Файл: Анализ словастимула Омскна примере смешанного ассоциативного эксперимента.pdf
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М И Н П Р О С В Е Щ Е Н И Я Р О С С И И
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Омский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «ОмГПУ»)
Филологический факультет
Кафедра русского языка и лингводидактики
Анализ слова-стимула Омск
на примере смешанного ассоциативного эксперимента
Курсовая работа
Направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Направленность (профиль) Русский язык и Литература
Дисциплина Современный русский язык
Выполнил: студент
32 группы
Чулкова Виктория Васильевна
Научный руководитель:
Омск, 2020
2
Оглавление
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Ассоциативный эксперимент как вид психолингвистического анализа семантики.....................................................................................................................5
1.1. Понятие «ассоциация» и виды ассоциативного эксперимента........................5
1.2. Словари ассоциативных норм.............................................................................6
1.3. Ответы на слова-стимулы и результаты эксперимента....................................8
Выводы по главе 1...................................................................................................10
Глава 2. Анализ слова-стимула Омск на примере свободного ассоциативного эксперимента..............................................................................................................11
2.1. Анализ результатов эксперимента. Испытуемые школьники........................11
2.2. Анализ результатов эксперимента. Испытуемые студенты филологического факультета ОмГПУ....................................................................................................16
2.3. Анализ результатов эксперимента. Испытуемые работающие взрослые и пожилые люди............................................................................................................20
Выводы по главе 2...................................................................................................24
Глава 3. Концепт «Омск» по данным по данным ассоциативных словарей
и ассоциативного эксперимента...........................................................................25
Выводы по главе 3...................................................................................................27
Заключение...............................................................................................................28
Список использованной литературы..................................................................29
Приложения..............................................................................................................31
3
Введение
Концепт ОМСК относится к важным концептам русской национальной языковой картины мира коренных омичей и гостей города. Актуальность исследования обусловлена интересом к духовным, культурным ценностям народа, осмыслением языковой картины мира. Концепт ОМСК способствует пониманию отношения людей к городу.
Средством номинации концепта как единицы мышления является слово.
При употреблении в речи, оно вызывает в сознании определенные образы, что означает наличие образа в структуре концепта как единицы мышления. В связи с этим возможно изучение образа, входящего в концепт ОМСК.
В сознании русского человека Омск является городом, находящемся в далекой Сибири, холодном, грязном и сером городе, и являющемся в далекие времена местом каторги. Для того чтобы узнать, каким предстает образ Омска в сознании современного школьника, студента, взрослого (от 23 до 50 лет) и пожилого человека (от 50 до 69 лет), мы решили воспользоваться техникой психолингвистического анализа семантики – смешанным ассоциативным экспериментом.
Объект исследования – концепт ОМСК в русской языковой картине мира.
Предмет исследования – реализация концепта ОМСК в русском языке на примере результатов смешанного ассоциативного эксперимента.
Цель исследования – определить содержание, структуру и способы языкового воплощения концепта ОМСК.
Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
− определить понятия «ассоциация» и «ассоциативный эксперимент»;
− дать характеристику ассоциативного эксперимента;
− изучить словари ассоциативных норм;
− изучить образ Омска в сети Интернет («мемы», картинки, видеофайлы);
4
− провести свободный ассоциативный эксперимент с учащимися БОУ г.
Омска «Гимназия № 87», БОУ «СОШ №144», «Гимназии №84», БОУ
«Гимназии №147», студентами ОмГПУ, взрослыми и пожилыми людьми;
− выявить особенности понимания образа «Омск» в сознании народа на основе результатов свободного ассоциативного эксперимента.
Методы исследования:
− поисковый метод (сбор теоретического и лексического материала);
− описательный (описание реакций, полученных в результате ассоциативного эксперимента);
− сопоставительный (сопоставление полученных результатов с результатами, имеющимися в ассоциативных словарях).
Материалом для исследования стали дефиниции
«Русского ассоциативный словаря», составителями которого являются Ю.Н. Караулов,
Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, Г.А. Черкасова, фото и видео материалы из сети Интернет (социальные сети Вконтакте, Одноклассники и т.п.), а также результаты проведенного смешанного ассоциативного эксперимента.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе приводится понятийный аппарат и базовые характеристики исследуемой темы.
Вторая глава посвящена практическому исследованию концепта «Омск»: первая часть – анализ результатов эксперимента, в котором испытуемыми были учащиеся 5, 7, 9 и 11 классов; вторая часть – анализ результатов эксперимента, в котором испытуемыми были студенты филологического факультета ОмГПУ, третья часть – анализ результатов эксперимента, в котором испытуемыми были взрослые от 23 до 50 лет разных профессий и соц.статуса, и пожилые люди от
50 до 69 человек.
В заключении подводится итог работы.
Имеется дифференцированный список использованной литературы.
