Файл: Гражданскоправовые дисциплины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Московский финансово-юридический университет МФЮА

 

Кафедра

Гражданско-правовые дисциплины

 

 

Направление /

Право и организация социального обеспечения

специальность

 

 

 

Профиль /

 

специализация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заведующий кафедрой

 

 

 

 

 

 

 Доцент, кандидат юридических наук

 

 

 

 

 

 

(ученая степень, ученое звание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 Дубовиченко С. В.

 

 

 

 

 

 

(подпись)

 

(И.О. Фамилия)

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине:

Право социального обеспечения

 

(полное наименование дисциплины)

 

На тему: Правовое регулирование социального обеспечения семей с детьми: современное состояние и направления развития

 

 

(название темы курсовой работы)

 

 

Автор:

 

обучающийся

2

Курса

 

группы

26ПС39081

 

ИНС

29319044

 

Вострикова Виктория Владимировна

 

(Фамилия Имя Отчество)

 

 

 

Руководитель:

 

 

 

(должность, ученое звание)

 

Фролова Клавдия Валентиновна

 

(Фамилия Имя Отчество)

 

 

Курсовая работа защищена с оценкой

 

 

(оценка прописью)

 

 

 

КАЛИНИНГРАД – 2022


Оглавление

Введение......................................................................................................................3

Глава 1. Нормативные основы государственной политики в сфере поддержки семей с детьми……………………………...........................................7

1.1. Понятие, цели и задачи правового регулирования социального обеспечения семей с детьми.............................................................................................................7

1.2. Источники правого регулирования социального обеспечения семей с детьми………………………………………………………………………………...9

1.3. Направление современной социальной поддержки семей с детьми……….11

Глава 2. Социальная поддержка семей с детьми на примере калининградской области………………………………………………………..17

2.1. Современное состояние и тенденции развития социального обеспечения семей с детьми на территории Калининградской области ……………………...17

2.2. Механизм реализации государственной политики по поддержке материнства и детства Калининградской области ………………………………………………22

Заключение…………………………………………........…………………...........28

Список использованных источников и литературы .......................................31

Введение

Основным гарантом социальных прав и свобод Российской Федерации, очевидно, является Конституция Российской Федерации1 (далее Конституция РФ), в которой закреплены фундаментальные основы стабильно развивающегося, правового государства. Статья 38 Конституции РФ говорит о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства.

В Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»2 закрепляется приоритетный характер государственной политики в интересах детей, а одним из ее принципов провозглашается поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе3.

Основными функциями семьи являются: репродуктивная, воспитательная, коммуникативная, досуговая, культурная и прочее. Очевидно, что в настоящее время институт семьи и брака находится в кризисе, но, с другой стороны, ученые предполагают, что в данный период - это больше трансформация устоев и смена традиций, нежели кризис или упадок.



Основой любого государства является институт семьи и брака, без которого невозможно ни развитие, не существование страны. В связи с этим, существует государственная политика, направленная на создание и поддержку условий жизнедеятельности семей с детьми. В настоящее время, государство ведет активную политику, направленную на повышение демографии страны, улучшает систему государственной поддержки многодетных семей, а также создает основу для развития и совершенствования социальной политики в сфере поддержки семей с детьми на региональном уровне. Так, в Конституции РФ в статье 72 (пункт: ж.1) говорится о совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в ряде сфер, а именно: «ж.1) защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях».

В связи со стремительными социально-экономическими изменениями, демографическая ситуация в стране оставляет желать лучшего. Многие граждане не чувствуют уверенность в своем финансовом положении, а как следствие и в возможности обеспечить стабильный уровень жизни своим детям. Ведь ребенку требуется ни только материальная обеспеченность, но и духовно-нравственное, и культурно-социальное развитие, что поможет ему в дальнейшем сформироваться как личность и стать достойным членом общества.

Причин низкого роста демографии страны достаточно много, начиная от экономических, заканчивая глобальными. По данным Минтруда и НИУ ВШЭ выделили следующие факторы, определяющие риск снижения рождаемости в ближайшие годы:

  1. Сокращение численности женщин в возрасте 20–29 лет.

