П.С.
Методист _______________________________________Давыдкина И.В.

3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………..……………….…….……4 2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН …………………………………………….……....….….13 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ………………..……….……….....14 4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ .....17 5.ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.…………… …...…….21 6. ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..28

4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ГЕО/АЭРО» (далее - Программа) имеет техническую направленность.
Настоящая Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Данная программа разработана на основе:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г.
№196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020г.
№533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утверждённый Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 09.11.2018г. №196;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-
20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года
(Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г.
№ ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»;


5
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование» (01.01.2019-30.12.2024);
- проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее»;
- Устав государственного автономного учреждения дополнительного образования Брянской области «Детский технопарк «Кванториум»;
- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе ГАУ ДО Брянской области «Детский технопарк «Кванториум».
Данная программа разработана на основе:

принципов, утвержденных Конвенцией ООН о правах ребенка;

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«ГЕО/АЭРО» педагога дополнительного образования Шакирянов М.Р.,
Лапитов Р.Д.;
Новизна
Новизна программы обусловлена тем, что работа над задачами в рамках проектной деятельности формирует новый тип отношения в системе «природа - общество - человек - технологии», определяющий обязательность экологической нормировки при организации любой деятельности, что является первым шагом к формированию «поколения развития», являющегося трендом развития современного общества.
Программа предполагает формирование у обучающихся представлений о тенденциях в развитии технической сферы. Новый техно-промышленный уклад не может быть положен в формат общества развития только на основании новизны физических принципов, новых технических решений и кластерных схем взаимодействия на постиндустриальном этапе развития социума, а идея развития общества непреложно включает в себя тенденцию к обретению сонаправленности антропогенных факторов, законов развития биосферы и культурного развития.
Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения и позволяет обучающемуся шаг за шагом раскрывать в себе творческие

6 возможности и самореализовываться в современном мире. В процессе изучения окружающего мира, обучающиеся получат дополнительное образование в области информатики, географии, математики и физики.
Актуальность
Сегодня геоинформационные и аэротехнологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, любой современный человек пользуется навигационными сервисами, приложениями для мониторинга общественного транспорта и многими другими сервисами, связанными с картами. Эти технологии используются в совершенно различных сферах, начиная от реагирования при чрезвычайных ситуациях и заканчивая маркетингом.
Курс «Гео/Аэро» позволяет сформировать у обучающихся устойчивую связь между информационным и технологическим направлениями на основе реальных пространственных данных, таких как аэрофотосъёмка, космическая съёмка, векторные карты и др. Это позволит обучающимся получить знания по использованию геоинформационных инструментов и пространственных данных для понимания и изучения основ устройства окружающего мира и природных явлений. Обучающиеся смогут реализовывать командные проекты в сфере исследования окружающего мира; начать использовать в повседневной жизни навигационные сервисы, космические снимки, электронные карты; собирать данные об объектах на местности; создавать 3D-объекты местности (как отдельные здания, так и целые города) и многое другое.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является её направленность на развитие обучающихся в проектной деятельности современными методиками ТРИЗ и
SCRUM с помощью современных технологий и оборудования.
Программа предполагает вариативную реализацию в зависимости от условий на площадке. В связи с регулярным передвижением детского мобильного технопарка «Кванториум» у обучающихся примерно в 50% времени от общей длительности программы будет доступ к высокотехнологичному


7 оборудованию. На площадке будет находиться наставник для обучения работе с оборудованием и программным обеспечением, сопровождения проектной деятельности.
Программа является цикличной с элементами дистанционного обучения.
Объём и срок реализации программы
Уровень освоения программы – ознакомительный.
Направленность программы:
техническая.
Функциональное предназначение программы:
проектная.
Срок реализации: сентябрь 2021 г. - май 2022 г.
Особенностью организации учебного процесса в МТК является периодичность учебных занятий, чередующихся с дистанционным обучением, в системе ЭИОС. Занятия проходят в 3 сессии, где чередуются занятия в привычном режиме и дистанционно.
Формы и режим занятий
Год
обучения
Возраст
обучающихся
Продол
жите-
льность
занятий
Режим
занятий
Кол-во
часов
в
неделю
Кол-
во
часов
в год
Напол
няемость
учебной
группы
Формы
организации
учащихся на
занятиях
1 год обучения
11-17 лет
3 часа(очно)
3 часа
(дистанц)
2 раза в неделю по 3 часа(очно)
2 раза в неделю по 3 часа(дистанц)
6 часа
72 часа
До 10 человек
Групповая, подгрупповая
(звеньевая),дистанц ионная
При формировании групп желательно учитывать возрастные особенности обучающихся. В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения.
Формы занятий:

лекция,

8

беседа,

дискуссия,

практикум,

Лабораторно -практическая работа,

педагогическая игра,

тестирование,

соревнование,

публичное выступление с демонстрацией результатов работы,

защита проекта.
Предусмотрена вариативность форм проведения занятий в зависимости от возраста обучающихся.
Основная форма работы подачи теории — занятия в группах.
Практические задания планируется выполнять как индивидуально и в парах, так и в малых группах. Занятия проводятся в виде бесед, семинаров, лекций: для наглядности подаваемого материала используется различный мультимедийный материал — презентации, видеоролики.
Методы и приемы обучения: эвристический метод, исследовательский метод; кейс-метод; методика проблемного обучения; игровая методика; методика проектной деятельности.
Цель программы: вовлечение обучающихся в проектную деятельность, разработка научно-исследовательских и инженерных проектов.
Задачи:
Обучающие:

приобретение и углубление знаний основ проектирования и управления проектами;

ознакомление с методами и приёмами сбора и анализа информации;

обучение проведению исследований, презентаций и межпредметной позиционной коммуникации;


9

обучение работе на специализированном оборудовании и в программных средах;

знакомство с hard-компетенциями
(геоинформационными), позволяющими применять теоретические знания на практике в соответствии с современным уровнем развития технологий. Развивающие:

формирование интереса к основам изобретательской деятельности;

развитие творческих способностей и креативного мышления;

приобретение опыта использования ТРИЗ при формировании собственных идей и решений;

формирование понимания прямой и обратной связи проекта и среды его реализации, заложение основ социальной и экологической ответственности;

развитие геопространственного мышления;

развитие soft-компетенций, необходимых для успешной работы вне зависимости от выбранной профессии. Воспитательные:

формирование проектного мировоззрения и творческого мышления;

формирование мировоззрения, по комплексной оценке, окружающего мира, направленной на его позитивное изменение;

воспитание собственной позиции по отношению к деятельности и умение сопоставлять её с другими позициями в конструктивном диалоге;

воспитание культуры работы в команде.
Воспитательные задачи:

воспитать патриотизм, гражданскую ответственность, толерантность, гуманность;

воспитать аккуратность, дисциплинированность, целеустремленность, самообладание;

способствовать воспитанию культуры речи, поведения;

воспитание культуры работы в команде.
Планируемые результаты по итогам обучения
Знать:

10
− правила безопасной работы с оборудованием;
− способы планирования деятельности, разбиения задач на подзадачи, распределения ролей в рабочей группе;
− особенности работы в различных средах разработки;
- правила безопасной работы с электронно-вычислительными машинами и средствами для сбора пространственных данных;
- основные виды пространственных данных;
- составные части современных геоинформационных сервисов;
- профессиональное программное обеспечение для обработки пространственных данных;
- основы и принципы аэросъёмки;
- основы и принципы работы глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС);
- представление и визуализация пространственных данных для непрофессиональных пользователей;
- принципы 3D-моделирования;
- устройство современных картографических сервисов;
- дешифрирование космических изображений;
- основы картографии.
Уметь:
- составить план проекта, включая: выбор темы;
- анализ предметной области;
- использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач;
- самостоятельно решать поставленную задачу, анализируя и подбирая материалы и средства для её решения;
- создавать и рассчитывать полётный план для беспилотного летательного аппарата;
- выполнять оцифровку;
- выполнять пространственный анализ;


11
- моделировать географические объекты и явления;
- приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности
- создавать презентации;
- подготовить отчет о проделанной работе; публично выступить с докладом;
Смогут овладеть:
− навыками работы со беспилотными аппаратами;
− навыками работы с различными картами.
Результаты освоения обучающимися данного образовательного модуля должны соотноситься с его целью и задачами. Однако, непосредственное достижение цели нередко происходит по завершению последующих образовательных модулей. В связи с этим педагогу настоятельно рекомендуется учитывать это в ходе реализации этого и последующих модулей.
Прохождение данного образовательного модуля должно сформировать у обучающихся компетенции, которые могут быть применены в ходе реализации последующих образовательных модулей.
Профессиональные и значимые компетенции (Hard Skills):

умение обрабатывать и систематизировать большое количество информации;

умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

умение осуществлять анализ объектов с выделением базовых признаков
(идеирование);

умение работать с понятиями с применением средств других дисциплин, выявлять и строить понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач (схематизация);

умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;

умение обрабатывать аэросъёмку и получать точные ортофотопланы и автоматизированные трёхмерные модели местности;

12

умение моделировать 3D-объекты;
Личностные и межличностные компетенции (Soft Skills):

сформированность внутренней позиции обучающегося, эмоциональноположительное отношение обучающегося к школе, ориентация на познание нового;

ориентация на образец поведения «хорошего ученика»;

сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

сформированность мотивации к учебной деятельности;

знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений, способность к решению моральных проблем на основе координации различных точек зрения, способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Артефакты:

обрабатывать аэросъёмку и получать точные ортофотопланы и автоматизированные трёхмерные модели местности;

моделировать 3D-объекты;

защищать собственные проекты;

создавать карты;

создавать простейшие географические карты различного содержания;
Виды учебной деятельности:

решение поставленных задач;

просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов;

объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений;

анализ проблемных учебных ситуаций;

построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных;

проведение исследовательского эксперимента;