5
Глава 1. Ассоциативный эксперимент как вид психолингвистического
анализа семантики
1.1. Понятие «ассоциация» и виды ассоциативного эксперимента
Согласно Психологическому словарю терминов и понятий [13] ассоциация (лат. Associatio – соединение) – форма связи двух или нескольких психических процессов (ощущений, представлений, мыслей, чувств, движений и др.), выражающаяся в том, что возникновение одного из них стимулирует появление другого или нескольких.
Термин ассоциация был введен Джоном Локком в 1698 году, а термин ассоциативный эксперимент был предложен К. Г. Юнгом в начале ХХ векапочти одновременно с М. Вертгеймером и Д. Кляйном.
Ассоциативный эксперимент предполагает запись испытуемымипервых пришедших в голову реакций на слово-стимул. В учебнике ВалерияПавловича
Белянина «Психолингвистика» отмечается несколько видовассоциативного эксперимента [1, с. 130]:
1. Свободный ассоциативный эксперимент – для испытуемых отсутствуют ограничения на реакции.
2. Направленный ассоциативный эксперимент – испытуемому необходимо дать ассоциации определенного грамматического или семантического класса
(например, подобрать прилагательные к существительному).
3.
Цепочечный ассоциативный эксперимент – испытуемым необходимо отреагировать на стимул несколькими ассоциациями(например, в течение 20 секунд 10 реакций).
6
1.2. Словари ассоциативных норм
Существуют специальные словари ассоциативных норм. Наиболее известным из них является словарь Дж. Диза. Первым русскоязычным словарем такого рода стал «Словарь ассоциативных норм русского языка» под редакцией
А.А. Леонтьева.
На сегодняшний день наиболее полным является «Русский ассоциативный словарь», составителями которого являются Ю.Н. Караулов,
Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, Г.А. Черкасова [10]. Словарь состоит из следующих частей: т.1. Прямой словарь: от стимула к реакции; т.2.
Обратный словарь: от реакции к стимулу; т.3-6 – также прямые и обратные словари двух других списков слов. В данном словаре зафиксировано 1277 стимулов, 12600 слов-ответов, более миллиона реакций.
Словарная статья «Русского ассоциативного словаря» имеетследующую структуру. Сначала даётся заглавное слово, затем реакции, которые расположены в убывающем порядке частоты (указана цифрой). Внутри групп реакции представлены в алфавитном порядке. Например: ЛЕС… поле, деревня
11, осень, большой, берёза 7 и т.д. В финале статьи даны цифры, например:
ЛЕС… 549 + 186 + 0 + 119.Первая цифра означает общее число реакций на стимулы, вторая – число разных реакций, третья – число испытуемых, которые не дали ответа на стимул (отказ), четвертая – число единичных ответов, т.е. реакция была дана только один раз, отсюда частота её составляет единицу.
При анализе ответов, согласно учебнику Валерия Павловича Белянина [1, с. 131], разграничивают синтагматические и парадигматические ассоциации.
Синтагматические ассоциации – это такие ассоциации, при которых их грамматический класс отличается от грамматического класса слова-стимула.
Например, небо – голубое, машина – едет, курить – плохо и т.п.
Парадигматические ассоциации – это ассоциации, представляющие собой слова-реакции того же грамматического класса, что и слова-стимулы.
7
Например, стол – стул, женщина – мужчина и т.п. Они подчиняются принципу «минимального контраста»: чем меньше отличаются слова-стимулы от слов-реакций по составу семантических компонентов, тем более высока вероятность актуализации слова-реакции в ассоциативном процессе.
Считается, что парадигматические ассоциации отражают языковые отношения, а синтагматические – речевые.
В учебнике В.П. Белянина «Психолингвистика» [1, с. 131] также отмечаются:
родо-видовые отношения (например, животное – кошка, стол –
мебель);
реакции, имеющие фонетическое сходство со стимулом (например,
дом – том, мышка – книжка);
клишированные отношения (например, мастер – золотые руки,
гость – каменный);
личные отношения (например, мужчина – я должен).
Ассоциативный эксперимент используется в разных науках: в психолингвистике, психологии, психиатрии, социологии.
Результаты ассоциативного эксперимента используются в разных областях лингвистики.
Каждый отдельный человек в зависимости от возраста, профессии, образования, жизненного опыта имеет свое ассоциативное поле. С помощью ассоциаций многих людей одной народности можно, например, узнать их отношение к тому или иному явлению в обществе / мире, и культурно- исторические традиции, и образную систему, и языковую картину народа.
Ассоциативный эксперимент показывает наличие в значении слова (а также предмета, обозначаемого словом) психологического компонента. Тем самым ассоциативный эксперимент даёт возможность построить семантическую структуру слова. Он служит ценным материалом для изучения психологических эквивалентов того, что в лингвистике называется семантическим полем, и вскрывает объективно существующие в психике носителя языка семантические связи слов.
8
В этой же связи следует отметить, что главным преимуществом ассоциативного эксперимента является его простота, удобство применения, так как он может проводиться с большой группой испытуемых одновременно.
