Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
III. Ролевая игра (25 мин.)
Дидактическая задача: урок проводится в форме игры, которая называется ролевой, поэтому учащиеся должны забыть, что они являются учениками и исполнить роли других людей.
Задачи участников судебного разбирательства:
-
вникнуть во все обстоятельства дела; -
определить степень вины или невиновности подсудимого; -
вынести справедливый обвинительный или оправдательный приговор.
Учитель напоминает о том, что в этой работе им поможет дополнительный материал на столах. А основным правилом для судебного разбирательства станут слова афинского архонта (высшее должностное лицо в Афинах) Солона:
“Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон”.
Учитель. – Как вы его понимаете?
Ученик. – Чтобы вынести приговор надо провести судебное разбирательство, выслушать всех свидетелей, прокурора, адвоката, а затем вынести подсудимому решением суда приговор.
Учитель. – К какому выводу мы должны прийти к концу судебного разбирательства?
Ученик. – Никто, кроме суда, не может назвать человека преступником.
Эксперт. Зачитывает статью Конституции РК 75.
Учитель. – Что такое правосудие?
Эксперт. – Правосудие – это защита законных прав и интересов граждан в таком суде, где невозможно нарушить справедливость и закон.
Учитель. – Итак, начинаем. Участники судебного процесса ознакомлены с сюжетом и текстом судебного разбирательства
Ход урока – суда
Секретарь. – Суд идёт! Прошу всех встать!
Председательствующим суда является Кусаинова Аяжан Оспановна
Судья. – Объявляю заседание открытым.
Все участники судебного разбирательства предупреждаются, что дача заведомо ложных показаний в соответствии со ст. 352 УК РК наказывается лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на тот же срок.
Судья. – В суд поступил иск от родителей, законных представителей несовершеннолетнего, 13-летнего Нурланова Досжана, пострадавшего во время дорожно-транспортного происшествия.
Следствием установлено, что обвиняемый является молодой водитель-таксист Казбеков Касым Маратович, сбивший мальчика-велосипедиста, 13 летнего Нурланова Досжана. Пострадавший уже поправился и находится в первом ряду. Вместе со своими родителями он требует наказать шофёра “по всей строгости закона”.
Судья. – Подсудимый Казбеков, встаньте. Ваша настоящая фамилия, имя, отчество, дата рождения, род занятий.
Водитель - таксист. – Казбеков Касым Маратович, родился 5 февраля 1975 года, водитель-таксист.
Судья. – Прошу садиться. Подсудимый, согласно статья 106 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, вы имеете право заявлять отводы, приносить жалобы на действия и решения прокурора и суда, защищать свои права и законные интересы любыми другими средствами и способами, не противоречащими закону. Помимо этого, вы имеете право на последнее слово.
Слово секретаря. – Начинаем судебное следствие. Оглашается обвинительное заключение прокурором.
Выступление прокурора. – В результате дорожно-транспортного происшествия здоровью Досжана был причинён средней тяжести вред. Это произошло “вследствие ненадлежащего исполнения водителем своих профессиональных обязанностей”, ст. 345 ч. 1 УК РК. Неумелое управление автомобилем представляет большую опасность для жизни и здоровья граждан.
Водитель только недавно получил водительское удостоверение. Менее года назад он был принят на работу в таксопарк.
Слово секретаря.
– Слово предоставляется пострадавшему.
Слово адвоката. – С какого возраста вы управляете велосипедом? Где вы катаетесь на велосипеде? Знаете ли вы правила дорожного движения?
Слово пострадавшего. – Велосипед мне подарили родители, когда мне исполнилось 12 лет. Сначала я ездил в своём микрорайоне, а когда научился хорошо водить велосипед, то стал ездить по дороге в другие микрорайоны.
Управляю велосипедом хорошо, даже могу ездить держась одной рукой.
А о правилах дорожного движения нам рассказывали на классных часах.
Слово секретаря. – Вызывается свидетель со стороны обвинения.
Слово свидетеля (со стороны обвинения). Я друг Досжана, Санжар, мне 14 лет. Я его учил ездить на велосипеде. Мы с ним везде катались. Летом на речку, в лес отдыхать ездили. И всё было нормально. Но сейчас много такси ездит у нас в городе, что даже велосипедистам опасно стало кататься. Ведь водители должны уступать дорогу велосипедистам.
Слово секретаря. – Вызывается свидетель со стороны защиты.
Слово свидетеля. – Я водитель машины, ехал сзади водителя-таксиста и заметил следующее. Велосипедист двигался по середине дороги, когда стал поворачивать налево, одной рукой он махнул своему товарищу, стоявшему на другой стороне дороги. В это время и произошло столкновение.
Слово секретаря. – У прокурора, адвоката, судей есть ли ещё вопросы к свидетелям? Заключительное слово прокурора.
Слово прокурора. – Водитель не проявил бдительность. Не имеет хороших профессиональных навыков. И совершил преступление по ст. УК №345 ч.1. Требую наказания.
Слово секретаря. Защитная речь адвоката.
Слово адвоката. – Водитель не виновен. Это я могу доказать.
Во-первых: следствие установило, что велосипедист двигался по середине дороги. А в пункте 24.2 Правил дорожного движения сказано (адвокат открывает текст правил)
“Велосипедисты... должны двигаться только по правой полосе... возможно правее”. Пострадавший во время следствия не мог объяснить, почему он двигался так далеко от тротуара.
Во-вторых, велосипедист до столкновения ехал, держа руль одной рукой, а в момент столкновения уже совершал поворот налево. Всё это подтвердили свидетели. А в пункте 24.3 ПДД сказано: “Водителям велосипеда и мопеда запрещается: ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой..., поворачивать налево... на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении...”
В-третьих, пострадавшему исполнилось 13 лет. А в пункте 24.1 ПДД говориться: “Управлять велосипедом... при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет”. Я прошу вынести водителю оправдательный приговор.
Слово секретаря. – Последнее слово обвиняемого.
Слово обвиняемого. – Граждане судьи. Прошу Вас оправдать меня. Я сожалею, что причинил вред здоровью Николая Иванова. Я очень переживаю за его состояние здоровья. Но моей вины в том, что произошло дорожно-транспортное происшествие нет. Да и в результате аварии моя машина получила повреждения, т.к. я попытался уйти от столкновения и врезался в дерево.
Слово секретаря. – Суд удаляется на тайное совещание. Он должен принять решение.
Слово эксперта суда.
1. Чьи выступления были грамотные и аргументированные.
2. Кто из участников судебного процесса художественно исполнял роль, умело импровизировал.
3. Знал хорошо материал, основные понятия.
4. Могут ли сделать сообщение журналисты о ходе судебного заседания.