Файл: Гражданскоправовые дисциплины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Подводя итог, государство серьезно нацелено на повышение демографической ситуации в стране. Хоть и сферы, которые планируется улучшать, не в таком печальном состоянии на данный момент, но на уровне глубинок регионов такая политика просто необходима. Основной же проблемой низкой рождаемости была и остается финансовая сфера, низкий уровень жизни, большое количество малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, именно поэтому самой основной социальной поддержкой для семей является материнский капитал. Полагаем, именно направление материальной помощи семьям необходимо улучшать и развивать.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что не все меры поддержки, оказываемые государством, способны решить существующие проблемы. Как и было уже сказано, целью государственной политики в сфере социальной поддержки семей с детьми является создание всех необходимых жизненных условий, а именно: экономических, социальных, культурных и духовных. Для реализации этих целей используется не только правовая база, но и ряд запланированных масштабных мероприятий, направленных на улучшение определенных общественных сфер, которые так или иначе влияют на состояние рождаемости в стране. Хоть и правовая база в сфере социальной поддержки обширна, и старается охватить все стороны и состояния социальной проблемы в сфере поддержки семей с детьми, но так или иначе, она находится в постоянном развитии и совершенствовании.


ГЛАВА 2. Социальная поддержка семей с детьми на примере Калининградской области

    1. Современное состояние и тенденции развития социального обеспечения семей с детьми на территории Калининградской области


Как уже говорилось ранее, большую роль в развитии социальной политики играет региональное законодательство, так ситуация от региона к региону разница. Так, например, в рейтинге регионов по уровню доходов населения, Калининградская область занимает 57 место из 85 (данные РИА Рейтинг, созданные на основе официальной статистики за июнь 2022 года), с отношением медианных доходов к стоимости фиксированного набора товаров и услуг 1,36 (медиана — уровень, при котором ровно половина населения имеет доходы выше него, а 50% — ниже), а доля населения за чертой бедности на 2021 год составляет 13,4%19. Для сравнения, на первом месте расположился Ямало-Ненецкий автономный округ с отношением медианных доходов 3,12 и долей населения за чертой бедности 4,7%. На последнем месте Республика Тыва с теми же показателями: 0,93 и 29,4%. Таким образом, можно сказать, что Калининградская область находится чуть дальше середины в рейтинге, но тем не менее, можно отметить, что многие люди могут рассчитывать на относительно неплохой уровень материального благополучия.

Говоря конкретно о рейтинг регионов по уровню благосостояния семей на 2022 (данные РИА Рейтинг, созданные на основе официальной статистики за июнь 2022 года), Калининградская область занимает 61 место. Потенциально возможный остаток денежных средств среднестатистической семьи с двумя детьми после минимальных расходов в 2021 г. составляет 20 322 руб./м, а тот же показатель, но на одного ребенка составляет 31 064 руб./м. Для сравнения, на первом месте остается Ямало-Ненецкий автономный округ с соответствующими показателями 102478 руб./м. и 115542 руб./м. Последнее место занимает Кабардино-Балкарская Республика с остатком при наличии двоих детей 631 руб./м. и одного ребенка 14841 руб./м. Как мы можем заметить, тут Калининградская область вновь занимает почти серединное место, что является вполне неплохим показателем. Однако, за период на 2022 год цены на продовольствие, одежду, бытовую технику и прочее, значительно выросли, что не скажешь о соответствующем росте заработной платы. Прирост цен на продукты на июнь 2022 в среднем составил 18,78%, на непродовольственные товары 16,55%, ЖКХ на 15,41%. Таким образом, цены на товары в области иногда сравнимы с ценами в столице, однако, доходы граждан этих регионов весомо разнятся.



Таким образом, региональному правительству, необходимо тщательно анализировать сложившуюся социально-экономическую ситуацию региона, для разработки и реализации подходящих мер поддержки различных слоев населения.

Министерством социальной политика Калининградской области, на данный момент предоставляется обширный список мероприятий и отдельных мер социальной поддержки беременным женщинам и семьям с одним и более детей.

В план мероприятий на 2022 год входит следующее:

1. Проведение мероприятий, посвященных Международному дню семьи;

2. Обеспечение бесплатным питанием отдельных категорий, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях;

3.Осуществление отдельных государственных полномочий Калининградской области по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание под опеку (попечительство), в приемные и патронатные семьи, а также выплата вознаграждения приемным родителям и патронатным воспитателям;

4. Осуществление отдельных государственных полномочий Калининградской области по обеспечению деятельности по организации и осуществлению опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних;

5. Выплата единовременного денежного пособия гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей;

6. Предоставление областного пособия детям граждан, погибших, умерших вследствие исполнения ими воинского, служебного, гражданского долга.

