ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Иными словами, основной целью социального обеспечения семей с детьми на государственном уровне является – создание комфортных условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Для достижения вышеупомянутой цели государство решает следующие задачи социальной поддержки семей с детьми:
– снижает степень неравенства доходов, за счет предоставление социальных пособий,
– обеспечивает достойных условий труда и жизни, путем предоставления льгот и иных выплат,
– обеспечивает финансовую устойчивость и стабильность семей с детьми,
– профилактика социального неблагополучия семей с детьми,
– осуществляет различные мероприятия по реализации программ социальной поддержки семей с детьми8.
Таким образом, социальное обеспечение семей с детьми можно определить, как систему общественных отношений, складывающих между гражданами, с одной стороны, и уполномоченными органами государства или иными юридическими лицами, с другой стороны, по поводу предоставления денежных выплат и других видов обеспечения при наступлении у граждан определенных жизненных обстоятельств в связи с материнством, содержанием и воспитанием детей, влекущих повышенные расходы, утрату или снижение дохода. Целью государственной политики является создание всех необходимых жизненных, экономических, культурных и социальных условий для стимулирования и роста рождаемости в стране. Ведь чем комфортнее будут условия жизни молодых семей и чем больше будет ощущаться поддержка со стороны государства, тем выше будет уверенность в том, что семья сможет осуществить свои первоначальные функции и воспитать здоровое поколение.
-
Источники правового регулирования социального обеспечения семей с детьми
Первым нормативным документом Российской Федерации в области государственной политики поддержки семьи и детей (после подписания Президентом РФ в 1992 г. Конвенции ООН «О правах ребенка» и Декларации прав ребенка в 1989 г., принятой ООН), стал Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года «О первоочередных мерах по реализации 15 Всемирной декларации по обеспечению благополучной жизни, защиты и развития детей в 90-е годы».
В целом, все Федеральные законы, подзаконные и нормативные правовые акты в России основываются на Конституции РФ, принятой 1993 году. Конституция является основой всей законодательной, исполнительной и судебной системы в стране. Так, основные законами, регулирующими сферу поддержки семьи и детей, являются:
-
Семейный кодекс РФ – устанавливает основу регулирования семейных отношений9; -
Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» т 19.05.1995 N 81-ФЗ10 - закон устанавливает единую систему государственных пособий для граждан, имеющих детей, в связи с их рождением и воспитанием, а также устанавливает гарантированную материальную поддержку материнства, отцовства и детства; -
Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"11- закрепляет правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации; -
Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»12 - устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка; -
Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 04.08.2022) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022)13 – устанавливает дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей.
Безусловно, помимо основных Федеральных законов, существует ряд иных подзаконных актов, Указов Президента, постановлений Правительства РФ, нормативно правовых актов министерств, агентств, служб, а также законы и нормативные акты на уровне субъектов Российской Федерации. Так, например, существует Указ Президента РФ от 29.10.2009 №1219, гарантирующий дополнительные меры социальной поддержки детей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти14.
Отдельно следует выделить законы и нормативные акты, касающиеся поддержки детей сирот, оставшихся без попечения родителей, например,
– Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 №159-ФЗ (включая, Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 293-ФЗ "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона №159-ФЗ)15 – определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот;
– Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»16;
– Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 "Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства"
17;
– и т.д.
Таким образом, на данный момент, в Российской Федерации существует достаточно устойчивая правовая база, для ведения эффективной политики социальной поддержки семей с детьми, особенно, благодаря Федеральному закону №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», существует возможность на региональном уровне оказывать дополнительную социальную поддержку, в соответствии с текущими условиями жизни того или иного субъекта.
-
Направление современной социальной поддержки семей с детьми
Направление современной социальной поддержки семей с детьми по прогнозам Росстата до 2035 года:
1) естественный прирост населения в Российской Федерации составит от 349 до 856 тысяч человек ежегодно;
2) суммарный коэффициент рождаемости (количество детей на одну женщину) составит не более 2.033 ребенка;
3) демографическая нагрузка будет расти: на 1000 трудоспособных граждан до 911 нетрудоспособных в 2036году.
Это означает падение в демографическую яму и депопуляцию населения Российской Федерации.
