ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10.Оптимум монопольной фирмы и ее виды, ценовая дискриминация и потери от монополии
Монополия-это рыночная структура, при кото выполн след условия: на рынке имеется один продавец; товар не имеет близких заменителей; имеются барьеры, препятствующие входу других фирм в отрасль.
Виды монополии:
-закрытая – защищена от конкуренции юридически (патентом, авторским правом);
-открытая – не имеет специальной защиты от конкуренции, т.е. административных барьеров для вхождения в отрасль других фирм (фирма, впервые вышедшая на рынок с новой продукцией);
-естественная монополия – ее существование связано с действием в этой отрасли продолжительного положительного эффекта масштаба производства, т.е. эффекта снижения себестоимости продукции в результате укрупнения производства. Таким образом, наиболее рентабельным в такой отрасли будет одно крупное предприятие, чем несколько более мелких.
Поведение монополии в краткосрочном периоде
Т ак как эта фирма является единственным продавцом на рынке, кривая спроса для нее совпадает с отраслевой кривой спроса, которая имеет нисходящую форму. Следовательно, увеличение объема продаж сопряжено для монополиста с уменьшением цены, причем на весь объем продукции, а не только на часть его увеличения. Поэтому кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса.
Монополист максимизирует прибыль (1) и минимизирует убытки (2) на объеме производства , при ко-тором предельный продукт равен предельным издержкам (MR=MC).
Монополия в долгосрочном периоде
На монополистическом рынке фирма сама и есть отрасль, вход в которую для других фирм закрыт с помощью тех или иных входных барьеров
Монополист максимизирует прибыль при таком объеме выпуска, при котором предельная выручка равна долгосрочным предельным затратам:
MR= LMC. При этом данное равенство складывается не обязательно на объеме производства, при котором LAC минимальны
Размер завода меньше оптимального больше оптимального оптимальный размер завода
Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами.
Виды ЦД:
-совершенная - связана с возможностью устанавливать разные цены на каждую продаваемую единицу товара. Каждый покупатель платит за дополнительную единицу товара свою цену, равную индивидуальной цене спроса. (MR совпадает с D) (наприм продажа в разных регионах по разной цене)
-по объему покупки - позволяет продавцу извлечь выгоду из установления разных цен для разных объемов покупки. Обычной является практика назначения скидок при покупке крупных партий товара.
-на сегментированных рынках означает установление разных цен для разных категорий покупателей (сегментов рынка). Предполагается, что эти категории могут быть легко идентифицированы (на-личие студенческого билета, пенсионного удостоверения и т. п.). На практи-ке такой подход осуществить гораздо легче, и в целом он преобладает.
Потери:Максимизирующий прибыль монополист выбирает выпуск меньше общественно-эффективного и устанавливает цену выше той, кот слож бы в условиях совершенной конкуренции.
11Варианты олигополистического поведения фирм, «ломаная» кривая спроса олигополиста
Олигополия – это рыночн структ, облад следующ св-вами: высокая концентрация производства (к олигополии относят отрасли, которых четыре крупнейшие фирмы производят более половины всей выпускаемой продукции), продукт однороден (м/б дифференцирован), барьеры возможны, но не обязательны.
Модели олигополистического поведения:
-
Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия.
-
Картель или сговор фирм, цель которого установить объем производства и цен на таком уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы договаривающихся компаний. Эта разновидность олигополии работает как чистый монополист -
«Игра по правилам», при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение равновесия в отрасли. Пример: лидерство в ценах. Оно состоит в том, что все крупные изменения цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем они повторяются в близких размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли. Но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных, иначе те просто не последуют за лидером и отрасль перейдет в опасное для всех участников состояние нескоординированной олигополии
Нескоординированная: модель ломаной кривой спроса:
Ход рассуждений олигополиста сводится к следующему:
– если снизить цену, то мои конкуренты, ожидая сокращения своих продаж, сделают то же самое, поэтому от снижения цены мало кто выиграет, т.к. линия спроса DD1 неэластична (. изменение цен не приводит к большому изменению объема спроса)
– если я подниму цену, но конкуренты не сделают этого, то фирма лишится покупателей, эластичность спроса возрастет и кривая спроса станет более эластичной (небольшое изменение цен приводит к большим колебаниям объема спроса из-за возникновения разницы между ценой на продукцию фирмы и на продукцию конкурентов) — линия НЕ. Линия DЕ займет положение НЕ и в итоге линия спроса станет НЕD1.
