Файл: Тема проекта Социализация детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей Аннотация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


       Постинтернатная жизнь высвечивает сформированные у большинства воспитанников стойкие иждивенческие установки. Продолжительная жизнь на полном государственном обеспечении прививает им мысль о некоем долге государства и общества перед ними. В такой ситуации они не задумываются о самообеспечении и трудоустройстве, предпочитая встать на учет в Центре занятости населения и получать пособие по безработице.

     Поэтому, работа в данном блоке очень важна и начинается с формирования мотивации к получению образования, профессиональному выбору, построению жизненных перспектив, связанных с получаемой профессией, профориентацей.

      Кроме того, современный рынок труда характеризуется сложной динамикой изменений спроса и предложения рабочей силы, повышением требований к качеству человеческих ресурсов. Поэтому эти факторы диктуют новые требования к системе адаптации граждан на рынке труда. А учитывая то, что большинство выпускников детских домов вида имеют, труднокорректируемую в условиях детского дома,   социально-педагогическую запущенность, низкий уровень интеллекта, проблемы медико-социального характера, часто такие негативные черты личности как эмоциональная незрелость, импульсивность, недостаток воли, инфантильность, замедленность самоопределения, незнание и неприятие самого cебя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы, самостоятельная профессиональная адаптация становится сложной задачей.

   Необходимо оказывать помощь выпускникам в развитии качеств,  необходимых для самоопределения.  

    В течение ряда последних лет при проектировании своей деятельности педагогический коллектив детского дома опирается на комплексную программу воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей школьного возраста «Я - Личность», реализует образовательную программу подготовки к самостоятельному проживанию воспитанников детского дома «В поисках смысла жизни».

  Работа по профориентации  поможет решить ряд задач: расширить  представления о мире профессий, продолжить обучение воспитанников и будущих выпускников детского дома  методам поиска информации, связанной с выбором профессии, профориентации; продолжить ознакомление со спецификой профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров; оказывать помощь  выпускникам  в проектировании индивидуального образовательно-профессионального маршрута; обучить методам поиска работы, составлению резюме, выработки стратегии поведения при собеседовании; мотивировать к получению образования, самообразованию.


     На занятиях по профориентации необходимо давать выпускникам  представление о «ловушках», встречающихся во время поиска работы, составлении резюме, о первичном контакте с работодателем, документах, необходимых для поиска работы и трудоустройства.

                 Формы профориентационной работы могут быть следующими: беседы, классные часы, экскурсии, тестирование, индивидуальная консультация, профориентационный тренинг, деловые игры,  профориентационные консультации и другие.(Приложения I и II)

Социально-бытовая ориентация.

       Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является вопрос обеспечения жилой площадью.  Сложность в их решении  связана с отсутствием жилплощади, получением непригодного для проживания жилья, проживанием на одной площади с кем-либо из родственников (родителями, лишенными родительских прав, и другими родственниками), проблемой оплаты коммунальных услуг, утраты жилья по каким-либо причинам.

       Отсутствие навыков построения семейного быта вместе с перечисленными факторами приводят к тому, что у молодых людей зачастую не формируется чувство "своего дома".

     Социально-педагогическая деятельность по защите жилищных прав воспитанников осуществляется  во время нахождения ребенка в детском доме. В рамках данного блока осуществляется помощь выпускникам в оформлении всех необходимых документов на жилую площадь, в регистрации и постановке на учет по месту жительства. При отсутствии закрепленного жилья оказывается помощь в получении  жилой площади, предусмотренной законом.

Цель данного блока: формирование позитивной социально-бытовой ориентации выпускников, защита материальных, жилищных и социальных прав.

Задачи:

  1. Дать представление о жилищных организациях, об их деятельности и услугах, о тех сотрудниках, с которыми будут взаимодействовать участники в самостоятельной жизни; научить взаимодействовать с жилищными организациями.

  2. Оказывать помощь в получении жилья, оформлении соответствующих документов, его обустройстве, решении социально-бытовых проблем, обучении самостоятельному решению данных проблем.

Правовая ориентация.



     Проблема адаптации детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей  продолжает стоять все так же остро, как и десятки лет назад. Это происходит по многим причинам, одна из которых низкий уровень правовой осведомленности.

     В связи с этим выпускники детских домов  попадают в сложную ситуацию: теряют жилье, не могут устроиться на работу, отстоять свое право на льготы и пособия. Лишь небольшое количество выпускников находят себе место в жизни.

      Правовая неосведомленность нередко делает выпускников детских домов потенциальными жертвами преступлений или непосредственными участниками этих преступлений.

       Социальная служба детского дома и воспитатель-наставник принимают непосредственное участие в решении проблем выпускников. В рамках данного блока ею оказывается непосредственная социально-правовая помощь и поддержка в трудных жизненных ситуациях с целью обеспечения элементарных стартовых возможностей в социально-бытовой сфере и сохранения того, что обеспечивает сегодня выпускнику-сироте Российское законодательство, обучение самостоятельному поиску и получению информации в области защиты своих прав.

       В связи с этим основной целью блока является повышение правовой компетенции выпускников детского дома, выработка умения самостоятельного поиска, анализа и применения правовой информации в решении сложных жизненных ситуаций, правовая помощь.

Задачи:

  1. Осуществлять контроль соблюдения социальных прав выпускников детского дома, обеспечивать защиту прав выпускников.

  2. Оказывать помощь в обеспечении льготами, предусмотренными в Российской Федерации.

  3. Познакомить с видами государственной помощи и системой льгот для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей понятиями «социальное обеспечение», «категории населения», «налоги», «пенсионное страхование», письменное и устное обращение в эти организации.

  4. Формировать навыки взаимодействия со специалистами необходимых организаций, навыки получения нужной информации.

  5. Медицинская помощь.

       Медицинское сопровождение воспитанников и выпускников детского дома одно из необходимых направлений деятельности в рамках проекта. Оно предполагает оказание первой медицинской помощи
, помощь в осуществлении взаимодействия с медицинскими учреждениями города, области, консультативную помощь по вопросам здоровья с медицинскими работниками детского дома и педагогами-наставниками.

       Из множества проблем, с которыми сталкиваются выпускники детского дома, одной из важных является возможность принимать решения по вопросам  всей своей дальнейшей жизни, брать на себя ответственность за жизнь другого человека, своего собственного ребенка. Конечно, для того, чтобы принять правильное решение, им необходима помощь компетентных специалистов и педагога-наставника.  

Литература.

  1. Антонюк Е. В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами / Е.В. Антонюк // Вестник МГУ. Серия14 «Психология», 2006 - С.58-60.

  2. Батаршев А.В.:  Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. СПб.: Речь /2005. – 208 с.

  3. Бочарова В. Г. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий. М.: Консорциум «Социальное здоровье России », 2003.

  4. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг нас.- М., 2003.

  5. Глэддинг С. Психологическое консультирование. / СПб.: Питер, 2002.

  6. Гербеев Ю. В. Воспитательная работа в учреждениях интернатного типа. М.: НИИ школ, 2004.

  7. Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога./ СПб.: Питер, 2007. - 216 с.

  8. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. /СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

  9. Шелкоплясов А.Н. Комплексная программа воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей школьного возраста «Я – Личность». Георгиевск, 2019 г.

  10. Шелкоплясов А.Н. Программа подготовки к самостоятельному проживанию воспитанников детского дома «В поисках смысла жизни». Георгиевск, 2017 г.