В связи с такой печальной статистикой и не менее тревожащими прогнозами, на настоящий момент Правительство РФ установило цель на повышение демографии страны. Цели современной демографической политики имеют большое количество направлений, и одно из них направлено на увеличение рождаемости. Так, в Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г. сказано: «Начиная с 2000 года, в Российской Федерации отмечается рост рождаемости». Вместе с тем уровень рождаемости пока еще недостаточен для обеспечения воспроизводства населения.
На рождаемость отрицательно влияют: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд значительной части работающих женщин (около 15 процентов), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности (абортов)»18. Так же в Концепции подмечено, что одними из приоритетных задач демографической политики являются: повышение уровня рождаемости, за счет рождения в семьях второго ребенка, сокращению уровня материнской и младенческой смертности, путем повышения доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи, а также укрепление института семьи в целом.
Решение задачи повышения рождаемости в стране будет осуществляться за счет следующих механизмов:
Таблица 1 – Концепция повышения рождаемости в стране до 2025 года
Задачи | Меры поддержки |
Усиление государственной поддержки семей, имеющих детей: | - развитие системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей; - усиление стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала; - создание механизмов оказания дополнительной поддержки семей, включая изменение размеров налоговых вычетов, формирование государственного заказа на оказание организациями социальных услуг семьям с детьми; - обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования, повышение доступности и качества дошкольных услуг; - создание в городах и сельской местности благоприятной среды обитания, благоприятную для семей с детьми. |
Создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми: | - развитие ипотечного кредитования, расширения строительства доступного жилья и социальной инфраструктуры; - реализация региональных программ обеспечения жильем молодых семей, расселение семей с детьми из неприспособленных и ветхих жилых помещений, предоставление жилья детям-сиротам; - развитие системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи. |
Содействие занятости женщин: | - создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, доступных условий для трудовой деятельности, организация дополнительного профессионального образования; - расширение использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей; - разработку специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае перевода с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места. |
Таким образом, в долгосрочной перспективе, государство планирует повышать рождаемость в стране за счет расширения спектра пособий и льгот
, улучшения социальной инфраструктуры, а также налаживание системы социальной поддержки женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком. На данный момент, самой эффективной мерой повышения рождаемости, выяснили демографы Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по результатам микро-опроса в 2018 году, является беспроцентная ссуда на покупку жилья и семейный капитал.
На момент написания данной курсовой работы, на федеральном портале «Госуслуги» Министерство труда начало опрос граждан о желаемых мерах социальной поддержки, направленной на повышение рождаемости в стране. Также, в конце 2022 года Правительство Российской Федерации продлило действие программы «Льготная ипотека» и расширило условия «Семейной ипотеки». Действие программы «Льготная ипотека» продлили до 1 июля 2024 года. Льготный ипотечный кредит по ставке до 8% годовых можно получить на покупку жилья в новостройках, приобретение земельного участка или строительство частного дома. Что же касается «Семейной ипотеки», в постановлении Правительства были расширены условия программы. Так, если раньше участвовать в ней могли только семьи, где хотя бы один ребёнок родился после 1 января 2018 года, то теперь программа доступна для семей, где есть два несовершеннолетних ребёнка.
Что касается разрешения проблемы материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков, государство занимается повышением качества бесплатной медицины роженицам, а именно, улучшением материально-технической базы, кадрового обеспечения, развитие перинатальных центров. Отдельно уделяется внимание восстановлению репродуктивного здоровья женщин, и за счет улучшения вспомогательных репродуктивных технологий, и за счет сокращения доли рабочих мест с тяжелыми условиями труда. Предусматривается проведения мероприятий, направленных на профилактику девиантного поведения, а также выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков. В стороне не остается образовательная система, в которой развивается система медицинской помощи, контроль качества питания и занятия физкультурой. Вышеперечисленные меры, к сожалению, не привносят ничего нового в уже существующую систему, а лишь направлены на улучшения, что по большей части уже перекладывается на плечи регионального правительства.
И переходя к вопросу укрепления семьи брака, в Концепции демографической политики РФ отмечается необходимость развития сферы психологической поддержки семей, снижение числа преждевременного прерывания беременности, повышения обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни ребенка, а также создание системы защиты прав детей.