  2. Структурные изменения на рынке труда, которые влияют на демографическую ситуацию, в том числе в части снижения суммарного коэффициента рождаемости.4

Поэтому создание эффективной системы социальной защиты семьи является неотъемлемым условием развития нашего общества. В Российской Федерации за последние время работа по обеспечению защите семей и детей развивается с каждым годом. Сегодня государство проводит активную политику стимулирования рождаемости, в рамках которой производятся, например, ежемесячные выплаты для женщин, вставших на учет в ранние сроки беременности, выплаты на первого и второго ребенка для семей с определенным уровнем дохода и другие меры, которые будут рассмотрены далее.


Объект работы – являются правоотношения, возникающие в сфере социального обеспечения семей с детьми.

Предмет работы - являются нормы конституционного, гражданского, трудового, регулирующие отношения между участниками и субъектами в сфере социального обеспечения семей с детьми.

Целью курсовой работы является рассмотрение и анализ правового регулирования социального обеспечения семей с детьми.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  1. Определить понятие, цели и задачи правового регулирования социального обеспечения семей с детьми;

  2. Изучить государственную семейную политику и ее тенденции развития;

  3. Выявить проблемы совершенствования законодательства РФ о социальном обеспечении семей с детьми;

  4. Ознакомиться с политикой социального обеспеченья семей с детьми на региональном уровне: Калининградская область;

  5. Рассмотрение тенденций развития поддержки материнства и детства.

  1. Нормативно – правовая основа работы – выступают Конституция Российской Федерации5, Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»6, Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования»7 и др.

Теоретическая основа работы исследования научных трудов, посвященных анализу состояния социальной поддержки многодетных семей, таких теоретиков как: Борисова В.А., Васильевой Э. К., Дарского Л.Е., Елизаровой В.В., Кузьмина А.И., Медкова В.М., Харчева А.Г., и многих других, а также изучение законодательной базы Российской Федерации.

Методологическая основа - анализ литературы, сравнение, синтез, теоретический анализ, обобщение, изучение опыта.

Эмпирическая основа работы – составили опубликованные и размещенные в электронных правовых базах нормативные правовые документы.

Структура работы состоит из введения, двух глав с пятью параграфами, заключения и списка использованных источников и литератур

Глава 1. Нормативные основы государственной поддержки семей с детьми


    1. Понятие, цели и задачи правового регулирования социального обеспечения семей с детьми

В соответствии с Конституцией РФ Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие семьи и личности в целом, что подразумевает под собой удовлетворение минимальных как физиологических потребностей, так и социально-духовных.

Законодательство Российской Федерации в сфере государственных пособиях гражданам, имеющих детей, главным образом, основывается на Конституции РФ, а также регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. №81 – ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», другими федеральными законами и нормативно правовыми актами на региональном уровне, устанавливающими дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми, в соответствии со статей 72 Конституции РФ.

В юридической науке понятие социального обеспечения объясняется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. В целом, социальное обеспечение представляет собой институт, цель деятельности которого заключается в удовлетворении жизненных потребностей людей, нуждающихся в помощи и поддержке. Понятие же социального обеспечения семей с детьми — это предусмотренная законодательством система материального обеспечения и обслуживания граждан, за счет бюджетных и внебюджетных средств для сглаживания социального статуса граждан. В Российской Федерации предусмотрена единая система государственных пособий, предоставляемых гражданам, в связи с рождением и воспитанием детей.

Создание семьи, рождение и воспитание детей является ответственным шагом для каждого человека, так как влечет за собой появление огромного количества обязанностей и ответственности. Уход в декретный отпуск, отпуск по уходу за ребенком, расходы на все необходимое для детей, начиная от одежды, заканчивая оплатой детского садика для ребенка, все это влечет серьезные финансовые затраты, а вследствие и нестабильность. К сожалению, в настоящее время многие семьи именно по этой причине не спешат заводить детей, а некоторые и вовсе отказываются от создания ячейки общества, так как боятся финансово не справится с этой задачей. Именно поэтому, политика государства должна быть направленна на снижение подобных рисков.