В итоге: Отрезок НЕ кривой спроса будет характеризовать ситуацию, когда конкуренты «игнорируют» повышение цен; а отрезок ЕD1 будет характеризовать ситуацию, когда конкуренты «cледуют примеру» и снижают цены.
Излом линии спроса означает наличие разрыва в линии предельной выручки МR, которая тоже представлена ломаной линией и состоит из двух отрезков — HL и SК. Из-за резких различий в эластичности спроса выше и ниже точки текущей цены происходит разрыв
12 Монополистическая конкуренция и равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах
Монополистическая конкуренция – такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.
О сновные признаки МК: на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм; как и в условиях чистой монополии, фирма-монополистический конкурент сталкивается с убывающей кривой спроса, т.е. является «искателем» цены из-за того, что продукт дифференцирован; как и в условиях совершенной конкуренции, доступ других фирм на рынок свободен, а потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы
В краткосрочном периоде: фирма-монополистический конкурент, конечно, не совпадает с целой отраслью, как это было в случае фирмы-монополии, но благодаря дифференциации на своем сегменте рынка она монополист. Поэтому и кривая спроса приобретает характерный отрицательный наклон: рост объема реализации достигается за счет снижения цен
В условиях МК фирма наращивает производство до тех пор, предельные издержки (МС), не начинают превышать предельный доход (MR). Соответственно, точка пересечения MC и MR на графике задает тот размер выпуска продукции Q1, продавая который по цене Р, фирма максимизирует свою прибыль (1)или минимизирует убытки(2).
В долгосрочном периоде:
М К, подобно совершен-ной конкуренции в долгосрочном периоде, обнаруживает тенденцию к получению фирмами нулевой экономической прибыли, что является следствием свободы вхождения на рынок и выхода из него.
Однако, точка долгосрочного равновесия монополистического конкурента, находясь на кривой LAC, не совпадает с точкой минимума средних затрат. Это отличие долгосрочного равновесия при монополистической конкуренции от равновесия при совершенной конкуренции. Кривая спроса может быть касательной к кривой затрат в точке их минимума только в том случае, если кривая спроса горизонтальна. Если же кривая спроса не касается, а про-ходит через точку минимума затрат под углом (D
2 на рис. 14.2), то это зна-чит, что какая-то ее часть проходит выше кривой затрат, т. е. существует зо-на экономической прибыли. А в этом случае сохранится приток новых фирм в отрасль и кривая спроса продолжит свое смещение, пока не займет поло-жение касательной в какой-то иной точке.
13 Спрос на труд и предложение труда, рыночная власть работодателей и профсоюзов, государственное регулирование ставки заработной платы
При анализе введём допущение, что единственным фактором, определяющим QD и QS труда, выступает заработная плата, а в свою очередь, цена труда (заработная плата) складывается только под воздействием спроса на труд и его предложения.
С прос фирмы на труд: Нанимая дополнительного работника, фирма соизмеряет размер выручки, который она получит благодаря его труду, с затратами на наем этого рабочего. Если MRPL > W, то есть смысл нанимать дополнительных рабочих до тех пор пока MRPL = W (условие максимизации прибыли при найме работников). MRPL (Денежное выражение предельного продукта) - показывает величину прироста общей выручки фирмы в результате привлечения дополнительной единицы труда
Индивидуальное предложение на труд: имеет вид «загибающейся кривой», т.е. при определенной ставке заработной платы W0 она меняет свой наклон с положительного на отрицательный Положительный на-клон обусловлен стремлением рабочего, получающего не достаточно много, увеличить время, уделяемое работе. И, наоборот, когда человек получает достаточно, он готов отказаться от «вторичной занятости», сверхурочной работы и т.д.
Н а рынке: Равновесная ставка заработной платы на конкурентном рынке труда Wе определяется пересечением кривых спроса на труд DL и его предложения SL. На конкурентном рынке труда устанавливается равновесная ставка заработной платы, которая выступает как заданная для вех фирм, приобретающих труд на данном рынке. Поэтому предложение труда для фирмы совершенно эластично. Оптимальное число нанимаемых фирмой работников определяется пересечением кривых спроса на труд со стороны фирмы MRP