Исходя из опубликованных данных на официальном сайте Министерства социальной политики Калининградской области (Мониторинг реализации государственной программы Калининградской области "Социальная поддержка населения" утвержденный приказом Министерства социальной политики Калининградской области от 17.01.2022г. № 13 (с изменениями от 07.10.2022 г. №637)), оценка выполнения мероприятия за отчетный период (9 месяцев) является 100%. Следует отметить, что официальный сайт Министерства имеет большое количество разделов с полезной информацией для семей, ожидающих детей или уже имеющих таковых, которую, что немало важно, не трудно найти, хотя немногие сайты областных министерств могут обеспечить открытость и доступность такого огромного количества информации, вследствие чего, очень часто люди бросают поиск необходимых данных, так и не дойдя до нужных разделов в своих поисках. Так, например, имеется раздел «Подборки информационных материалов для семей с детьми», где содержаться материалы о различных всероссийских акциях и наградах, памятки и буклеты: материалы всероссийской акции #благодарямоейсемье; информационный буклет для будущих родителей; материалы для желающих стать приёмными родителями; информационные брошюры родителям по обеспечению безопасности детей и т.д.


С 2020 года вступил в силу Социальный кодекс Калининградской области (Закон Калининградской области от 07.10.2019 № 318) в соответствии с которым введены новые меры мер социальной поддержки населения, а также изменены условия предоставления отдельных социальных выплат, осуществляемых ОГКУ «Центр социальной поддержки населения», а также с 2021 года на территории Калининградской области действует постановление Правительства Калининградской области от 17.02.2021 № 66 «Об организации работы по реализации мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта». Вышеупомянутые нормативные правовые акты закрепляют ряд мер социальной поддержки для семей с детьми, которые будут рассмотрены подробнее в следующем пункте. Однако, в список таких мер входят следующее:

1) единовременное пособие при рождении ребенка;

2) пособие на ребенка;

3) ежемесячное пособие на ребенка-инвалида;

4) пособие студенческим семьям, имеющим детей;

5) ежемесячная денежная выплата многодетной семье;

6) единовременная денежная выплата взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно;

7) областной материнский (семейный) капитал;

8) дополнительный областной материнский (семейный) капитал;

9) единовременное денежное пособие гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей;

10) ежемесячное вознаграждение приемным родителям и патронатным воспитателям;

11) выплата на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), воспитывающегося в приемной семье, семье патронатных воспитателей.

Такая государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается в целях стимулирования малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих совместно граждан к активным действиям по преодолению трудной жизненной ситуации. Таким семьям предоставляется помощь:

1) в поиске работы;

2) в осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности.

Если же мероприятия, направленные на помощь в поиске работы в целом ясны, то касательно индивидуальной предпринимательской деятельности, следует немного остановится. Такая помощь может выражаться в предоставлении переобучения или повышение квалификации, а также, осуществление единовременной выплаты в размере 250 000 руб.

И говоря еще об одной мере социальной поддержки, которая получила развитие в 2022 году, Калининградская область стала первым субъектом Российской Федерации, который увеличил категории граждан, имеющих право на продуктовую карту. В качестве получателей добавлены семьи с большим количеством детей (многодетные) и пенсионеры, имеющие низкие выплаты, а с 1 апреля в данный перечень вошли и семьи с детьми-инвалидами. Механизм заключается в следующем: на карту МИР зачисляться 6000 рублей в течении 3 месяцев (2 тысячи рублей за каждый месяц), а потратить данные средства можно только на продукты питания в определенных магазинах области. Данная форма поддержки выделяется из бюджета Калининградской области в форме субсидии. Стоит отметить, продуктовые карты появились еще в начале 2020 года, в начале периода короновирусной инфекции. Такой вид поддержки получали многодетные и малоимущие семьи, граждане, потерявшие работу и т.д.


Таким образом, политика социальной поддержки в Калининградской области не стоит на месте, а активно адаптируется к изменяющимся политическим, экономическим и социальным условиям. Законодательство активно развивается, предлагая различные мероприятия по поддержке семей с детьми. Реализация таких мероприятий, также проходит успешно, о чем говорят нам отчеты контрольных органов Министерства социальной политики. Однако, необходима еще долгая и кропотливая работа, в сфере развития демографической ситуации области, а также поддержки молодых семей с детьми. И что, является немаловажным фактором, в первую очередь необходимо развивать механизмы информирование граждан, и адаптироваться к тому, что больше 50% жизни людей в 21 веке проходит в Интернете и социальных сетях.
2.2. Механизм реализации государственной политики по поддержке материнства и детства Калининградской области
Как известно, под понятием «механизм» государственной поддержки подразумевается сложный комплекс мер, реализуемых в целях обеспечения и поддержки приоритетных направлений государственной политики. В Российской Федерации государственная социальная поддержка выражается в следующих формах: денежная, натуральная, услуги и льготы. В свою очередь, получатели государственной поддержки являются: беременные женщины, дети, многодетные семьи, малоимущие, сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Из года в год основная доля помощи семьям с детьми приходится на денежную форму, осуществляемой через пособия, одноразовые и ежемесячные денежные выплаты, компенсации материальной помощи и прочее. Останавливаясь подробнее на пособиях, то в Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает следующие виды пособий:

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.