Испытуемые работают со значением слова в «режиме употребления», что позволяет выделять и некоторые неосознаваемые компоненты значения. Так, по результатам эксперимента оказывается, что в слове экзамен в сознании носителей русского языка (и соответственно культуры) присутствует и такой психологический момент этого слова, как трудный, страх, страшный,
тяжелый. В лингвистических же словарях он отсутствует.
1.3. Ответы на слова-стимулы и результаты эксперимента
При анализе ответов, согласно учебнику Валерия Павловича Белянина [1, с. 131], разграничивают синтагматические и парадигматические
ассоциации.
Синтагматические ассоциации – это такие ассоциации, при которых их грамматический класс отличается от грамматического класса слова-стимула.
Например, небо – голубое, машина – едет, курить – плохо и т.п.
Парадигматические ассоциации – это ассоциации, представляющие собой слова-реакции того же грамматического класса, что и слова-стимулы.
Например, стол – стул, женщина – мужчина и т.п. Они подчиняются принципу «минимального контраста»: чем меньше отличаются слова-стимулы от слов-реакций по составу семантических компонентов, тем более высока вероятность актуализации слова-реакции в ассоциативном процессе.
Считается, что парадигматические ассоциации отражают языковые отношения, а синтагматические – речевые.
В учебнике В.П. Белянина «Психолингвистика» [1, с. 131] также отмечаются: родо-видовые отношения (например, животное – кошка, стол –
мебель); реакции, имеющие фонетическое сходство со стимулом (например,
дом – том, мышка – книжка); клишированные отношения (например, мастер –
9
золотые руки, гость – каменный); личные отношения (например, мужчина – я
должен).
Одна из особенностей ассоциативных реакций на слово является то, что испытуемые могут быть чувствительны к фонологическому и синтаксическому уровню слова-стимула. Следует отметить, что некоторые фонетические ассоциации могут рассматриваться и как смысловые. Они даются испытуемыми, не желающими сотрудничать с экспериментаторами, или теми, кто находится в состоянии усталости (например, в конце длительного эксперимента), а также умственно отсталыми испытуемыми. Некоторые реакции, могут быть истолкованы и как смысловые, и как фонетические. Они даются испытуемыми в состоянии усталости или умственно отсталыми испытуемыми.
Ассоциативный эксперимент используется в разных науках: в психолингвистике, психологии, психиатрии, социологии.
Результаты ассоциативного эксперимента также могут использоваться в разных областях лингвистики. Каждый человек в зависимости от возраста, профессии, образования, жизненного опыта имеет свое ассоциативное поле. С помощью ассоциаций многих людей одной народности можно, например, узнать и культурно-исторические традиции, и образную систему, и языковую картину народа.
10
Выводы по главе 1
Целью нашей работы в данной главе стал сбор теоретического материала, касающегося техники ассоциативного эксперимента. Были выявлены разные виды этого эксперимента, проанализированы и кратко описаны существующие ассоциативные словари. Также был дан комментарий к интерпретации ответов и к значению результатов эксперимента.
В своей дальнейшей работе мы будем использовать смешанный ассоциативный эксперимент – есть элементы и свободного, в котором ограничений для испытуемых не будет, и направленного эксперимента, согласно которому для испытуемых будут ставиться ограничения в реакциях.
11
Глава 2. Анализ слова-стимула Омск на примере свободного
ассоциативного эксперимента
Как уже говорилось выше, в своей работе мы будем использовать ассоциативный эксперимент с элементами и свободного и направленного эксперимента, который предполагает запись испытуемыми первых пришедших в голову реакций на слово-стимул.
Отметим, что ограничения на реакции присутствуют: испытуемым необходимо назвать ассоциации словами разных частей речи (прилагательное и существительное), а школьникам и студентам в дополнение написать кратко одну из шуток про Омск.
Согласно «Русскому ассоциативному словарю» Ю.Н. Караулова самой популярной реакцией к слову-стимулу Омск является «город» (53 реакции),
Томск (7), далеко (4), север(4), Сибирь(3), Москва (2), холод (2).
2.1. Анализ результатов эксперимента. Испытуемые школьники
Ассоциативный эксперимент мы решили провести у нескольких учеников разных классов: 5, 7, 9 и 11 классов.
Испытуемым предлагалось анонимная анкета, в которой нужно было дать ассоциацию-существительное и ассоциацию-прилагательное на слово Омск, отметить, что положительного и отрицательного могут сказать об Омске, а также вспомнить какую-либо шутку о городе, песню, фильм, книги и т.п., где бы упоминалось об Омске.
В опросе 5 класса от «СОШ №144» участвовало 27 человек и 10 человек из «Гимназии №84».
Ассоциации – существительные на слово Омск были следующие: город
(9), омичи (2), Сибирь (2), дом (4), Родина (2), Иртыш (1), Омь (1), цветы (1), красота (1), школа (1), миллионник (1), СССР (1), снег (1), грязь (1), Томск (1),